Авторский блог Надежда Диас 11:32 9 января 2017

Хотите попутешествовать?(глава из книги "С любовью о Кубе" (Республика Куба в 1983 - 1985 годах))

В данной главе рассказано о различных видах транспорта на Кубе.

Для этого надо воспользоваться разными видами транспорта. Пешком идти сложно. Жарко. Хотя есть люди, увлекающиеся туризмом, и они идут по дорогам и лесам с рюкзаками за спиной. Но мы все же поедем. На чем? Можно на велосипеде. Ведь на Кубе велосипедом пользуются многие. Недалеко от моего дома находилась табачная фабрика, у дверей которой всегда стояло по 30-40 велосипедов. Это жители окрестных деревень приезжали сюда на работу. На велосипедах ездят за покупками, часто можно увидеть впереди папы, сидящего у руля, ребенка 2-3 лет. Словом, велосипед – это не развлечение, а предмет, необходимый для ведения хозяйства.

В противоположность велосипеду существует фиакр. У автобусного вокзала в Санта Кларе есть и стоянка фиакров. Часто они стоят подолгу пустыми. Ведь это предмет роскоши. Стоит дорого, в основном, обслуживает иностранных гостей, которых привлекает этот экзотический вид транспорта.

Рядовой кубинец чаще всего пользуется автобусом и услугами железной дороги. Если из Ранчуэло отправится в Гавану, то проедешься и на междугороднем автобусе, и на городском, и на поезде. Ранчуэло находится посередине острова, но путь от него до Гаваны не близкий, 5-8 часов. Да еще чемодан в руках, в котором много одежды. Ведь в тропиках каждый день надевают чистую одежду. Так что путешествие из Ранчуэло в Гавану столь же значительно, как путешествие из Москвы в Сочи. По этой же причине за все мое пребывание на Кубе я не смогла добраться из Ранчуэло в Гуантанамо, где жили мои знакомые.

Итак, в путь. В Ранчуэло на автобусном вокзале сажусь на междугородний автобус, идущий в Санту Клару. Покупаю билеты. Кроме билета получаю еще бумажку с номером. Сразу же бросаю взгляд на деревянную доску. На ней написано мелом: Санта Клара – 400. Мой номер 481. Значит в первый автобус, идущий в Санта Клару, я вряд ли сяду. Если сяду во второй, то значит, что мне повезло, потому что иногда можно ждать своей очереди по 3-4 часа. Автобусов не хватает.

А сейчас я стою на стоянке. Подъезжает автобус и в него входит контролер. Контролер начинает выкрикивать номера: «401, 402, 403». Хорошо, что я уже долго живу на Кубе, новичку, не знающему языка, весьма жутко стоять и слушать эти цифры. Стоит и боится, как бы ни прослушать свой номер. Ну, вот я сейчас стою и жду. Вдруг одно из окон приоткрывается, кто-то зовет меня по имени. Я подбегаю к окну, и мне протягивают свой номер. Обмен номерами все-таки происходит. Получается он из-за того, что кто-то торопится и по времени уже не может ждать прихода следующего автобуса, ловит попутную машину, а свой номер отдает кому-либо на вокзале. Теперь уже я отдаю свой 481 номер знакомой женщине с 492, а сама иду 430. Следом за мной проходит девушка с билетом, на котором печать с надписью: «Утверждаю». Такие печати ставят в кассе для людей больных, или вызванных в какое-либо учреждение к определенному часу.

Когда я только появилась в Ранчуэло, кассирша ласково посматривала на меня и часто ставила мне печать на билет, хотя я никуда не торопилась и никаких бумаг не предъявляла. Но если на вокзале было много народу, мне было неудобно пользоваться этими благами, и я делала попытку поймать попутную машину. Почти всегда мне это удавалось. На чем я только ни ездила в Санту Клару, и на огромных грузовиках, и на «Москвичах», и на «козлике», и даже на мотоцикле. Такая поездка всегда бесплатно, поэтому если вы стоите у шоссе, то в каждой едущей мимо машине рядом с шофером обязательно сидит пассажир.

Автостоп выручал меня очень часто.

Однажды сломался автобус, который привозил сотрудников Педагогического института на работу, времени было уже много, и я поехала на попутном грузовике. Одежда моя (особенно в первое время) была не рассчитана на кубинскую жару, и сильно отличалась от кубинской, речь тоже была с акцентом. Шофер, взглянув на мой вид, спросил: «Вы что из Советского Союза?» Когда я сказала, что «да», он довез меня прямо до Института, хотя должен был свернуть с шоссе гораздо раньше. После этого случая подобное повторялось часто. Дружеское отношение к советскому народу можно было увидеть везде и во всем.

Иногда мне приходилось ездить и на городских автобусах. Здесь другой порядок посадки в автобус. Очередь выстраивается заранее. Все входят в первую дверь, и при входе бросают в кассу 5 сентаво (приблизительно 5 копеек в переводе на советские деньги). Школьники тоже делают это. Один-единственный раз, в Гаване, я видела ребят, едущих «зайцем», при этом они буквально висели на дверях, в салон пройти они уже не могли. Но надо учесть, что автобусами я пользовалась очень часто, и в остальных случаях дети школьного возраста за проезд платили. Плакаты в журналах призывали их: «Даже самые маленькие умеют это делать. Они уже выучили, что платить за проезд – их обязанность перед обществом». Может и не обратил бы внимание школьник на этот призыв, да уж больно смешная и веселая касса здесь нарисована, глаза у нее озорные-преозорные и даже рот открыт до ушей.

Когда Вы бросили 5 сентаво в кассу, раздается щелчок, Вы входите в салон и движетесь вдоль автобуса, поэтому, кто первый вошел, тот первым и садится. Выход производится через вторую дверь. Уступают место в автобусе по-своему, например, у молодой мамы заберут ребенка и посадят его себе на колени, или, увидев человека с тяжелыми сумками, возьмут его вещи себе (на время поездки, конечно). Но все же старому человеку место уступят. Правда по телевизору довольно часто агитировали и за то, чтобы уступали места женщинам. Например, показывали такой фильм: «Все женщины в автобусе стоят, а мужчины сидят. Шофер говорит: «Товарищи мужчины! Надо всегда уступать места женщинам». Все мужчины встают, а женщины садятся.

Автобус имеет пластмассовые сиденья в один ряд и движется с очень большой скоростью. На узеньких улицах Санта Клары столь быстрое движение сначала пугало меня, координация движений у меня слабая, и я не знала, за что ухватиться при очередном повороте, и прилагала много усилий для того, чтобы не упасть.

Автобус довозит нас до железнодорожного вокзала в Санта Кларе. Здесь мы сидим несколько часов в зале ожидания и смотрим телевизор. В 12 прибывает поезд.

Поезда на Кубе существуют уже более 150 лет. Куба – это седьмая страна в мире, в которой начали действовать железные дороги. Столь ранее их строительство было связано с тем, что нужно было вывозить сахарный тростник. Его сначала везли к морским портам, а оттуда уже на кораблях в Испанию.

Современный поезд изнутри похож на автобус дальнего следования, с такими же креслами, которые можно откинуть для сна. Внутри поезда весьма прохладно. Значит, мы попали на поезд современной конструкции, с установкой для охлаждения воздуха. Проводница в форме обращает на себя внимание, в ее черных волосах светятся огоньки, это тонкие бусинки на китайской сеточке для волос. Следом за ней движется продавец с товаром. Он продает что-то наподобие новогодних подарков. В пакетик положены конфеты, печенье в шоколаде, которое на Кубе называют «африкано» и фрукты.

Так в удобных креслах мы едем до Гаваны. Ранним утром она предстает перед нами. Здесь нам предстоит сменить еще один вид транспорта, такси. На нем мы доберемся до знакомых, проживающих в Старой Гаване. В этом виде транспорта своя особенность, нет счетчика. Город поделен на зоны. Вы садитесь в такси, шофер сразу выписывает Вам квитанцию, где указана стоимость проезда до той зоны, которая Вам необходима.

Путешествовать по Гаване из одного конца города в другой сложно, приходится долго ждать автобуса и часто пересаживаться с автобуса на автобус, хотя автобусные маршруты нельзя назвать короткими. А город все растет и растет. Население увеличивается. И хотя знаменитый ансамбль «Ван Ван» («Идут, идут») и поет в одной из своих песен, что Гавана больше не выдержит (столько здесь людей), город от этого не уменьшается. И проблему с транспортом надо решать. Чем и занимается группа кубинских инженеров, проектирующих метро. Многие из них учились в Советском Союзе, в частности, в Московском Институте Инженеров Транспорта.

Начало строительства метро запланировано ими на 1990 или 1991 год. А всю первую двадцатикилометровую линию строители хотят завершить к 2000 году. Значит, когда-нибудь, лет через 20 , не надо будет брать такси, а можно будет сесть в метро. Но сейчас мы доезжаем на такси до дома друзей. Их квартира расположена на 5 этаже старого дома, но так как потолки в комнатах очень высокие, то это, как 9-10 этаж в Москве. В квартиру надо подниматься по мраморной лестнице с изящными железными решетками. В целом лестница по своей крутизне мне напоминает лестницу в Исаакиевском соборе в Ленинграде. Я еле-еле с трудом поднимаюсь на этот пятый этаж; где-то на четвертом меня обгоняет паренек лет десяти. Я смотрю на него изумленными глазами, еще бы, ведь у него на ногах надеты роликовые коньки, и он обгоняет меня… Ему бы в цирке работать!

Наконец я в квартире. Из кухни выход на крышу 4 этажа. Здесь сушится белье. Я выхожу на крышу - передо мной множество домов с мансардами. Вид отсюда необыкновенный, видно всю Старую Гавану, что-то совсем-совсем не похожее ни на Москву, ни на Ленинград. Мы приехали.

(продолжение следует

1.0x