: Блог: Эссе 1-ое. Культура и этика русского космизма (экспозиция)
Сообщество «Учебный космос России» 20:24 15 апреля 2019

Эссе 1-ое. Культура и этика русского космизма (экспозиция)

"УЧЕБНЫЙ КОСМОС РОССИИ". "УЧЕБНАЯ КНИГА РОССИИ". "Бюллетень-еженедельник дистанционной общественной кафедры истории развития гуманитарно-космических технологий"
3

                                                             ДМИТРИЙ   ШАХОВ

                                                             ВАСИЛИЙ   ШАХОВ

 

                      ЭССЕ 1-ое. КУЛЬТУРА  И  ЭТИКА  РУССКОГО КОСМИЗМА

                                                             (экспозиция)

 

Видели ли вы,
Как бежит по степям,
В туманах озерных кроясь,
Железной ноздрей храпя,
На лапах чугунных поезд?

А за ним
По большой траве,
Как на празднике отчаянных гонок,
Тонкие ноги закидывая к голове,
Скачет красногривый жеребенок?

Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
Неужель он не знает, что в полях бессиянных
Той поры не вернет его бег,
Когда пару красивых степных россиянок
Отдавал за коня печенег?
По-иному судьба на торгах перекрасила
Наш разбуженный скрежетом плес,
И за тысчи пудов конской кожи и мяса
Покупают теперь паровоз.

                                    СЕРГЕЙ  ЕСЕНИН. «СОРОКОУСТ».

 

…………………………………………………………………………………………….

   …С юности никогда я не был златоносцем - и сейчас не буду…

 

   …Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…

… иметь чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную, смирением украшать себя, единомыслие друг с другом хранить, ни во что ставить честь и славу жизни этой, но вместо этого от Бога воздаяния ожидать, небесных вечных благ наслаждения…

Сергий Радонежский

Иеромонах Русской церкви, основатель ряда монастырей, в том числе Свято-Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра).

 

……………………………………………………………………………………………………

             «И СОВРЕМЕННИКИ И ТЕНИ В ТИШИ БЕСЕДУЮТ СО МНОЙ…»

                                                                1.

 

       «Боянъ  бо въщий, аще кому хотяше пъснь творiти, то растъкашется  мыслiю по древу, съърым вълком по земли, сизымъ орломъ подъ облакы…» - «…Тот Боян, исполнен дивных сил, Приступая к вещему напеву, Серым волком по полю кружил, Как орёл под облаком парил, Растекался мыслию по древу. Жил он в громе дедовских побед, Знал немало подвигов и схваток, И на стадо лебедей чуть свет Выпускал он соколов… - в переложении Николая Заболоцкого звучит слово  Б о я н а   В е щ е г о. - Наш Боян… вспомнив дни былые, Вещие персты он подымал И на струны возлагал живые, - Вздрагивали струны, трепетали…»

                                            «Слово о полку Игореве».

 

·  …Эти одухотворенные люди, которым нет числа, живут не только

·   заботами о своей плоти. Они живут небесами, поэзией, творят

·  духовные ценности…                      АЛЕКСАНДР  ПРОХАНОВ.

  «От века изобильна была героями и гениями Россия. Воистину хам и враг людей тот, кто не обнажит благоговейно головы, заслышав эти имена.
Нет ни одной области в знании, или в искусстве, или в науке строительства социальной справедливости, куда бы не принёс народ русский своих, литого золота, даров. А сколько ещё суждено создать нам впереди, когда, не угрожаемый ниоткуда, во весь рост подымется народ наш... Гордись сородичами своими и будь достоин их, товарищ.
    Со времён Невского Александра зарились жадные соседи на наши угодья. Сотни лет им и во снах снилась страна твоя, русский человек, — пустыней снилась она им, без дома твоего, без тебя и твоих потомков, — голой девственной землёй снилась она им, куда они сунут железный желудь нибелунгов. Не вышло с желудем у старого фрица, не выйдет и у нынешнего. Ой, много памятных зарубок от нашего топора осталось на загребущих волчьих лапах. А в передышках точили немцы меч, собираясь когда-нибудь прижать славян к стенке, и всегда хаяли русских, что-де без немецкого порядка живут. А мы жили и боролись своим разумом и обычаем и, когда настали исторические сроки, преобразовали нашу жизнь по-ленински. И в том наша державная русская воля, хозяйская. И никаким указчикам либо искателям чужого куска на земле нашей несдобровать…».        

                                                        Л Е О Н И Д   Л Е О Н О В.

 

   «Через законы быта люда прорубил окно к звёздам»   оригинальный художник и мыслитель  первых десятилетий ХХ столетия  Велимир Хлебников. За метафорической витиеватостью поэтического синтаксиса,  «русским умничеством» содержательно-смыслового номенатива  - оригинальное философско-психологическое суждение: «Пусть на могильной плите прочтут: он боролся с видом и сорвал с себя его тогу. Он не видел различия между человеческим видом и животными видами и стоял за распространение на благородные животные виды заповеди и ее действия «люби ближнего, как самого себя». Он называл неделимых благородных животных видом своими ближними и указывал на пользу использования жизненного опыта прошлой жизни наиболее древних видов. Так, он полагал, что благу человеческого рода соответствует введение в людском обиходе чего-то подобного установлению рабочих пчел в пчелином рое, и не раз высказывал, что видит в идее рабочей пчелы идеал свой лично. Он высоко поднял стяг галилейской любви, и тень стяга упала на многие благородные животные виды…». Велимир Хлебников автобиографически акцентирует:«Впрочем, он никому не навязывал своего мнения и, считая его своим лично, признавал священнейшее право всякого иметь мнение противных свойств».

   Заметим, что подавляющее количество современных «круглостольных» баталий было бы более продуктивно, если бы  перед этими спорами проштудировали классику (скажем, того же В. Хлебникова):  «И хитроумные Евклиды и Лобачевский не назовут ли одиннадцатью нетленных истин корни русского языка? В словах же увидят следы рабства рождению и смерти, назвав корни – божьим, слова же – делом рук человеческих.

И если живой и сущий в устах народных язык может быть уподоблен долометрию Евклида, то не может ли народ русский позволить себе роскошь, недоступную другим народам, создать язык – подобие долометрия Лобачевского, этой тени чужих миров? На эту роскошь русский народ не имеет ли права?  Русское умнечество, всегда алчущее прав, откажется ли от того, которое ему вручает сама воля народная: права словотворчества?». Велимир Хлебников как бы предвосхищает цивилизационно-культурологические коллизии  начала ХХ1 столетия: «Кто знает русскую деревню, знает о словах, образованных на час и живущих веком мотылька…И не значит ли, что боги унесены из храма, если безбоязненно в ряды молящихся замешиваются иноверцы? И выполняют требы? Пренебрегли вы древней дланью,  Благословившей  вас в купели, И живы жертвенные лани, Мечи жреца чтоб не тупели

   … ВСЕОБУЧ… ПЕРВЫЕ  СЕНТЯБРИ… Слава Всевышнему, есть   к о м у  учиться. Вот даже сообщение о том, что в одном городе оказалась школа, где будет даже 20 (прописью – двадцать) первых классов…

   А вот  ч  е  м  у   будут учить наставники? Профессиональны ли, подготовлены ли, достойно обеспечены ли педагоги, воспитатели, учителя? Ведь до сих пор школьные полки «забиты»  с о р о с о в с к о й  «продукцией»… Ведь до сих пор лишь обещаются новые учебники, новые хрестоматии, новые  просветительские альманахи?..

   Московско-Троицкий общественный дистанционный университет Знаний, творческие группы «Учебная книга России», «Достопамятности Большой Москвы и москвоведение»

подготовили комплекты учебно-просветительских пособий, воспитательно-культурологических методических разработок. Более тысячи просветительских лекций уже дистанционно «опубликованы»… Хотелось бы заинтересовать всем этим «наркомов просвещения»…

                ЭКСПОЗИЦИИ ДИСТАНЦИОННОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ КАФЕДРЫ

                ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ   ГУМАНИТАРНО-КОСМИЧЕСКИХ  ТЕХНОЛОГИЙ

*****************************************************************************

   «Шёл Господь пытать людей в любови, Выходил он нищим на кулижку.

Старый дед на пне сухом в дуброве  Жамкал деснами зачерствелую пышку.

Увидал дед нищего дорогой, На тропинке с клюшкою железной,

И подумал: «Вишь, какой убогой, - Знать от голода качается, болезный».

Подошёл Господь, скрывая муку: Видно, мол, сердца их не разбудишь…

И сказал старик, протягивая руку: «На, пожуй… маленько крепче будешь».

                                       С. ЕСЕНИН. «Шёл Господь пытать людей в любови».

*********************************************************************

«И потом – разговор о большевизме.

– Большевизма и революции – нет ни в Москве, ни в Петербурге. Большевизм – настоящий, русский, набожный – где-то в глуши России, может быть в деревне. Да, наверное, там…».    Е. Замятин – о разговоре с  Александром Блоком.

*******************************************************************************

«…В те годы быть большевиком - значило идти по линии наибольшего сопротивления; и я был тогда большевиком…».   ЕВГЕНИЙ  З А М Я Т И Н.

*************************************************************************

 

                                                                  2.

 ДУХОВНОСТЬ   КАК  ИДЕОЛОГИЯ: НЕТЛЕННАЯ  СЛАВА  РОССИИ

Александр Андреевич Проханов озаботил патриотов России, доброжелателей и друзей Государства Российского  пафосным призывом «ДУХОВНОЙ МОБИЛИЗАЦИИ БЫТЬ!». Как публицист-философ, Александр Проханов «сродни» ЛЕОНИДУ МАКСИМОВИЧУ ЛЕОНОВУ. Леоновская «СЛАВА РОССИИ» набатно, весомо, духоподъёмно звучала в годы Великой Отечественной войны:

«Вот опять матёрый враг России пробует силу и крепость твою, русский человек. Он пристально ищет твоё сердце поверх мушки своей винтовки, или в прицельной трубке орудия, или из смотровой танковой щели. Неутомимую бессонную ненависть читаешь ты в его прищуренном глазу. Это и есть тот, убить которого повелела тебе родина. Не горячись, бей с холодком; холодная ярость метче. Закрой его навеки, тусклое, похабное око зверя! Ты не один в этой огневой буре, русский человек. С вершин истории смотрят на тебя песенный наш Ермак, и мудрый Минин, и русский лев Александр Суворов, и славный, Пушкиным воспетый, мастеровой Пётр Первый, и Пересвет с Ослябей, что первыми пали в Куликовском бою. В трудную минуту спроси у них, этих строгих русских людей, что по крохам собирали нашу державу, и они подскажут тебе, как поступать, даже оставшись в одиночку среди вражьего множества. С каким мужеством они служили ей!.. И куда бы ни отправлялись за далёкие рубежи, кланялись в пояс родимой, и был им слаще мёду горький, полынный прах её дорог. И пригоршню родной землицы, зашитую в ладанку, уносили на чужбину, как благословенье матери, на груди. И где бы ни оказался веленьем истории русский человек, сердце его, как стрелка компаса, неуклонно бывало устремлено в одном заветном направлении, в сторону России. И чистые рубахи надевали перед смертным подвигом, идя на воинскую страду, как на светлый праздник. Тем и была крепка, тем и стояла столетья русская земля».

ДУХОВНОСТЬ  КАК  ИДЕОЛОГИЯ…   ДУХОВНОСТЬ – КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ СКРЕПА  ДЕРЖАВНОСТИ, ГОСУДАРСТВЕННОСТИ,  ОБЩИННО-КОЛЛЕКТИВИСТСКОЙ СОЛИДАРНОСТИ, ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНО-ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОГО  ЕДИНЕНИЯ «РАЗУМНОГО, ДОБРОГО, ВЕЧНОГО»… Злое, недоброе, сатанински-лукавое, антигуманное   стремилось к господству. Вот и в годы Великой Отечественной войны чудовищное нашествие обрушилось на Отечество.   Автор «Славы России» (как в своё время «Певец во стане русских воинов») – вместе с солдатами, офицерами, ополченцами, партизанами… -

   «Перед новым боем за честное дело наше присядем, товарищ, и поговорим по душам, за что же так ненавидит тебя убийца народов, и почему мы, русские люди, будем биться, пока, стеная, не покинет земли нашей германец и не заплатит сторицей за пожжённые земли наши и за сиротские слезы.
Взгляни на карту мира, русский человек, и порадуйся всемирной славе России. Необозрима твоя страна. Самое солнце долго, как странник, бредёт от её края до края, и любою из рек её можно опоясать иную кичливую европейскую державку. Гляди: спелые нивы шумят и лоснятся под ветром, серебро драгоценной рыбы плещется в реках, несчитанное золото и уголь томятся в её недрах, подземные моря нефти нетерпеливо ждут, когда ты вольёшь их в свои машины, изготовляющие материальную основу счастья. Миллионной доли наших богатств не успели мы раскопать за минувшую четверть века!».

 Призыв Александра Проханова «ДУХОВНОЙ МОБИЛИЗАЦИИ – ДА!» как бы «эквивалентен», философски-цивилизационно  равнозначен тому, что плакатно звучало в годы Великой Отечественной  войны… -

«Не пустовала и людьми русская земля. Помнишь, товарищ, громовый список великанов мысли и сердца, что огласил отец наш Сталин на параде в 1941 году? Он, как знамя, прошумел над головами нашими»…

   … Что имел в виду Леонид Максимович?..

В  произнесённом 6 ноября 1941-го докладе о Великом Октябре  Иосиф Виссарионович Сталин  говорил о духовности советского человека и бездуховности фашистов; он процитировал слова Гитлера:  "Я освобождаю человека, – говорит Гитлер, – от унижающей химеры, которая называется совестью. Совесть, как и образование, калечит человека. У меня то преимущество, что меня не удерживают никакие соображения теоретического или морального порядка”. И.В. Сталин говорил:

 «И эти люди, лишенные совести и чести, люди с моралью животных имеют наглость призывать к уничтожению великой русской нации – нации Плеханова и Ленина, Белинского и Чернышевского, Пушкина и Толстого, Глинки и Чайковского, Горького и Чехова, Сеченова и Павлова, Репина и Сурикова, Суворова и Кутузова!.."

    Энергоёмкая злободневность,  нравственно-духовная актуальность  тех слов Верховного Главнокомандующего по-особому воспринимаются сегодня, когда лукавцы «прихватизировали»  Идеологию…   Гитлеровское: «Совесть - калечит человека»... Такое ощущение, что гитлеровские установки недурно  прижились в нынешнем капиталистическом обществе... Как там сейчас глаголят - ничего личного, только бизнес?..

    «ДУХОВНОЙ МОБИЛИЗАЦИИ - ДА!» - это трибунно-духоподъёмное слово лидера народно-патриотической оппозиции  взывает к ответной реакции, к творческой инициативе, энтузиастическому действию… Где они «младшие богатыри» некогда великой, интернационально-монолитной, гигантски державной Империи, сплотившей навеки Союз (казалось бы) нерушимый?..

   Леоновская «Слава России» даёт ответ:

  «От века изобильна была героями и гениями Россия. Воистину хам и враг людей тот, кто не обнажит благоговейно головы, заслышав эти имена.
Нет ни одной области в знании, или в искусстве, или в науке строительства социальной справедливости, куда бы не принёс народ русский своих, литого золота, даров. А сколько ещё суждено создать нам впереди, когда, не угрожаемый ниоткуда, во весь рост подымется народ наш... Гордись сородичами своими и будь достоин их, товарищ.
Со времён Невского Александра зарились жадные соседи на наши угодья. Сотни лет им и во снах снилась страна твоя, русский человек, — пустыней снилась она им, без дома твоего, без тебя и твоих потомков, — голой девственной землёй снилась она им, куда они сунут железный желудь нибелунгов. Не вышло с желудем у старого фрица, не выйдет и у нынешнего. Ой, много памятных зарубок от нашего топора осталось на загребущих волчьих лапах. А в передышках точили немцы меч, собираясь когда-нибудь прижать славян к стенке, и всегда хаяли русских, что-де без немецкого порядка живут. А мы жили и боролись своим разумом и обычаем и, когда настали исторические сроки, преобразовали нашу жизнь по-ленински. И в том наша державная русская воля, хозяйская. И никаким указчикам либо искателям чужого куска на земле нашей несдобровать…».

   …Современные события (в особенности науськанное из-за океана «украинно-окраинное беснование»)  по-особому высвечивают концептуально-философские  метафоры и выводы автора «Славы России»:

«Когда у завистника нет сил на честное соревнование, он жалит, он убивает. Зависть и свиная жадность на чужой каравай, — вот то горючее, на котором, воняя и гремя, двинулась на нас машина германского фашизма. И правда, мы ещё только зачинаем наши песни, а они уже заканчивают. Они и детей-то наших убивают из подлого страха. Боятся, что из них вырастут исполины, грозные, мстители за безмерные их злодейства. Но мы-то, русские, прочно знаем, что мщение придёт гораздо раньше.
Предок твой, русский человек, идя на подвиг ратный, крепко понимал, что одному из двух, ему или недругу, лежать в чистом поле с дыркой в груди. И тогда, чтоб сосредоточить волю на победе, он ни жены, ни родимого дома не хотел видеть раньше, чем улягутся в братскую яму поплотней поганые вражеские кости. Много их, всяких подлецов, уже успокоил навеки и ты, русский воин, на полях России, памятуя, что чем больше их ляжет в землю, тем сильнее острастка на века. Комплектами, вместе с командирами, лежат они на достигнутых рубежах — всякие “Райхи”, “Адольфы” и “Великие Германии”, тухлые ватаги немецких мертвяков, что закопаны под Сталинградом и Воронежем... Что же молчат они: просторна ли им русская земля? Сытна ли рыба в русских реках? Жирна ли нефть в глубинах советской земли?..».

   …Вновь вплотную приблизились ныне («Ой, Днипро, Днипро», Днепр смоленско-киевский; «Самое синее в мире Чёрное море моё…»; Севастополь, Севастополь…), вновь «чёрные силы мятутся»  там, где  сражались с нечистью великороссы… -

   «Орёл и Белгород, Орёл и Курск, милые места, где родится самородный жемчуг русской речи, который так бережно, зерно к зерну, нанизывал Тургенев. Соловьям бы свистать в тамошних рощах да девушкам покосные песни петь в эту пору! Чадом и скрежетом застланы дорогие нашему сердцу места. Сжав зубы, вся страна слушает, как со злым урчаньем выползают из своих нор вражеские железные гады на исконные наши земли. Но она слышит и грохот пушек наших, что дырявят германскую броню, и нет нынче музыки слаще уху русского человека... Ночь на исходе. Ещё будут длиться предрассветные сумерки, но уж не очень отдалённо то желанное утро, когда уцелевшее завоевательское отребье, все эти отравители, растлители, коноеды и другие упыри двинутся восвояси среди нескончаемых, дымящихся улик. И мы проводим их с тем русским радушием, каким всегда провожали непрошеных гостей...
А пока — оглянись, русский человек, на древние гордые кремли твоих городов, на деток наших, взирающих на тебя с надеждой, на молчаливые тени предков твоих, на каждый полевой цветок, ещё не осквернённый, мёртвым дыханием вражеских машин. И пусть львиный гнев родится в твоём богатырском сердце.
Бей его, проклятого зверя, вставшего над Европой и замахнувшегося на твоё будущее, — бей, пока не перестанет шевелиться.
Подымись во весь свой рост, гордый русский человек и пусть содрогнутся в мире все, кому ненавистна русская речь и нетленная слава России!» 
10 июля 1943года.

                                      (продолжение  следует)

*************************************************************************
*************************************************************************

 

 

Комментарии Написать свой комментарий
15 апреля 2019 в 20:29

"Русская земля, ты за холмом..."

15 апреля 2019 в 20:30

"Россия, Русь, храни себя, храни..."

16 апреля 2019 в 10:52

В 1968-м году журнал "Кругозор" вышел с гибкой пластинкой,на которой звучал живой голос Сергея Есенина. Поэт читал про красногривого жеребёнка!
Изумительное чтение. После мне слышать такое не удавалось!
Мы Русь хранить не умеем!
Где передачи на основных каналах ТВ? НИколай Бурляев говорит о русской культуре на "Спасе" или "Союзе",которые ,наверняка, молодёжь смотрит редко! Туда же затолкали "Бесогон".
Везде в СМИ хозяйничают сторонники Эрнста- засланные,но далеко не казачки...
Везде гнилая пропаганда западного образа жизни!