Авторский блог Константин Сёмин 00:00 16 февраля 2017

Губернаторопад

13 февраля состоялась очередная громкая отставка — со своего поста ушёл губернатор Рязанской области Олег Ковалёв, руководивший регионом с 2008 года.

13 февраля состоялась очередная громкая отставка — со своего поста ушёл губернатор Рязанской области Олег Ковалёв, руководивший регионом с 2008 года.

Причины массовой отставки губернаторов — а таковых набралось уже пять, и ожидается продолжение — не совсем понятны. Если исходить из национального губернаторского рейтинга за 2016 год, то Вячеслав Наговицын из Республики Бурятия, ушедший одним из первых, находился там на последнем, 85-м месте. Олег Ковалёв из Рязанской области, которому прочат отставку не сегодня-завтра, — на 75-м месте. Но вот ушедший 13 февраля Сергей Митин из Новгородской области — на крепком 28-м месте, а ранее уволенный глава Пермского края Виктор Басаргин вообще был 23-м. В чём же дело?

Мне кажется, что мы наблюдаем сейчас явление, сходное с тем, что происходит с воздушным шаром, когда он теряет давление, начинает снижаться и те, кто пилотируют этот шар, выбрасывают за борт балласт для того, чтобы поддержать высоту. Общее раздражение в регионах социально-экономической политикой, которая проводится правительством Медведева, постепенно приближается к критической отметке. Хотя это раздражение не показывают официальные социологические опросы, любой, кто ходит по улицам и пользуется общественным транспортом или хоть иногда выбирается за пределы МКАД, не может этого не чувствовать. Я некоторое время назад вернулся из одной такой поездки, походил по российской глубинке, и я понимаю, что в некоторых местах (в некоторых деревнях и некоторых городах) люди доведены уже до предела. Конечно, в этом случае "губернаторопад" нужен для того, чтобы продемонстрировать народу, что центральная власть "держит руку на пульсе" и наказует виновных. Но виноваты ли местные власти, что большинство субъектов Федерации обременено сейчас, в изменившихся экономических обстоятельствах, гигантским долгом, а многие из них прямо неплатежеспособны; что практически повсеместно наблюдается спад производства и безработица? Наверное, вина местных властей в этом тоже есть. Но в состоянии ли они переломить эту тенденцию, идущую "сверху"? И способен ли "губернаторопад" предотвратить снижение уровня жизни народа и его доверия к власти? Думаю, что нет.

Можно предположить, что в преддверии самой важной избирательной страды, которая предстоит всем нам через некоторое время, предпринимается попытка послать сигнал всему губернаторскому корпусу: нужно действовать быстро и эффективно. Но насколько этот сигнал будет принят региональными элитами, и не приведёт ли это к противоположному результату? Особенно остро эти вопросы будут стоять, конечно же, в национальных республиках, где так просто замена руководителя не производится, где любое назначение, любая отставка всегда являются предметом сложных согласований и компромиссов между разными фракциями как в местной элите, так и в столичных коридорах власти. Кроме того, иногда речь идёт о регионах исключительной стратегической и экономической важности, где отставки, замены руководства могут быть связаны вообще не с политической повесткой, а с какими-то частными инфраструктурными или стратегическими, энергетическими проектами, по которым принимается то или иное решение, вообще неизвестное публике — и не должное стать известным ещё лет …дцать.

Есть ещё версия, что убираются губернаторы тех областей и республик, где особенно остры проблемы с криминалом и коррупцией. Но здесь тоже есть вопросы. И то, и другое — неотъемлемые черты нынешней "властной вертикали". Настолько неотъемлемые, что их устранение приведёт к разрушению всей системы управления, да и невозможно без такого разрушения, хотя принцип "не по чину берёшь" ещё никто нигде никогда не отменял.

Мне кажется, что в этом сочетании факторов ни один не является определяющим. Есть общее снижение доверия населения к власти, которое требует демонстративного избавления от "провинившихся". Есть падение уровня жизни в связи с нарастающим экономическим кризисом, усиленным катастрофически неэффективной, на грани или даже за гранью допустимого, экономической политикой правительства. Есть рост противоречий и конфликтного потенциала внутри самой системы власти по всем направлениям — и по горизонтали, и по вертикали. В классическом курсе политэкономии такая ситуация называлась обострением классовой борьбы. О том, что это такое, мы за предпоследние "тучные" годы, когда "нефтедолларов" хватало почти всем, вроде бы начали забывать, а они никуда не делись и сейчас, в условиях снижения экспортных доходов, опять напоминают о своём существовании.

1.0x