Авторский блог Борис Сергеев 12:48 9 апреля 2019

Государство «секонд хенд»

Слепое копирование как общественный идеал (и потолок)

Кто не встречал на улицах российских городов и весей магазинчиков под странным и ничего не говорящим названием «секонд хенд»! Если повезёт, то можно встретить даже целую торговую сеть «Планета секонд хенд», что, прямо скажем, звучит довольно двусмысленно. Впрочем, причин волноваться за планету нет: в магазинах продаются поношенные вещи и всякое «бывшее в употреблении», что в советские времена предлагалось в «комиссионках». Однако, назвать эти магазины «комиссионками», «челноки» 2000-х считают ниже своего достоинства. К тому же в отличие от «комиссионок», где торговались и отечественные товары, в их посткоммунистических собратьях продаётся старьё исключительно с Запада. Именно на это ушлые рекламщики и советуют обратить внимание хозяевам магазинчиков: «… лучше не позиционировать свой магазин как «секонд хэнд». Более благоприятное впечатление на покупателей производят вывески типа: «Одежда ведущих мировых брендов по доступным ценам» или «Мода из Европы», «Стильная европейская одежда». Одними только вывесками трогательная забота зазывал не ограничивается- размещать эти магазины они призывают укромно, с уважением чувств потенциальных покупателей: « у наших соотечественников все еще существуют предрассудки относительно приобретения одежды «с чужого плеча». Поэтому маркетологи рекомендуют выбирать место для магазина секонд хенд вблизи оживленных улиц, но не располагать магазин непосредственно на них..(что -БС) позволит стеснительным гражданам, которые не прочь приобрести одежду секонд хенд, но не решаются зайти в «секонд» на виду (а таких в России большинство), сделать это украдкой.» Вывод ясен: если торговать ношенными вещами, то делать это надо исподтишка; главное, что деньги не пахнут.

Оглянемся вокруг: разве со всех углов нам предлагают только поношенную «моду из Европы»? Разве бесконечные ток-шоу, на которых обсуждаются обстоятельства изнасилования девушки-подростка или жизнь престарелого актёра с молодой женой, не являются копией «формата», господствующего в американском эфире с 11.00 до 19.00? Разве русскоязычная попса, заполонившая радиоволны от Калининграда до Владивостока, вместе со спущенными штанами и бейсболками, одетыми набекрень, не является имитацией стиля, пришедшего к нам из черных гетто? Разве бесчисленные «развлекательные» сериалы не являются клонами «Секса в большом городе» и прочей продукции голливудских студий? По существу, рукопожатный «креативный класс» в России (другим никакой «Платформы» у нас не предлагается) занят переводом сюжетов на русский язык с лёгкой перетасовкой персонажей. Получается, что флажки, за которые нельзя выходить «творческим личностям», обозначены далеко за пределами нашей страны, здесь же рекрутируются высокооплачиваемые эпигоны, которые подгоняют «продукт» под условия местности. На этом их «творчество» и заканчивается. Дело в том, что развлекательными эти передачи являются лишь по форме, а их содержанием являются шаблоны поведения, которые должен усвоить зритель, и вот их-то менять категорически запрещено. Главный администратор Первого канала Константин Эрнст, в порыве самовлюблённости, взял да и раскрыл механизм манипуляций с телеэкрана: «Ничто так, как литература, кино и телевидение не объясняет людям времена, в которых они живут, дает им модель поведения в той или иной ситуации, определяет, где добро, где зло. Люди учатся на ролевых моделях, думая, что их просто развлекают."

Однако, только ли телепередачи с радиоэфиром являются у нас вторичными? Оплачиваются телеканалы сплошь и рядом за государственный счёт, телесигналы транслирует система передатчиков, опять же принадлежащая государству, так что настоять на смене «ролевых моделей», включая руководство Первого канала, для государственных органов труда не составляет. Тем временем назначенный ещё при Ельцине, Эрнст благополучно пересидел все «рокировки», «вставания с колен», «крымскую весну», и «прошу отнестись с пониманием». Поведение же государственных мужей можно охарактеризовать словами персонажа развлекательного фильма, где как раз иные ролевые модели зрителям и предлагались: «Имею возможность купить козу, но не имею желания». Да и откуда ему взяться, если запрет на государственную идеологию внесен в российскую Конституцию. И кем внесен? На этот вопрос вам любезно отвечает Агентство по международной помощи США: «USAID-funded Rule of Law implementers helped draft the Russian Constitution, Part I of the Russian Civil Code, and the Russian Tax Code.» Итак, российская Конституция, как и другие законы, разрабатывалась в США, так что и она является тем же самым «секонд хенд». И вот уже почти тридцать лет по ним живёт нация Пушкина, Чайковского и Королева, перевариваемая в «квалифицированных потребителей».

1.0x