Авторский блог Василий Шахов 10:24 24 марта 2017

"Грянь,как набат,народная,свободная стихия!"(А.Белый)

Липецкая дистанционная экспозиция Московско-Троицкого общественного университета Знаний

ВАСИЛИЙ Ш А Х О В

«ГРЯНЬ, КАК НАБАТ, НАРОДНАЯ, СВОБОДНАЯ

СТИХИЯ!» (А. БЕЛЫЙ)


Из душных туч, змеясь, зигзаг зубчатый

Своей трескучею стрелой,

Запламенясь, в разъятые Палаты

Ударил, как иглой.

Светясь, виясь, в морозный морок тая,

Бросает в небо пламена

Тысячецветным светом излитая,

Святая Купина.

Встань, возликуй, восторжествуй, Россия!

Грянь, как в набат, –

Народная, свободная стихия

Из града в град!

1916

Москва

Тяжёлый, сверкающий кубок

Я выпил: земля убежала –

Всё рухнуло вниз: под ногами

Пространство холодное, воздух.

Остался в старинном пространстве

Мой кубок сверкающий – Солнце.

Гляжу: под ногами моими

Ручьи, и леса, и долины

Уходят далеко, глубоко,

А облако в очи туманом

Пахнуло и вниз убегает

Своей кисеей позлащенной…

Полдневная гаснет окрестность:

Полдневные звезды мне в душу

Глядятся, и каждая «Здравствуй»

Беззвучно сверкает лучами:

«Вернулся от долгих скитаний –

Проснулся на родине: здравствуй!..»

Часы за часами проходят,

Проходят века: улыбаясь,

Подъемлю в старинном пространстве

Мой кубок сверкающий – Солнце…

Андрей Белый. «Светлая смерть».

……………………………………………………………………………………………………………….

Столетие Великих Событий… Три Революции… «И современники и тени в тиши беседуют сор мной. Сильнее стало ощущенье шагов Истории самой…»

Потревоженные тени… С глубоким благоговейным вниманием вчитываемся, вглядываемся, вслушиваемся в историческое эхо, размышляем, сопереживаем, вочеловечиваем, одухотворяем, благословляем… «Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу…».

Искусство т о й эпохи… Лироэпос т о й эпохи… Максим Горький и Шолохов, Есенин и Леонов, Блок и Бунин, Маяковский и Куприн, Вересаев и Л. Андреев, Ахматова и Цветаева, Короленко и А. Толстой, Брюсов и Мережковский, Пришвин и Сергеев-Ценский, Новиков-Прибой и Замятин, Булгаков и Платонов… Вспоминаем ли мы (хотя бы в юбилейные дни) «народных заступников», «народных печальников»: Радина, Телешова, Тана-Богораза, Кржижановского, Чирикова, Подъячева, суриковцев, Вс. Иванова, А. Богданова-Волжского, Гладкова, А. Весёлого, Ремезова, Шмелёва, Северянина, Хлебникова, Бальмонта?

В их числе - Андрей Б Е Л Ы Й…

…………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Русь

Поля моей скудной земли 
Вон там преисполнены скорби. 
Холмами пространства вдали 
Изгорби, равнина, изгорби!
 
Косматый, далекий дымок. 
Косматые в далях деревни. 
Туманов косматый поток. 
Просторы голодных губерний.
 
Просторов простертая рать:
В пространствах таятся пространства.
Россия, куда мне бежать 
От голода, мора и пьянства?
 
От голода, холода тут 
И мерли, и мрут миллионы. 
Покойников ждали и ждут 
Пологие скорбные склоны.
 
Там Смерть протрубила вдали 
В леса, города и деревни, 
В поля моей скудной земли, 
В просторы голодных губерний.

…………………………………………………………………………………………………………………………….

28 мая 1903 года Борис Бугаев с дипломом 1-ой степени окончил естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. Судьба распорядилась так, что тот же день

стал последним в жизни отца его. Это по настоянию родителя в 1899-ом Борис поступил именно на естественное отделение физмата Московского университета. Отец ревностно и заинтересованно следил за учёбой сына.

Отец, отец!... Острая боль невосполнимой потери… Жгучая горечь воспоминаний… - «Ты говорил: «Летящие монады в эонных волнах плещущих времён, - не существуем мы; и мы – громады, где в мире мир трепещущий зажжен».- «В нас – рой миров. Вокруг миры роятся: мы станем – мир. Над миром встанем мы Безмерные вселенные глядятся в незрячих чувств бунтующие тьмы». – «Незрячих чувств поверженные боги, - мы восстаем в чертоге мировом». И я молчал. И кто-то по дороге из сумерек качался огоньком».

Л.Н. ТОЛСТОЙ И ДЕКАН ФАКУЛЬТЕТА

МГУ ПРОФЕССОР Н.В. БУГАЕВ

«Не зарывайся и не бери сразу читать несколько книг. Лучше держаться той системы, которой ты держался прошлый год. Лучше изучить немного, но хорошо. Аналитическую химию тебе полезно изучать предварительно, так как у тебя будут к ней практические занятия. Эти занятия тебе будет легко проделывать, если ты предварительно ознакомишься с ними по руководству. Если принять во внимание, что у тебя есть еще книги для дальнейших занятий по ботанике и зоологии, то тебе до моего приезда вполне достаточно. Советую тебе до моего приезда заниматься умеренно и отдохнуть от занятий. Занимайся в день не более двух или трех часов…»

«А с т а п о в о - это Россия, окруженная пространствами…»

…Лев Николаевич Толстой по-домашнему, по-свойски заходил к Бугаевым…

11 января 1894 года Л.Н. Толстой принял участие в 1Х Всероссийском съезде естествоиспытателей, где был встречен овацией.

В начале 1859-го молодой Лев Николаевич Толстой вместе с Иваном Сергеевичем Тургеневым был избран в члены Общества любителей российской словесности при Московском университете (1811 – 1930). 4 февраля (того же года) он произнёс здесь речь. Это было первое публичное выступление Льва Николаевича. – «В наше время возмужалости нашей литературы больше чем когда-нибудь можно гордиться званием Русского писателя, радоваться возобновлению Общества любителей российской словесности и искренне благодарить

За честь избрания в члены этого почтенного общества», - сказал он тогда.

Сто с небольшим лет назад назад (1908; Серебряный Колодезь) Андрей Белый написал стихотворение «Льву Толстому», одно из лучших в мировой лирике философско-психологических произведений о великом своём современнике:

Ты – великан, годами смятый,

Кого когда-то зрел и я –

Ты вот бредёшь от курной хаты,

Клюкою времени грозя.

Тебя стремит на склон горбатый

В поля простёртая стезя.

Падёшь ты, как мороз косматый,

На мыслей наших зеленя.

Да заклеймит простор громовый

Наш легкомысленный позор!

Старик лихой, старик пурговый

Из грозных косм подъемлет взор, -

Нам произносит свой суровый,

Свой неизбежный приговор.

Упорно ком бремен свинцовый

Рукою ветхою простёр.

Ты – молньей лязгнувшее Время –

Как туча градная склонён:

Твоё нам заслоняет темя

Златистый, чистый неба склон, -

Да давит каменное бремя

Наш мимолётный жизни сон…

Обрушь его в иное племя,

Во тьму иных, глухих времён.

Лев Николаевич Толстой, Ясная Поляна, Астапово не раз «возникают» в «симфониях», публицистике, эпистолярии Андрея Белого.

В «толстовском» философско-этическом контексте весьма примечателен его «Образ Вечности» (1903) с посвящением Бетховену («Образ возлюбленной – Вечности – встретил меня на горах. Сердце в беспечности. Гул, прозвучавший в веках. В жизни загубленной образ возлюбленной, образ возлюбленной – Вечности, с ясной улыбкой на милых устах. Там стоит, там манит рукой… И летит мир передо мной – вихрь крутит серых облак рой»).

Движение жизни…Самодвижение жизни… Пространство и время…

Личная судьба, смертность индивидуума – и бесконечность мироздания

(«Полосы солнечных струй златотканые в облачной стае горят… Чьи-то призывы желанные, чей-то задумчивый взгляд. Я стар – сребрится мой ус и темя, но радость снится. Река, что время: летит – кружится… Мой челн сквозь время, сквозь мир промчится»). Космос и Человек. Мироздание и

сиюминутность личностно-индивидуального существования («И умчусь сквозь века в лучесветную даль… И в очах старика не увидишь печаль. Жизни не жаль, мне загубленной. Сердце полно несказанной беспечности – образ возлюбленной, образ возлюбленнй – Вечности!..»).

«Путь к невозможному», устремляющиеся в неведомое грядущее аргонавты («Золото в лазури» ; 1904): « Я нарезал алмазным мечом Себе полосы солнечных бликов. Я броню из них сделал потом, И восстал среди криков… Белых тучек нарвал средь лазури, Приковал к мирозлатному шлему.

Пели ясные бури Из пространств дорогую поэму… Бесследна жизнь. Несбыточны волненья. Ты – искони в краю чужом, далёком… Безвременную боль разуверенья Безвременье замоет слезным током («Разуверенье», 1907).

Толстовская «земледельческая» Россия… В своей «Деревне» (1908) Андрей Белый размышляет о ней – этой земледельческой толстовской России («Снова в поле, обвеваем Легким ветерком. Злое поле жутким лаем Всхлипнет за селом. Плещут облаком косматым По полям седым Избы, роем суковатым Изрыгая дым. Ощетинились их спины, Как сухая шерсть. День и ночь струят равнины В них седую персть»). Философско-психологическая метафористика Андрея Белого, художественная пластика,

«диалектика» изобразительно-выразительных средств («Огоньками злых поверий Там глядят в простор, Как растрепанные звери Пав на лыс-бугор. Придавила их неволя, Вы – глухие дни. За бугром с пустого поля Мечут головни, И над дальним перелеском Просверкает пыл: Будто змей взлетает блеском Искрометных крыл»).

Земледельческая Россия Льва Толстого и «Деревня» Андрея Белого…

Эпическая панорама, принадлежащая кисти автора «Воскресения» и лирический эпос Андрея Белого. «Перекличка» тем, образов, коллизий,

сюжетных линий («Журавель кривой подъемлет, Словно палец, шест. Сердце оторопь объемлет, Очи темень ест. При дороге в темень сухо Чиркает сверчок. За деревней тукнет глухо Дальний колоток… С огорода над полями Взмоется лоскут. Здесь встречают дни за днями: Ничего не ждут. Дни за днями, год за годом; Вновь за годом год. Недород за недородом. Здесь – немой народ. Пожирают их болезни, Иссушает глаз… Промерцает в синей бездне – Продрожит – алмаз, Да заря багровым краем Над бугром стоит. Злое поле жутким лаем Всхлипнет, и молчит»).

Традиционная «тема деревни», которую разрабатывали, поэтически анализировали и творчески–вдохновенно синтезировали Григорович и Тургенев, Левитов со своим «Горем сёл, дорог и городов», Глеб Успенский со своей «Властью земли», Бунин – с «Суходолом» и «Деревней». Андрей Белый тоже «пейзажирует» увиденное, прочувствованное («Те же росы, откосы, туманы, Над бурьянами рдяный восход, Холодеющий шелест поляны, Голодающий, бедный народ; И в раздолье, на воле – неволя; И суровый свинцовый наш край Нам бросает с холодного поля – Посылает нам крик: «Умирай – Как и все умирают…» Не дышишь, Смертоносных не слышишь угроз: - Безысходные возгласы слышишь И рыданий, и жалоб, и слез»).

Тургеневская Россия. Лесковские, Левитовские , Терпигоревские

«потревоженные тени» Руси. Земледельческий люд Николая и Глеба Успенских, Эртеля. Чеховские «Мужики». Бунинская «Деревня»… Андрей Белый новаторски философски-психологически «трансформирует» традиционную тему («Те же возгласы ветер доносит; Те же стаи несытых смертей Над откосами косами косят, Над откосами косят людей. Роковая страна, ледяная, Проклятая железной судьбой –Мать Россия, о родина злая, Кто же так подшутил над тобой?(«Родина», 1908). Просветленные надежды и упования («Как хорошо! И – блещущая высь!.. И – над душой невидимые силы!..» («Вещий сон», 1909).

1.0x