Авторский блог Василий Шахов 22:12 25 мая 2018

Голубая планета Земля:дыхание космоса (Верещагин.Пушков.Папанин)

Космические горизонты России. Голубая планета Земля:дыхание космоса (Верещагин.Пушков.Папанин)

Голубая планета Земля: дыхание космоса

(Л.Ф. Верещагин - Н.В. Пушков - И.Д. Папанин)

«…Чем больше астрономия открывает на небе мёртвых миров, раскалённых солнц и планет, покрытых льдом толщиной в тысячи километров, окружённых отравленной атмосферой, тем ярче разгораются в нашей душе на нашем собственном человеческом небе глазки ангелов, глядевших в детстве оттуда на нас… Придёт время, когда мы на эти свои огоньки на нашем собственном человеческом небе будем смотреть, не пугаясь бездушного вращения и бега горячих и холодных астрономических тел… Одухотворённое человеческое небо…»

Михаил П р и ш в и н.

…Красная Пахра и Троицк помнят этих замечательных людей: Верещагина, Пушкова, Папанина…

…Встречались не очень-то часто: на заседании в Академии Наук, в академической столовой, на научной конференции, на диссертационных защитах, на «круглых столах» общества «Знание», в заграничных командировках, на «круглых» юбилеях классиков-учителей и наставников. Были и печальные поводы повидаться: уходили из жизни соратники, сопутники, друзья и товарищи.

«Лёд и пламень»: реальность романтики.

…Учитывая «севастопольское» происхождение Ивана Дмитриевича (Папанин родился в 1894 году в Севастополе), соответствующим образом откорректировали репертуар товарищеского песнопения. Растроганный «ледовый адмирал» задушевно подтягивал, внося свою лепту в вокально-метафорическую исповедь о том, как легла тишина на рейде, как мерцали береговые огоньки, как плескалось самое синее в мире Чёрное море.

Песенная осердеченность светло-печальным эхо отзывалась-напоминала о севастопольском детстве, причерноморском отрочестве, предокеанской юности.

С самой ранней поры Иван Папанин – яркая индивидуальность, самовитость. Драматург Константин Тренёв «списал» с него матроса Швандю (спектакль и кинофильм «Любовь Яровая»).

По примеру будущего «ледового адмирала» многие тогда, в незабвенные 30-ые годы, «заболели» Севером; судьба Папанина и его соратников во-многом определила всплеск романтического интереса к загадочному миру Арктики с его холодно-космической чистотой и необъятностью.

… А Иван Папанин когда вошёл в жизнь Пушкова? Вести о Папанине дошли до него ещё в середине 1930-х…

1937 – 1938 годы: Папанин - начальник первой дрейфующей станции «Северный полюс» («СП-1»); начавшийся 21 мая 1937 года дрейф станции продолжался 274 дня и завершился 19 февраля 1938 года в Гренландском море (льдина прошла 2100 километров). Вся страна с восхищением и тревогой следила за героическим дрейфом; повторяла имена Ивана Папанина, океанолога Петра Ширшова, геофизика Евгения Фёдорова, радиста Эрнста Кренкеля. Однажды вдруг прекратилась радиосвязь с дрейфующими полярниками-соотечественниками. Николай Васильевич (возглавлявший тогда магнитную обсерваторию в Павловске, пригороде Ленинграда) объяснил тревожное происшествие тем, что радиосвязь нарушена магнитной бурей, вызванной вспышкой на солнце. Вскоре Пушкову было поручено организовать оперативную Службу магнитного поля, информирующую об условиях радиосвязи со станцией «Северный Полюс». С того времени заочные, а потом и личные контакты Папанина и Пушкова продолжались несколько десятилетий.

…Из Подмосковья начинались многие героические маршруты. Один из них связан с именем Михаила Васильевича Никитина (1909-1938), который родился на хуторе Охотникове Зарайского уезда; стал знаменитым воздухоплавателем; в 1932 году назначен бортмехаником на дирижабль «СССР В-4»; входил в состав самого большого трёхмоторного дирижабля «СССР В-6». В качестве бортмеханика летал вместе с легендарным Умберто Нобиле. Принимал участие в многодневном полёте, когда был установлен мировой рекорд продолжительности полёта. В 1938 году экипаж дирижабля получил задание снять с разрушавшейся льдины отважных полярников с дрейфующей станции «Северный полюс» во главе с И.Д. Папаниным.

Воздушный корабль взял старт вечером 5 февраля в подмосковном посёлке Долгопрудный. В катастрофе экипаж дирижабля погиб…

1939 – 1946 годы: Папанин - начальник Главсевморпути: 1940 год – возглавил экспедицию по выводу из ледового плена (после 812-дневногодрейфа) ледокольного парохода «Георгий Седов». Пятнадцать моряков-седовцев жили и трудились в высоких широтах Арктики; там не был ещё ни один человек, не пролетал ни один самолёт. Капитану Константину Бадигину, кстати, было всего 29 лет; вахту на радиостанции нёс старший радист Александр Полянский (здесь тоже учитывались данные, полученные от Пушкова, из обсерватории Павловска).

Папанин – один из пятёрки славных сыновей Отечества, дважды удостоенных до начала Великой Отечественной войны звания Героя Советского Союза.

В годы Великой Отечественной войны он – уполномоченный Государственного Комитета Обороны по перевозкам на Севере; контр-адмирал (1943) нёс ответственность за работу портов Архангельска и Мурманска.

Бой идёт святой и правый.

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле…

(А.Т. Твардовский. «Василий Тёркин»).

Доктор географических наук (с 1938 года) И.Д. Папанин в послевоенные годы совмещал государственную службу, общественную деятельность (депутат Верховного Совета 1 и 2 созывов) с научной работой. 1948 – 1951 годы: заместитель директора Института океанологии АН СССР по экспедициям. 1952 – 1972 годы: директор Института биологии внутренних вод АН СССР. Его называли «мужем науки», «ледовым адмиралом».

Девять орденов Ленина (1937, 1938, май 1944, ноябрь 1944, 1945, 1956, 1964, 1974, 1984). Орден Октябрьской революции (1971). Два ордена Красной Звезды (1922, 1950). Орден Нахимова 1 степени (1945), Отечественной войны 1 степени (1985). Два ордена Трудового Красного Знамени (1955, 1980). Орден Красной Звезды (1945).

В 1977 году вышли две его книги «Жизнь на льдине» и «Лёд и пламень». В 1986 году его не стало.

1.0x