Сообщество «Салон» 00:00 1 мая 2014

Фрески

На какой-то момент у тебя, сидящего в зале, создается иллюзия, что за стенами библиотеки — мир исчез и нас всех несет-бережёт в бесконечности времени лишь ковчег заповедного слова "Повести…". Но шелест крыл голубки, слетевшей неизвестно откуда и опустившейся на плечо сказителя, возвещает близость духовных перемен

Две вершины возвышаются на нашем театральном пространстве сегодня. Масштабная постановка питерского режиссера Григория Козлова "Тихого Дона" М. Шолохова со значимым подзаголовком "Житие хутора Татарского…" и моноспекталь "Повесть" по летописному своду "Повесть временных лет" москвича Валерия Сторчака, где слово отделенных от нас более чем восемью веками сказаний, легенд, устных поэтических преданий о важных событиях и фигурах русской истории, в том числе и духовной, доносит в сегодняшний день замечательный актер Валерий Курлов. В основу этой сценической постановки положен оригинальный текст всемирно известного издания древнего литературного памятника Русской православной церкви в редакции академика Д.С. Лихачева.

Два эти спектакля по размаху и глубине режиссерской идеи, накалу страстей, динамике и разнообразию красок — подлинно монументальные фрески, отчасти родственные по замыслу. Но если у Козлова восьмичасовое, насыщенное этникой, документальностью, ритуалом театральное действо визуально разворачивается перед публикой почти со скоростью киноленты, а многоголосая эпическая история, сохраняя на всем протяжении спектакля внутреннее психологическое напряжение, превращается в сказание о мытарстве человеческой души. То Сторчак предельно скупыми штрихами "пишет" свою "фреску" в глубинах сознания аудитории, максимально вовлекая зрителя в сосредоточенный и страстный монолог исполнителя, который предстает здесь не столько Вергилием, проводником по кругам незапамятных времен, но и тем, через кого приходит в наш мир та, стародавняя жизнь. Как урок и напоминание, она расширяет наше "здесь-бытие". Создает ощущение, некогда выраженное Б. Паскалем: "Когда я оглядываюсь на короткий миг своей жизни, поглощенный бесконечностью со всех сторон, на то маленькое место, которое я занимаю, или даже вижу, захваченный бесконечностью космоса, которого я не знаю и который не знает меня, я боюсь и хочу увидеть себя скорее здесь, чем там, потому что не существует причин, по которым я должен быть здесь, а не там, сейчас, а не тогда…".

Символично, что премьера спектакля В. Сторчака состоялась в не до конца еще возрожденной библиотеке Духовной академии в Троице-Сергиевой Лавре. Библиотека стала естественной декорацией к замыслу режиссера. Она здесь больше, чем хранилище книг… Зритель поднялся по истертым ступеням лестницы на второй этаж и очутился в небольшом зале, имеющим все признаки разрухи и запустения. Как тут не вспомнить знаковый эпизод из "Тихого Дона" после пережитой героями катастрофы: "Грустью и запустением пахнуло на Григория, когда через поваленные ворота въехал он на заросший лебедою двор имения"… Мы и сегодня вновь переживаем подобное…

Часть пространства зала, где должен был появиться актер, занимали щиты с выдержками из газетных статей, описывающих бедственное положение наших библиотек, а то и полное их исчезновение… Весь этот антураж невольно рождал вопрос: книга, разве сейчас она необходимость для большинства? Не детектив, не дешевый бульварный роман, а такая, как "Повесть временных лет", наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов Древней Руси, относящихся к началу ХII века… Мы и ближнюю-то историю плохо знаем… Между тем, и особенно в связи с происходящим на Украине, тематика "Повести…", ее сюжеты и герои говорят нам и с нами о многом: "Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля"…

"Оригинал утрачен…". Печальная эта мысль падает в сознание, как капли дождя из протекающей крыши в поставленный на истертом полу таз. Кругом следы заброшенности и кажется даже — чувствуешь запах тления… О том, что ты в библиотеке, понимаешь, видя уходящие ввысь полки, где теснятся отсыревшие, древние и новые фолианты… Конечно, все это декорации и звуковые эффекты, но как же удачно передана атмосфера конца, завершенности какого-то этапа человеческой истории. Может быть, того, в котором живем и не чуем тревожных предупреждений?

Звук капель усиливается, сливается с первыми словами монолога актера-сказителя… Невысокого худощавого человека в простой одежде странника, беженца или паломника… С этой минуты на протяжении полутора часов он не отпускает зрителя, ведет, делает свидетелями, соучастниками "ветхой" истории: от потопа и смерти Ноя, зарождения славянства и путешествия апостола Андрея, деяний князей Олега и Игоря, мести Ольги и ее крещения, избавления от идолов и крещения Руси… Этой драматической панораме придает дополнительное движение и эмоциональную глубину выразительная музыка монахини Иулиании, регента минского собора Петра и Павла. Игумен Дионисий, хранитель Библиотеки Духовной академии, на обсуждении после спектакля отметил этот момент постановки: гармоничное сочетание музыки, книги, слова, безмолвия…

Но и сам Валерий Курлов по своим актерским возможностям предстает в спектакле В. Сторчака как огромный оркестр, которому подвластно все многообразие темпов, пауз, интонаций, динамических оттенков партитуры постановки. От драматического или торжествующего форте до тончайшего пианиссимо.

На какой-то момент у тебя, сидящего в зале, создается иллюзия, что за стенами библиотеки — мир исчез и нас всех несет-бережёт в бесконечности времени лишь ковчег заповедного слова "Повести…". Но шелест крыл голубки, слетевшей неизвестно откуда и опустившейся на плечо сказителя, возвещает близость духовных перемен.

Cообщество
«Салон»
19 марта 2024
Cообщество
«Салон»
14 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
1.0x