Авторский блог Вячеслав Кочнов 15:11 9 сентября 2014

ЕВГЕНИЙ ЛУКИН: «Чем ближе к Богу, тем торжественнее песнь»

Евгений Лукин - личность для Петербурга полулегендарная. Ленинградско-петербургская либерально-пацифистская культурная общественность никак не может смириться с тем фактом, что Евгений Лукин - поэт, прозаик, переводчик, знаток культуры, является государственником, почвенником, глубоко верующим человеком. Быть на передовой первой чеченской войны и читать Рене Генона? Говорят: "не петербургский стиль"
9

Россия отмечает 700-летие преподобного Сергия Радонежского. К этому знаменательному юбилею композитор Владислава Малаховская (Петербург) и поэт Евгений Лукин (Петербург) подготовили необычный подарок – «Радонежскую ораторию». На создание музыкально-поэтического произведения их благословил ректор Санкт-Петербургской Духовной академии, председатель оргкомитета по празднованию 700-летия св. Сергия Радонежского владыка Амвросий. Интервью с композитором Владиславой Малаховской на сайте газеты «Завтра» появилось 26 марта 2014 года http://zavtra.ru/content/view/vladej-slavoj/

8 сентября Россия отмечает годовщину Куликовской битвы. В преддверии памятной даты специально для «Завтра» Евгений Лукин, автор стихотворного либретто оратории, согласился дать интервью.

Евгений Лукин - личность для Петербурга полулегендарная. Участник боевых действий на Кавказе в 1996 году, он возглавляет сегодня литературно-художественный журнал «Северная Аврора». Евгений Лукин – лауреат ряда литературных премий, в частности, премии имени Н. В. Гоголя за роман «По небу полуночи ангел летел» и премии журнала «Нева» за повесть «Танки на Москву». Его стихотворные переложения древнерусских песен «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели Русской земли» и «Задонщина» вышли в свет с предисловием Дмитрия Лихачева. Евгений Лукин – составитель «Книги павших», в которую вошли его переводы стихотворений поэтов-фронтовиков, павших на полях сражений Первой мировой войны (большинство стихотворений переведено на русский язык впервые). Ленинградско-петербургская либерально-пацифистская культурная общественность никак не может смириться с тем фактом, что Евгений Лукин - поэт, прозаик, переводчик, знаток культуры, является государственником, почвенником, глубоко верующим человеком. Быть на передовой первой чеченской войны и читать Рене Генона? Говорят: "не петербургский стиль". Что ж, не вчера было сказано: нет пророка в своем отечестве.

«ЗАВТРА». Почему в своем творчестве Вы обратились к личности Сергия Радонежского? Что подтолкнуло Вас к написанию оратории о русском святом?

Евгений ЛУКИН.  Потому что сегодня тема суверенитета России куда как актуальна. Среди исторических фигур минувших веков мы особо выделяем личность Сергия Радонежского. Ведь он – духовный основатель независимого Российского государства. Своим благословением он подвиг князя Дмитрия Ивановича и русских воинов на победу в Куликовской битве – первостепенном сражении для судеб нашей страны.

«ЗАВТРА».  Но ведь сейчас – не времена чужеземного ига. Россия – свободная страна, и вроде как хан Мамай пока еще не стучится в наши ворота.

Евгений ЛУКИН.  Тем не менее, тот исторический выбор, который совершается ныне, заставляет нас вспомнить грозное прошлое. У русского художника XIX века Бориса Чорикова есть жанровая картина «Распря русских князей в Золотой Орде за ярлык на великое княжение», которая наглядно представляет тогдашние политические нравы. Сегодня такой сюжет некоторым кажется очень привлекательным, и они, очевидно, хотели бы возродить подобное средневековье.

«ЗАВТРА».  Как ответили на этот вызов наши предки?

Евгений ЛУКИН.  Именно тогда была выработана политическая формула, на которой зиждилось наше государство в течение веков. Впервые ее высказал Софоний Рязанец – автор древнерусской песни «Задонщина», посвященной Куликовской битве. В песне рефреном звучит призыв сражаться «за землю Русскую, за веру христианскую, за обиду великого князя». Позднее он преобразился в известный боевой клич «за веру, царя и Отечество». А в 1832 году этой триединой формуле граф Сергей Уваров дал научное определение: православие, единодержавие, народность. С небольшими модификациями эта формула, характерная для традиционного общества, просуществовала доныне. Она нашла определенное отражение и в российской Конституции 1993 года. Именно ее ключевые звенья сегодня подвергаются нападкам.

«ЗАВТРА».  Печально известная феминистская панк-группа «Pussy Riot» в свое время устроила шабаш в храме Христа Спасителя, как раз прицеливаясь в этот симфонизм духовной и мирской власти.

Евгений ЛУКИН.  В житии преподобного Сергия есть символический эпизод, когда к святому во время ночной молитвы в церкви неожиданно являются бесы и устраивают на амвоне сатанинскую пляску. И вот что удивительно: на этих бесах были напялены шапки – точь-в-точь, как на наших панк-девицах. Конечно, пройти мимо такого совпадения я, как автор, не мог. Поэтому в оратории пляшущие бесы поют хор, который своим ритмом напоминает песенку «Pussy Riot».

«ЗАВТРА».  Нападкам подвергаются не только современные политические деятели, но и знаковые фигуры прошлого, тот же Дмитрий Иванович Донской. Некоторые считают его отрицательным персонажем – из-за его бегства из Москвы во время нашествия Тохтамыша.

Евгений ЛУКИН.  Что станет точкой отсчета в оценке того или иного государственного деятеля – Куликовская битва или сдача Москвы ордынцам? Цветущий Крым или пылающий Донбасс? Ответ возможен лишь в будущем. Победа на Куликовом поле заложила основы нашего суверенитета, которым мы обладаем и поныне. В этом случае сдача Москвы Тохтамышу в 1382 году, после Куликовской битвы, рассматривается нами как досадная слабость, подлежащая прощению и забвению. А если бы история развивалась по иному, негативному для нас сценарию? Тогда историки расценивали бы стычку на Куликовом поле как чрезмерную русскую агрессивность, достойную порицания, а разорение Москвы Тохтамышем как абсолютно справедливое наказание за это.

«ЗАВТРА».  Вариативность истории – модное занятие современных историков. Как Вы относитесь к этому?

Евгений ЛУКИН. История никогда не была и не будет беспристрастной. Отсюда такое увлечение возможными версиями развития. Но куда опаснее другая тенденция. Сегодня, к примеру, некоторые историки усердно отыскивают темные пятнышки на ослепительной ризе Сергия Радонежского. Потому что видят свою главную задачу в демифологизации русской истории. Ведь мышление народа было и остается мифологическим – и во времена Мамаева побоища, и в эпоху компьютерных игр. Народ существует, пока имеет собственный миф, оберегает свои святыни, чтит память своих героев и святых. Демифологизация – это оружие, направленное против нас, против нашего будущего.

«ЗАВТРА».  Бытует мнение, что миф – это выдумка. Разве его развенчание не является вкладом в прогресс?

Евгений ЛУКИН.  Большевики тоже считали необходимым разоблачать «преданья старины глубокой». Для этого они даже извлекли из раки мощи Сергия Радонежского, тем самым пытаясь ниспровергнуть их святость. Но взамен – вот парадокс! – занялись собственным мифотворчеством, называя своими именами города, улицы, скверы. Теперь эти имена сброшены в пыль, а на их место ниспровергатели сразу же попытались водрузить свои. Между тем, в православии между земным житием святого и его канонизацией проходят долгие годы, зачастую столетия. Ибо миф – это не чья-то придумка, это не истина от земли. Миф – это правда с небес, как говорится в 84 псалме.

«ЗАВТРА».  Ваша оратория завершается единой молитвой святого Сергия Радонежского и князя Дмитрия Донского: «Одна у нас молитва, \ одна у нас мечта, \ и Русь одна, и битва \ за Господа Христа». Звучит современно и торжественно.

Евгений ЛУКИН. По мысли Михаила Кузмина, любое произведение, даже написанное на отдаленную историческую тему, будет всегда современно. Что касается торжественности, то речь все же идет об оратории, посвященной русскому святому. Чем ближе к божественному Абсолюту, тем возвышеннее и торжественнее песнь.


Комментарии Написать свой комментарий
9 сентября 2014 в 21:27

"Народ существует, пока имеет собственный миф, оберегает свои святыни, чтит память своих героев и святых. Демифологизация – это оружие, направленное против нас, против нашего будущего."
Чистая правда. Без святынь, без памяти героев и великих событий народ становится бесполым, толерантным ко всему и вся, управляемым потребителем - бездумным потребителем современных ему благ.

10 сентября 2014 в 00:07

«ЗАВТРА». Бытует мнение, что миф – это выдумка.
"Ибо миф – это не чья-то придумка, это не истина от земли. Миф – это правда с небес, как говорится в 84 псалме."
------------------------------------
Миф `Толковый словарь Даля`
м. греч. происшествие или человек баснословный, небывалый, сказочный; иносказанье в лицах, вошедшее в поверье. Шутники и Наполеона обратили в миф. Иные принимают дьявола за лицо, другие за миф, как олицетворенье зла. Мифический, к мифу относящийся. Мифология ж. баснословие; басни веры, по преданию, боговщина. -логичный, -ческий, баснословный, боговщинный. -лог, баснослов.

Так что, всё же, слово "миф" неправильно отождествлять с историей народа. Это, скорее, проявление творчества, культуры в народе. Для обозначения описания исторически памятных событий есть более подходящие слова: летопись, предание, эпос, былина...

В 84 псалме говорится не о мифе, в нём сказано: "Правде приникнет с Небес".

10 сентября 2014 в 00:16

Сергей Животков 09.09.2014 19:10
Сейчас совсем исчезла такая вещь в искусстве,как церковное творчество.Мало художников,которые не боятся самостоятельно выразить своё личное отношение и любовь к Христу, хоть в иконе,хоть в росписи,или ещё в чём-то,а это сейчас для развития церковного искусства необходимо. Только подражанием давно знакомым образцам живут сейчас иконописцы и монументалисты,научились делать качественный,гладкий и дорогой товар.Усыхает церковное искусство.
------------------------------
Конечно, до творений древних иконописцев, зодчих и песнотворцев современному человеку уже не дотянуться - сила Духа не та! Мы сильно измельчали. Но всё же сейчас чувствуется невероятный взлёт именно в "церковном искусстве" (по Вашим словам). Есть совершенно дивные иконы, наиболее ярким примером может служить "Иверская-Монреальская" Мироточивая, появилось много молодых талантливых композиторов духовной музыки, чьи произведения можно услышать на службах в некоторых храмах. А как восстанавливаются и расписываются некоторые храмы - это же просто чудо - ведь, казалось, все традиции были прерваны. Поистине - жив Русский Дух, жива Вера в русском народе, творящая чудеса!

10 сентября 2014 в 11:44

В Царствии Небесном свои тонкости. Мощи Серафима Саровского оказались тленными, но разве от этого стала меньше его духовная мощь? Через его изображения,через иконы Сарова с нами говорит и нас питает Дух Святой! Он Святой "дышит где хочет" -может напитать любого художника,который откроет Ему своё сердце!

10 сентября 2014 в 12:09

Сергею Животкову
Да нет, я вовсе не собираюсь спорить. И Вы действительно правы - масштаб нынешнего человечества - лилипутский. И творит оно - соответственно своим возможностям. Но церковное искусство продолжает жить, питаемое Тем же Духом. Просто вместить Его в себя современный человек-творец может лишь в самой микроскопической дозе - почти условно. Потому и творения древних, духоносных, для нас, нынешних, уже недосягаемы. Слава Богу, сохранились сами дивные эти творения.

28 октября 2014 в 17:18

День придёт! Моей России

Успокоятся стихии

И улягутся в груди!

В прах рассыплются «вожди»,

Что вели её столетья

К нынешнему лихолетью:

Всё тесней ряды, тесней

Сыновей и дочерей

Бога Светлого Отчизны,

За Кого, расстаться с жизнью,

Знайте же, за честь сочтём!

Дух наш крепнет – с каждым днём.



Духа ж всемогуща Сила!

Да разверзнется могила

Перед полчищами зла!

Да рассеется та мгла,

Что, скрывая в дни ненастий,

Облик Истины прекрасной,

Насаждала в душах страх…

Да рассыплется всё, в прах,

Злом воздвигнутое зданье, –

И в сиянье первозданном,

Возрождая Свет в сердцах,

БОГ ПРЕДСТАНЕТ В НЕБЕСАХ.


Продолжение следует

Уважаемый Евгений! Большое спасибо за интервью. В подтверждение Ваших слов привожу две последние двенадцатистишные строфы из стихотворения "ДЕНЬ ПРИДЁТ!". Всего таких строф семь, создавалось же стихотворение в течение трёх дней, в марте 1991 года. Его можно прочитать целиком на моей страничке zavtra-krukova.

С 2008 года у меня лежит в столе рукопись стихов, стихотворных циклов и поэм, но я не знаю, к какому издательству обратиться с просьбой о её обнародовании: отношение к поэзии у нас в последнее время крайне отрицательное. Может, Вы заинтересуетесь этой рукописью? Буду Вам очень благодарна за содействие в её публикации.

У меня есть уже две опубликованные книги: "Уроки Любви и Веры для иностранцев и в наставление соотечественникам", 2002 года издания, и вторая - "Тайны и природа ПОЭЗИИ", вышла в июне 2012 года (есть в электронном варианте).
--------------------------------------------------------------------------------
День придёт! Моей России
Успокоятся стихии
И улягутся в груди...
В прах рассыплются "вожди",
Что вели её столетья
К нынешнему лихолетью:
Всё тесней ряды, тесней
Сыновей и дочерей
Бога Светлого Отчизны,
За Кого, расстаться с жизнью,
Знайте же, за честь сочтём!
Дух наш крепнет С КАЖДЫМ ДНЁМ!

Духа ж всемогуща сила!
Да разверзнется могила
Перед полчищами зла!
Да рассеется та мгла,
Что, скрывая в дни ненастий
Облик Истины прекрасной,
Насаждала в душах страх...
Да рассыплется всё, в прах
Злом воздвигнутое зданье,
И, в сиянье первозданном,
Возрождая Свет в сердцах,
Бог предстанет в небесах.

Март 1991 года, Москва.