Авторский блог Редакция Завтра 00:00 6 июня 2013

Глубина и свет

Центральный в экспозиции - женский образ. Молодые девушки в белоснежных кокошниках, хористки в церковных одеяниях, малышки в длинных сарафанах и платках — на каждом снимке фотограф делает акцент на лицах с простыми чертами и застывшими взглядами, словно бы обращенными прямо на зрителя. Истинная красота русской природы, русского человека и русской души, светлые лики национальной культуры и истории — все это таится в стенах храма Рождества Христова Рогожской общины

И не поймешь издалека, что там, впереди — золоченые купола друг за другом вонзаются в москитную серо-голубую сетку неба. Нижегородская улица, недалеко от Таганки, бесконечность третьего транспортного кольца, железная дорога ржавой дугой, жилые дома спичечными коробами в ряд. Этот маленький остров смирения, покоя и шепота суховатой листвы огражден узорчатым забором и мощными белоснежными спинами храмов. Такое бывает — на карте, как в памяти, всплывают неожиданные обозначения, символы, знаки, и тогда их невозможно больше забыть, стереть, оставить. Места, окаймленные ореолом света и веры. В существо, в историю, в жизнь…

Рогожский старообрядческий поселок образован в конце XVIII века вокруг старообрядческого кладбища. Основой современного поселка стали храмы и церкви. Церковь-колокольня Успения Богоматери, храм Рождества Христова Рогожской общины, храм Святителя Николая Мирликийского, Старообрядческая митрополия Московская и всея Руси…Именно на территории старообрядческого Рогожского поселка открылась фотовыставка "Православное старообрядчество сегодня".
В поселке под вечер тихо. Заходящее солнце усталыми лучами ложится на чистую длинную аллею, одетую в легкий ажур высоких деревьев. Выставка проходит прямо в храме Рождества Христова Рогожской общины. На тяжелых серых дверях мелькает узкая табличка — "закрыто". "Охраны, дочка, нет, там некому сидеть", — объяснит потом пожилой мужчина. Длинная густая борода с проседью, болотная косоворотка, подвязанная под пояс. В багровых больших руках — куски сырой рыбы. Из митрополии, где не найти входа и звонка у ворот, он выглянул на минутку — "кота вышел покормить". Оказывается, на выставку пускают по предварительной записи, и то — экскурсиями. "Это ведь не музей какой, это храм, там иконы…".
Чтобы открыть широкие узорчатые двери с мощными подковами нужно немало сил. На пороге веет прохладной свежестью, тихо…Тишина бывает разной- гудящей, устрашающей, нервной, мягкой, безжизненной…Но тишина здесь, в храме Рождества Христова, совершенно особенная — блаженная, светлая, чистая…Фотовыставка расположилась прямо под высоким куполом…
Организатором выставки стал Александр Холмогоров — старообрядец и целитель из Алтая, художественным руководителем — московский фотограф, призер 1 фотобиеннале Русского музея Олег Каплин. Пейзажи, портреты, постановочные кадры — выставка вобрала в себя практически все жанры фотографии. Каждое изображение — это энергетика. Каждый сюжет — история. Каждый взгляд — глубина и свет.
Кош-Агач переводится с казахского как "навес из деревьев". Кош-Агачинский район — крайний район Горного Алтая, граничащий с Монголией, Китаем и Казахстаном. Именно это село, с семитысячным населением, является одним из центральных маршрутов старообрядцев. Природа Кош-Агача поистине волшебна: желтая бескрайняя степь и ледяные горные равнины, пышные луга и небесная лазурь. Александру Холмогорову удалось запечатлеть самые яркие пейзажи этого таинственного уголка России. Также на снимках можно увидеть озеро Куйгук, которое окружает каскад буйных водопадов, долину реки Катунь, зеркальные воды Енисея и Сылвы — водоема в Пермском крае.
Особенно интересны сюжетные снимки, представленные на выставке, — праздник Жен-Мироносиц, Воскресные чтения в Барнауле, Крестный ход 2012-го года, Празднование Дня Успения Богородицы, Крещение.
Героями портретов стали митрополит Корнилий и Агафья Лыкова. Митрополит Русской православной старообрядческой церкви предстает перед зрителем на фоне светлых и живописных пейзажей — устья Енисея и горной алтайской долины. Настоящую радость общения, чистые неподдельные эмоции удалось "поймать" С.Усику — серия работ с Агафьей Лыковой, представительницей семьи старообрядцев — искренняя, теплая и очень живая.
Центральным в экспозиции стал женский образ. Молодые девушки в белоснежных кокошниках, хористки в церковных одеяниях, малышки в длинных сарафанах и платках — на каждом снимке фотограф делает акцент на лицах с простыми чертами и застывшими взглядами, словно бы обращенными прямо на зрителя.
Истинная красота русской природы, русского человека и русской души, светлые лики национальной культуры и истории — все это таится в стенах храма Рождества Христова Рогожской общины.

1.0x