Авторский блог Валерий Скрипко 11:03 27 декабря 2018

ФОРМУЛА ЧЕСТНОСТИ

Дьявол смеётся в начале и середине пути, Бог смеётся в конце!

Валерий Скрипко

ФОРМУЛА ЧЕСТНОСТИ

Обычная тактика атеиста в любых дискуссиях о религии: он пробует внушить собеседнику, что научные методы материалистического мировоззрения способны решить любые стоящие перед нами вопросы бытия. При этом, атеист смело отожествляет в качестве равноценных объектов для научного анализа – объекты материального и духовного мира. Оказывается, тот и другой можно изучать одинаково, то есть с помощью опытов, анализов, систематизации явлений. Доверчивому слушателю предлагается поверить атеисту на слово. Точно также «под честное слово» атеиста –оппоненту предлагается считать роль церкви в обществе, как вредную или, в крайнем случае, бесполезную. Например, атеист В. Гончар с сарказмом оценивает: «способности философов и монахов построить честный мир, создать честные законы и воспитать на этих законах людей чести, честных людей. Такие законы в человеческом сообществе уже существуют, они используются в Науке для исследования материального мира, и его свойств, и законов, в том числе свойств и законов поведения живых существ». (газета «Затра»)

В этих рассуждениях не учтено оно важное обстоятельство. В отличие от других живых существ, у человека –есть еще душа, то есть некий дополнительный «регулятор поведения», имеющий огромное влияние на всю его судьбу. В Евангелии душу человеческую Иисус Христос образно называл «домом». Этот «дом» может посетить и Посланник Божий и сонмы бесов с поручением от князя мира.

Но любой атеист самонадеянно думает, что он полноправный хозяин этого «дома», что ему никто не мешает оборудовать его надлежащим образом и защитить себя! Однако, при этом, довольно часто наталкивается на странные явления.

Смотрит он, например, документальный фильм о криминальных происшествиях и приходит в ужас. Положительные школьницы из приличных семей очень приличной школы - вдруг начинают издеваться над своим одноклассником-мальчишкой, который стал инвалидом в результате тяжёлой травмы. Удивительным образом –вместо естественной жалости и сострадания «милые создания»-и будущие мамы- начинают проявлять агрессию, ничем не мотивированную жестокость к покалеченному подростку. Если бы школьницам был дан дар увидеть себя со стороны, девочки бы ужаснулись. Но чтобы это нравственное потрясение состоялось, необходимо одно важное условие: чтобы каждая из них, оценивая и выстраивая своё поведение среди людей - чувствовала себя в нерасторжимой духовной связи с высшим духовным авторитетом.

К сожалению, души их молчат словно выключенные радиоприёмники, которые не получает сигналов с Небес. Даже самым строгим исполнением школьных правил поведения -учителям никогда не удавалось воспитать у своих подопечных стойкую мораль и нравственность, свойственную людям набожным. Воздействие их даже на разум подростков – было минимальным. Про душу и говорить нечего. Там обычно «хозяйничает» верная служанка самых «темных сил»-гордыня.

Страх наказания, страх потерять лицо или перспективу для карьеры после школы- вот что всегда безотказно действовало на большинство подростков! А их гордыня командовала: хочешь добиться успеха в жизни -притворяйся хорошим! Потом своё возьмёшь!

Из дальнейшего документального теле- повествования мы узнаем, что школьницы закончили школу, стали студентками, рабочими и служащими, а обиженный ими одноклассник превратится в известного маньяка-убийцу, который растерзал более двадцати жертв, имевших несчастье родиться такими же «милыми» девушками, как и одноклассницы, обидевшие будущего маньяка.

После просмотра документального фильма снова и снова задаёшь себе вопрос: а вот если бы у девчонок- обидчиц - был религиозный страх перед грехом, может, не поддались бы стихии зла? Но …вместо этого, они пустили в свои души разбойников из Преисподней. Мальчик тоже мог стать верующим, всех обидчиков своих простить и жить в духовном покое и светлой радости. Но он…поддался общему настроению. В общем, не хозяева мы самим себе!

Почему всякий человек непредсказуем? Да потому, что ум и душа каждого из нас с рождения ничем не защищены от воздействия «тёмных сил», происхождения которых мы не знаем. Они атакуют нас при каждом удобном случае. И как жестоко «вертят» людьми, как безжалостно ломают их судьбы! И понятия «честности» и порядочности в мире греховных страстей -слишком зависят от обстоятельств времени и места, от того статуса, который занимает человек в обществе.

Священномученик Илларион писал, что «анализ самого нашего сознания показывает, что рассудочные научные формы познания представляют лишь выстроенное на поверхности здание, под которым лежит в глубине человеческого духа фундамент мистический» (1)

Прав был философ позапрошлого века Жозеф де Местр, говоря, что «только церковь может понять «внутренние» ритмы,» глубинные» течения бытия, молчаливый ход вещей.» «Подводной», недоступной научному анализу жизни в них слишком много».

Все мы, родом из язычников, чьи привычки, обычаи, страсти полностью не исчезли. Человечество тащит их за собой, словно наследственные болезни, и другой нежелательный «груз» генной памяти. В условиях нынешнего технологического уклада – язычник в нас буквально «встрепенулся». От новых материальных соблазнов у него закружилась голова. В начале двадцатого века в капиталистической Англии представитель высокоинтеллектуальной элиты писатель Дэвид Гербер Лоуренс пишет своему другу: «высшая моя религия, вера в кровь, плоть, ибо кровь и плоть мудрее интеллекта.» И далее: «мы настолько подчинены рассудку, что забыли про самих себя.» (2)

С точки зрения древнего язычника- писатель двадцатого века Дэвид Лоуренс всё сказал верно! Были в очень далёкие времена праздников Ивана Купалы – коллективные любовные игры с забавами сексуального характера. Сильные отнимали у более слабых невест и жён, и никто и в мыслях не держал, что с точки зрения морали- это –безобразие, пошлость, стыд и срам. Язычник не «оценивал» морально проявление своих страстей, он жил по данному ему природой естеству, принимая его без всякой рефлексии ума, как дар природы или высших сил.

Всё это естество осталось в нём и благополучно сохранилось до «технологической цивилизации», как называет Лоуренс гигантский скачок в развитии науки и производства в двадцатом веке. Но уловить это естество можно только интуицией,» и погрузиться» в него можно только, дав волю инстинктам. Разум насытился впечатляющими победами в материальном мире, и натура человека вновь жаждет «чувственного опыта», которого ей стало не хватать!

Метание из крайности в крайность так свойственно нашей природе. Были века, когда язычество тоже «перенасытилось» жестокостью естества отношений между людьми. Читаешь «Деяния апостолов», другие книги, описывающие их путешествия в страны Ближнего Востока, и чувствуешь-с какой жаждой доброго слова тянутся к апостолу Павлу слушатели- язычники. В их душах накопилась неизбывная усталость от своей же грубой, почти животной жизни, от собственных зверств. В те времена, даже в Иерусалиме каждое религиозное несогласие и раздор оканчивались в лучшем случае мечом и кинжалом. (3)

Мир становился слишком злым, примитивным, пошлым! Всё тонуло в лицемерии, всё покупалось и продавалось. Пришло время вдохнуть в души страдающих от него людей Дух Благодати. Признак действия этого духа –нравственное общение и единение между людьми, народами и племенами, - единение, которое чуждо было древнему, дохристианскому миру.»

Апостол Павел с проповедью посещал множество городов от Антиохии до Афин, где он говорил: «И слово моё и проповедь моя- не в убедительных словах человека мудрости, но в явлении духа и силы»

И жизнь людей буквально преображалась. Историки пишут: «среди невежественных бедняков и рабов, среди этих малых мира сего, внезапно выросла и расцвела добродетель, имя которой братство. Глубокое чувство охватило их сердца, в них возникла любовь к Богу, возвещённая Иисусом Христом, и обновила всю жизнь, все чувства» (4)

Но разум так просто не сдаётся. Попустил Господь, чтобы через него, мог внушать нам свои идеи лукавый искуситель. В шестом веке произошло разделение церквей на Восточную и Западную. Но жить в церкви–одним умом- для Западной церкви оказалось делом безнадёжным. Покупка индульгенций не заменила искреннего душевного покаяния. Строгое исполнение церковных правил –не очистило души от мучивших их тёмных языческих страстей.

Поистине, дьявол смеётся в начале и середине любого дела, а Бог- смеётся в конце.

Что бы не замыслил без участия души обольщённый князем мира –человеческий разум- в конце, при подведении итогов человека ждёт крах, ждёт результат –прямо противоположный тому, который был задуман. А всё потому- что, что душа остаётся в таком случае неудовлетворённой.

«Технологическая цивилизация» двадцатого века позволила передовым странам достичь невиданного материального благополучия, но при огромном прорыве в научных открытиях, учёным не удалось «изъять» из человека душу, у которой всегда были свои-духовные требования к её обладателю! Как создание неземное, её никогда не впечатляла сытость как таковая.

Публицист из США, А. Генис отмечал, что уже благополучные «60-е годы развитые страны Запада столкнулись с тоской будней.» И это естественно. «Промышленная эра с её массовым производством и массовым потреблением, требовала коллектива…теперь общество распадается на мериады особей, каждая из которых защищает и культивирует свою инаковость в интимной среде- у себя дома.» (5) Но душам хозяев такого обывательского гнёздышка недостаточно для счастья, она всё время мучается онтологической тоской, -то есть пытается обрести уверенность и радость в более высоких духовных сферах. С этой ситуацией столкнулись все развитые страны мира.

«Общество, оставшись без старой авторитарной силы-церкви, впервые испытало на себе разъедающее влияние метафизического вакуума» (6)

Чтобы избавиться от него, понимающие суть проходящих процессов, мыслители (писатель Эзра Паунд, например) в двадцатом веке заговорили о необходимости создания коллективного мифа –этой «карты бытия, дающей каждому члену данного общества ответы на все вопросы.»

В современной России нет даже намёка на то, что власть и общество договорятся о коллективной идеологии, которая позволила бы решать самые насущные вопросы развития страны. Какие-то, совсем чужие нашему национальному самосознанию –люди, издают журналы, газеты и книги, ставят спектакли, смердящие неприязнью к русскому народу.

И только соборы и храмы в светлые праздники зовут нас звенящими колоколами и пением церковных хоров… Церковь живёт! Оставь надежду на свой разум, всякий атеист, сюда входящий. Отдохни в тепле Христовой любви от суетной обывательской действительности! Может быть, ты станешь членом нашей общины.

Приложение:

1)Илларион(Троицкий) «Без церкви нет спасения»

2) Д. Лоуренс. Письма. «Новый мир»,2018, № 11.

3) «По стопам святых апостолов». Из-во С.Петербург,1904 г

4) Илларион (Троицкий) Без церкви нет спасенья», стр. 287

5) Александр Генис.» Конь в кармане» Лирическая культурология», издательство «Дело»,2016 г.

6) Там же

1.0x