Авторский блог Александр Оськин 16:11 28 июня 2018

Хочешь жить – умей вертеться

Главное для нас – научиться диверсифицировать медиабизнес, но при этом не заниматься, к примеру, общепитом
5

По данным статистики, потребительские цены в России в мае с.г. выросли на 9% по сравнению с апрелем текущего года. Как говорится, инфляция пустилась в пляс, и ее остановить будет достаточно трудно, тем более что впереди рост НДС. Покупать стали меньше, а товары, включая продукты питания стали похуже – в наших магазинах всё больше колбасных изделий, а не колбасы и т.д. Возникает резонный вопрос: что делать в этих трудных условиях? Это в полной мере касается и отечественной медиаотрасли.

Но сначала о чужой медиаотрасли. В Португалии, к примеру, печатные СМИ тоже переживают кризис, конечно, с другими параметрами, но всё же кризис. Журнал «Журналист» недавно сообщил о выходе юбилейного 20-го выпуска отчета от консалтинговой группы Innovation International Media Consulting Group, авторы которого, в частности, утверждают, что больше нельзя раздавать свой контент бесплатно и что печатные продукты должны подорожать в пять раз, а также перечисляют 11 бизнес-моделей, которые могут стать для издателей новыми источниками прибыли.

В данном документе содержатся чёткие рекомендации, что делать и как жить издателям. То есть информационным фабрикам, создающим контент и заинтересованным в получении максимальной прибыли от своей деятельности.

Так, на презентации отчета его соавтор и президент консалтинговой группы Innovation Хуан Сеньор назвал формулу «сегодня бесплатно, но завтра всё окупится» не иначе, как «первородным грехом медиа».  А подчеркнув, что «в 2018 году уже бесполезно задавать аудитории вопросы про их социальное положение или доходы, игра окончена — нужны datawall и paywall для доступа к контенту» и «все, что создает ценность, должно приносить доход», процитировал редактора GQ Дилана Джонса: «Если аудитория хочет качественную журналистику, она должна за нее заплатить». Кстати, авторы отчёта подсчитали, что для успешной деятельности медиакомпании 40% доходов должны поступать от цифровых подписок, а 70% подписчиков должны приносить 50% дохода.

В отчёте утверждается: «Печать — это мостик в будущее, и он не должен рассыпаться. Новое понимание печати должно включать распространение эксклюзивного контента и премиального опыта среди меньших, избранных, прибыльных и премиальных аудиторий. Поскольку печатных продуктов становится меньше, то их цена должна увеличиваться как минимум в пять раз!».

Здесь же перечисляются 11 бизнес-моделей, которые могут стать для издателей новыми источниками прибыли. В том числе пять клиентоориентированных моделей: платный контент (подписки или микроплатежи), членство и клубная модель, издатель как магазин, издатель как организатор мероприятий (конференционный бизнес), издатель как филантроп (краудфандинг). А также шесть бизнес ориентированных моделей: обычная рекламная модель (нативная реклама, программатик), издатель как агентство (создание брендированного контента), издатель как брокер данных, издатель как лицензиар, издатель как IT провайдер (продажа программного обеспечения), издатель как инвестор (организация фондов).

Теперь об отечественной медиаотрасли. Несколько лет назад мы говорили о медиабизнесе: изменись, или погибнешь. В Европе сейчас сформулирован другой лозунг: требуйте оплату за свой контент, или умрите. Для российского медиабизнеса это актуально как никогда. Наши коллеги, в основном, очень плохо зарабатывают в интернете – доходы копеечные. Если вернуться к 11 принципам, или моделям, о которых говорилось выше, то совершенно очевидно, что в них речь не идёт о создании уникального контента, это как бы само собой подразумевается. Главное в 11 принципах – это сопутствующие формы работы по продвижению своего информационного товара или услуг в целях получения дополнительной доходности. Я не знаю ни одного российского издателя, который хотя бы наполовину выполнял эти 11 принципов.

В Португалии считают, что надо поднять цены на издательский контент в пять раз. В России это сделать трудно хотя бы потому, что покупательная способность населения падает. Но сделать это можно, если обеспечить дифференцированный подход к аудитории и выйти на свой премиум-класс.

Радует, что крупные издательские дома на Западе возвращаются от цифры к бумаге. К примеру, Financial Times в будни продаёт цифровую подписку, а в выходные – на печать, создав прекрасный гибрид онлайна с принтом. Даже Facebook начал выпускать свой бумажный журнал. Словом, как следует из приведённой публикации, издательское дело живёт и побеждает, но не везде и не у всех.

Главное для нас – научиться диверсифицировать медиабизнес, но при этом не заниматься, к примеру, общепитом – шаурмой или шавермой, а создавать инфраструктуру вокруг уникального контента. Научись торговать контентом в цифровую эпоху, или погибнешь.


Загрузка...
Комментарии Написать свой комментарий
28 июня 2018 в 16:41

Иные готовы напрягаться(крутиться - вертеться), но во имя
чего то большего, чем те же колбасные изделия.
А в отсутствие высоких целей эти люди находятся в
полупарализованном состоянии.Великая Россия??
На буржуазном основании ВЕЛИЧИЕ не построишь.
Нет, по ТВ-то покажут какие угодно Чудеса,
но это будет телевизионная картинка, не более того.

28 июня 2018 в 16:54

Свяжи денежные доходы граждан с источником денег, с их выпуском, и все наладится. Но у журналистов, как у Льва Козленко и у многих здесь, не хватает мозгов потребовать это сделать. Сами виноваты.

28 июня 2018 в 18:54

Оськин приметил, что изданий "премиум-класса" с просто неподъемными массовому покупателю всё больше... Дык чож не заботиться об богатых? А детям голыдьбы и вовсе читать не нужно... На энту тему в вацапе уж вывесили смешной клип, как у дороги попрошайничает цветной пенсионер: останавливается бабца в дорожайшем лимузине - милостыню подать, открывает кошелек, а там одни кредитные карточки... и ни цента мелочи... Драма. Но тут нищий из лохмотьев со слезой на глазу вытаскивает по-терминал, - переведи, мол, христа ради...

Разочарую издателя Оськина: большинство из тех богатых, на которых премиум класс изданий расчитан, с трудом по слогам читают. Поэтому и лежат на полках книжных магазинов тысячерублевые книжки, как раритеты в музеях - невостребованными.
После небольшой модернизации в мозгах, может дойдет до издателей, что выпуская хотя бы для детей лучшее из литературы по минимально возможным ценам, они хоть чуточку добра в мир принесут. Давеча в книжном увидел "Кота в сапогах" с аляповыми модернистскими иллюстрациями за две с половиной тысячи рублей... Не знаю - издателю или книгопродавцу за такую продажу голову отрывать...

28 июня 2018 в 19:49

И Вы Виктор, ведь Вы точно так не внимаете крикам моим или Оськина. Нет денег у людей ни на что, потому что их денежные доходы не связаны с источником денег, с их выпуском.

29 июня 2018 в 11:11

Хочешь жить - понимай, что задача Управления государства, это выпустить и довести до тебя твои выпускаемые деньги.