Сообщество «Учебный космос России» 23:45 6 января 2020

Эссе 9-ое. Академикам Савиных и Садовничему. Рождественско-космическое: "Земля в илюминаторе..."

Неотложность дистанционной подготовки и переподготовки педагогов космосознания и духовности. Рождественско-космическое...

ЭССЕ 9-ое. АКАДЕМИКАМ САВИНЫХ И САДОВНИЧЕВУ.

РОЖДЕСТВЕНСКО-КОСМИЧЕСКОЕ: «ЗЕМЛЯ В ИЛЮМИНАТОРЕ…»

……………………………………………………………………………………………………………………………………………

Из архива Научно-просветительского «УЧЕБНЫЙ КОСМОС РОССИИ», сообщества

«ГУМАНИТАРНОГО КОСМОСОЗНАНИЯ. Бюллетеня дистанционной

общественной кафедры-лаборатории истории развития гуманитарно-

космических технологий»(наукоград Троицк-в-Москве).

……………………………………………………………………………………………………….


Сергею Животкову: иконопись и пейзажи.

П р а в о с л а в н ы е к о л ы б е л и Руси -

Московско-Троицкий общественный дистанционный университет Знаний, творческие группы «Учебная книга России», «Большая Москва и москвоведение» завершают работу над циклом (серией) учебно-просветительских хрестоматий, познавательно-культурологических альманахов. Писательство и художество… Преемственные связи… Традиции и новаторство… Диалог с классикой…

**********************************************************************

СПАСЕНИЕ ШКОЛЫ. РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ,

ЖИВОПИСЬ, МУЗЫКА И ДУХОВНОСТЬ.

«Родная Русь, много таится в тебе непочатых сил и из твоего талантливого юного духом народа много ещё впереди выйдет и истинных поэтов, и художников., и мыслителей. И теперь уже немало ты дала людей таланта – бодрых силою, честных делом, мыслью, речью, а дальше, дальше за тобой, как необозримы твои степи, дебри и леса, необозримо твоё великое будущее и не умирающие надежды - надежды твоих лучших людей!.. …и много славных, дорогих имён русской чуткой мысли пришли и сказали своё горячее слово, - сказали, что жив русский народ, жива и сильна его речь, и есть что сказать ему, что духовные богатства его обильны; спал он духовно долго, но вот с этими яркими звездами своих мыслей, своего духа, он проснулся…».

Н.А. Соловьёв-Несмелов. «Памяти И.З. Сурикова».

«Умирает человек – Народ бессмертен и бессмертен Поэт, чьи песни –

трепет сердца его народа».

МАКСИМ Г О Р Ь К И Й.

И в а н Н и к и т и н

* * *

Детство веселое, детские грезы…

Только вас вспомнишь - улыбка и слезы…

Голову няня в дремоте склонила,

На пол с лежанки чулок уронила,

Прыгает кот, шевелит его лапкой,

Свечка уж меркнет под огненной шапкой,

Движется сумрак, в глаза мне глядит…

Зимняя вьюга шумит и гудит.

Прогнали сон мой рассказы старушки.

Вот я в лесу у порга избушки;

Ждет к себе гостя колдунья седая -

Змей подлетает, огонь рассыпая.

Замер лес темный, ни свиста, ни шума,

Смотрят деревья угрюмо, угрюмо!

Сердце мое замирает-дрожит…

Зимняя вьюга шумит и гудит.

Няня встает и лениво зевает,

На ночь постелю мою оправляет.

«Ляг, мой соколик, с молитвой святою.

Божия сила да будет с тобою…»

Нянина шубка мне ноги пригрела,

Вот уж в глазах у меня запестрело,

Сплю и не сплю я… Лампадка горит,

Зимняя вьюга шумит и шумит.

Вечная память, веселое время!

Грудь мою давит тяжелое бремя,

Жизнь пропадает в заботах о хлебе,
Детство сияет, как радуга в небе…

Где вы - веселье, и сон, и здоровье?

Взмокло от слез у меня изголовье,

Темная даль мне бедою грозит…

Зимняя вьюга шумит и гудит.

1858

* * *

Однообразно и печально

Шли годы детства моего:

Я помню дом наш деревянный,

Кусты сирени вкруг него,

Подъезд, три комнаты простые

С балконом на широкий двор,

Портретов рамы золотые,

Разнохарактерный узор

Причудливых изображений

На белом фоне потолков -

Счастливый плод воображенья

Оригинальных маляров,

Лампадку перед образами,

Большой диван и круглый стол,

На нем часы, стакан с цветами,

Под ним узорчатый ковер…

С каким восторгом я встречал

Час утра летнею порою,

Когда над сонною землею

Восток безоблачный пылал

И золотистыми волнами,

Под дуновеньем ветерка,

Над полосатыми полями

Паров вставали облака!

С какой-то тайною отрадой

Глядел я на лазурь небес,

На даль туманную и лес

С его приветливой прохладой,

На цепь курганов и холмов,

На блеск и тень волнистой нивы,

На тихо спящие заливы

В зеленых рамах берегов.

Дитя степей, дитя свободы,

В пустыне рос я сиротой,

И для меня язык природы

Одной был радостью святой…

Зато как скучен я бывал,

Когда сырой туман осенний

Поля и дальние деревни,

Как дым свинцовый, одевал,

Когда деревья обнажались

И лился дождь по целым дням,

Когда в наш дом по вечерам

Соседи шумные сбирались,

Бранили вечный свой досуг,

Однообразный и ленивый,

А самовар, как верный друг,

Их споры слушал молчаливо

И пар струистый выпускал

Иль вдруг на их рассказ бессвязный,

Какой-то музыкою странной,

Как собеседник, отвечал…

В ту пору, скукою томимый,

От шума их я уходил

И ночь за книгою любимой,

Забытый всеми, проводил,

Иль слушал няни устарелой

О блеске чудных царств и гор

Одушевленный разговор

Во мраке залы опустелой.

1849-1853

Есенинские уроки в школе и вузе. Художественный мир Сергея Есенина. Поэтический мир Есенина. Нравственно-духовный мир Сергея Александровича Есенина…

С детства, с тех благословенных минут, когда в наше бытие пришел солнечный и тревожно-мятежный Есенин, нашему сердцу «снятся» неповторимые образы и картины.

Задымился вечер, дремлет кот на брусе.

Кто-то помолился: «Господи Исусе».

Полыхают зори, курятся туманы,

Над резным окошком занавес багряный…

Первую свою книгу, вышедшую в 1916 году, мало кому известный тогда двадцатилетний рязанский поэт назовет «Радуницей». В «нацеленном» заглавии его первого крупного произведения - уважительная память об ушедших поколениях соотечественников.

Память души… Память сердца… В детстве и отрочестве бабушка водила его в окрестные монастыри. Малиновые звоны, величавый благовест колоколов… Родные просторы. «Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных»… Бабушкины сказы будоражили воображение будущего великого поэта.

Зов малой родины («О край разливов грозных И тихих вешних сил, Здесь по заре и звездам Я школу проходил. И мыслил и читал я по библии ветров, И пас со мной Исайя Моих златых коров»). Константиновские, спас-клепиковские, солотчинские дали и горизонты…

Троицыно утро, утренний канон,

В роще по березкам белый перезвон.

Тянется деревня с праздничного сна,

В благовесте ветра хмельная весна.

Есенинский духовно-поэтический мир… Русь Православная… «Опять часовни на дороге И поминальные кресты»; «на известку колоколен Невольно крестится рука»; «и березы стоят, как большие свечки»; «Над куполом церковных глав Тень от зари упала ниже»; «нежно под трепетом ангельских крыл Звонят кресты безымянных могил». Осенний пейзаж («Схимник-ветер шагом осторожным Мнет листву по выступам дорожным И целует на рябиновом кусту Язвы красные незримому Христу»).

Есенинское наследие сложно, противоречиво, но оно несет в себе неисчерпаемый гуманистический запас, оно способствует формированию активной нравственной позиции патриота и гражданина.

…………………………………………..

Православная Россия в творчестве Михаила Михайловича Пришвина

(1873-1954). Уроженец имения Хрущево под Ельцом - великий Мастер слова, автор удивительно музыкальной, философско-психологической прозы.

В его романе-автобиографии «Кащеева цепь» (глава «Земля и воля») говорится о «песне, лучше какой Курымушка после уже никогда не слыхал». Это - лермонтовский «Ангел» с его завораживающими словами-образами:

По небу полуночи ангел летел

И тихую песню он пел;

И месяц, и звезды, и тучи толпой

Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов

Под кущами райских садов»

О Боге великом он пел, и хвала

Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нес

Для мира печали и слез,

И звук его песни в душе молодой

Остался - без слов, но живой.

И долго на свете томилась она,

Желанием чудным полна;

И звуков небес заманить не могли

Ей скучные песни земли…

М.М. Пришвин размышляет о земле, космосе, вечности и мгновении («Раздумывая… в ужасе прижимаешься к образу человека с его звездами - ангельскими душами…»).

Из дневника

Старый и Новый Завет в двух заповедях:

1. Блаженны вольные люди: в Царстве небесном даны им будут ризы

земные.

2. Блаженны люди свободные, отдавшие волю свою на благо всем:

в Царстве небесном им будет вверено утро вселенной.

* * *

Два произведения: Слава (Христу) и Проклятие (Антихристу)… Он - мой страж.

Я - нет! я никогда не соблазнялся, и никогда он не смел искушать меня царством своим и обращением камней в хлеб… Когда другие для себя, переступая порог тюрьмы своей, становились сами сторожами, я никогда не соблазнялся и Тебя не подменял им: он был мне всегда он. Но я виноват перед Тобою, что не мог вовремя поднять на него свой меч. Он разбивается и падает, когда я его поднимаю, и я снова кую и молюсь: «Господи, помоги мне все понять, ничего не забыть и ничего не простить».

* * *

Снег идет, снежинки на тукаве. Я думаю о них. Всякий кристалл складывается из прямых линий, но, падая вместе со множеством других, образует круглую форму. Не все ли равно - падает или тает? Тающий кристалл тоже непременно превращается в круглую каплю, и потому она падает. Значит, можно себе представить, что в начале творения мира был создан кристалл, какой-нибудь Адамант, который, падая, образовал из себя бесчисленные формы круглых миров. И, значит, наша планета Земля есть одна из упавших капель тающего в огне кристалла. И вот почему истинное искусство носит в себе идею вечности и бессмертия: потому что всякая творческая сила искусства есть сила кристаллизации. Эта сила обратного восстановления упавших в округлое форм к изначальной и вечной форме кристалла.

* * *

Земле… просто земле, убранной и зеленеющей, я готов бы молиться. «Земля Божья», - говорят крестьяне. Откуда это у них? Из Библии? Бог сотворил землю…

Правда, мне хочется собрать все пережитое и лучшее из него отнести к земле, передать его ей и творить из этого что-то прекрасное о земле…

* * *

Из «Волшебного колобка»

…Все эти сказки и былины говорят о какой-то неведомой общечеловеческой душе. В создании их участвовал не один только русский

народ. Нет, я имею перед собою не только национальную душу, а всемирную, стихийную, такую, какою она вышла из рук Творца…

Из «Мирской чаши»

Будем же записывать имена деревень, животных, ручьев, камней, трав и

под каждым именем писать миф, быль, сказ, песенку, и над всеми земными именами поставим святое имя Богородицы: это она прядет пряжу на всех зайцев, лисиц и куниц.

* * *

Нужно знать время: есть время, когда зло является единственной творческой силой, все разрушая, все поглощая, оно творит невидимый Град, из которого рано или поздно грянет:

- Да воскреснет Бог!

Как может корень растения под снежной пеленой дать стебель, и

стебель, пробившись через снег, дать цветы на морозе. Но время придет, снег растает, цвет раскроется, и люди скажут:

- Светлое воскресение: любовь и мир…

Мудрость состоит в знании времени…

Из «Кладовой солнца»

…И вдруг стало свежо и бодро, как будто вся земля сразу умылась, и

небо засветилось, и все деревья запахли корой своей и почками. Вот тогда как будто над всеми звуками вырвался, полетел и все покрыл собою

торжественный крик, похожий, как если бы все люди радостно, в стройном согласии, могли закричать:

- Победа, победа.

- Что это? - спросила обрадованная Настя. - Отец говорил: это так

журавли солнце встречают. Это значит, что скоро солнце взойдет.

Из повести «Черный араб»

…Россия, Россия дорогая, дорогая моя. Тут только на фиолетовых берегах соленого озера понял я, что люблю тебя и что ты прекрасна…

* * *

И вдруг я понимаю все… Не школьные знания о том, что когда-то

кочевники окружили славян, что Русь была под игом монголов четыреста лет, что все эти слова заимствованы от них… Нет… Все эти… сведения я теряю в пути. Я смотрю на все вновь. Не то… А так я понимаю… Я узнаю знакомые черты своих товарищей в тех лицах… Я узнаю всю ту загадочную половину русской души, которая не подвластна нашему анализу…

Да, и тут моя родина…

* * *

…Один из них глядит на гостя острыми и дерзкими глазами, и у другого

больше заметны и кажутся почему-то добрыми его желтые босые ноги и растрепанная копна волос. Вспоминается: Каин был земледелец, Авель - пастух… Входят поочередно все родственники хозяина, похожие друг на друга. Войдет и

сядет, поджав ноги, у очага, войдет и сядет, и кажется, кто-то читает из большой древней книги: Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова…

* * *

…Я ничего не могу сделать прочного без опоры на вечное; и пусть другие считают ее за выдумку, ее рабочую ценность они все-таки должны признать, потому что и я и многие другие мастера только благодаря вечности дают

людям прочные вещи.

1.0x