Сообщество «Форум» 11:09 29 марта 2020

ГЕРОИКА СОЗИДАНИЯ. Автор С.Г. Крюков

Вспоминаем историю сталинских пятилеток

"Либо смерть, либо догнать и перегнать передовые капиталистические страны”

ЛЕНИН

"Мы отстали от передовых стран на 50– 100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет"

СТАЛИН

Автор С.Г. КРЮКОВ

В самом начале героических лет первой Сталинской пятилетки (именно такое название дал советский народ пятилеткам) по всей стране возводились крупные промышленные предприятия важнейших отраслей народного хозяйства: оборонной, автомобильной, авиационной, металлургической, станкостроительной, радиотехнической, химической и других отраслей промышленности. В том числе таких гигантов индустрии, как Горьковский и Московский автозаводы, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, Сталинградский, Харьковский и Челябинский тракторные заводы, Уралмаш, Ростсельмаш, Уралвагонзавод и др.

В это время по инициативе Кирова, Жданова, Орджоникидзе, Куйбышева при всех этих предприятиях были созданы мощные строительные подразделения. Эту инициативу поддержал Госплан СССР и выдающиеся экономисты, участвовавшие в разработках пятилетних планов. Одобрил это предложение и Сталин.

двойной клик - редактировать изображение

Созданные при заводах крупные строительные подразделения выполняли на самих предприятиях вместе с заводчанами большой объём строительно-монтажных работ, а также объекты жилья, ЖКХ, соцкультбыт, кроме того подрядным способом на других народнохозяйственных объектах. Так, в Москве на строительстве метрополитена, канала «Москва-Волга», реконструкции и строительства Москвы.

Эти работы проводились в тесном сотрудничестве, как говорится, «бок о бок» с военнослужащими Московского военного округа, слушателями и курсантами военно-инженерных учебных заведений, в том числе Военно-инженерной академии им. Куйбышева. Профессорско-преподавательский состав этой заслуженной академии участвовал не только в руководстве строительством, но и в авторском надзоре на всех стадиях работ.

Так, профессор В.М. Келдыш, генерал-майор инженерно-технической службы, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (отец трижды Героя Социалистического труда, Президента Академии наук СССР М.В. Келдыша), участвовал в авторском надзоре за проектированием, строительством, пуском и вводом в эксплуатацию Турксиба, московского метро, канала «Москва -Волга» и др.

Вместе со строителями и военнослужащими работали в летние каникулы, на субботниках и воскресниках студенты, курсанты, учащиеся всех учебных заведений строительного профиля. Так, руководителями проекта и строительства канала «Москва – Волга» был профессорско-преподавательский состав и выпускники Московского института инженеров транспорта. Среди них выпускник этого вуза, лауреат Ленинской и Сталинской премий, Герой Социалистического труда, доктор технических наук, генерал армии А.Н. Комаровский, заместитель министра обороны СССР по строительству и расквартированию войск. Крупнейший советский строитель, имя которого носит ведомственная медаль, учреждённая Министерством обороны РФ в 2006 г. И это было на всех крупных стройках.

В дальневосточном городе комсомольской славы – в Комсомольске – на Амуре комсомольцы-добровольцы работали вместе с бойцами Отдельного Военно-строительного корпуса, Отдельного военного железнодорожного корпуса и Отдельных военно-автомобильных бригад. Авторский надзор за проектированием и строительством всех фундаментов под промышленные предприятия и жилые дома (там очень сложные обводнённые грунты) осуществлял профессор Военно-инженерной Академии им В.В. Куйбышева, генерал-майор инженерно-технической службы, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР В.К. Дмоховский. Крупнейший специалист по фундаментостроению, друг и соратник упомянутого проф. В.М. Келдыша.

В годы Великой Отечественной войны строительные подразделения крупных промышленных предприятий участвовали в строительстве оборонительных сооружений, эвакуированных оборонных предприятий.

Горьковская область в годы войны дала фронту треть всей военной техники, до 90% взрывчатых веществ, миллионы снарядов, бомб, мин, гранат… Всё это выпустили построенные во время сталинских пятилеток такие гиганты социалистической индустрии как Горьковский завод им. В.М. Молотова (построен за 1 год 8 месяцев), Авиазавод им. С. Орджоникидзе (построен за 1 год 9 месяцев), завод №92 им. И.В. Сталина, станкозавод им. С. Орджоникидзе (построен за 2 года), и многие другие.

Это реконструированные и модернизированные заводы «Красное Сормово» им. А.А. Жданова, «Красный якорь», «Красная Этна», Горьковский, Выксунский и Кулебакский металлургические заводы, Завод им. В.И. Ленина, «Двигатель революции» и многие другие, в чём огромная заслуга принадлежит Жданову, который возглавлял краевую и областную партийную организацию, да и в дальнейшем оказывал всемерную помощь. Насколько трудным было время говорит тот факт, что на работу принимали при строительстве Горьковского автозавода главным образом тех, кто пришёл со своей лопатой. А строителей было около 150 тысяч. Более 100 тысяч из них остались работать на заводе, в том числе легендарный стахановец Герой Социалистического труда А.Х. Бусыгин.

И так было по всей стране. Кузнецкий металлургический комбинат строили

200 тыс. человек. И тоже принимали на работу тех, кто приходил с лопатой…

На всех этих предприятиях были созданы строительные подразделения. Самое крупное из них – «Стройгаз» на Горьковском автозаводе. Расшифровывается так – строительство горьковского автозавода. Участвовал он и в строительстве крупного жилого района «Соцгород – 1», где в конце апреля 1935 г. в семье литейщика автозавода В.И. Иванова, участника трёх русских революций; несколько дней жил национальный герой Чехословакии Юлиус Фучик. Он дал блестящую характеристику «Соцгороду-1», где всё было предусмотрено для жизни автозаводцев: медицинские и культурные учреждения, школы, детсады и т.д. К проектированию этого жилого комплекса были привлечены по инициативе А.А. Жданова выдающиеся советские зодчие братья Голосовы, Веснины и др. Они же вместе со Щусевым участвовали в составлении Генерального плана г. Горького. Было всё это сделано, как говорится, с русским размахом и американской деловитостью.

Во время войны «Стройгаз» участвовал в строительстве военных объектов, восстанавливал горьковский завод им. Ленина, подвергшийся ожесточённой бомбёжке 4 ноября 1941 г. А в самом конце 1941 г. «Стройгаз» в полном составе был срочно передислоцирован в г. Рубцовск, где в рекордно короткий срок на базе эвакуированного Харьковского тракторного был построен Алтайский тракторный завод. Это был единственный завод, который в годы войны выпускал тракторы и запчасти к ним. В годы войны им было выпущено свыше 4-х тысяч тракторов. Неоднократно ему присуждалось Переходное Красное знамя Государственного комитета обороны, а в 1946 г. оно было оставлено заводу на вечное хранение. В 1966 г. завод был награждён орденом Ленина.

двойной клик - редактировать изображение

Трест «Стройгаз» за выдающийся трудовой подвиг был награждён орденом Ленина, а одна из улиц Рубцовска названа улицей «Стройгаза».

В послевоенные годы на базе строительных подразделений были созданы крупные главки. В Москве – ордена Ленина «Главмосстрой», В Ленинграде – «Главленинградстрой», в Горьком – «Главволговятскстрой» Министерства строительства СССР, куда вошёл и трест «Стройгаз». В Горьком он строил кирпичные жилые дома, объекты соцкультбыта в Автозаводском районе и Заречной части города.

Строительный комплекс страны был развален после преступного разрушения СССР. Каждый день слышим об обманутых дольщиках. Вместо мощных надёжных коллективов работы ведут мелкие шараги с характерными симптомами низкого качества, срыва сроков строительства, разворовывания, забастовок рабочих из-за невыплат зарплаты. Так было на строительстве космодрома «Восточный», стадиона на Крестовом острове в С.-Петербурге… Ликвидировали Горьковский речной порт, разбив на его месте прогулочную аллею, которая после чемпионата мира по футболу 2018 г. рухнула после первого дождя. То же произошло в Волгограде… Ликвидирован ЗИЛ и его строительные подразделения и филиалы-смежники. А было их около пятидесяти. В Китае же, на Кубе, во Вьетнаме, в Белоруссии, КНДР, к примеру, стройиндустрия развивается успешно. Профессия строителя там в почёте.

8 марта 2024
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
1.0x