Сообщество «Форум» 20:30 5 мая 2018

«ГАЗЕТА – ЭТО…»

Объявить 13 января Днем российской печати. Председатель Верховного Совета РСФСР Р.И.ХАСБУЛАТОВ

В не так уж давнее советское, да и в постсоветское, время в ходу широко применяли определения, имеющие подобное значение. Напомню лишь некоторые из них: «Коммунизм – это советская власть плюс электрификация всей страны», «Профсоюзы – это школа коммунизма», «История – это политика, опрокинутая в прошлое», «Сталин – это Ленин сегодня», «Россия – это загадка, окутанная тайной». Более полно цитату, начинающуюся словами Маяковского, вынесенными в заголовок этой статьи, я приведу чуть позже, а сейчас лишь отмечу, что научного значения такие определения не имеют, но чрезвычайно важны в публицистической практике.

Вернёмся к определению газеты. В своей работе «С чего начать?» Ленин приводит слова: «Газета – не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор». Кое-кто считает, что в связи с появлением новых и новейших средств связи и воздействия на общество, актуальность этих слов стала меньше. Действительно, и телевидение и Интернет стали мощнейшими конкурентами современным бумажным носителям информации, одним из которых и поныне является газета. Попробуем показать, что она не утрачивает своего значения, имевшего во время появления процитированной работы Ленина. Более того, можно подчеркнуть отношение Ленина к газете как к некоему информационно-публицистическому эталону, подобному долгое время остававшимся таковым Парижскому метру. В своём письме профессору М. Бонч-Бруевичу Ленин писал: «“Газета без бумаги и без расстояний”, которую Вы создаёте, будет великим делом». Эти слова относились к детищу ХХ века радио. Думается, в отношении упомянутых ТВ и Интернета, Ленин был бы осторожнее.

Отметим, что в советское время работники прессы считали её Третьей властью – после власти КПСС и власти советских депутатов. Думаю, что этот ряд можно было бы продолжить по порядку: четвёртая – профсоюз с его ВЦСПС и огромной и ныне утраченной собственностью и далее по порядку, вплоть до ДОСААФ и Общества рыболовов и охотников.

В отношении газеты остаётся верной старинная пословица «Что написано пером…». Без особенных проблем мы в наше время можем познакомиться с фактами и сто- и более –летней давности. Причём именно в том виде, в каком они преподносились и воспринимались в обществе в соответствующее время. Я имею в виду подшивки газет тех времён. Очень не уверен, что эта особенность останется нашим потомкам, если они нынешние факты будут воспринимать по Интернету, сохранившемуся до их времени. Уже сейчас по разным причинам пропадают сайты и отдельные тексты, совсем недавно бывшие такими доступными. Лёгкость размещения информации в Интернете оказалась почти равной «вырубить» её даже не тяжёлым топором, а лёгким нажатием кнопки на клавиатуре.

Самое главное, из-за чего я обратился к теме газеты, это те изменения, которые произошли с ней на рубеже перехода от постсоветского времени к нынешним реалиям. Мало кто обратил внимание, что на рубеже конца 1980-х –начала 1990-х газета была фактически подвергнута жестокой реформации. До этой реформы газета была печатным представительством какой-либо государственной или общественной организации: какого-либо конкретного Совета депутатов трудящихся, либо общественной организации разного уровня от ЦК КПСС до районного комитета ДОСААФ и имела соответствующий статус в этой организации. С одной стороны газета имела некоторую свободу и независимость от вертикали центральной власти, с другой стороны была подотчетна более близкой власти по горизонтали. Эти особенности сказывались и на самостоятельности и относительной независимости в отношении финансирования.

Сейчас подобные особенности сохранились в основном за церковными изданиями, издающимися «По благословлению…» соответствующего владыки. Как контролируется размещённая в них информация со стороны государства, широкому обществу неизвестно.

В 1990-м году газеты (как и всё то, что сейчас называется СМИ) были брошены в объятия рынка. Это привело к резкому численному сокращению редакций и их коллективов, в том числе корректоров и отделов писем. Если в советское время газеты и журналы оплачивали корреспонденции их авторам, то сейчас эта традиция практически исчезла. Помню, я по квитанции денежного перевода, сохранившегося после смерти отца, нашёл (уже в библиотеке) одну из его публикаций. Конечно, 10-15 строчек на последней странице какого-либо периодического печатного Органа районного комитета КПСС, оценивались по минимуму, зато эта оценка вызывала моральное удовлетворение у автора.

Можно вспомнить обилие фабрично-заводских газет, существовавших в стране с конца 1920-х годов. Многие из них выкинуты из публицистической жизни вместе с ликвидированными предприятиями.

А с Интернетом и телевидением газеты могли бы сосуществовать вполне мирно, не без пользы друг для друга. Газеты, в отличие от Интернета, кроме сохраняемости размещённой в них информации, могут иметь своё лицо и прочие персональные данные. В советское время люди при устной передачи каких-либо сведений для убедительности добавляли слова: «Это я в газете читал!», или «Это я по радио слышал!». При этом ответственность за саму информацию как бы перекладывалась на государство, которое в конечном счёте действительно было ответственно за информирование общества. Конечно, от подобного контроля не отказывается и нынешняя власть, но результаты этого контроля часто бывают удручающими.

В Нижнем Новгороде, газета «Нижегородская правда», бывшая органом Областного комитета КПСС и областной власти и имевшая марксистский эпиграф «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», отнята у коммунистов, которые время от времени издают газету «КПРФ в Нижнем Новгороде». Эта газета с её неизвестного происхождения и невнятным эпиграфом «Сила в правде» выполняет функцию, эквивалентную листовкам начала прошлого века с той разницей, что её позиция в отношении общественной жизни как в области, так и в стране, остаётся не очень внятной для читателей. Это при том положении, что, к примеру, газета «Советская Россия» при её многотысячном тираже в киоски Роспечати не поступает.

Закончить свои заметки я хочу более полной цитатой из стихотворения Владимира Маяковского, называвшегося

«Комсомольская правда»

Газета -

это

не чтенье от скуки;

газетой

с республики

грязь скребете;

газета -

наши глаза

и руки,

помощь

ежедневная

в ежедневной работе…

1927

Александр Ермошин,

Нижний Новгород (с 1932 по 1990 город Горький)

1.0x