Авторский блог Алина Уханова 14:16 13 апреля 2019

Хитрость старого Ашира была лишь шуткой

На самом-то деле хитрость вкупе с лестью и ложью (как три сестрицы) считаются не чем иным как человеческими пороками...

Ба! Знакомые всё "лица"!

1. Ворона и лисица. Басня И.А. Крылова

2. Информационный плакат

3. Лиса, заяц и петух. Русская народная сказка

Не надо и в шутку лгать и льстить. Пусть думает о тебе всякий, что ему угодно, а ты будь тем, что ты есть. Виссарион Белинский

Зачем врут люди - сочиняют Друг другу сказки, небылицы?
Скрыть правду тем они желают, Глаза отводят, пряча лица...
Нелли Вахрушева https://www.stihi.ru/2018/12/08/8413

Преамбула

Хитрость. Что это? Способность притворяться? Интересно, в каком возрасте люди начинают осознавать что такое есть хитрость?

Вот, например, мама с юмором вспоминает один из первых фильмов детства, просмотренный ею с моей бабушкой в сельском клубе -- это кинокомедия "Хитрость старого Ашира" (семилетней девочкой, как ей кажется). И далее слово хитрость у неё было только в связке со старым Аширом. Так у нас в семье эта шутка и продолжает жить. "А, хитрость старого Ашира! " -- смеёмся мы, обсуждая какую-то любопытную ситуацию.

Мама со временем и позабыла содержание самого фильма. Лишь с появлением интернета мы нашли на его волнах эту весёлую туркменскую киноленту 1955 года (https://my.mail.ru/mail/fabri-62/video/8597/23478.html), посмотрели её. Хлопкороб-то Ашир в ней, оказывается, перехитрил самого себя.

Но шутки в сторону!

Наше время. Мы современные труженики разных профессий. Среди нас есть небольшие, но начальники, руководители и просто -- уважаемые люди (как у Райкина в "Дефиците"). И, наверное, каждый сам с хитринкой, но очень любит лесть-похвалу. И мадам-ложь! нас всюду сопровождает. Хитрят наши лицемерные льстецы, хитрим мы в ответном расшаркивании, и все вместе лжём и лжём друг другу без меры.

Хитрость, лесть и ложь (как сестрицы) -- три человеческих порока, считают умные люди. А пороки -- есть отрицательные стороны характера человека, которые проявляются в его делах и поступках.

Откроем-ка ЭНЦИКЛОПЕДИЮ (заметим, модное слово) пороков. Но энциклопедию не простую, а жалостливую по отношению к нам, людям грешным.

Автор её Пролеев Сергей Викторович, доктор философских наук.

Энциклопедия-эссе пороков. Оправдание изъянов и слабостей человеческой натуры. Киев НАУКОВА ДУМКА. 1996. http://lib.ru/DPEOPLE/ENCIKL/enciklopedia_porokow.txt

Как говорится в анонсе, в ней образным языком описаны свыше 100 пороков и крайностей человеческой натуры. Вначале просмотрим её бегло, вложим закладки на интересующих местах, внимательно прочтём материал и в нужном месте используем.

А теперь -- вперёд по плану:

I. Хитрость

По Б. Франклину: Хитрость -- способность притворяться, ловчить и изворачиваться в любых ситуациях при достижении личных целей всякими путями, невзирая на общепринятые каноны.

По И. Канту: Хитрость — образ мыслей очень ограниченных людей и очень отличается от ума, на который по внешности походит.

По Мирабо: Хитрость — талант эгоистов.

Вот так вот этих ограниченных людей, эгоистов, притворщиков и ловкачей, припечатали мыслители прошлого. За что? Они же стремятся достичь своих поставленных целей любыми путями...

Попробуем понять их ловкачества и посочувствовать им за их вынужденные действия...

Заглянем в энциклопедию.

Учёный в ней, с задачей оправдания, сравнивает хитреца с канатоходцем, который шагает по проволоке высоко над толпой, рискуя жизнью, и точно так же балансирует на острых и непредсказуемых гранях жизненных событий... Хитрость мешает человеку быть умным. Она является естественным следствием борьбы обыкновенного, слабого, ничем не примечательного человека за свою независимость. Хитрецы вынуждены лавировать среди сил, неизмеримо превосходящих их собственные, и оттого поведение их должно быть динамичным, чутким к меняющимся обстоятельствам. Хитрость -- это и есть универсальная способность гибко реагировать на ситуации, это спасение слабого в состязании с сильным. Это -- единственная надежда слабых или бесталанных натур утвердить самих себя...

Надо ли проникаться к ним тем естественным сочувствием, которое вызывает беспомощное существо? И щадить тех, кто всего лишь хитер?

Возможно. Кому-то встречались таковые нуждающиеся? Мне, к примеру, нет. Почему-то, только первостатейные хитрецы по Франклину. И я их не "почитаю" так же, как

Андрей Дементьев:

Не люблю хитрецов,
Не умею хитрить.
Не могу д.рака
Похвалой одарить.

Не умею молчать,
Если сердце кипит.
Не меняю на выгоду
Горьких обид...

Не люблю хитрецов,
Не умею хитрить.

Что подумал о ком-то,
Могу повторить.

Всё могу повторить,
Глядя прямо в глаза.
Если б так же всегда
Поступали друзья…

И Эдуард Асадов:

Умного встретишь - и ум отметишь.
А злого - про зло его помнить будешь.
Хитрого встретишь - и не приветишь,
А встретишь сердечного - и полюбишь.


II. Лесть

По В.И. Далю: Лесть -- проискливая хвала; притворное одобрение; похвала с корыстной целью; лукавая угодливость; ласкательство, униженное потворство; прельщенье, соблазн.

По Петру I: Лучше явный враг, нежели подлый льстец и лицемер; такой безобразит человечество.

По Д. Б. Шоу: Людям льстит уже то, что их считают достойными лести.

По Ф. де Ларошфуко: Если бы мы не льстили себе сами, нас не портила бы чужая лесть.

По С.В. Пролееву: Лесть -- крайняя, неразборчивая форма преданности одного человека другому. Молчаливая преданность выражается в безропотном, жертвенном служении. Когда же вернейший слуга обретает язык, он неминуемо и безудержно льстит. Льстец не хранит достоинства того, кому льстит -- ибо приемлет в нем совершенно все, даже самые постыдные проявления натуры. Льстец не друг; он -- слуга. Он никогда не дает острастки и никогда не воспрепятствует поступкам обольщаемого, сколь бы пагубны они ни были. Не сохраняет он и собственного достоинства -- ибо совершенно слит с предметом своего восхваления.

В льстивости нередко проявляется любовь, которая не может справиться сама с собой, которая теряет голову и безудержно восхищается предметом своей страсти. Все пропадает для одержимого любовью -- мир перестает существовать, исчезая в туманной дымке, ибо любимое существо становится для него всем миром, собственное его чувство-- содержанием мирового бытия. И потому любящий тонет в любимом существе, и не находит никакой внешней опоры в его оценке, и оттого восхищается всеми проявлениями личности любимого, а это и значит: льстить, льстить, льстить.

Как правило, чаще всего в этой ситуации, где слепая любовь, льстицами оказываются женщины. Так и хочется съязвить по этому поводу: "Любовь зла...".

Но вернёмся к В.И. Далю. Как нам знакомы --похвала, лукавая угодливость и, конечно же, униженное потворство.

А вот в басне современной писательницы и драматурга Олеси Емельяновой расцветают проискливая хвала и притворство. Как же знакомы эти "две гусыни". Чур! Чур! Надо скрестить пальчики. А Олесе Емельяновой низкий поклон, лучше, чем она навряд ли фальшь человеческую опишешь:

Две гусыни

( басня в стихах)

Шли две гусыни по тропинке -
И встретили у лужи свинку.
Она им: "Хрюк!" Они: "Га-га!
Привет, подруга дорога!
Ах, как тебя мы видеть рады!
Ты сердца и очей отрада!
Красавица! Ума гора!
Царица скотного двора!
Лик, словно солнце среди ночи!"

Свинья была довольна очень.
Гусыни же, продолжив путь,
Над нею гоготали: "Жуть!
Чем жить с такою образиной,
Уж лучше на плечах корзина!
Свинья жирна! Свинья грязна!
В селе глупее всех она!".

Прошли они еще немножко
И встретили у стога кошку.
Она им: "Мур!" Они: "Га-га!
Привет, подруга дорога!
Ах, как тебя мы видеть рады!
Ты сердца и очей отрада!
А как изящна! Как стройна!
И шерсть-то как гладка, длинна!
Ах, что за хвостик, что за ножки!"

Довольно замурчала кошка.
Гусыни же, продолжив путь,
Над нею гоготали: "Жуть!
Вот так блохастая уродка!
И хвост облезлый, словно щетка!
Стара! Крива! Хрома! Тоща!
И цвета тухлого борща!"

Так шли они с пруда до дачи,
Про всех и каждого судача.
Когда же порознь разошлись,
И друг за дружку принялись:
"Гусыня эта д.ра д.рой!
Ни умных мыслей, ни фигуры!
А как болтлива, просто жуть -
Надоедала мне весь путь!"

Увы, бывают люди тоже
На тех гусынь весьма похожи:
В глаза их речи, словно мед,
А за глаза - сплошной помет.

2011 год.

http://lit.lib.ru/e/emelxjanowa_o_w/text_1340.shtml

III. Ложь

Ну и, конечно же, пиком наших рассуждений является самый болевой порок человеческих общений ЛОЖЬ. К ней и подводят хитрость и лесть.

Вот, опять же, Эдуард Асадов, не сказочник, стихами передал то состояние обманутого ложью человека:

Я правду собираю по частицам,
Как каменщик, что строит этажи.
Ищу ее, крупицу за крупицей,
В густых завалах хитрости и лжи...
Всё, говорят, на свете быстротечно,
Но счастье может длиться целый век,
Когда с тобою рядом человек,
Которому ты веришь бесконечно.
И как мне горько, если мой знакомый
Иль где-то, может статься, даже друг
Начнет о чем-то говорить и вдруг
Солжет спокойно и почти весомо.
А я от лжи мучительно страдаю,
Но вот стесняюсь обличить его.
И так бывает стыдно за него
И за себя, что это позволяю...
А собеседник, видя, что идет
Любая ложь, коль я не возражаю,
Порой еще напористее врет,
И спорить бесполезно. Понимаю.
Но как же остро хочется порою,
Устав от лжи бесчувственно-пустой,
Пробыть хоть час с открытою душой,
Где, словно луч с хрустальною водою,
Сверкает правда рыбкой золотой!
1996г.

"Ложь -- сознательное высказывание, заведомо не соответствующее истине" -- читаем в справочниках. Лицемерие есть та же ложь.

По Квинтелиану: Лжец должен обладать хорошей памятью.

По Козьме Пруткову: Единожды солгавши, кто тебе поверит?

По С.В. Пролееву:

Ложь возникла в первобытные времена, когда наши пращуры, убив зверя, творили торжественные заклинания, песнопения, ритуальные пляски в причудливых масках, что должно было внушить убитому, будто он пал жертвой кого угодно, но не этих любящих его и благоговеющих перед ним людей. С тех пор смысл лжи, в сущности, не переменился. Все так же, как в древности, ложь возникает из страха и трепета перед более сильным...

По Д.А. Волкогонову: Ложь тогда не имеет шансов, когда ей противостоит истина в союзе с совестью. (А что такое совесть? У некоторых людей этого понятия в загашнике не имеется. -- А.У.)

Возможна ли победа Истины над Ложью? Вопрос очень интересный!

А вот что об этом говорится в одной легенде XIX века:

Истина и Ложь встретились однажды. Ложь поздравила Истину с прекрасной погодой, та согласилась, день был действительно хорош. Гуляя, они пришли к большому колодцу.

Ложь опустила руку в воду, ощутив её приятность и теплоту, и предложила Истине вместе искупаться. Истина, удостоверившись в должном качестве воды, любезно согласилась.

Через некоторое время Ложь внезапно выскочила из колодца, быстро облачилась в одежду Истины и бесследно пропала.

Обнажённая, выйдя из воды, пыталась найти воровку, но тщетно.

Мир, видя обнажённую девушку, "повернул глаза к стыду и гневу". Бедная Истина, устыдившись своей наготы, вернулась к колодцу и пропала в нём навсегда.

двойной клик - редактировать изображение

Картина: «Истина, выбирающаяся из колодца», Жан-Леон Жером, 1896 год

С тех пор Ложь путешествует по всему миру в одежде Истины, удовлетворяя мировые потребности, а мир ни коим образом не хочет видеть голую Истину.

В этом мире живём и мы. Хитрим, льстим и лжём...

Вместо эпилога -- Басня древнегреческого баснописца Эзопа:

двойной клик - редактировать изображение

Не возомни себя великим от лести и хвалы, взлетишь высоко -- больно падать будет.

 
1.0x