Авторский блог Роман Раскольников 23:16 11 января 2019

Перемена оптики

книга Георгия Павленко "Зима на Сенатской площади"
24

Георгий Павленко. Зима на Сенатской площади. — М., 2019. — 184с.

За последнее время исторические исследования на темы "декабризма" как-то вышли из "научной моды"… Исчезновение идеологического "заказа" на ореализацию "декабристов", пожалуй, нельзя не поприветствовать, а вот потерю исследовательского "интереса" к данной теме — поприветствовать нельзя… Книга исторической эссеистики Георгия Павленко, увидевшая свет в декабре — едва ли не в очередную годовщину "восстания на Сенатской площади" — доказывает, что некий "свежий" и нетрафаретный взгляд на данный сюжет отечественной истории — возможен…

"Эта небольшая книжка, — с вызовом объявляет автор, — готова противостать не просто против книжных шкафов, а против целых библиотек, битком набитых монографиями, "научными" трудами, альманахами, поставившими перед собой цель выставить т.н. "декабристов" самоотверженными борцами за народную свободу, готовых самим влезть хоть в кандалы, лишь бы сбросить путы крепостной неволи с родного крестьянства. Попутно, разумеется, тепло говорится об их исключительных душевных качествах, об их уникальном образовании, наконец, и об их литературных дарованиях, которые ставятся чуть ли ни в один ряд с А.С. Пушкиным…".

Автор не "проникал" ни в какие "сверхсекретные архивы", он лишь "поменял оптику" исследовательского взора на давно, казалось бы, обнародованные и изученные "вдоль и поперёк" материалы и документы… Подобная "перемена оптики" оказалась весьма продуктивной… Г.Павленко (не скрывая, впрочем, своих православно-монархических убеждений) стремится "без гнева и пристрастия" подходить к предмету своего исследования… Он "не тратит время на изрекание проклятий в адрес восставших и тех, кто поёт им дифирамбы. Он берёт исключительно основные, руководящие материалы (недоступные широкому читателю не в силу их засекреченности, а в силу того, что мы, как известно, "ленивы и нелюбопытны" (А. Пушкин)), и без особого труда показывает, на каком месте стоят в этих документах вопросы об отмене крепостного права, в какие сроки её планируется проводить, и к какому результату должно было прийти российское общество в результате реформ. И тут открывается одна очевидная, но неожиданная (для большинства из нас) картина — оказывается, и Государь и Правительство Империи планировали куда более радикальные, и — главное — продуманные и обоснованные преобразования, чем сами декабристы".

Не станем, впрочем, излишне идеализировать: Императорскому Правительству не удалось "окончательно" решить крестьянский вопрос (как и рабочий, кстати). Но сие никак не служит к "оправданию" всякоразных "революционных демократов" и прочих незваных "освободителей" Русского народа. Неумолимая логика ревдемовских прожектов (включая самые ранние средь них, "декабристские", скрупулёзно разобранные автором) вела к "раскрестьяниванию" и господству "династии кагановичей" (сей горький bonmot принадлежит Ив. Солоневичу). Тогда как логика "реакционных", консервативно-монархических проектов и преобразований имела целью "улучшить вещественное экономическое положение рабочего класса (не ошибёмся, ежели добавим: и крестьянства, ибо речь у наших консервативно-монархических идеологов и практиков идёт вообще о положении трудящихся классов — Р.Р.) настолько, чтобы при неизбежном (к несчастию) дальнейшем практическом общении с Западом русский простолюдин видел бы ясно, что его государственные, сословные и общинные "цепи" гораздо удобнее для материальной жизни, чем "свобода" западного пролетариата" (К.Леонтьев).

О "народолюбии" декабристов сказано достаточно (впрочем, их "солдатолюбие" тоже весьма специфично (а кто такие солдаты той поры? — тот же народ, но одетый в шинели): дабы вывести хоть какие-то солдатские массы на Сенатскую площадь, их пришлось… обмануть). Да и сам масштаб "декабристского" движения крайне преувеличен позднейшими "ревдемовскими" панегиристами: едва ли десятая часть офицеров, входивших в разное время в "тайные общества", приняла действенное участие в попытке переворота, а не в салонной "прогрессивной" болтовне. Об этом также подробно повествует Г.Павленко. Поистине точен приговор П. Чаадаева: "вся будущность страны… была разыграна в кости несколькими молодыми людьми, между трубкой и стаканом вина"…О фигуре Петра Чаадаева стоит сказать особо… Два очерка, посвящённые сему таинственному любомудру, поистине, составляют не только композиционный, но и смысловой центр книги… Философия Петра Чаадаева есть некое "der andere Anfang", "Другое Начало" для Русской Философии, Начало, "что зачалось, и быть могло, / И стать не возмогло" (Вяч. Иванов). Однако, то, что "не возмогло стать" в ситуации начала XIX века, весьма возможно, "быть сможет" в духовной ситуации начала века XXI… Мысль Чаадаева, хронологически предшествовавшая и западническому "тезису", и славянофильскому "антитезису", онтологически предсодержала их синтезис… Впрочем, се — отдельная, значительная тема, коей стоит посвятить отдельное рассуждение… Не покушаясь на сие в рамках книжной рецензии, заключим ея нашей искренней рекомендацией всем отечестволюбцам и ревнителям Истории наших Предков, "такой, какой нам Бог ея дал", доброполезной и занимательной книги Георгия Павленко…

***

Книгу можно найти в  магазине редкой и малотиражной литературы  "Русская деревня" (м. "Кузнецкий мост", Рождественка, 12)

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать "Завтра" в ленте "Яндекса"

Комментарии Написать свой комментарий
12 января 2019 в 06:56

Я так полагаю, что автор заметки стоит с ниспровергателем Гошей Павленкой на одной идейной платформе. Чего стоит новояз радикал монархистов, скажем многократно повторенне словечко "ревдомовские". Блеск! Или -"прочие незванные освободители русского народа"! ?

Если вы, господин хороший про русскую разночинную интеллигенцию, которая после декабристов, эта плоть от. Плоти народной пачками шла на эшафот за освобождение народа, то это один коленкор. А ежели вы про инородчину, что вклинилась в Русскую революцию в начале ХХ века, то ваша забота. Зачем выпустили это зло из пограничных местечек? Вас лучшие умы предупреждали! Дали бы им паспорт на выезд, а внутрь России ни-ни. Позарились на ссудный капитал, чтобы жить красиво?

Вы господин рецензент утверждаете, что монархические прожекты были лучше. Только скажите на милость, почему же рабство в России продержалось до ХХ века? Почему хотя бы такое позорное явление как физическое наказание не было отменено, до Декабристов или позже? Может потому, что имущие классы, что тогда, что сейчас видят в русском труженнике раба и только раба. А вы нам про диоптрии у ниспровергателя Гоши Павленки.

12 января 2019 в 09:30

А ежели вы про инородчину, что вклинилась в Русскую революцию в начале ХХ века, то ваша забота. Зачем выпустили это зло из пограничных местечек?
Без инородчины ты ничего не сдалал ибо руки у тебя не так стоят и мозгов нет

12 января 2019 в 16:02

Сергей Ужакин: "Зачем выпустили это зло из пограничных местечек? Вас лучшие умы предупреждали! Дали бы им паспорт на выезд, а внутрь России ни-ни".

Наконец-то г-н Ужакин вступил на стезю борьбы с идеями Ленина, который в 1919 году говорил:

"Антисемитизмом называется распространение вражды к евреям. Когда проклятая царская монархия доживала свое последнее время, она старалась натравить темных рабочих и крестьян на евреев. Царская полиция в союзе с помещиками и капиталистами устраивала еврейские погромы. Ненависть измученных нуждой рабочих и крестьян помещики и капиталисты старались направить на евреев. И в других странах приходится видеть нередко, что капиталисты разжигают вражду к евреям, чтобы засорить глаза рабочего, чтобы отвлечь их взоры от настоящего врага трудящихся — от капитала. Вражда к евреям держится прочно только там, где кабала помещиков и капиталистов создала беспросветную темноту рабочих и крестьян. Только совсем темные, совсем забитые люди могут верить лжи и клевете, распространяемой против евреев. Это — остатки старого крепостного времени, когда попы заставляли сжигать еретиков на кострах, когда существовало рабство крестьян, когда народ был задавлен и безгласен. Эта старая крепостническая темнота проходит. Народ становится зрячим.

Не евреи враги трудящихся. Враги рабочих — капиталисты всех стран. Среди евреев есть рабочие, труженики, — их большинство. Они наши братья по угнетению капиталом, наши товарищи по борьбе за социализм. Среди евреев есть кулаки, эксплуататоры, капиталисты, как и среди русских, как и среди всех наций. Капиталисты стараются посеять и разжечь вражду между рабочими разной веры, разной нации, разной расы. Народ нерабочий держится силой и властью капитала. Богатые евреи, как и богатые русские, как и богачи всех стран, в союзе друг с другом, давят, гнетут, грабят, разъединяют рабочих.

Позор проклятому царизму, мучившему и преследовавшему евреев. Позор тем, кто сеет вражду к евреям, кто сеет ненависть к другим нациям.

Да здравствует братское доверие и боевой союз рабочих всех наций в борьбе за свержение капитала".
Ленин В.И. ПСС, т.38, с. 242-243

12 января 2019 в 16:08

А уж Сталин бы г-на Ужакина просто расстрелял.

"Ответ на запрос Еврейского телеграфного агентства из Америки

Отвечаю на Ваш запрос.

Национальный и расовый шовинизм есть пережиток человеконенавистнических нравов, свойственных периоду каннибализма. Антисемитизм, как крайняя форма расового шовинизма, является наиболее опасным пережитком каннибализма.

Антисемитизм выгоден эксплуататорам, как громоотвод, выводящий капитализм из-под удара трудящихся. Антисемитизм опасен для трудящихся, как ложная тропинка, сбивающая их с правильного пути и приводящая их в джунгли. Поэтому коммунисты, как последовательные интернационалисты, не могут не быть непримиримыми и заклятыми врагами антисемитизма.

В СССР строжайше преследуется законом антисемитизм, как явление, глубоко враждебное Советскому строю. Активные антисемиты караются по законам СССР смертной казнью.

И. Сталин
12 января 1931 г."
Впервые опубликовано в газете “Правда” № 329, 30 ноября 1936 г.

12 января 2019 в 17:34

Aрк
Седов

" Без инородчины ты ничего не сдалал ибо руки у тебя не так стоят и мозгов нет."
Очень, очень спорный тезис. Не стоит преувеличивать....

12 января 2019 в 15:45

Вообще-то, автор ничего нового не открыл: о том же писала консервативная дореволюционная историография, которая в СССР широким слоям населения была недоступна.

Вот, например, оценка В.О.Ключевского:

"Событию 14 декабря придавалось значение, какого оно не имело; приписывались ему последствия, которые не из него вытекали. Чтобы вернее оценить его, не следует, прежде всего, забывать его наружность. По наружности это один из тех дворцовых гвардейских переворотов, какие происходили по смерти Петра в продолжение XVIII в. В самом деле, движение вышло из гвардейских казарм, руководили им почти одни гвардейские офицеры, представители коренного, столбового русского дворянства. Движение было поднято по вопросу о престолонаследии, как поднимались все движения XVIII в., и на знамени движения было написано личное имя. В движении 14 декабря столько сходства с гвардейскими переворотами XVIII в., что современники, наблюдавшие это событие, не могли не вспомнить о гвардейских переворотах. В любопытнейшей записке приехавшего около того времени в Петербург родственника императрицы-матери, принца Евгения Вюртембергского, мы находим следующий характерный рассказ. Когда получена в Петербурге весть о кончине государя, незадолго до 14 декабря, принц Евгений встретил во дворце петербургского генерал-губернатора графа Милорадовича, который, разговорившись о положении дел, выразил принцу сомнение в успехе дела, т. е. в успехе присяги великому князю Николаю, так как гвардия, по словам Милорадовича, очень привязана к Константину. «О каком успехе говорите вы, граф? – сказал Евгений, – я жду естественного перехода престола к великому князю Николаю, в случае если Константин будет настаивать на отречении; причем тут гвардия?» – «Я с вами согласен, – отвечал Милорадович, – гвардии, понятно, не следовало мешаться в это, но она уже испокон века привыкла к этому и сроднилась с таким понятием». Итак, люди 14 декабря сделали дело, как не раз делали его в продолжение XVIII в. Теперь в последний раз русская дворянская гвардия хотела распорядиться престолом, а потом гвардия перестала быть дворянской.

Несмотря на все сходство движения 14 декабря с дворцовыми переворотами XVIII в., оно вместе с тем существенно отличается от последних. Отличие это заключается не только в характере вождей движения, но и в цели. Знамя, на котором было написано личное имя Константина, выкинуто было только для солдат, которых уверили, что они восстают за угнетенных – великого князя Константина и за его супругу «Конституцию» (великий князь был женат на польке, а польки-де иногда носят очень странные имена). Вожди движения были одинаково равнодушны к обоим именам: они действовали не во имя лица, а во имя порядка. Ни одно гвардейское движение XVIII в. не имело целью нового государственного порядка. Впрочем, это было только стремление к новому порядку; самый порядок не был выработан вождями движения. Выходя на улицу, они не несли за собою определенного плана государственного устройства; они просто хотели воспользоваться замешательством при дворе, для того чтобы вызвать общество к деятельности.

Их план таков: в случае удачи обратиться к Государственному совету и Сенату с предложением образовать временное правительство из пяти членов; были даже намечены эти члены; между ними рядом с Пестелем, самой дельной головой в тайном обществе, должен был сесть и знакомый нам М. М. Сперанский. Временное правительство должно было руководить делами до собрания Земской думы, той самой Земской думы, план которой проектировал Александр со Сперанским в преобразовательном проекте. Земская дума как учредительное собрание и должна была разработать новое государственное устройство. Таким образом, вожди движения поставили себе целью новый порядок, предоставив выработку этого порядка представителям земли, значит, движение было вызвано не определенным планом государственного устройства, а более накипевшими чувствами, которые побуждали, как бы то ни было, направить дело по другой колее.

Тем не менее нет надобности приписывать этому движению особенно важные последствия. Один высокопоставленный сановник, встретив одного из арестованных декабристов, своего доброго знакомого князя Евгения Оболенского, с ужасом воскликнул: «Что вы наделали, князь! Вы отодвинули Россию, по крайней мере, на 50 лет назад». Это мнение утвердилось впоследствии; событие 14 декабря считали великим несчастьем, которое определило характер следующего царствования, как известно, очень нелиберального. Это – совершенно ложное представление; характер следующего царствования определился не 14 декабря; это царствование имело бы тот же характер и без 14 декабря; оно было прямым продолжением последнего десятилетия царствования Александра. Еще ранее 14 декабря предшественник Николая уже решительно вступил на ту дорогу, по которой шел его преемник. Притом мысль, чтобы мятеж 14 декабря мог отодвинуть Россию на 50 лет назад, невероятна уже потому, что в последние 50 лет она немного сделала шагов вперед: отодвинуться некуда было. Такое значение 14 декабря придавали, также помня фразу, которая не раз срывалась с языка Николая в продолжение его царствования; при встрече с каким-нибудь досадным проявлением вольного духа в обществе, он иногда говаривал: «Ah, се sont tougours mes amis de quatorse». Но напрасно было придавать этим словам буквальное значение. 14 декабря не было причиной направления следующего царствования; оно само было одним из последствий той причины, которая сообщила такое направление следующему царствованию. Причина эта заключалась в исходе, какой имели все преобразовательные начинания Александра".
http://iknigi.net/avtor-vasiliy-klyuchevskiy/26019-dekabristy-vasiliy-klyuchevskiy/read/page-2.html

12 января 2019 в 15:50

Для любителей конспирологии - графиня С.Д.Толь (урожд.графиня Толстая) рассматривала восстание декабристов как масонский заговор:

С.Д.Толь. Масонское действо. Исторический очерк о заговоре декабристов. — СПб., 1914.

Книга была дважды переиздана в наши дни:

С.Д.Толь. Ночные братья: Опыт исторического исследования о масонстве в Германии. Масонское действо. Исторический очерк о заговоре декабристов. — М.: Изд. журнала «Москва», 2000. ISBN 5-89097-033-X
С.Д.Толь. Масонское действо: Исторический очерк о заговоре декабристов. — Репринтное издание 1914 г. — СПб.: Альфарет, 2009. — 248 с., ил.

12 января 2019 в 15:52

Ну и в заключение - стихотворение Ф.И.Тютчева.

14-е декабря 1825

Вас развратило Самовластье,
И меч его вас поразил, —
И в неподкупном беспристрастье
Сей приговор Закон скрепил.
Народ, чуждаясь вероломства,
Поносит ваши имена —
И ваша память для потомства,
Как труп в земле, схоронена.

О жертвы мысли безрассудной,
Вы уповали, может быть,
Что станет вашей крови скудной,
Чтоб вечный полюс растопить!
Едва, дымясь, она сверкнула
На вековой громаде льдов,
Зима железная дохнула —
И не осталось и следов.

12 января 2019 в 16:04

Вам же сказано, что Гоша Павленка диоптрии поменял. Решил, что работа в архивах не его стезя, вот он и решил на чужом горбу в рай въехать.

А вы Борух-нин к тому же и Василь Осиповича назубок знаете. Похвально, пригожий обер-лейтенант. И как оно на казенных харчах?

12 января 2019 в 16:13

А Вы, когда работали в школе, не на "казенных харчах" были? Причем на "казенных харчах" Вы и в пост-советское время сидели - у буржуазной "казны". Не буду говорить, что Вы кусали кормящую руку (для активных действий Вы слишком трусливы), но побрехивали на нее - как это было принято у интеллигентов во все времена.

12 января 2019 в 16:26

Борух-нин, я правильно вас понимаю, что сейчас вы работаете в ЧВК "Пригожин" и отстаиваете какую то, особую правду, нам не ведомую. Вы боретесь с "реваншистами" которые хотя разрушить светлый образ возвратного капитализма. Скажите, а какой у вас график работы и какой оклад жалования?

12 января 2019 в 16:36

Вы же советский человек, Ужакин, и должны помнить выражение: "на общественных началах".

Да и основная цель моих постов не борьба с разрушением светлого образа возвратного капитализма, а разрушение лживого светлого образа преставившегося социализма - притом на основании его же, социализма, нормативно-правовых актов, идеологем и прочих публикаций отнюдь не эмигрантской, а именно что советской печати.

12 января 2019 в 16:58

Борух-нин, так вы из идейных, значит. И много сейчас там за правильную идейность платят? Только неувязочка, гнилой вариант у вас получается.

Если вы из идейных соображений "мочите", тот , уже убитый вами строй, который по вашему же не вернется, то это значит, что ваша любовь к этому ублюдочному строю не бескорыстна. Иначе это приятель, некрофилия. В чем ваш интерес?

12 января 2019 в 17:19

Что значит " по вашему же не вернется"? Никто ничего гарантировать не может. Это только советские идеологи заявляли, что социализм в СССР одержал полную и окончательную победу.

Некрофилы - это красные колдуны-вуду, вроде Вас, которые пытаются вытащить мертвеца из могилы. Вот и приходится в меру сил бороться с появлением зомби.

12 января 2019 в 17:29

Оба-на, спекся хлопчик, залопотал не по методичке. Ну, во первых именно вы неоднократно заявляли, что социализм не вернется, а если попытается то вы все кровью зальете. Охотно верю. А во вторых - с чего вы взяли, что мы рвемся в прошлое? Вы сделали выводы из поражения семнадцатого года, так и мы осмысливаем свое поражение от вашего контрреволюционного переворота 91/93 и установленной диктатуры.

Я вам говорю, Борух-нин, что мы устремлены в будущее. И первая задача - полная национализация природно-сырьевого комплекса, транспорта и энергетики. А там будем поглядеть. как говорят у вас в местечке.

12 января 2019 в 18:37

Дык социализм - не заморозки в июне: "вернуться" он может только в результате сознательных действий людей. Так как гг. реваншисты в открытую заявляют, что возвращать социализм они будут пытаться отнюдь не путем завоевание конституционного большинства в обеих палатах Федерального собрания, то и приходится напоминать, чем чреват выход за рамки конституционного поля.

И в то, что вы не во всем собираетесь копировать советское прошлое, я тоже верю: например, по нац.вопросу большинство нынешних левых радикалов планирует действовать не по Ленину и Сталину, а по Гитлеру и Розенбергу.

Касательно национализации - напомню Вам ст.35 Конституции РФ:

"1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

4. Право наследования гарантируется".

Вы планируете завоевать такое большинство избирателей, чтобы принять новую Конституцию? (напомню, что ст.35 относится к гл.2, которую нельзя менять в рамках действующей Конституции - надо принимать новую).

12 января 2019 в 17:48

Будущее за социализмом. Капитализм нынешнего " разлива" ведёт к вымиранию наших соотечественников, к производственной и финансовой зависимости моей Родины.
У буржуя Родины нет !!

12 января 2019 в 18:43

Классики "научного социализма" считали с точностью до наоборот:

"Рабочие .не имеют отечества. У них нельзя отнять то, чего у них нет" (с) К.Маркс, Ф.Энгельс. Манифест Коммунистической партии.

"Далее тов. Ленин переходит к определению понятия «отечество» с социалистической точки зрения.

Это понятие точно и ясно определено «Коммунистическим Манифестом» в блестящих страницах, которые целиком были проверены и оправданы на опыте. Ленин читает выдержку из «Коммунистического Манифеста», в которой понятие отечества рассматривается как историческая категория, отвечающая развитию общества на определенной его стадии, а затем становящаяся излишней. Пролетариат не может любить того, чего у него нет. У пролетариата нет отечества" (с) В.И.Ленин. Реферат на тему "Пролетариат и война". ПСС, т.26, с.32.

13 января 2019 в 22:45

Vladimir
Barakhnin
У меня и таких как я Отечество есть !!! Более 10 поколений моих предков служили в России и воевали за Россию. 5 поколений моих предков покоятся на погостах Петербурга-Петрограда-Ленинграда, и я знаю их могилы. Никто не
"переселился" в трудные времена за границу, не послал туда детей, не размещал свои сбережения. Они участники всех войн, которое вело МОЁ ОТЕЧЕСТВО с внешними врагами. И не надо сыпать цитатками к месту и не к месту, СВОИ мысли есть по этому поводу ? Отчего буржуи выводят деньги за рубеж, обзаводятся паспортами других стран, держат свою родню и имущество..? Где их " родина" ?

14 января 2019 в 14:22

Ваше происхождение - явно не пролетарское, поэтому весь Ваш пафос не способен опровергнуть утверждения Маркса и Ленина, что у пролетария нет Отечества.

12 января 2019 в 18:13

Хороший, кстати поворот. Борухнин, скажите, если можете, то честно. А у вас Родина где?

12 января 2019 в 18:38

Я пишу под своим именем, и те, кому это интересно, нашли мои веб-страницы на сайтах организаций, где я работаю.

12 января 2019 в 21:41

Конституция либеральная , вражеская, американская. "Защита частной собственности". Прайвет. Скажите что-нибудь более вразумительное.

13 января 2019 в 17:03

Монархизм и вообще иерархизм давно сдох, но воняет ещё сильно...