Авторский блог Валерий Скрипко 09:35 31 августа 2017

ЕЩЕ РАЗ О НАШЕЙ "РАЗНОСТИ"

возможен ли серьёзный разговор?

Валерий Скрипко

ЕЩЕ РАЗ

О НАШЕЙ «РАЗНОСТИ»

На сайте «Завтра» - «еврейская» тема – одна из самых популярных. Однако, в статьях - эмоций всегда больше, чем взвешенных рассуждений.

И это объяснимо. Мировые западные «кукловоды» - хозяева большинства СМИ, не хотят допустить серьёзного разговора о самом существе вопроса. Сразу загоняют спорщиков в «угол» обвинениями в антисемитизме. И нас так «воспитали» и приучили! К сожалению, у самих граждан еврейского происхождения от такого совсем не умного «покровительства» со стороны Запада- родилось и укрепилось ложное ощущение, что можно вот так жить здесь и «собачиться» десятилетиями, в жестоком духовном противостоянии с российскими «аборигенами». Жить-то можно, но ..невесело! Это как жить в чужой семье!

А ведь такое положение ( да простит мне классик) рождает - «невидимые миру слёзы» и трагедию.

Поймёте, что это так, когда побываете в Израиле. Уверен, что многие авторы сайта «Завтра» - влюбились бы в эту страну после её первого посещения.. Как разумно построена там жизнь, как доброжелательны люди. А всё потому- что израильтянин чувствует себя дома, среди своих. В родной любимой семье не будешь показывать свой гонор, «чваниться», как говорили наши предки, и доказывать свою независимость от общества.

Одна писательница из Иерусалима рассказывала, что когда один журналист Тель- Авивской газеты написал что-то непатриотичное, к нему в редакцию пришёл ветеран арабо- израильской войны 1967-го года, и как мальчишку отчитал его, пригрозив крутыми мерами в случае повторения. Всё правильно!

В своей семье «независимых нет». Это у нас бенедиктовы и быковы - похожи на сварливую, ужасно злую жену, которая раздражаются на мужа по всякому поводу..не понимая, что дело не в муже и его недостатках, а в отсутствии любви к мужу!

Кстати тут вспомнил я реальную историю с реальным советским поэтом, о которой мне и хочется рассказать.

Я познакомился с поэтом Анатолием Кобенковым в 70-х годах на севере Иркутской области. Анатолий Иванович приехал, чтобы посетить Витимский заповедник, с которым я был связан по работе. Встречали мы его со всем размахом сибирского гостеприимства. Кобенков не так давно служил в армии, и это ощущалось по его выправке, твёрдости в голосе. Он привёз сборник стихов. В них были переживания солдата - нашего солдата, советского .Это была лирика человека из русского мира. Мы были ровесники, служили в одних войсках, в одном дальневосточном военном округе. Нам было что вспомнить.

А потом – русского мира, как нашего общего мира, не стало. Словно кто-то объявил о его окончании в связи с введением «свободного рынка». Кобенков вдруг вспомнил о своих иудейских корнях. Сам феномен такого пробуждения национального сознания в постсоветский период - мало изучен. На него даже несть негласное табу. А зря! Тут есть о чём задуматься.

После краха СССР, «скреплять» народ в одно целое - стало уже нечем, не стало идеологии, основанной на общем труде и общенародной собственности! Серьёзные академические издания констатировали повсеместные поиски национальной идентичности во всех бывших советских республиках.

Но никто не интересовался, что происходит с мощным и влиятельным »отрядом» нашей интеллигенции- - с творческими людьми еврейского происхождения. А там происходили поистине судьбоносные сдвиги сознания в сторону индивидуализма, причём своеобразного, национального. Вот и Кобенков… еще вчера, в заповеднике, это был очень свой, простой однополчанин и поэт, а сегодня… это уже весь пропитанный гордыней - небожитель, учитель отсталого народа, среди которого он вынужден жить. С ним стало трудно разговаривать…

Казалось, что этот человек очнулся от долгого сна и понял, что он на чужбине… Невольно думаешь, если бы в этот момент его увести в Израиль, где бы он нашёл любимое дело, и, наверняка, еще прожил бы долгие годы в гармонии с окружающими людьми и природой. Родные просторы Святой земли дали бы ему новую творческую энергию для пробудившегося иудейского миропонимания. Обязательно появились бы новые образы для стихов, новые темы, новые друзья.

А с чем Анатолий Иванович остался здесь, в России? Со своим космополитизмом, с музой, как холодной снежной бабой посредине студёной Сибири.

Лирическая поэзия - не политика, её не обманешь. Это в политике-сегодня ты бесстрашный революционер- Яков Свердлов, а завтра- такой же неутомимый анти- революционер Шендерович или Быков. Вчера -неутомимый строитель социализма Каганович, а сегодня –капиталист Абрамович. Настоящая лирика, как предупреждал еще Б.Пастернак в своих стихах: « не читки требует с актера, а полной гибели всерьёз». По крайней мере, полного растворения в любимом образе. Если ты творческий человек, надо как-то определиться в своём отношению к обществу, к его идеалам. Ведь любому старшекласснику известно: где разное религиозное сознание и национальное мировоззрение, там и разные нравственные нормы, вплоть до полной несовместимости.

В старину на Руси слово «Гой» означало приветствие. Русофобы – изменили его смысл на прямо противоположный. Как сгладить противоречия? Только –твёрдым намерением жить вместе и жить дружно. Выработать общие нравственные оценки: что хорошо и что плохо. Уважать духовные святыни каждого народа. В Россию могут жить и сохранить её только люди, для которых она- любимая Родина!

Вот, Мэир Шалев, ровесник Кобенкова, стал известным писателем в США, а всей душой - всегда был в Израиле. Родина продолжала духовно питать его, как неиссякаемый чистый источник. После шестидесяти он вернулся к себе домой.. на окраину Тель-Авива. И, судя по его интервью, чувствует себя счастливым.

Свою душу – не обманешь. Если в ней проснулось иудейское начало, –поддерживать творческую активную жизнь в ней может особая духовная пища, предназначенная только для этой внезапно преобразившейся души.…. Жил в Москве такой художник Виталий Стенин- валял дурака, вёл богемный образ жизни. А переехал в Израиль - сразу женился и с головой ушёл в изучение иудейской философии.

Здесь, в России, – он ни во что ни ставил «славянских женщин», кривлялся перед российскими аборигенами…которые, как известно, народ смирный… Это англичанину Куку надо было перед дикарями Новой Гвинеи изображать ихнего Бога, чтобы не быть съеденным. Однажды Кук не угадал, как себя вести, где-то сфальшивил и попал на обед островитянам в качестве жаркого…

Виталий Сенин и тысячи таких же его единомышленников с неустроенной душой не боялись смирного ,зомбированного интернационализмом «совка!. Поэтому не могли отказать себе в удовольствии поиздеваться над теми, кто их раздражал своей непохожестью.

Вернёмся к судьбе Кобенкова. В своих статьях, опубликованных в иркутских газетах, я убеждал поэта, что родину и мать не выбирают. Надо любить Россию – всякой! И оставаться любящим сыном при любых обстоятельствах. Что презрением русских «перевоспитать» нельзя, а заменить всех на благородных и умных кобенковых - не получится! Но кому я это всё вещал? Того однополчанина, которого я знал, уже не было. Был какой-то новый, неизвестный субъект, который сам вел себя, как чужой!

По всем приметам, Кобенков мог бы стать моим другом, но стал – идейным противником. Чудно, однако!

Литераторы – «почвенники» выжили в условиях дикого «рынка». Их защитил Байкал, приангарская тайга, вампиловские по духу предместья старого Иркутска, живые потомки героев пьес Вампилова, духовные богатства героев прозы Распутина. Как бывают святые места, намоленые монахами, так бывают края, преображённые творческой энергией писателей. Таким – преображённым – было и есть всё Приангарье со своим Переделкино у порта Байкал. Таким же было и Забайкалье с Гусиноозёрском, преображённым силой таланта писателя Анатолия Байбородина.

Эти края - живой литературный музей. Выйдешь на любой станции и перед тобой обязательно какой-то «памятник», например, посёлок, где работал будущий писатель Леонид Бородин….А вот, Братское море, на дне которого замерла в подводном молчании распутинская Матёра.

Поэт Кобенков явно не ощущал «намоленности» здешнего пространства, не принимал его, как духовное целое и прекрасное, вызывающее эстетический восторг. Какой может быть восторг, когда вокруг так много чужих тебе людей? Начался «уход» в себя, в философию.

В 2005-м году поэт из Иркутска уехал. Либеральные СМИ, громко завопили, что с отъездом Кобенкова - литература в Иркутске кончилась. Это в городе, где было сильнейшее в России литературное сообщество во главе с Валентином Распутиным. (?!)

А вот Кобенкову в Москве, видимо, было не сладко среди либералов от литературы - циников и приспособленцев. Через год он умер прямо в московском метро.

В СМИ появилось сообщение, что в этом году на Иркутской земле состоится фестиваль поэзии, который будет назван именем поэта Анатолия Кобенкова. Фестиваль либеральной ,поэзии, разумеется. Кобенков организовывал подобный фестиваль не один год. Вложил в это дело много сил.

С чем возвратится дух Кобенкова в Приангарье уже в качестве одноимённого фестиваля? Будет ли фестиваль залогом мира в нашей литературе или началом новой конфронтации?

*****************

1.0x