Сообщество «Форум» 15:41 24 апреля 2019

ЕЩЕ РАЗ О ДЖИНСАХ, КОКА-КОЛЕ И ПЕПСИ. ВСПОМИНАЯ ЛИХИЕ ДЕВЯНОСТЫЕ

Проблемы и вопросы распада СССР по-прежнему продолжают волновать многих людей.

Президент США Билл Клинтон и первая леди Хиллари Клинтон во время визита на московский завод Coca-Cola, май 1995 года.

Перемен! - требуют наши сердца.
Перемен! - требуют наши глаза.
В нашем смехе и в наших слезах,
И в пульсации вен:
"Перемен!
Мы ждем перемен!"

В.Цой. Из песни «Хочу перемен!»

Песня «Перемен» известного исполнителя рок-группы «Кино» Виктора Цоя была не менее популярна, чем бардовские хиты В.Высоцкого во второй половине 80-х и в перестроечные 90-е, и лилась из открытых окон почти каждого дома, звучала почти в каждом подъезде и на каждой улице. Её-то и взяли на вооружение враги советского строя, используя для разрушения и развала СССР.

Несмотря на то, что с момента перестроечных 90-х прошло почти три десятка лет, однако проблемы и вопросы распада СССР по-прежнему занимают умы аналитиков и продолжают волновать многих людей.

Не так давно в комментарии к статье о проблемах социализма в СССР Борис Николаев утверждал, что «изделия и одежда иностранного производства вызывали у населения преклонение перед Западом. Это определенным образом влияло и оказывало свое воздействие на развал СССР. Джинсы и кока-кола сыграли свою роль…»

А постоянный автор «Завтра», известная бизнесвумен Татьяна Воеводина в своей статье «Пора валить?» констатировала: «В 90-е годы перед изумлёнными совками открылась возможность вот так взять и уехать куда угодно за лучшей жизнью – это казалось неоспоримо прекрасным. Прошло двадцать лет – и стало ясно, что очень даже оспоримо. Более-менее энергичные и, так сказать, годные утекают туда, где и так относительно хорошо. А там, где относительно плохо, остаются «плохиши». В результате там, где было плохо, - становится ещё хуже, а где было хорошо – становится гораздо хуже, поскольку там – не протолкнёшься от искателей лёгкой жизни. «Лёгкой», конечно, весьма условно, но важно понять, что соблазн не улучшать жизнь на месте, а просто переместиться туда, где жить легче, в перспективе приносит неприятности всем».

Автору пытается возразить в своем комментарии Григорий Северов:

«Татьяна Воеводина не берёт в расчёт то, что прямо на тротуаре кандидаты наук продавали посуду, а доктора шерстяные шапочки. Вышвырнутые за борт, в одночасье потерявшие работу, ставшие не нужными своей родной стране, "совки" и неудачники варили сталь, добывали нефть и газ, строили новые корабли (морские и космические), выпускали станки с ЧПУ, самые лучшие в мире, самолёты которые до сих пор на вооружении в ВВС. Успешная Татьяна в это время, вместе с остальными близкими ей по духу будущими господами, слушала лекции по философии или ещё какой-нибудь, самой необходимой и востребованной в стране "совков" науки, причём совершенно бесплатно. Профильные НИИ, институты – всё под нож, всё подмяли под себя успешные... Но думаю, что порядок вещей может резко поменяться».

К сожалению, как ни горько сознавать, в противостоянии двух мировых держав США и СССР, победили американцы. Думаю, что ненадолго, всего лишь на определенное время. И сегодня песня В.Цоя «Перемен» вновь становится актуальной. Ведь распад Союза, приход капитализма и смена формаций привели не к улучшению жизни народа и обретению тех ценностей, к которым он стремился и которых мечтал достичь, а к упадку и духовной деградации личности и обнищанию. Шоковая терапия 90-х обернулась полной разрухой народного хозяйства и всех систем социальной защиты населения, многомесячными задержками зарплат, пустыми холодильниками, образованием финансовых пирамид и так далее.

Вот как респонденты, пережившие то лихое время, вспоминают и отвечают на вопросы журналистов, хотели бы они вернуться назад в девяностые.

«Не хочу возвращаться в 90-е. Я хорошо помню, как родителям месяцами не давали зарплату, кормились одной картошкой и лапшой, нет уж спасибо», - говорит молодая женщина чуть более тридцати лет.

А пятидесятилетний мужчина, свидетель тех дней, отец двоих детей, с горечью вспоминает: «Денег не было вообще. На заводе, где я работал, зарплату задерживали 8 месяцев. Хорошо, что еще под зарплату давали продукты, но они были некачественные и втридорога – прогорклые, залежалые макароны, протухшая рыба и колбаса».

Работники культуры в то время были, наверное, самыми ненужными людьми и очень часто оставались без работы или меняли профессию, чтобы хоть как-то жить. Многие устраивались нянями, так называемыми гувернерами и сиделками у новых русских.

Помнится, в начале 90-х, в годы своего беженства на родной Смоленщине, мне повезло устроиться в одну из школ смоленского атомного городка Десногорск учителем русского языка и литературы. Зарплаты учителям очень часто задерживались или не выплачивались совсем. В отличие от АЭС как градообразующего предприятия с повышенной опасностью, где работникам вместо зарплаты выдавали талоны на продукты, учителям подобных льгот не было. Выживали, как могли. Один из учителей, математик и физик по образованию, чтобы прокормить семью, вынужден был торговать на рынке кухонной посудой, сковородами и кастрюлями. Другой физик с большими трудностями, через год-два сумел устроиться оператором на атомную станцию, хотя и там зарплату не выдавали и работники по-прежнему отоваривались талонами. Учителя-психологи, иностранных языков и других специальностей женского пола устремились в Москву и устраивались к олигархам, разбогатевшим предпринимателям и шоуменам домработницами и нянями.

Да, время было непростое. За неимением денег мне приходилось покупать на рынке для еды самую дешевую и самую мелкую картошку, предназначенную для посадки.

Один из очевидцев, переживший 90-е, рассказывает:

«У меня все время возникает вопрос – почему люди не понимают, откуда появилась коррупция в милиции. Я в середине 90-х только пришел в органы и, будучи зеленым лейтенантом, окунулся в такое дерьмо криминального миропорядка тех дней, что все мои идеалы были разбиты вдребезги! Рабочий день – 12-16 часов, постоянный круг общения – мразь и отребье, гнев начальства из-за отставания от показателей, невыплаты зарплаты от 4 до 9 месяцев и т.п. А когда у меня появилась семья и родилась дочь, то я понял, что или я беру на лапу, или мне пора валить из органов. Я ушел, но другие-то остались! Я их знал, причем очень хорошо знал – вместе начинали служить порядку. Сначала ребятам было тяжело, стыд заливали водкой, а потом ничего, втянулись. Стало не западло даже не намекать, а требовать дать... А потом они уже стали примером для новых лейтенантов.
Я порой задумываюсь, как бы пошла моя жизнь, останься я на службе?..»

По воспоминаниям многих очевидцев, «жизнь в 90-е научила людей многому. Сами себе шили, вязали, перешивали по принципу: "Все из ничего". Дома делали и выпекали хлеб из той муки, которую давали вместо зарплаты. Научились немало блюд готовить из перловки, выдаваемую как приложение к муке. Стирали мылом вместе с содой. Стрижки и маникюр делали друг другу, кто как умел. Считалось большим счастьем, если можно было подработать. Не хотелось бы опять к прошлому возвращаться. Мы достойны нормальной жизни».

Есть мнение, что 90-е в принципе никуда и не уходили. Люди всё чаще задаются вопросом: «Почему у нас в стране нет связи между трудом и его оплатой? Почему работающий человек экономит на всем, а депутаты с чиновниками, которые и загнали страну в эту нестабильность, жируют?»

Думается, что как бы заманчиво ни выглядели импортные товары, джинсы, та самая злополучная пепси и кока-кола, жвачки, из-за чего, якобы, распался, развалился СССР, многие, даже молодые люди, если бы знали, к чему приведет перестройка, отказались бы от всего этого ради сохранения Советской державы, стабильности жизни и уверенности в завтрашнем дне.

Мой небольшой опрос около двух десятков модно одетых современных молодых людей показал, что большинство из них могло бы отказаться от Пепси-Колы, джинсов, иностранных марок авто, если бы это помогло сделать мир более справедливым, побороть коррупцию и неравенство.

Первый положительный ответ дал юноша, одетый в модные, с потертостями джинсы, что он смог бы ради такого отказаться от любимых джинсов и иномарки, сменив ее на отечественный автомобиль АвтоВАЗа. Как известно, многие марки Волжского автозавода не уступают западным аналогам. Вторыми были две симпатичные девушки, также одетые в джинсы и модные косухи, которые уверенно заявили, что могут отказаться от этих атрибутов, заменив их, например, на модные брючки, юбку или красивое платье. А все эти Пепси-Колы и другие импортные напитки содержат вредные для здоровья подсластители и красители.

В итоге лишь два молодых человека в джинсах, один из них с модным ирокезом на голове, другой - с цветными наколками на руках, сказали, что не желают быть равноправными с какими-нибудь бездельниками и поэтому не хотели бы отказаться от роскошного авто, джинсов и других личных удобств.

Таким образом, сделанный мною маленький опрос доказывает, что еще не все потеряно и главное все же не в Пепси-Коле и джинсах, а в чем-то более насущном и важном.

8 марта 2024
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
1.0x