Авторский блог Владимир  Бровкин 09:25 11 июня 2017

ХУДОЖНИК-ОФОРМИТЕЛЬ

успехи либеральных реформ и народный обед

ХУДОЖНИКИ – ОФОРМИТЕЛИ

И «НАРОДНЫЙ ОБЕД»

По письму Юрия Петровича Дигавцова

из села Вострово Волчихинского района Алтайского края

И была в стране такая профессия – художник оформитель.

Среди прочих профессий страны Советов.

Не самая главная. Но нужная и заметная.

И труд их в любом уголке страны всегда был на виду.

От казармы, до завода, стройки, школы, вуза, на площадях и улицах всех без исключения сел и городов.

На каждом предприятии был художник. Бюро ли эстетики.

Работали они, художники-оформители, много. С азартом. С выдумкой. С самоотдачей.

Скучать им было некогда.

Страна была на марше трудовых свершений.

А они пели трудовую славу стране. Ее героев. Рекорды. Которые с нынешними «успехами», как мы знаем и близко не стояли.

Если, касаться внешней стороны этой профессии, то художник оформитель — это как бы дизайнер.

Но глубинной сутью своей — разница тут между этими профессиями большая.

Сегодня любая сообразительная девчушка, не умеющая и двух линий параллельно провести на бумаге, но умеющая стучать по кнопкам клавиатуры — уже с задранным носиком — дизайнер.

И причиной тут тому не один только компьютер.

Дизайнер — это, прежде всего — реклама, реклама. Цель рекламы — прежде всего нажива.

Вот письмо из глубинки из Волчихинского района Алтайского края от Юрия Петровича Дигавцова, отдавшего четверть века этой увлекательной и интересной работе, в котором он вспоминает о своей работе, делится впечатлениями о нынешней жизни.

Да, либеральное время внесло свои коррективы в наглядную агитацию. Так тогда, в советское время, называлась эта сфера деятельности. Непременный элемент вчерашней жизни, как автомат газированной воды, из которого никто не брезговал напиться.

Зацените, однако, кому поет ныне гимны сегодняшняя наглядная агитация. Если рекламную деятельность сонмища рекламных агентств можно так назвать.

Сегодня, впечатляющим примером нынешнего дня, на всю стену торгового центра, храма, так скажем торговли, торговли, — горластый плакат: «Выгода — здесь!»

Пафосом и внешне чем-то напоминающий плакат времен гражданской войны, или плакат великих комсомольско-молодежных строек. А вот сутью…

«Выгода — здесь!» — это лозунг и философия сегодняшнего дня. В предельно концентрированной и упертой форме.

Ранее так размашисто писали — «Вся власть — советам!», «Даешь!»

Когда страна была — страной героев и строек.

Сегодня страна героев труда стала страной эффективных менеджеров, золоченых идолов эстрады, кандидатов в депутаты, о чем теперь каждая вывеска и каждый телеграфный столб ревет пожаром красок.

С комариной тучей праздников по любому поводу, которыми зовется ныне, похоже, чуть ли не каждый ярморочный день.

Для наглядности разницы в рекордах, далеко ходить не будем, и сошлемся на материалы, взятые в газете «Алтайской правде». Вот материал «На первом месте» ( №80 от 4 мая 2017 ).

«Алтайских производителей сельскохозяйственной сферы признали лидерами в России по итогам первого квартала 2017 года, сообщили в региональном управле­нии по промышленности и энергетике.

Алтайский научно-исследовательский институт техноло­гии машиностроения (в советское время это предприятие называлось Научно-производственное объединение — АНИТИМ автор) назвали крупнейшим производителем пружинных борон в стране. Алтайский завод сельскохозяй­ственного машиностроения стал российским лидером в производстве секционных борон. Также предприятие заняло первое место в РФ по объемам выпуска почвообрабатывающей техники. В прошлом году оно было лишь на четвертом месте.

Отметим, в 2016 году в крае было выпущено 7,9 тыс. еди­ниц сельхозтехники почти на 7 млрд рублей».

На этом предприятии я довольно долго работал и могу без ложного пафоса сказать, что это было знаковое, по своему в чем-то даже стильное предприятие в системе Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, от которого если что еще и осталось, то только то и осталось, что может еще остаться в нынешних углублениях и оптимизациях.

Да еще на выезде из города в поселок Новосиликатный, как о былой и внушительной славе этого предприятия, внушительные руины завода, который объединение строило, расшивая узкие места по производственным площадям. В которых чего только не было, в том числе цех по производству колбасы.

Предприятия тогда могущественного министерства, возглавляемого Александром Александровичем Ежевским, прославленным советским министром, который, кстати, начинал карьеру на Алтайском тракторном, который время реформ и ребят в малиновых пиджаках сдуло, славившееся оборудованием по шлиценакатке, робототехникой, широким спектром сварочного оборудования, наработками в порошковой металлургии, плазменного напыления.

Предприятие, проектировавшее и изготовлявшее линии сборки и сварки кабин как для тракторного, так потом и для автомобильного машиностроения.

Чего стоила только география поставок наукоемкой продукции, куда научно-производственное объединение технологии машиностроения проектировало и изготовляло, перечисляю навскидку, свою продукцию: Россельмаш, Тульский комбайновый, Красноярский, Таганрогский комбайновый, Волгоградский, Алтайский, Липецкий, Белорусский тракторные заводы. Автобусные заводы во Львове, Кургане, троллейбусный завод в Энгельсе. В последние годы перед крахом СССР делали установки, для сварки трением для Молдавии, когда горластая ельцинская демократия, рвясь к рулю уже половодьем валила по площадям и улицам страны и ехать туда внедрять и что-то делать там было делом более чем боязливым.

На предприятия, составлявшие славу советского машиностроения. При вспоминании о которых на ум приходят пушкинские строки — иных уж нет, а те — далече.

Так на территории крупнейшего в стране Красноярского комбайнового завода, с которым у АНИТИМА было долгое и плодотворное сотрудничество, выстроен ныне квартал элитного жилья.

Ну чем не рекорд?

Так вот была в АНИТИМе группа высокопрофессиональных художников в бюро эстетики. Лучших в городе.

Объединению было чем похвалиться, и что показать. Ту же шлиценакатку объединение продавало во Францию, Румынию, Японию…

Сегодня в остатках его — делают борону. И вполне может статься — неплохую борону.

Но зацените разницу! Мощное наукоемкое объединение с прекрасной производственной базой сегодня превращено, в просторечье говоря, в заводик по производству сельхозинвентаря.

Но как громко, мажорно, все подается!

Второй пример, там же в радужных тонах материал «Творить добрые дела» (№79 от 3 мая 2017), который разом и удивляет и удручает.

«В Алтайском крае в рамках благотвори­тельного проекта бесплатно раздают продукты питания нуждающимся.

Проект «Народный обед» — это постоянное обеспечение продуктами людей из мало­имущих семей. В продоволь­ственный набор включены макароны, крупы и раститель­ное масло. Раз в две недели добровольцы в специальном цехе будут собирать пакеты с едой.

27 апреля первую партию посылок для жителей Рубцов­ска, Алейска, Шипуновского и Красногорского районов подготовили волонтеры из Алтайского государственного медицинского университета и Барнаульского базового ме­дицинского колледжа. Мария Ускова на протяжении года безвозмездно трудится в «Фон­де продовольствия «Русь». По­сле занятий с другими ребя­тами посещает детские дома, участвует в донорских акциях, помогает по хозяйству пожилым людям.

— Творить хорошие дела должен каждый человек. Во-первых, получаешь столько позитивных эмоций; во-вто­рых, добро всегда возвраща­ется. По крайней мере, я в это верю, — говорит Мария.

Барнаул стал 22-й по счету российской площадкой, где в 2017 году заработал цех по формированию посылок для нуждающихся людей. В нашем регионе слаженная работа ведется «Фондом продо­вольствия «Русь», Алтайским региональным отделением Российского Красного Креста, Алтайской митрополией Рус­ской православной церкви.

4800

посылок в 2017 году получат

МАЛОИМУЩИЕ ЖИТЕЛИ РЕГИОНА В РАМКАХ ПРОЕКТА «НАРОДНЫЙ ОБЕД»

Почти плакатом реет, как стяг на ветру, очередной успех!

Жмешь, читая все это с чувством стыда, плечами. Не знаю там как у кого, а у меня от этой информации позитивных эмоций нет.

Я еще как-то понимаю суповый набор в Сирии, что раздают там ребятишкам.

А какой впечатляющий сонм организаций, почитайте, занятых при этом деле. Занимающихся, как бы нужной и важной для общества работой. Дух захватывает.

О чем бы и трубить то было бы как-то неловко. Ан, нет!

Строй, фабрикуя в массовом количестве нищих и прослойку миллиардеров и состоятельных, знающих себе цену людей, которые при массовом и бьющем все «рекорды» социальном расслоение «монолитного народа», умилительно формируют первым суповые наборы. Двигая неустанно вперед дело благотворительности.

Но благотворительность не зяккат, а налог при колоссальном социальном расслоении общества у всех — удручающе один.

Но вернемся к рекордам.

Какие у нас рекорды и успехи на столбовой дороге рынка, дают следующие цифры:

«С детства всем нам памятна фраза Михайлы Ломоносова о том, что могущество России будет прирастать Сибирью.

Посмотрим, однако, на цифрах где и что у нас сегодня прирастает, и сравним разницу в самом банальном и понятном все показателе, не прибегая ко всяким мудреным экономическим показателям, столь ныне популярным — разницы средней зарплате между жителем столицы и провинции на примере Франции и России.

В 2016 году средняя заработная плата в Париже, сообщают СМИ, составляла 43 406 евро в год, тогда как по стране — 35 871 евро в год. Средняя зарплата француза в провинции от столичного жителя составила 82%.

В Москве, сошлемся на данные Росстата и Алтайкрайстата — в начале 2017 года соответственно: в Москве средняя зарплата — 67 899 рубля, а в крае — 20 302 рубля. То есть средняя зарплата жителя края составляет всего-то 29% от зарплаты белокаменной.

А для большей наглядности разницу так напишем: во Франции разница — 18%.

В России, на примере нашего края — цифра куда как более чем впечатляющая — 71%.

У коммунальщиков Барнаула средняя зарплата — 15 тысяч рублей. И это учитывая то, что работать коммунальщикам приходится при впечатляющем недофинансировании их сферы. Что, впрочем, разве удивительно? Недофинансирование сегодня — бич, какой не хватись сферы. По словам директора Барнаульской тепломагистральной компании Александра Гросса изношенность тепловых сетей в городе — 70-80%.

Героизм? Да! Успехи и рекорды? В какой-то степени тоже да!

Но есть деньги для проведения разного рода шумных кампаний. Прокатилась по краю и стране с шумом в конце мая акция предварительного голосования «Единой России», где, какой восторг и восхищение, все прозрачно, все на высшем уровне организованности и участливости к народу, все — воодушевление и восторг. О чем не преминул поделиться в телеящике Председатель правительства Медведев и он же вождь самой работящей у нас в стране партии — давно ли рассказывавший о том, что денег в стране — нет!

По городу порхали стаями яркие буклеты с улыбчивыми портретами тех, кто нас собрался в очередной раз осчастливить и с перечислением восторженным о фактах неустанной заботы о народе. Девушки, бегающие с буклетами и участливо выспрашивая оссии и улыбчиво выспрашивающие А вы за кого Как это в детстве говорили перефразируем За луну или за солнце.— вы за кого? Неужели не за нас? В ветер на стекле в трамваях трепал простыни с цифрами успехов. Вперемежку с улыбками «участливых вы наших и заботящихся о нас».

Такие вот дела.

Но зато при всем при этом у нас в крае — один из лучших в стране молодежный парламент.

И Алтай победно входит в число регионов, занимающих призовые места в рейтингах экологически чистых районов.

Чем тоже не радость?

Хочется словами артиста Смирнова из бессмертной комедии Гайдая, читая все эти победные реляции спросить: «А где булочка?»

Имея под булочкой в виду реальное производство. А не эти цеха для «народного супа».

Вот о чем напомнило письмо труженика этой специфической, но более чем известной в советское время профессии.

К письму он приложил стихи, о тех, кто корень, кто стержень, кто низовая, трудовая Россия, раньше имевшая гордое название — трудящиеся человек, рабочий класс. О тех, кто защищал Родину и дело социализма в боях. Стихи непритязательные и неброские. Даже, прямо скажем, непрофессиональные. Но искренние. В чем и состоит их прелесть и обаяние. Так ладно сочетающиеся с тем, что раньше слаженно вписывалось в понятие — слава человеку труда. Как непременный атрибут того, что в советское время звалось наглядной агитацией и расцвечивало нашу жизнь пафосом свершений и вселяло в нас за свою родину и народ гордость.

Это вам не «высокопрофессиональные тексты» из очередей шлягеров, которыми потчюют нас поджимая губки сытые короли эстрады — «Ай лайв ю-ю-у-у-у!» (с подвыванием в микрофон) или камерно-томное — «Свеча горела на столе…» — или высокопарно-настольгическое — про тот же хруст французской булки.

Это, основательней, проще, по-нашему.

И про нас.

ЗЕМЛЯКИ

Жестоких сражений с врагами,

Давно уж рассеялся дым…

Но подвиг героев, их славу

Мы трепетно в сердце храним.

Страницы истории помнят

О подвигах наших ребят,

О волчихинских героях,

В музее на нас что глядят.

На фронте любом, от Орла до Карпат,

От стольного града до Волги-реки,

Везде воевал наш советский солдат,

Везде воевали мои земляки.

На карте великой Отчизны моей —

Район наш размерами скромен,

Но глянь, каких вырастил он сыновей.
И шесть из них стали — героями.

Авдеев, Логинов, Найдёнов,

Михин, Березуцкий, Белоконь.

Вот они — воины-герои,

Прошедшие пекло и огонь.

Волчихинцы! Герои-земляки!

Достойно защищали вы державу.

Не подвели в боях сибиряки.

И знаем — не померкнет ваша слава!

Юрий ДИГАВЦОВ,

с. Вострово,

Волчихинский район

Алтайского края

1.0x