Сообщество «Экономика» 18:02 11 августа 2017

Фабрика на селе

Мы сейчас накануне каких-то гигантских перемен: новой индустриализации, вообще новой жизни.
17

В Белгородской области, как сообщила газета «Ведомости», по программе Правительства области на селе до 2020 г. построят 500 предприятий.

Идея давняя. Ещё при советской власти не хватало перерабатывающих мощностей, в результате чего много пропадало овощей и фруктов. К тому же на селе было недостаточно женских рабочих мест, потому девушки из деревни уезжали. А дорога из деревни в город, как известно – в один конец. Так что промышленность на селе решала ещё и демографическую задачу.

Какая промышленность? В первую очередь – переработка сельхозсырья. Во многих случаях надо восстановить то, что было. У нас в хозяйстве в прежнее время был цех комбикормов. Потом, с разгромом животноводства, - он захирел и развалился. Был у нас и кирпичный заводик для местных нужд. Кирпич, прямо сказать, не дизайнерский, но дешёвый и для многих надобностей годный. Кирпич ведь не выгодно возить больше, чем за сотню километров, так что местные стройматериалы были бы во многих местах очень кстати. Написала – и вспомнилось. В конце 80-х я, как могла, продвигала итальянскую технологию производства безобжиговых стеновых блоков, изготовляемых с помощью вибропрессования. Делать можно было их буквально из всякого подручного сырья, и хорошо получалось. Для многоэтажек не подходит, а дом в 2-3 этажа – пожалуйста. Самая сельская тема. Но в те поры не до того было: к рынку переходили, «руководящую и направляющую» свергали.

Очевидно: консервные заводы. У нас в Ростовской области их когда-то было немало, но рыночных реформ большинство не выдержало: закрылось. Осталась, кажется, парочка на всю область. Одним владеет, представьте себе, араб. Тут учился – тут и осел. Очень любит своё дело. А так – возим овощи в соседний Краснодарский край: там губернатор брутально запрещал закрывать консервные заводы, так они и сохранились.

Какого размера должны быть эти цеха? Среднего. И по размеру, и по уровню автоматизации. В 90-е годы я работала местным представителем итальянской компании, которая строила во всему миру предприятия пищевой отрасли. Так вот тогда у нас была мода на малые переработочные модули, иногда прямо-таки монтируемые в прицепе грузовика. Наши товарищи, не сговариваясь, требовали: «Дайте нам маленькое, гигантоманией мы переболели». Тогда всё хотелось маленькое: от тракторов до стиральных машинок. Но прошло несколько лет, и стало ясно, что это невыгодно, даже не окупается, и неудобно. В таком микро-цехе ни лаборатории не сделаешь, ни настоящей промышленной технологии не наладишь. Очень большой завод тоже неудобен: для него трудно собрать по округе достаточно сырья. С сельхозперерботкой часто возникает такой обман зрения: сначала кажется что сырьё есть и нужно только наладить переработку, а потом оказывается, что именно сырья-то и не хватает в должном количестве. Это объясняется невысоким уровнем специализации хозяйств: производят всего понемногу. Наверняка, какой-нибудь горожанин уже презрительно хмыкнул: «Так надо было ж подсчитать, бизнес план составить!» Считают…

Нужно ли делать на селе заводы и фабрики не сельскохозяйственной специализации? Конечно! Швейное производство не требует особых вложений. Оно могло бы занять женщин зимой, когда не требуется много рабочих рук в сельском хозяйстве. На селе зарплаты ниже, так что дело это выгодное.

Если рубль будет низким – запрос на это производство будет высоким: импорт, даже из Индии-Китая, окажется непомерно дорогим. Если же Правительство будет поддерживать высокий рубль (например – помечтаем - для целей индустриализации), то потребуются протекционистские меры для швейной промышленности.

Начинать нужно вот с этого, а дальше, возможно, придёт черёд и каких-то иных производств – более замысловатых. Только не нужно сразу хвататься непременно за что-то нано- и ино. Надо идти без рывков от простого к сложному, постепенно формируя индустриальные навыки людей. Главное иметь цель и направление движения.

Источник «богатства народов» - это многоотраслевая, разнообразная обрабатывающая промышленность; это поняли ещё в XVII веке. Фабрики на селе сделают его богаче и привлекательнее как место жительства. Глядишь, и потянется народ из городов, и офисные сидельцы займутся наконец живым делом.

Вообще, любые рассуждения на вроде бы экономические темы, если обсуждать их серьёзно, очень скоро упираются в вопрос, с которым ходоки являлись в Ясную Поляну к Толстому: «Как жить?» Когда-то Менделеев, ощущавший себя более политэкономом, чем химиком, считал что промышленность в России, в силу короткого сельскохозяйственного сезона, надо развивать на селе. Люди сохранят традиционный уклад, многие будут летом работать на земле, а зимой на фабрике. Собственно, так и было. Во Владимирской области я видела сохранившуюся с XIX века фабрику клеёнки, основанную купчихой Козловой. Да и знаменитый Гусь Хрустальный тоже возник в сельской местности.

Мы сейчас накануне каких-то гигантских перемен: новой индустриализации, вообще новой жизни. Строительство фабрик на селе кажется мне маленьким шажком в будущее.

Cообщество
«Экономика»
20 1 28 504
25 июля 2017
Cообщество
«Экономика»
8 0 4 778
Cообщество
«Экономика»
10 0 4 555

Комментарии Написать свой комментарий
11 августа 2017 в 18:35

Тщательно обходит автор вопрос о рабочей силе этих заводов на селе. Конечно, если по-прежнему Средняя Азия и Кавказ будут поставлять исправно рабочую силу, или, в духе новых веяний дружбы народов товарищ Си зашлет на труд 400-500 млн китайцев, процесс пойдет...

Но, видеться, автор лукавит! Не хочет, не разглашает свой план Б!

Вот как новая ГД, еще больше заботясь о народе легализует рабство, тут у предпринимателей Воеводиных тема поднятия хозяйства во всю попрет! Расцветет страна-Рассея!

11 августа 2017 в 19:01

Татьяне Воеводиной

Татьяна, Вы умница!!!
Собственно, это уже начинает делаться.
Вы абсолютно ПРАВЫ!!!
Если государство включится в этот процесс, то С/Х станет, как и ВПК, ДВИЖИТЕЛЕМ развития России.
А если государство умудрится привлечь к этому процессу ещё и фермеров, то всё будет просто ОТЛИЧНО!!!

С уважением.

11 августа 2017 в 20:52

Николай вы запаздываете,государство уже включилось в процесс !
Бюджет на С/Х урезан на 60 процентов! Так что :хочешь сей ,а хочешь куй....

11 августа 2017 в 21:21

Василий 2 Хаустову

- "...Бюджет на С/Х урезан на 60 процентов!"
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Это элементарная и наглая ложь.

Читайте - "Объем государственной поддержки на развитие агропромышленного комплекса в следующем, 2018 году, планируют оставить на уровне текущего года. В этом году бюджет на субсидирование и поддержку российских аграриев составлял 240 миллиардов рублей, заявил министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев на совещании в рамках Всероссийского дня поля-2017".

(см. - http://www.akkor.ru/statya/3872-obem-gospodderzhki-apk-v-2018-godu-ostanetsya-prezhnim.html )

Невежество и желание "размазать" власти России - вот смысл вашей лжи.

11 августа 2017 в 23:25

Статья глупая. Ленин писал о сращении города с деревней. На посевной и на уборке урожая рабочие живут в вагончиках. А фермы строят на окраине города. Зато в городе и школа и больница и театр и заводы и дома благоустроенные.

12 августа 2017 в 09:10

Ирина, по сравнению с вашей статьёй про борщевик, все остальные статьи кажутся гениальными. ИМХО

12 августа 2017 в 06:06

Статья должна получить название как "Программа народонаселения по возрождению деревень Нечерноземья и Сибири". Не фабрики нужны в деревне, а индивидуальное семейное производство.Мы смеялись в 60 годы над китайцами,которые не гнушались даже металлургическим производством в сельской местности. Ведь здесь важно понять сущность проблемы народонаселения,чтобы говорить о фабриках на селе. Уже воспитание детей в школе должно быть направлено в это русло. Промышленное производство для создания прочной семьи,в которой на первом месте грамотность и умение своими руками выделать кожу и сшить модные туфли с применением новейших технологий и научных достижений. Такую деревню нужно смоделировать от рождения детей до сватовства и замужества. Деревни могут и должны стать автономными:кормить,одевать и обувать себя. Например биогаз для производства практически не используется,а все мы являемся потребителями энергии крупных электростанций,кпд турбин менее 40%, за исключением более современных импортных парогазовых установок с кпд 60%.
В реальности даже станицы на Кубани приходят в упадок,растёт безработица.

12 августа 2017 в 15:32

Виктору Степанову. Мне близка ваша позиция, однако смею сказать, что сельское товарное производство должно быть различным. Скажем производство мяса птицы, яиц и свинины целесообразно реализовать на крупном производстве. Это трудно оспорить. А вот скажем производтво сыра вполне можно реализовать и мелко-товарным производством.

12 августа 2017 в 17:26

Мне смешно рассуждать про производство свинины.В Финляндии свинофермы из 20 свиней полностью механизированы. Семья легко справляется,но разговор о другом.
О программе народонаселения,о полной автономии села; от малых рек и ветра электричество,от биогаза и отходов древесины (пеллеты) тепло. Производство одежды и обуви,научные лаборатории и др. Главное-прочная семья. Разумеется другое школьное и профессиональное образование.
Моя сестра держала нутрий,а продавала диетическое мясо,шапки и шубы. Но это не по программе,а вопреки реальной действительности. Программа народонаселения не может приведена в действие по причине рассуждения Сергея Ужакина. Так думают практически все здравомыслящие люди, а народ в России убывает по миллиону в год,деревни исчезают с лица Земли,потому что свинину выгодно получать на комплексах, а яйца,хоть и отравленные,на птицефабриках. Империализм.

13 августа 2017 в 05:27

Рассуждения Воеводиной, Степанова, Ужакина мелкобуржуазные, я бы сказала даже феодальные, то есть отсталые. А главное антинародные. Забывают главное. Народу нужно образование (детям школу), лечение ( врачей квалифицированных), досуг культурный ( театр, спорт). А обеспечить всё это может только город. Поэтому Ленин говорит о необходимости сращения города с деревней. Автору понятия не имеют, что все сельское хозяйство США сидит на дотации из бюджета.

15 августа 2017 в 12:10

!Народу нужно образование (детям школу), лечение ( врачей квалифицированных), досуг культурный ( театр, спорт)!

И главное, Ирина, каждому нужны деньги

15 августа 2017 в 12:09

Как говорится:

Фабрика на селе
А Татьяна вся сочке

15 августа 2017 в 12:12

Татьяна Воеводина

"Мы сейчас накануне каких-то гигантских перемен: новой индустриализации, вообще новой жизни."

Сейчас кризис-гризли 80% страны раком поставит, а Воеводина о новой жизни.

15 августа 2017 в 20:33

Как всегда Т. В. предлагает дельное. Даже если не произойдет "гигантских перемен" (которые ох как нужны), строительство фабрик на селе необходимо. И не только фабрик. Круглогодичная занятость сельских жителей любым общественно-полезным трудом позволит осуществить воистину главное (идея В. Степанова) - создавать прочные и стимулируемые государством многодетные семьи. Небольшие школы и медицинские учреждения, массовая компьютеризация, дороги и обилие автотранспорта поспособствуют и образованию и лечению сельских жителей, а отсутствие многотысячных загонов для фано-придурков (стадионов), "Гоголь-центров" и тому подобного "культурного" досуга можно полагать дополнительным преимуществом сельского образа жизни.

16 августа 2017 в 08:15

Комов. Вы правы. Деньги нужно зарабатывать, а в колхозе зимой нет работы. Поэтому совместить заработок с социальной защитой может только город. При коммунизме деревень не будет. Признаком коммунизма является сращение города с деревней.
А всем любителям феодального ремесленничества в деревне, вы забываете, что экономически невыгодно в деревне строить школу и больницу, плюс милицию и суд.
А если вы жаждете опустить народ в период петровского рабовладения, когда ничего этого не было, а помещик был владельцев рабов, то вы с вероятностью в 100% из тех. кто ограбил народ в 90-х.

16 августа 2017 в 13:39

Ирина, деревни и сегодня как таковой нет. Деревня - это прошлый век.

Возможны некие аграргородки котеджного плана. Но, я думаю, с/х будет роботизироваться.
Будет интернет. Будет дистанционное образование. И в близлежайших городах ВУЗы.

Заработок возможен и в аграрпоселениях в любое время года. Через интернет и зимой люди могут зарабатывать.

Вот и всё. Жизнь будет мобильнее.


Но, в Ваше понимание устарело. Город с деревней никогда не сольются. Бессмысленно. Аграрпоселения могут быть вполне.

Реальность зависит от технологического уклада.

И бросьте Вы эту затею - повторять как мантру:

"вы с вероятностью в 100% из тех. кто ограбил народ в 90-х."

Хватит эти слова про ограбления народа в 90-е. У народа не было ничего особенного. Была инфраструктура страны общего пользования и то условно. И кто сумел перевел это в частное. Как правило те, кто был на верху и клялся в верности коммунизму.
Жаль, что я не из тех, кто "ограбил" народ в 90-х. Не писал бы здесь про деньги.

16 августа 2017 в 16:28

Ирина Круглова


@А если вы жаждете опустить народ в период петровского рабовладения@

Я тут один единственный, по моему, который выступает против крепостного права и рабовладения в России. Критиковал Воеводину за ее рабовладельческую позицию.

Ирина, не шалите словами!