«ГРУДИНИНИАДА» НОВОГОДНЯЯ: НАДЕЖДЫ РОССИИ
…Сильна ли Русь? Война, и мор,
И бунт, и внешних бурь напор
Её, беснуясь, потрясали –
Смотрите ж: всё стоит она!..
А.С. Пушкин.
«Бородинская годовщина».
Припев:
Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек!
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек.
От Москвы до самых до окраин,
С южных гор до северных морей
Человек проходит как хозяин
Необъятной Родины своей.
Всюду жизнь привольно и широко,
Точно Волга полная, течет.
Молодым везде у нас дорога,
Старикам везде у нас почет.
Припев.
Наши нивы взглядом не обшаришь,
Не упомнишь наших городов,
Наше слово гордое «товарищ»
Нам дороже всех красивых слов.
С этим словом мы повсюду дома,
Нет для нас ни черных, ни цветных,
Это-слово каждому знакомо,
С ним везде находим мы родных.
Припев.
Над страной весенний ветер веет,
С каждым днем все радостнее жить,
И никто на свете не умеет
Лучше нас смеяться и любить!
Но сурово брови мы насупим,
Если враг захочет нас сломать.
Как невесту, Родину мы любим,
Бережем, как ласковую мать!
Припев.
Стихи Б. Лебедева-Кумача
И современники и тени
В тиши беседуют со мной
Сильнее стало ощущенье
Шагов Истории самой…
Ярослав Смеляков.
СУДЬБА ОТЕЧЕСТВА
и «подвиг души».
1.
«МОЙ ПОДМОСКОВНЫЙ ЗЯБЛИК, НАЧНИ, НАЧНИ…»
…Вон зеленя прозябли.
Продуты ветром дни.
Мой подмосковный зяблик,
Начни, начни…
Э д у а р д Б а г р и ц к и й.
История «малой родины», данного края или местности – часть истории Отечества; «местные» исторические события при всей их специфике, своеобразии – проявление общего исторического процесса. В методическом плане следует не забывать, что «местные», региональные факты и события не должны быть лишь механическим «привеском» к основному курсу. Необходима тесная связь краеведения с курсом отечественной истории. Чем глубже, основательнее, аргументированнее, разветвлённее будет данная связь, тем выше эффективность изучения и общего курса, и истории края ( в частности, Подмосковья).
История края – это самостоятельная тема или проблематика курса истории, имеющая право на существование (как и любая тема или проблема курса) в силу своей познавательно-воспитательной значимости, а не потому лишь, что она выполняет полезную служебную роль по отношению к другим темам или проблемам курса, помогая их осмыслению. История края – составная и обязательная часть учебного курса; изучение исторического краеведения должно проводиться по определённой системе. Опыт лучших педагогов и воспитателей свидетельствует о большой эффективности, психолого-педагогической значимости с б л и ж е н и я учебной и внеклассной работы, об их органической взаимосвязи и диалектическом взаимопроникновении. Обращение к краеведческой тематике и проблематике играет при этом особую познавательно-воспитательную роль. Полученные в процессе внеклассной работы сведения ( образы и метафоры жанров прозы, лирики, публицистики, эссеистики, мемуаристики, эпистолярии, бытовые детали, цифровой материал, биографические сведения и т. п.) позволяют эффективнее и рациональнее проводить основные уроки.
Определяя и конкретизируя дидактические основы школьного (или вузовского) краеведения, методисты и практики-педагоги используют различные приёмы включения элементов краеведения в уроки по истории России. Во-первых, краеведческое вступление к уроку или к одному из рассматриваемых на уроке вопросов; во-вторых, краеведческая конкретизация основных вопросов урока; в-третьих, краеведческое дополнение к основному материалу; в-четвёртых, краеведческий материал – как основа изучения темы урока или некоторых его вопросов.
…Билет – картонный символ веры –
На Ярославском обрести –
И вот оно:
Раздолье, поле,
Леса в мятежном забытьи…
Дмитрий Голубков.
«Краеведческая культура – одна из основ корневой культуры человека, а следовательно, и его нравственности, гражданственности. Такой она остаётся и в век высокой технической цивилизации и даже тогда, когда он насыщен социальным реформаторством. Со времени распространения в России собственно научных знаний и понятий об источниках таких знаний можно говорить уже и о том, что мы называем теперь
м о с к в о в е д е н и е м, и соответственно о его роли и развитии краеведения и науки в целом», - говорил один из видных и компетентных знатоков истории Москвы и Подмосковья профессор С. О. Ш м и д т, председатель Археографической комиссии Академии наук России, председатель правления Союза краеведов России.
Великий русский поэт в «Борисе Годунове» рисует образ мудрого летописца Пимена («Ещё одно, последнее сказанье И летопись окончена моя…Недаром стольких лет Свидетелем Господь меня поставил И книжному искусству вразумил… …Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу».
2.