ДМИТРИЙ ШАХОВ
ВАСИЛИЙ ШАХОВ
ЭССЕ 1-ое. КУЛЬТУРА И ЭТИКА РУССКОГО КОСМИЗМА
(экспозиция)
Видели ли вы,
Как бежит по степям,
В туманах озерных кроясь,
Железной ноздрей храпя,
На лапах чугунных поезд?
А за ним
По большой траве,
Как на празднике отчаянных гонок,
Тонкие ноги закидывая к голове,
Скачет красногривый жеребенок?
Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
Неужель он не знает, что в полях бессиянных
Той поры не вернет его бег,
Когда пару красивых степных россиянок
Отдавал за коня печенег?
По-иному судьба на торгах перекрасила
Наш разбуженный скрежетом плес,
И за тысчи пудов конской кожи и мяса
Покупают теперь паровоз.
СЕРГЕЙ ЕСЕНИН. «СОРОКОУСТ».
…………………………………………………………………………………………….
…С юности никогда я не был златоносцем - и сейчас не буду…
…Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…
… иметь чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную, смирением украшать себя, единомыслие друг с другом хранить, ни во что ставить честь и славу жизни этой, но вместо этого от Бога воздаяния ожидать, небесных вечных благ наслаждения…
Сергий Радонежский
Иеромонах Русской церкви, основатель ряда монастырей, в том числе Свято-Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра).
……………………………………………………………………………………………………
«И СОВРЕМЕННИКИ И ТЕНИ В ТИШИ БЕСЕДУЮТ СО МНОЙ…»
1.
«Боянъ бо въщий, аще кому хотяше пъснь творiти, то растъкашется мыслiю по древу, съърым вълком по земли, сизымъ орломъ подъ облакы…» - «…Тот Боян, исполнен дивных сил, Приступая к вещему напеву, Серым волком по полю кружил, Как орёл под облаком парил, Растекался мыслию по древу. Жил он в громе дедовских побед, Знал немало подвигов и схваток, И на стадо лебедей чуть свет Выпускал он соколов… - в переложении Николая Заболоцкого звучит слово Б о я н а В е щ е г о. - Наш Боян… вспомнив дни былые, Вещие персты он подымал И на струны возлагал живые, - Вздрагивали струны, трепетали…»
«Слово о полку Игореве».
· …Эти одухотворенные люди, которым нет числа, живут не только
· заботами о своей плоти. Они живут небесами, поэзией, творят
· духовные ценности… АЛЕКСАНДР ПРОХАНОВ.
«От века изобильна была героями и гениями Россия. Воистину хам и враг людей тот, кто не обнажит благоговейно головы, заслышав эти имена.
Нет ни одной области в знании, или в искусстве, или в науке строительства социальной справедливости, куда бы не принёс народ русский своих, литого золота, даров. А сколько ещё суждено создать нам впереди, когда, не угрожаемый ниоткуда, во весь рост подымется народ наш... Гордись сородичами своими и будь достоин их, товарищ.
Со времён Невского Александра зарились жадные соседи на наши угодья. Сотни лет им и во снах снилась страна твоя, русский человек, — пустыней снилась она им, без дома твоего, без тебя и твоих потомков, — голой девственной землёй снилась она им, куда они сунут железный желудь нибелунгов. Не вышло с желудем у старого фрица, не выйдет и у нынешнего. Ой, много памятных зарубок от нашего топора осталось на загребущих волчьих лапах. А в передышках точили немцы меч, собираясь когда-нибудь прижать славян к стенке, и всегда хаяли русских, что-де без немецкого порядка живут. А мы жили и боролись своим разумом и обычаем и, когда настали исторические сроки, преобразовали нашу жизнь по-ленински. И в том наша державная русская воля, хозяйская. И никаким указчикам либо искателям чужого куска на земле нашей несдобровать…».
Л Е О Н И Д Л Е О Н О В.
«Через законы быта люда прорубил окно к звёздам» оригинальный художник и мыслитель первых десятилетий ХХ столетия Велимир Хлебников. За метафорической витиеватостью поэтического синтаксиса, «русским умничеством» содержательно-смыслового номенатива - оригинальное философско-психологическое суждение: «Пусть на могильной плите прочтут: он боролся с видом и сорвал с себя его тогу. Он не видел различия между человеческим видом и животными видами и стоял за распространение на благородные животные виды заповеди и ее действия «люби ближнего, как самого себя». Он называл неделимых благородных животных видом своими ближними и указывал на пользу использования жизненного опыта прошлой жизни наиболее древних видов. Так, он полагал, что благу человеческого рода соответствует введение в людском обиходе чего-то подобного установлению рабочих пчел в пчелином рое, и не раз высказывал, что видит в идее рабочей пчелы идеал свой лично. Он высоко поднял стяг галилейской любви, и тень стяга упала на многие благородные животные виды…». Велимир Хлебников автобиографически акцентирует:«Впрочем, он никому не навязывал своего мнения и, считая его своим лично, признавал священнейшее право всякого иметь мнение противных свойств».
Заметим, что подавляющее количество современных «круглостольных» баталий было бы более продуктивно, если бы перед этими спорами проштудировали классику (скажем, того же В. Хлебникова): «И хитроумные Евклиды и Лобачевский не назовут ли одиннадцатью нетленных истин корни русского языка? В словах же увидят следы рабства рождению и смерти, назвав корни – божьим, слова же – делом рук человеческих.
И если живой и сущий в устах народных язык может быть уподоблен долометрию Евклида, то не может ли народ русский позволить себе роскошь, недоступную другим народам, создать язык – подобие долометрия Лобачевского, этой тени чужих миров? На эту роскошь русский народ не имеет ли права? Русское умнечество, всегда алчущее прав, откажется ли от того, которое ему вручает сама воля народная: права словотворчества?». Велимир Хлебников как бы предвосхищает цивилизационно-культурологические коллизии начала ХХ1 столетия: «Кто знает русскую деревню, знает о словах, образованных на час и живущих веком мотылька…И не значит ли, что боги унесены из храма, если безбоязненно в ряды молящихся замешиваются иноверцы? И выполняют требы? Пренебрегли вы древней дланью, Благословившей вас в купели, И живы жертвенные лани, Мечи жреца чтоб не тупели
… ВСЕОБУЧ… ПЕРВЫЕ СЕНТЯБРИ… Слава Всевышнему, есть к о м у учиться. Вот даже сообщение о том, что в одном городе оказалась школа, где будет даже 20 (прописью – двадцать) первых классов…
А вот ч е м у будут учить наставники? Профессиональны ли, подготовлены ли, достойно обеспечены ли педагоги, воспитатели, учителя? Ведь до сих пор школьные полки «забиты» с о р о с о в с к о й «продукцией»… Ведь до сих пор лишь обещаются новые учебники, новые хрестоматии, новые просветительские альманахи?..
Московско-Троицкий общественный дистанционный университет Знаний, творческие группы «Учебная книга России», «Достопамятности Большой Москвы и москвоведение»
подготовили комплекты учебно-просветительских пособий, воспитательно-культурологических методических разработок. Более тысячи просветительских лекций уже дистанционно «опубликованы»… Хотелось бы заинтересовать всем этим «наркомов просвещения»…
ЭКСПОЗИЦИИ ДИСТАНЦИОННОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ КАФЕДРЫ
ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ГУМАНИТАРНО-КОСМИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
*****************************************************************************
«Шёл Господь пытать людей в любови, Выходил он нищим на кулижку.
Старый дед на пне сухом в дуброве Жамкал деснами зачерствелую пышку.
Увидал дед нищего дорогой, На тропинке с клюшкою железной,
И подумал: «Вишь, какой убогой, - Знать от голода качается, болезный».
Подошёл Господь, скрывая муку: Видно, мол, сердца их не разбудишь…
И сказал старик, протягивая руку: «На, пожуй… маленько крепче будешь».
С. ЕСЕНИН. «Шёл Господь пытать людей в любови».
*********************************************************************
«И потом – разговор о большевизме.
– Большевизма и революции – нет ни в Москве, ни в Петербурге. Большевизм – настоящий, русский, набожный – где-то в глуши России, может быть в деревне. Да, наверное, там…». Е. Замятин – о разговоре с Александром Блоком.
*******************************************************************************
«…В те годы быть большевиком - значило идти по линии наибольшего сопротивления; и я был тогда большевиком…». ЕВГЕНИЙ З А М Я Т И Н.
*************************************************************************
|