Авторский блог Юрий Рябинин 11:06 31 июля 2019

Где твоё жало?

юродивые и вера

В выступлениях диктора Александра Невзорова обычно нельзя не обратить внимания на одну характерную особенность: о чём бы ни шла речь, он непременно найдёт повод нелестно отозваться о церкви и о "попах". Рассуждает, например, где-нибудь по радио о проблеме борьбы с садово-огородными вредителям, так тотчас и придумает провести параллель с духовенством: вот-де такие же!.. Или, скажем, спрашивают его — чем красит волосы? — диктор Невзоров отвечает: я завиваюсь; а вот попы… попы… те накручивают вёрсты все на "мерседесах", купленных на отобранные старушечьи пенсии. И тому подобное. Это, как говорится, кто о чём, а вшивый — о бане.

Относятся к такой публицистике диктора Невзорова люди по-разному. Индифферентные внешние, может быть, усмехнутся: во сыплет перцу потешник! во хлещет! раздаёт всем богам по сапогам! Но, в общем-то, таким все равно. Для них же церковь и вера — что-то чуждое, постороннее, о чем они, вероятно, и немного знают, и мало думают. И вряд ли этот диктор вообще к ним адресуется, — нет смысла. Не та почва, чтобы сеять. Он, очевидно, рассчитывают на другую аудиторию — на верных, — им досадить! их пронять! вывернуть им душу наизнанку! А вот таковым его богохульство, действительно, никак не может быть по сердцу. Чаще всего, как говорится, задевает за живое: обидно всё-таки, что диктор — в эфире, на всю страну — так глумливо отзывается о чём-то дорогом, смеет порочить нечто святое, бережно, как огонёк лампады, хранимое верными.

А как обычно реагируют те, чьё святое и дорогое подвергается хуле и поруганию? — они, как правило, ещё с большей любовью относятся к своим ценностям, ещё более дорожат ими, тянутся к ним. То есть реакция обиженных и раздосадованных богоборчеством диктора Невзорова выходит прямо обратная: кощунственная брань его не отвращает верных от веры, а укрепляет их в ней.

Так что же выходит? — диктор Невзоров способствует укреплению веры среди воцерковленных? Не будем спешить объявлять это абсурдом.

В уголовном сыске есть такое правило: принимаясь за расследование преступления, сыщик первым делом задается вопросом — кому это выгодно? Ответ на вопрос — кто заинтересован в укреплении веры среди воцерковленных? — очевиден: сама же церковь и заинтересована! Воцерковленные миряне — те, кто хотя бы раз в год причащается — это самая основа церкви и есть. Это они те "избранные" из известного выражения — много званых, а мало избранных. Без таковых даже литургия не служится, — "не канонично" священнику исполнять это таинство лишь для одного себя. А, следовательно, без "избранных" верных прерывается богослужебный круг, и… церковь перестаёт быть мистическим Телом Христа. Перестаёт быть, собственно говоря. Вот такое значение имеют для церкви те самые старушки, что дремлют в храме по углам.

И какова же важнейшая цель церковного священноначалия? — разумеется, ни в коем случае не допустить оскудения своей верной паствы, а всячески содействовать ещё большему её расположению к вере и церкви.

Вот наш круг и замыкается: уязвленные кощунственными выпадами диктора Невзорова верные лишь крепче хранят свою веру. Духовенство и священноначалие удовлетворено результатом. Значит, выходит, диктор Невзоров… инструмент священноначалия, — говорит не в глум, а в ум! Ну, поскольку он приносит церкви очевидную пользу, то так оно и получается!

К тому же, если внимательнее отнестись к его построениям — разобрать их, так сказать, под богословским микроскопом, — то станет очевидным, что ничего такого сокрушительного, убийственно-неопровержимого он не выдаёт и в помине. Его богохульство в основном соответствует известным в своё время сатирическим антиклерикальным памфлетам французского публициста XIX века Лео Таксиля. У этого Таксиля "аргументы" были, например, такого рода: в Библии говорится, что-де Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, Иаков родил Иуду и братьев его; но ведь мужчина лишён от природы способности родить, следовательно, Библия дезинформирует доверчивых простаков и т.д. Всё в таком духе. Где-то подобные же "разоблачения" христианского вероучения выдвигает и диктор Невзоров. Понятно, даже для первоклашек воскресной школы этот его "антиклерикализм" наивен и смешон.

В связи с этим поучителен ещё случай с недавно ушедшим из жизни известным сатириком Михаилом Задорновым. Собственно говоря, таким уж богоборцем, каким рисуется диктор Невзоров, он не был. Однако вместе с тем многие годы активно популяризировал модное ныне антихристианское сектантское движение — неоязычество. Но вот на закате жизненного пути, чуя смертный час, сатирик, к безмерной досаде и неоязычников, и прочих ненавистников церкви, вдруг воцерковляется! — он кается по соответствующему чину, над ним совершается таинство соборования, а когда отходит в мир иной, покойного отпевают по православному обряду, — несомненно, по его же собственной духовной. Теперь за воссоединившегося навеки с церковью Задорнова верным можно молиться: царство небесное рабу Божию Михаилу, со святыми упокой.

Не то же самое ли уготовил миру диктор Невзоров? Он и без того приносит церкви колоссальную пользу, но главный его духовный подвиг, несомненно, впереди: когда-нибудь он, подобно Таксилю и Задорнову, во всеуслышание открестится, покается и воссоединится с церковью, а когда исполнится отпущенный ему срок, будет отпет и погребен с отходной в деснице под восьмиконечным крестом. Это произведёт не просто шок у тех, кто сейчас сочувственно и с интересом относится к его мнимому богоборчеству, это будет для фанатов диктора светопреставлением! безнадёжной контузией! Вот уж когда церковь ждёт массовое пополнение!

Вообще вполне вероятно, что диктор Невзоров исполняет церковное послушание: он укрепляет, закаляет, как мы выяснили, веру среди воцерковленных и одновременно готовит сногсшибательный переполох в стане ненавистников РПЦ от будущего эффектного возвращения блудного сына в лоно. В таком случае ему и каяться, и воссоединяться с церковью не надо, — он и так в церкви и верно служит ей во благо. Да, скорее всего, и на исповеди у духовника бывает, и причащается периодически.

Ну… верным тогда остаётся лишь молить Небеса о продлении дней юродивого во Христе диктора. Многая лета рабу Божию Александру.

1.0x