Сообщество «Коридоры власти» 00:00 14 августа 2014

«Фантастика?»

Что бы ни говорилось и ни делалось нашей "вертикалью власти", решение суда состоялось, прецедент создан, и при любом дальнейшем развитии событий всё равно получается, что наша страна, как унтер-офицерская вдова из гоголевского "Ревизора", сама себя высекла. Причем делалось это не в формате разовой ошибки, а, как говорится, с упорством, достойным лучшего применения. Перечислять в связи с "делом ЮКОСа" все ненужные действия, которые, тем не менее, были совершены, и, наоборот, нужные действия, которые, тем не менее, совершены не были, можно очень долго.

Третейский суд в Гааге (Голландия) 27 июля с.г. вынес решение, согласно которому Россия должна выплатить бывшим акционерам ЮКОСа 50 млрд. долл., а также оплатить судебные издержки в размере 65 млн. долл. То, что это решение было принято на фоне крушения малайзийского "Боинга" рейса МН17, следовавшего из Амстердама (Голландия) в Куала-Лумпур, и введения США и их союзниками санкций против России, ничуть не отменяет законности этого решения.

Потому что Россия не только согласилась рассматривать иск акционеров ЮКОСа в Международном арбитраже в формате третейского суда, но и назначила своего представителя для этого разбирательства. Было это еще в далеком 2008 году, а избранником Кремля оказался ныне 85-летний патриарх мировой юриспруденции, гражданин США Стивен Швебель. Который, как явствует из его биографии, более двадцати лет (1961-1981) работал в Госдепартаменте США, в том числе — под началом Генри Киссинджера. Возможно, выбор Швебеля и был связан с некими гарантиями по данной кандидатуре со стороны "гения челночной дипломатии", который в 2008 году дважды специально приезжал в Москву общаться с Медведевым и Путиным: 17 июня и 12 декабря, незадолго до и сразу после конфликта в Южной Осетии. Видимо, тогда же и было получено согласие Кремля на рассмотрение "дела ЮКОСа" третейским судом в Гааге.

Акционеров ЮКОСа представлял вначале также гражданин США Дэниэл Прайс, которого после ухода на работу в администрацию Дж.Буша-младшего заменил швейцарец Шарль Понсе.

По согласию между Швебелем и Понсе был приглашен третий, нейтральный судья, гражданин Канады Ив Фортье. Который также прославился на дипломатическом поприще и даже был председателем Совета Безопасности ООН. И эта "тройка" уже совместно поручила определить "цену вопроса" британскому ученому-экономисту, профессору финансов Лондонской школы бизнеса Джеймсу Доу. Доу работал несколько лет, посчитал все возможные убытки акционеров ЮКОСа за прошедшее время и определил их в сумме 68 млрд. долл. После чего "тройка" единогласно признала ответственность России за 75% этой суммы.

Стоит заметить, до того максимальная сумма компенсации, присужденной Международным арбитражем в Гааге, составляла всего лишь 1,2 млрд. долл., то есть "рекорд" оказался перекрытым сразу в 40 с лишним раз. И у бывшего главы ЮКОСа Михаила Ходорковского были все основания назвать данное решение "фантастическим".

Теперь важно понять, что будет дальше.

Тим Осборн, глава Group Menatep Limited, выступавшей от имени акционеров ЮКОСа, уже заявил, что готов преследовать активы Российской Федерации в 150 странах, которые подписали Нью-Йоркскую конвенцию. По его словам, арест может быть наложен на любую коммерческую собственность РФ, включая произведения искусства и даже самолеты, которые экспонируются на международных авиасалонах (получается, даже хорошо, что в этом году в британском Фарнборо обошлись без нас?). То есть представитель интересов Ходорковского, Невзлина и Ко намерен пойти по стопам небезызвестного владельца швейцарской компании Noga Нессима Гаона, который до 2007 года всячески досаждал Кремлю, пытаясь то там, то здесь арестовать российскую собственность за рубежом в обеспечение поданных им исков. Правда, в конечном итоге, его иски удовлетворены не были.

В нынешнем "деле ЮКОСа" всё по-другому. Что бы ни говорилось и ни делалось нашей "вертикалью власти", решение суда состоялось, прецедент создан, и при любом дальнейшем развитии событий всё равно получается, что наша страна, как унтер-офицерская вдова из гоголевского "Ревизора", сама себя высекла. Причем делалось это не в формате разовой ошибки, а, как говорится, с упорством, достойным лучшего применения. Перечислять в связи с "делом ЮКОСа" все ненужные действия, которые, тем не менее, были совершены, и, наоборот, нужные действия, которые, тем не менее, совершены не были, можно очень долго. Но, пожалуй, самое главное в этом длинном списке — досрочное освобождение Михаила Ходорковского. Ходят слухи, что за него ходатайствовал чуть ли не сам премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, но верить этим слухам смысла нет. Тем более, что эвакуация бывшего "главного узника совести" из России проходила очень похоже на памятную эвакуацию Анатолия Собчака в Париж 7 ноября 1997 года. Когда-то депутат Госдумы — не нынешней, а еще той, царской — кадет Павел Милюков в самой знаменитой своей парламентской речи задавался вопросом: "Что это, глупость или измена?" А вся "российская политическая оппозиция" по данному поводу молчит, как молчит она уже двадцать три года по поводу бывших советских активов за рубежом. Ну, наша оппозиция — самая сознательная в мире: она точно знает, когда и о чём молчать.

А это поневоле наводит на крамольные мысли о том, что, не исключено, вся странная, невероятная цепь ошибок и глупостей по "делу ЮКОСа" с российской стороны на самом деле создавалась специально и вполне осознанно. На фоне повышения налогов для физических и юридических лиц, "замораживания" накопительной части пенсий, роста потребительских цен и базовых тарифов, когда правительство буквально по копейке собирает вроде бы недостающие ему доходы, подобная, более чем полуторатриллионная (в рублях), расточительность в "деле ЮКОСа" выглядит абсолютно невозможной, немыслимой, инопланетной, залетевшей к нам из какой-то параллельной вселенной. Или же, наоборот, обе эти "параллельные линии" не совсем параллельны, а где-то пересекаются между собой, как в геометрии Лобачевского?

Ведь если мы согласимся с тем, что задача "попилить" и вывести за рубеж 50 млрд. долл. государственных денег — по какой-то причине — существует, то эта задача, мягко говоря, не из легких. И что в подобной ситуации может быть лучше, чем выплата штрафа, наложенного международным судом, — тогда никаких вопросов нет. Дескать, закон суров, но это закон! Может быть, именно поэтому российская сторона не спешит подавать апелляцию на решение гаагского суда, пропуская все мыслимые и немыслимые сроки? Конечно, можно сказать: "Какие там штрафы, если завтра начнется большая война в Европе?!" А если вдруг возьмёт и не начнется? Тогда Ходорковский и Невзлин, которые после дефолта 1998 года устроили образцово-показательное фиктивное банкротство своего банка "Менатеп" и являются признанными мастерами именно по части "попила и отката", уже могут разливать шампанское...

Насколько данное предположение соответствует действительности, покажет только время. Однако в противном случае придется признать буквально всю нашу "властную вертикаль", сверху донизу, вопиюще некомпетентной и безалаберной. Что действительности уж точно не соответствует.

Конечно, следует учитывать и общий антироссийский настрой Запада сегодня, и возможность некоей "страшной мести" по отношению к России со стороны республиканцев США (к числу которых формально относится и Киссинджер), поскольку после 2012 года приоритеты Кремля очевидно сместились в сторону "группы Ротшильдов", а обмен акциями между "Роснефтью" и ВР в августе прошлого года фактически легитимизировал на Западе продажу ЮКОСа (теперь, как выяснилось, не до конца). Однако хорошо известно, что бенефициары решения гаагского суда как раз входят в "группу Ротшильдов", а у "Роснефти" сегодня всё вообще замечательно, и не только в связи с многомиллиардными авансовыми платежами китайцев — добыча "чёрного золота" растёт, запускается пробное бурение на шельфе Карского моря в рамках совместного с ExxonМobil, итальянской ENI и норвежской Statoil проекта, плюс Сечину удалось значительно "притормозить" для своей компании рост налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) до 2017 года.

То есть, мы не знаем и никогда не узнаем всей правды об этих 50 миллиардах, но все сопутствующие решению гаагского суда обстоятельства указывают на то, что данная сумма Россией, в конечном итоге, всё-таки будет выплачена. Иначе зачем было весь огород городить? Зачем, с какой целью выплачена, не "кинут" ли наших плательщиков их зарубежные контрагенты — вопросы уже совсем иного порядка. В данном случае и хотелось бы ошибиться, но возможность ошибки выглядит исчезающе малой.

Можно сказать лишь одно: за "туфту" типа "интересов акционеров ЮКОСа" подобные деньги не платятся в принципе. Да еще по таким "железным" основаниям, как заявление президента РФ на пресс-конференции 23 декабря 2004 года: "Сегодня государство, используя абсолютно легальные рыночные механизмы, обеспечивает свои интересы", — которое гаагский суд признал главным доказательством того, что именно государство лишило акционеров ЮКОСа их законной собственности, а "Роснефть" действовала в интересах государства.

Исходя из подобной логики, как следует оценивать "залоговые аукционы" и "ваучерную приватизацию" 90-х годов? Не подать ли всем гражданам России иск в Гаагу против Чубайса, Ходорковского и Ко? Но там полусотней миллиардов долларов дело точно не обойдётся... Фантастика?

На фото: Израиль. Январь 2014 года. Михаил Ходорковский отмечает своё освобождение в гостях у Леонида Невзлина. Даже смерть матери не заставила бывшего главу ЮКОСа приехать в Россию...

1.0x