Авторский блог Виктор Кузнецов 15:29 3 декабря 2017

Государственная программа создания благоприятных условий для реализации инновационных проектов в моногородах

В статье анализируются меры государственной поддержки моногородов в отдельных депрессивных регионах Российской Федерации и создания в них благоприятных налоговых условий для организации новых инновационных производств. Рассматривается возможность создания в них территорий опережающего социально-экономического развития как программа мер по диверсификации экономики, обеспечению занятости населения и эффективного использования высококвалифицированных кадров.

Проблема моногородов в России решается на государственном
уровне не одно десятилетие.
Еще в период строительства первых заводов в Российской импе-
рии вокруг них строились рабочие поселки, которые разрастались со
временем до населенных пунктов со статусом города.
Заводы перерабатывали местные природные ресурсы и, как пра-
вило, являлись градообразующими предприятиями.
Наиболее актуальной проблема моногородов стала в современной
России после перехода в начале 1990-х годов от плановой к рыночной
экономике и демилитаризации отдельных отраслей промышленности.
Термин моногород («моно» с греческого означает «единствен-
ный») имеет несколько критериев:
населенный пункт, в котором имеется одно или несколько градо-
образующих предприятий;
поселение городского типа с численностью населения более трех
тысяч человек, из которых не менее 20% работают на предприятиях
одной компании, которая обеспечивает более половины валовой про-
дукции муниципального образования;
муниципальное образование, с одним градообразующим пред-
приятием, либо несколькими, но относящимся к одной отрасли эконо-
мики, связанными между собой одной технологической цепью (1);

территория монопрофильных муниципальных образований (2).
Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2014 г. № 709
«О критериях отнесения муниципальных образований Российской Фе-
дерации к монопрофильным (моногородам) и категориях монопро-
фильных муниципальных образований Российской Федерации (моно-
городов) в зависимости от рисков ухудшения их социально-экономи-
ческой положения», утверждены критерии отнесения муниципальных
образований к моногородам и определены три категории в зависимо-
сти от складывающейся в них социально-экономической ситуации.
Распоряжением Правительства РФ от 29 июля 2014 г. № 1398-р
«О Перечне монопрофильных муниципальных образований РФ (мо-
ногородов)» утвержден перечень моногородов, который включает
313 муниципальных образований. Документы правительства были
подготовлены министерством экономического развития по поручению
Президента России.
Все моногорода, включенные в перечень, распределены на три
категории. К первой категории с наиболее сложным социально-эконо-
мическим положением отнесено 75 населенных пунктов; ко второй ка-
тегории отнесены 149 моногородов, в которых имеются риски ухуд-
шения социально-экономического положения; к третьей категории мо-
ногородов, в которых социально-экономическая ситуация является
стабильной, отнесены 89 населенных пунктов. Данный перечень под-
лежит ежегодному изменению с учетом изменения социально-эконо-
мического положения по представлению Минэкономразвития России (3).
Градообразующие предприятия в моногородах, как правило, от-
носятся либо к государственной собственности, такие как федеральные
государственные унитарные предприятия оборонной промышленно-
сти, либо предприятия, перешедшие в процессе приватизации в част-
ную собственность. В период стагнации экономики собственники та-
ких предприятий не проявляют стремления вкладывать в их модерни-
зацию средства, поэтому они зачастую подлежать ликвидации, а их ра-
ботники в силу отсутствия в муниципальном образовании других
рабочих мест не имеют возможности трудоустроиться.

Безработица в моногородах достигает 30 % трудоспособного
населения. Молодежь вынуждена покидать такие населенные пункты
и мигрировать в поисках работы и лучших условий жизни. Взрослое
население не может покинуть моногорода ввиду маловостребованно-

сти в другом регионе специальности по которой они работали, а также
низкой стоимости жилья. В таких моногородах проживает одна деся-
тая часть населения России1. Сложная социально-экономической ситу-
ация сложилась и в районах Дальнего Востока.
Учитывая наличие таких проблем и их обострение в результате
последних кризисных явлений в стране, введения внешних экономи-
ческих санкций, была подготовлена государственная программа ди-
версификации депрессивных территорий и разработан проект закона
«О территориях опережающего социально-экономического развития и
иных мерах государственной поддержки развития регионов Дальнего
Востока».
Однако растущий ком проблем в других депрессивных регионах
заставил правительство внести коррективы в планы государственной
поддержки и других территорий страны. 29 декабря 2014 г. был при-
нят Федеральный закон № 473-ФЗ «О территориях опережающего со-
циально-экономического развития в Российской Федерации» (далее
закон о ТОСЭР).
Федеральный закон о ТОСЭР устанавливает правовой режим, ме-
ры государственной поддержки и порядок осуществления предприни-
мательской деятельности на таких территориях. В соответствии с за-
коном под ТОСЭР понимается «…часть территории субъекта Россий-
ской Федерации, включая закрытое административно-территориальное
образование, на которой в соответствии с решением Правительства
Российской Федерации РФ) установлен особый правовой режим осу-
ществления предпринимательской и иной деятельности в целях фор-
мирования благоприятных условий для привлечения инвестиций,
обеспечения ускоренного социально-экономического развития и со-
здания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности
населения» .

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 252-ФЗ были внесены
изменения в закон о ТОСЭР, которым было заменено понятие «моно-
город с наиболее сложным социально-экономическим положением» на
«монопрофильное муниципальное образование в Российской Федера-
ции с наиболее сложным социально-экономическим положением». Из
наиболее существенных изменений в закон о ТОСЭР явилось допол-
нение ст. 34 закона ч. 1.1, который установил, что решения Правитель-
ства РФ о создании ТОСЭР на территории монопрофильных муници-

пальных образований, в которых имеются риски ухудшения социаль-
но-экономического положения, и монопрофильных муниципальных
образований со стабильной социально-экономической ситуацией,
включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ, прини-
маются на основании критериев, устанавливаемых Правительством
РФ, и должны содержать обоснования целесообразности их создания
с учетом действующих льготных режимов на территориях указанных
монопрофильных муниципальных образований РФ (моногородов)4.

Законом о ТОСЭР предусмотрено предоставление для новых зон
экономического роста особого правового режима осуществления
предпринимательской деятельности, который включает в себя уста-
новление льготных ставок арендной платы за пользование объектами
недвижимого имущества, льготы по налогообложению, применение
таможенных процедур свободной таможенной зоны, приоритетное
подключение к объектам инфраструктуры, установление особенно-
стей государственного и муниципального контроля, предоставление
государственных услуг и освобождение резидентов от уплаты налогов
на имущество и земельного налога. Таким образом, государство про-
стимулировало приток инвестиций в ТОСЭР для решения социальных
и экономических задач.
В условиях экономического кризиса и внешних санкций, госу-
дарство стимулировало бизнес вкладывать инвестиции в развитие кон-
курентных технологий, в создание новых рабочих мест, предоставляя
значительные преференции и льготы в целях «компенсации» издержек
бизнеса, связанных со сложившимися особыми условиями хозяйство-
вания.
В соответствии с законом о ТОСЭР на территориях монопро-
фильных муниципальных образований РФ, в которых имеются риски
ухудшения социально-экономического положения, и в монопрофиль-
ных муниципальных образованиях со стабильной социально-эконо-
мической ситуацией, включенных в перечень, утверждаемый Прави-
тельством РФ, ТОСЭР разрешено создавать начиная с 1 января 2017 г.
Чтобы стать инвесторами (резидентами ТОСЭР) компании
должны заключить соглашение с органами власти субъекта федерации
о создании инвестиционного проекта. Соответственно государство да-
ет гарантию предоставить компании-резиденту всестороннюю под-
держку и софинансирование проекта через Фонд развития моногоро-
дов. Доля финансирования в форме участия в уставном капитале или

целевого займа может составить 40 % общей стоимости проекта при
годовой процентной ставке 5 %. 5
В ТОСЭР активно используются возможности привлечения тру-
довых ресурсов из числа местного населения, сотрудничества с мест-
ными предприятиями и с инвесторами (резидентами).
Финансовое обеспечение объектов инфраструктуры ТОСЭР осу-
ществляется за счет федерального бюджета, бюджета субъекта РФ
и местного бюджета, а также внебюджетных источников финансиро-
вания путем внесения в уставный капитал управляющей компании,
предоставления субсидий на возмещение процентной ставки по креди-
там инвесторов, для строительства объектов инфраструктуры, в разме-
ре до 100 % от ставки рефинансирования и использования иных меха-
низмов проектного финансирования. 6
Резидент ТОСЭР заключая соглашение с управляющей компани-
ей, берет на себя обязательство осуществлять деятельность, преду-
смотренную соглашением, осуществить инвестиции, в том числе и ка-
питальные вложения, а управляющая компания обязуется осуществ-
лять полномочия, предусмотренные законом о ТОСЭР, в том числе
предоставить резиденту в собственность или аренду земельный уча-
сток.
Приоритетным для резидента ТОСЭР в рамках инвестиционного
проекта является создание рабочих мест (не менее 20 ед.) и освоение
капитальных вложений размером не менее 5 млн р. в течение первого
года после включения в реестр резидентов ТОСЭР. За весь период
действия соглашения (10 лет) резидент должен проинвестировать
в новый проект не менее 50 млн р. 7
Реализация проекта ТОСЭР позволит обеспечить инвестицион-
ную привлекательность монопрофильных муниципальных образова-
ний, сформировать и ускоренно развивать высокотехнологичные
кластеры по перспективным направлениям, увеличить объем произ-
водства импортозамещающей продукции, создать новые высокопроиз-
водительные рабочие места, увеличить налоговые поступления в бюд-
жеты всех уровней и снизить зависимость местных бюджетов от гра-
дообразующих предприятий.

1 Что такое – моногород? URL: http://moneymakerfactory.ru/spravochnik/monogorod.

2. О территориях опережающего социально-экономического развития в Россий-
ской Федерации : федер. закон от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ (в ред. федеральных за-
конов от 13 июля 2015 г. № 213-ФЗ, от 3 июля 2016 г. № 252-ФЗ).
3. О Перечне монопрофильных муниципальных образований РФ (моногородов) :
распоряжение Правительства РФ от 29 июля 2014 г. № 1398-р.

4. О внесении изменений в Федеральный закон «О территориях опережающего со-
циально-экономического развития в Российской Федерации» и Федеральный закон
«О свободном порте Владивосток» : федер. закон от 3 июля 2016 г. № 252-ФЗ.

5. ТОР в центре России // Ural Airlines Magazine. 2016. № 5(92).
6. О территориях опережающего социально-экономического развития в Россий-
ской Федерации.
7. ТОР в центре России // Ural Airlines Magazine. 2016. № 5(92)).

1.0x