Авторский блог Василий Шахов 04:04 16 января 2017

Гаршинские мотивы космизма: " Attalea Princeps "

Пантеон Русского Космизма... Экспозиции Московско--Троицкого общественного дистанционного университета Знаний


В А С И Л И Й Ш А Х О В

ГАРШИНСКИЕ МОТИВЫ КОСМИЗМА :

«Attalea Princeps»

Прекрасная пальма высокой вершиной

В стеклянную крышу стучит;

Пробито стекло, изогнулось железо,

И путь на свободу открыт.

И отпрыск от пальмы султаном зеленым

Поднялся в пробоину ту;

Над сводом прозрачным, под небом лазурным

Он гордо глядит в высоту.

И жажда свободы его утолилась:

Он видит небесный простор,

И солнце ласкает (холодное солнце!)

Его изумрудный убор.

Средь чуждой природы, средь странных собратий,

Средь сосен, берез и елей,

Он грустно поникнул, как будто бы вспомнил

О небе отчизны своей;

Отчизны, где вечно природа пирует,

Где теплые реки текут,

Где нет ни стекла, ни решеток железных,

Где пальмы на воле растут.

Но вот он замечен; его преступленье

Садовник исправить велел, --

И скоро над бедной прекрасною пальмой

Безжалостный нож заблестел.

От дерева царский венец отделили,

Оно содрогнулось стволом,

И трепетом шумным ответили дружно

Товарищи-пальмы кругом.

И снова заделали путь на свободу,

И стекла узорчатых рам

Стоят на дороге к холодному солнцу

И бледным чужим небесам.

ВСЕВОЛОД ГАРШИН. «П л е н н и ц а».

3 марта 1876.

* * *

Юноша спросил у святого мудреца Джиафара:

- Учитель, что такое жизнь?

Хаджи молча отвернул грязный рукав своего рубища

и показал ему отвратительную язву, разъедавшую его руку.

А в это время гремели соловьи и вся Севилья была наполнена

благоуханием роз.

ВСЕВОЛОД ГРИГОРЬЕВИЧ Г А Р Ш И Н. 12 января 1884 г.

……………………………………………………………………………….

Космические мотивы в отечественной культуре… Океански глубок, небесно высок, пространственно-горизонтно необъятен мифологический космизм народов державно-имперской России: более двухсот устно-поэтических, фольклорно-этнографических галактик-созвездий многонационального «РУССКОГО МИРА».

Космически сокровенные нравственно-духовные утопии-прозрения… Космически взыскующие, «вочеловеченные» идеалы Всемирного, Всесветного, Планетарного, Вечного, Разумного, Справедливого, Совестливого, Гуманистичного…

«Каждый писатель на Руси был резко и воистину индивидуален…» - говорил Максим Горький.

В золотом фонде Русского Мира, Русского Космизма, Русского Гуманизма - произведения ВСЕВОЛОДА Г А Р Ш И Н А, замечательного лирика, глубокого эпика, мудреца-философа, человеколюбца, печальника земли Русской…


Когда науки трудный путь пройдется,

Когда в борьбе и жизни дух окрепнет,

Когда спокойным оком, беспристрастно

Я в состояньи буду наблюдать

Людей поступки, тайные их мысли

Читать начну своим духовным взором,

Когда пойму вполне ту тайну жизни,

Которой смутно чую бытие, --

Тогда возьму бесстрашною рукою

Перо и меч и изготовлюсь к бою.

Февраль 1876 г.

…В тепличном хозяйстве - особый мир, свой микроклимат, особый ритм, особый лад, особая психология.

У Всеволода Гаршина есть философско-психологический рассказ о жизни обитателей теплицы «Attalea princeps ». В экспозиции новеллы - описание оранжереи, здания красивого, стройного, романтично изящного. Даже в свирепую зимнюю стужу растения-южане были в благодатном тепле и уюте; «они помнили свою родину», они «стояли и слушали вой ветра и вспоминали иной ветер, тёплый, влажный, дававший им жизнь и здоровье».

«Мы приложили всё наше знание, чтобы растения развивались в теплице совершенно так же свободно, как и на воле, и, мне кажется, достигли некоторго успеха», - говорит директор оранжереи.

Вольнолюбивая пальма лелеет дерзкую мысль: «Я хочу видеть небо и солнце не сквозь эти решетки и стёкла, - и я увижу!». Она обращается к своим соседям с решительным предложением: «Лучше оставьте ваши споры и подумайте о деле. Послушайте меня: растите выше и шире, раскидывайте ветви, напирайте на рамы и стёкла, наша оранжерея рассыплется в куски, и мы выйдем на свободу». В ответ последовало вполне резонное возражение растительного сообщества: «…придут люди с ножами и с топорами, отрубят ветви, заделают рамы, и всё пойдёт по-старому». Только маленькая бледная травка осталась в сторонницах мятежной пальмы; «она не знала южной природы, но тоже любила воздух и свободу».

Финальные картины гаршинской аллегории. Крыша пробита. Но пальму подстерегает смертельная неожиданность: не ласковое южное небо, не желанное солнце встретило её,

а неприветливое предзимнее небо, дождь со снегом. Окрестные деревья предостерегающе шумели: «Замёрзнешь!.. Ты не знаешь, что такое мороз. Ты не умеешь терпеть. Зачем ты вышла из своей теплицы?»…

………………………………………………………………………………………………………


28 сентября 1883 г.

Остановилась кровь поэта...

Замолкли вещие уста.

В могиле он, но отблеск света

Над ней сияет навсегда.

Тот свет - не блеск огней венчанья

На царство деспотов земных:

Поэта кроткое сиянье

Живет в словах его живых.

Исчезнут все венцы, престолы,

Порфиры всех земных царей,

Но чистые твои глаголы

Все будут жечь сердца людей.

И отдаленнейший потомок

Перед тобой главу склонит,

Когда среди времен потемок

Звездой твой образ заблестит.

1883 г.

Свеча

Свеча погасла, и фитиль дымящий,

Зловонный чад обильно разносящий,

Во мраке красной точкою горит.

В моей душе погасло пламя жизни,

И только искра горькой укоризны

Своей судьбе дымится и чадит.

И реет душный чад воспоминаний

Над головою, полной упований

В дни лучшие на настоящий миг.

И что обманут я мечтой своею,

Что я уже напрасно в мире тлею,

Я только в этот скорбный миг постиг.

Май 1887 г.

…………………………………………………………………………………..

Когда он коснулся струн смычком, когда звуки виолончели вились, переплетались, росли и наполняли замершую залу, мне пришла в голову горькая и тяжелая мысль.

Я думал: есть ли здесь, в этой зале, десять человек, которые помнят, ради чего они собрались сюда?

Иные пришли из тщеславия, другие - потому, что было неловко отказаться, третьи - послушать хорошей музыки.

Но немногие помнили умирающего юношу, ради которого все это было устроено.

Эта мысль была горька, и под страстные и печальные звуки мне представилась далекая картина.

Я видел слабо освещенную комнату, в углу ее - постель, и на ней лежит в лихорадке больной.

Огонь покрывает его исхудалое лицо, и прекрасные глаза горят больным пламенем.

Он смотрит в лицо другу. Тот сидит у изголовья. Он читает вслух книгу.

Иногда чтение прерывается: он смотрит своим добрым взглядом на бледное лицо.

Что он читает в нем? Смерть или надежду?

Виолончель смолкла... Бешеный плеск и вопль удовлетворенной толпы спугнули мечту...

26 декабря 1884 г.

1.0x