Авторский блог Андрей Фефелов 23:02 23 ноября 2016

Христос и ветер на горе Херувимов

блаженны миротворцы

По лоскутному одеялу враждующих территорий, мимо траншей и насыпей, через заслоны и блокпосты совершаю паломничество к единственному на земле памятнику Второму пришествию Христа. За окнами автомобиля мелькают и сменяют друг друга образы и видения сирийской жизни. То мы едем в недрах какого-то огромного мёртвого города, среди искорёженных и раздавленных многоэтажных домов. То вкатываемся в тесную шумную деревню, на улицах которой копошится суетливый торговый народ. На лицах взрослых и детей лежит тень усталости и безнадежности. Шестой год продолжается здесь жестокая, кровавая и бессмысленная гражданская война.

Война эта не имеет чётко выраженных границ и оснований. Коран восстаёт против Корана, клан идёт против клана, армия воюет с армией. Встали на дыбы уезды, восстали семьи, социальные группы. Во всём этом море хаоса, словно чёрные акулы, бродят иностранные подразделения — ДАИШ и Фронт Джабхат ан-Нусра. Они контролируют нефтяные месторождения в глубине страны, совершают кровавые рейды в пригороды Дамаска. В большей своей части алавитская Сирийская армия Асада, в основном суннитская так называемая Свободная армия Сирии, сирийские туркмены и сирийские же курды, ливанская Хезболла, иранский спецназ, израильская, турецкая, штатовская разведки плюс к тому русские на самолётах в небе — всё это сталкивается, переплетается, шипит, ненавидит, скрежещет и стреляет по мере сил и средств.

Пустынное шоссе вьётся вдоль величественного хребта Каламун. Некогда, во времена Византии через эти места шла Святая дорога из Царьграда в Иерусалим. Тогда весь Ближний Восток был христианским. Нынешние Турция, Саудовская Аравия, Израиль, Палестина и Сирия — части исчезнувшей великой православной державы с центром в Константинополе. Острова в море, пустыни и горы были отмечены святыми монастырями, храмами и кельями, часть которых и ныне находится на святой сирийской земле.

И вот я на высоте 2100 метров над уровнем моря возле разбитого войной монастыря Херувимов, что близ города Сайданая.

Солнце уже клонится к западу. И величественные пространства в закатных лучах стелются золотыми коврами, уводя взгляд в туманные свечения горизонта. Весь мир на ладони. Справа Голанские высоты, гора Хеврон, слева, за янтарными скалами — Турция.

Среди этой божественной красоты и пронзительного ветра я стою на самой высокой точке Сирии, у подножия памятника Христу и пытаюсь разгадать тайну этого монумента, его смысл и предназначение. Под ногами — охваченная пожаром местность. Над головой — фигура благословляющего Христа, стоящего в центре пылающей страны, где пересекаются и сталкиваются интересы десятков государств и сотен больших и малых корпораций. Неужели это указание на то, что кровавый гражданский конфликт в Сирии перерастёт в глобальное военное столкновение сверхдержав, в Третью мировую, в ядерный Апокалипсис?

Ведь здесь, на священных землях творилась и творится метаистория, осуществляются библейские пророчества, свершаются великие Преображения. Здесь, в пещере над Дамаском случилось первое кровавое преступление: Каин убил Авеля. В этих сёлах, скрытых золотой дымкой, люди до сих пор говорят на арамейском наречии, на котором, по преданию, говорили первые люди. Именно по этим холмам шёл Авраам из города Ур, через Евфрат в землю Ханаанскую. Тут, по дороге в Дамаск, гонитель христиан фарисей Савл рухнул в пыль, восстав уже пламенным христианским проповедником, неутомимым апостолом Павлом.

Исламские пророчества о последних временах также связаны с Дамаском. Именно здесь ожидается Второе пришествие Исы бин Мариам: "Аллах ниспошлёт нам Мессию, сына Мариам, и он спустится на белый минарет в восточной стороне Дамаска, одетый в шафранового цвета одеяние, положив руки на крылья двух ангелов".

…В закатный час я поднялся на гору Херувимов и увидел здесь разгромленный христианский монастырь и статую, посвящённую Второму пришествию.

И дул ветер — сильный и страшный. В гуле ветра я услышал свист, рычание и стоглавый вой. Как будто приближалась ко мне свирепая, неугомонная стая голодных псов. Уходя от этого звука, от сбивающего с ног безумного ветра, я поднялся по расстрелянной лестнице и припал к подножию. И стало вдруг тихо. И я понял, что Христос, стоящий на вершине, любит всех и благословляет всех!

Что Христос поднялся на гору возвестить о мире. Он встал среди воюющих детей ислама, среди кровавой распри, чтобы прекратить свершающийся ужас. И орудием Его божественной воли неминуемо станет Россия.

Россия, на много лет выпадавшая из ближневосточного контекста. Россия, не вырастившая новую когорту разведчиков и дипломатов, опытных переговорщиков, знающих тонкости внутренней ситуации в регионе. Россия, до конца не осознавшая своё предназначение и не выработавшая свою стратегию на этих раскаленных плацдармах.

Но, та самая Россия, без которой начинается война всех против всех. Та Россия, что способна державной волей и военной мощью остановить братоубийственный конфликт, потому что исторически и политически она — вечный миротворец, геополитический стабилизатор, в христианской эсхатологии — Удерживающий. Россия пришла на Восток не только с высокоточными ракетами и тяжёлыми бомбами. Она пришла сюда с доктриной мира, весть о которой скоро облетит все страны планеты.

Отсюда, с горы Херувимов очень хорошо видно будущее. Миротворческий процесс будет очень сложным и противоречивым. Проходить он будет не в женевских кулуарах, а в обугленных деревнях и городах Сирии, среди народа, смертельно уставшего от войны.

Значительное перемигивание между собой великих держав, совместные декларации и вращение круглых столов не заменят собой низовую работу по примирению воюющих сторон. Группы наёмников, фанатичные ДАИШ и Нусра разбегутся, как только Россией будет найден ключ к гражданскому миру в Сирии. Как только Россия станет грозным и справедливым гарантом этого мира.

…Солнце неумолимо падало за гору Хеврон. Вокруг по-прежнему вращался золотой диск мироздания. По-прежнему бушевала война, свершался неумолимый круговорот жизни и смерти. И в центре этого вспыхивающего и гаснущего мира стоял Господь, преображающий и благословляющий нас.

двойной клик - редактировать изображение

***

Рассказывает президент благотворительного фонда "Святая земля" Самир Эль-Гадбан:

"Мы больше не говорим о святости камней. Теперь, в разгар сирийской войны мы говорим только о главном — о человеческих душах. Человек, который создан по образу и подобию Божьему, — это главная святыня и в христианстве, и в исламе, и во всех других мировых религиях. На сегодняшний день в Сирии страдает православная община. Раньше здесь, на Ближнем Востоке была самая большая православная община (около полутора миллионов человек). На сегодняшний день от всех христиан в Сирии осталось в общей сложности порядка 500 тысяч. Конечно, это огромный удар по христианству Ближнего Востока. Мы будем надеяться, молиться, но вероятно, что ислам вернётся на эти земли, а христиане побоятся возвращаться сюда.

На самом деле, несмотря на колоссальные разрушения, восстановить можно всё. Из разорённых монастырей Святой Фёклы и святых Сергия и Бахуса даже украли иконы. Но туда всё равно вернулась молитва. Монастырь святой Фёклы в Маалюле — это великая святыня православного мира, первый в мире монастырь, основавшая его святая Фёкла была ученицей святого апостола Павла в I веке.

Христианские корни питают Сирию. С этими корнями связано и житие апостола Павла, и житие Георгия Победоносца, и житие Иоанна Дамаскина. Великомученик Георгий совершил свой первый подвиг недалеко от Дамаска. Вся российская символика наполнена образом Георгия Победоносца — это и знаменитый Георгиевский зал Большого Кремлёвского дворца, и георгиевские награды для российских героев. По молитвам преподобного Иоанна Дамаскина — величайшего святого, богослова, гимнографа, выходца из Дамаска — отпевают всех православных.

Долго можно перечислять наши сирийские святыни, потому как их великое множество. Пока здесь живёт община — живут и монастыри, и храмы. Как только люди уйдут — святыни погибнут. Именно поэтому нам очень важно создать рабочие места, гарантии для христиан, чтобы они чувствовали себя защищённо и могли найти точки соприкосновения с исламом. Иначе им не выжить.

К огромному сожалению, уже на протяжении шестого года войны никакой активной работы по сохранению христианской общины не ведётся. И это не только моё мнение. Так считают и люди, которые работают в православном Антиохийском патриархате. В своё время я приезжал в Москву, встречался со многими высокопоставленными чиновниками и общественными деятелями, общался и с помощниками президента, и с дипломатами в МИДе, которые отвечают за связи с Ближним Востоком. Даже по благословлению Антиохийского патриарха передавал икону Владимиру Владимировичу Путину… Увы, ответом мне было лишь молчание. А молчание в этой ситуации — преступление.

Факт остаётся фактом, и он так и будет записан в истории, что за шесть лет сирийской войны Россия ничем не поддержала первую христианскую и православную общину мира. Хотя многие корни русского православия и православной культуры лежат в Сирии.

Без содействия властей мы, простые люди, мало что можем здесь сделать. Никто просто так сюда приехать не может. Нужно особое разрешение, пребывание здесь проходит под особым контролем. Конечно, мы можем помогать, можем пытаться обходить все чиновничьи препоны, но от нас мало толку. Здесь, на этой земле разгорелся страшный мировой пожар, и при этом на него дует ещё огромное количество государств. Что мы можем со своими ведёрками?!

Впрочем, Божья воля проявляется через немощь. Несмотря на бессилие, в своё время мы установили на горе Херувимов монументальный памятник. Изначально это был миротворческий проект.

Ещё в 2003 году, до войны, когда мы по благословению Святейшего Патриарха Алексия II открывали монастырь, который реставрировали после 65-го года и который был заложен патриархом Алексием I, мы подумали о том, что здесь должно быть какое-то послание миру, так как нагнетание вражды между исламом и христианством к добру не приведёт. Каким должно быть это послание? Мы долго думали и решили, что нет лучше образа, чем Второе пришествие Христа, которое объединяет обе монотеистические религии. Патриарх Игнатий IV и святейший патриарх Алексий II утвердили этот проект, и на горе Херувимов, на главной стратегической высоте Сирии, в 2006-м году мы начали работать над воплощением этой идеи. Война ещё не началась, но уже тогда святейший патриарх Алексий II промыслительно сказал, что на горе Херувимов наша линия фронта, и проходит она через всю Сирию. Мы были движимы его мыслью, мы понимали, как необходим этот памятник, и поэтому не остановили работы, даже когда началась война.

Помню, когда скульптура была уже отлита, её нужно было везти. Был 2012 год. Война была в разгаре. Я пошёл к старцу блаженнейшему патриарху Игнатию IV и сказал: Ваше Блаженство, вот скульптура готова, как нам поступить? Казалось бы, столько трудностей, рисков, и патриарх как человек здравого ума должен был отказать нам в благословении. Однако он сказал: везите и ставьте, если это возможно. Уже не было в живых святейшего патриарха Алексия II, ушёл генерал армии Варенников, который утверждал этот проект на всех уровнях власти. Курировал этот проект владыка Евгений, ректор Московской духовной академии и семинарии, лаврские богословы и иконописцы формировали образ этого памятника. Из Армении, где скульптура отливалась, памятник везли большими сорокафутовыми морскими контейнерами с большими сложностями — через Грузию, Египет, Ливан… Во время этого движения мы осиротели совсем: умер патриарх, блаженнейший Игнатий IV. И было настоящим чудом, что патриарх успел переговорить с премьер-министром Сирии, и тот дал разрешение на ввоз контейнеров в последний день 2012-го года. Из-за активных военных действий до горы Херувимов мы везли скульп­туру на открытых платформах, чтобы показать всем, что везём не оружие, и нас обстреливать нельзя.

Уже после установки скульптуры настоятель монастыря рассказывал, как во время жестокого боя, когда монастырь насквозь простреливали, он вместе с монахами прятался внутри памятника. Так и сказал: мы спасались в Христе. Внутри постамент памятника полый, стены метровой толщины с арматурой 32 мм — это мощнейший дот, который невозможно пробить. Недаром патриарх Игнатий IV промыслительно дал название этому памятнику: "Я пришёл спасти мир" — уже сейчас Христос защищает всех, прибегающих к Нему.

Думаю, если Господь провёл нас через все перипетии, помог осуществить очень сложную и рискованную техническую работу по установке скульптуры, значит, на то есть Его воля. Рабочие боялись работать на открытой площадке, нас обстреливали со всех сторон. Я не работал с ними, но мне приходилось просто открыто стоять, чтобы ребята не боялись и делали своё дело. Пули и осколки не брали нас. Мы были под защитой Господа и Его Пречистой Матери. И не удивительно, что наш памятник встал в праздник Покрова Пресвятой Богородицы…

В мире никто не ищет согласия, никто не ищет мира. Даже те, кто, казалось бы, призван к этому. Хотя Христос сказал своим ученикам: не бойтесь, ни одна волосинка не упадёт с вас, если на то не будет Божьей воли. Я всегда руководствуюсь Его словами и считаю, что, во что бы то ни стало, надо работать, работать и работать. И тогда, дай Бог, мир всё-таки восторжествует над невежественной войной".

Примечание редакции: 12-метровая композиция с образом благословляющего Христа (вместе с постаментом её высота достигает 39 метров) видна из Ливана, Иордании, Палестины и Израиля. Скульптор Артюш Папаян

Фото Андрея Фефелова

28 марта 2024
1.0x