ФРЕСКИ РУСИ. ДИОНИСИЙ.
Газета «Завтра» сообщила, что Центральный совет ВООПИК и Фонд «Фрески Руси», устроит выставку: «Свет фресок Дионисия – миру» в выставочном зале Дома Телешова, что на Покровском бульваре, с 18 апреля по 18 мая.
До этого выставку экспонировали в доме Нащокина, в Гагаринском переулке.
Нет места для постоянной экспозиции великого культурного наследия «Золотого века иконописи ХIУ – ХУ вв.». В просветительском проекте свыше 500 оригинальных фотографических произведений, выполненных фотохудожником Юрием Холдиным (1954-2007). Это искусство светописи, ибо впервые он переосмыслил роль фотографии, как «фотофиксации»…
Разумеется, к фотографиям нужно относиться исключительно бережно (!), т.к. выполнить отпечатки подобных фотографий уже невозможно – утрачены все старые технологии. И даже Проспект - каталог фотографической выставки, 2-е издание, что я приобрёл в 2008 году в Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева, воспроизвести, увы, тоже – невозможно. Фотографии не подлежат реставрации – это не холст масляной живописи.
Необходимо музейное помещение для постоянной экспозиции. «Свет фресок Дионисия» - требует достойного оформления, с хорошим освещением и точечной подсветкой. Экспозицию должно сопровождать тихое проникновенное церковное пение: «Акафиста Пресвятой Богородицы» - «Радуйся Невесто неневестная…» - одно из самых поэтичных творений мировой культуры! Или «Песнопения и молитвы» для хора Георгия Свиридова. Недаром он говорил: «Для меня Россия – страна просторов, страна песни, страна минора, страна Христа…»
Недавно открылся большой музейно-выставочный комплекс в «Новом Иерусалиме»… По ТВ показали, как развешены, весьма второстепенные дневниковые записки П.Пикассо… Не найдётся и там места…
Как такое случилось, что фресковую живопись Древней Руси, ХIУ –ХУ вв, мы увидели и оценили фактически недавно? 600 лет ждали…
Существовали два параллельных мира одной эпохи: Золотой век русской иконописи и западный Ренессанс. Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело (1475-1564) и Дионисий (1430-1502) – были современники.
О мастерах итальянского Возрождения мы знаем много больше, чем о древнерусском искусстве…
При этом следует отметить, что итальянское искусство ХУ века было наглухо закрыто для Руси. Никто из иконописцев не посещал Италию. Однако произведения церковного искусства ни в чём не уступают в художественном и технологическом мастерстве.
Смотреть на старые иконы – редкое удовольствие. Им около 600 лет , а они сохранили яркость и плотность красок! Это темпера – краски на натуральных пигментах (перетирать цветные камни – работа не из лёгких), замешанных на яйце: либо с яичным желтком, или яичным белком, с добавлением мёда и других не известных нам компонентов. Можно и нужно смело говорить о древне – русской живописной школе, и ставить её в один ряд с искусством итальянского Возрождения.
Монументальную живопись Древней Руси стали активно изучать лишь в середине ХХ века. Живописцы – копиисты сделали доступными нашему вниманию росписи Феофана Грека (1378 г.) из церкви Спаса Преображения в Новгороде, а так же живопись Андрея Рублева (1408г.), что в Успенском соборе города Владимира.
Более тридцати лет копировал фрески - Николай Васильевич Гусев, сосредоточив свои усилия на изучении и воспроизведении фресок Дионисия. Он работал темперой, собственного изготовления, в принципе повторяя технологию древних живописцев – по сухой штукатурке. Долгие годы он делал копии на загрунтованной бумаге. Затем появился пенопласт, который позволял художнику моделировать архитектурные объёмы. Из пенопласта воспроизводились абсиды и купола, их грунтовали и расписывали темперой. Прошли выставки: «Фрески Феофана Грека, Рублева и Дионисия, в копиях Н.В. Гусева. Я видел их В ЦДХ…
Но, оказывается, даже лучшая копия не способна раскрыть, богословский замысел Дионисия в «световоздушной среде» собора. Юрий Холдин заставил нас взглянуть на глубинную сущность литургического богослужения, которое неразрывно связано с целостностью художественного архитектурного пространства храма. Такая задача ранее, никогда не ставилась…
Художники копировали фрески, решая образовательные, научные, реставрационные вопросы. Фотографы работали на полиграфию – выпуск открыток, буклетов, альбомов…
Помещения в двухэтажном доме Н.Д. Телешова, на Покровском бульваре, дом 18/15, не приспособлены для экспозиции работ Ю. Холдина. Это надо признать министерству культуры, и стремиться к созданию постоянной выставки…
Дом Н.Д. Телешова – никогда не принадлежал Телешову, а принадлежал московскому купцу Александру Андреевичу Карзинкину. Когда его сестра Елена Александровна вышла замуж за Н.Д. Телешова, то Александр Андреевич любовно подарил сестре нижний этаж своего дома, где и проходили знаменитые «Среды» с 1899 года по 1916.
Буду публиковать отдельный очерк, под названием «Льняной король», о А.А. Карзинкине – человеке исключительной скромности, порядочности, который был абсолютно лишён сребролюбия и накопительства…