Сообщество «Форум» 13:34 17 мая 2018

Эпоха Сталина. 1. Структура Советской власти

«. . . В эту великую историческую минуту поклянемся никогда не забывать той гро­мадной роли, которую сыграл рабочий в нашем общем деле политического освобождения».

(Из речи адвоката Мандельштама на съезде адвокатов. 1905 г.)

Советы представляют собой новый тип государствен­ного аппарата, который не только в корне отличен, но прямо противоположен госу­дарственному аппарату современной «демократии» и не только по классо­вой своей природе, но по принципам организа­ции и методам своей работы.

Структура выборов и принцип работы низового аппарата Советов, от местных Советов до областных и республиканских уже описан в различных вариантах, поэтому в этой статье не затрагивается. Самое главное в работе Советов и вообще - Советской власти взаимодействие верхних эшелонов власти, которое почему-то обходят стороной, и все из-за того, что архивы во всех Республиках бывшего СССР тщательно охраняется и вряд ли они будут открыты для исследователя.

Способ участия советских республик, отдельных областей в федеральном правительстве, областей, отличающихся особым бы­том и национальным составом, равно как разграничение сферы деятельности федеральных и областных учреждений Российской Республики, определяется немедленно, по образовании областных советских республик Всероссийским Центральным Исполнитель­ным Комитетом и Центральными Исполнительными Комитетами этих республик. Все местные дела решаются исключительно местными сове­тами. За высшими советами признается право «регулирования» от­ношений между низшими советами и «решение» возникающих меж­ду ними разногласий. Центральная Советская власть обязана сле­дить за соблюдением основ федерации и представляет Россий­скую Федерацию Советов в ее целом. На Центральную власть возлагается также проведение мероприятий, осуществимых лишь в обще-государственном масштабе, причем, однако, не должны быть нарушаемы права отдельных, вступивших в федерацию, об­ластей.

(Из резолюции Учредительного съезда СССР)

2 (15) ноября 1917 г. Лениным была подписана составленная товарищем Сталиным Декларация прав народов России, провозглашавшая равенство и суверенность народов России и подтверждавшая право их на самоопределение вплоть до отделения. Эти акты советского правительства усилили желание всех трудящихся ранее угнетенных национальностей к автономии, были «организованы» независимые республики: Украина, Белоруссия, Закавказские республики, Среднеазиатские, в которых главенствую роль в управлении принадлежали Советам рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Поводом объединения независимых республик в единый Союз послужила Генуэзская конференция, состоявшая 22 февраля 1922 г., куда была приглашена только РСФСР, в лице ЦИКа большевиков. Республики, как: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Бухара. Грузия, Дальневосточная республика, Украина н Хорезм поручили, особым протоколом, правительству РСФСР представительство их интересов на Генуэзской конфе­ренции.

По инициативе Закавказской СФСР (Армения, Азербайджан и Грузия), Украинской Республики и Белоруссии все временные соглашения о военной, экономической помощи между Республиками были оформлены двусторонними договорами, но, с течением времени требовавшими более тесного и более постоянного объединения совет­ских республик.

Прошедшие республиканские Съезды Советов: Закавказской федерации (13/XII 1922 г.), Украинской республики (13/XII 1922 г.), Белорусской республики (16/XII 1922 г.) и РСФСР (26/XII 1922 г.) приняли, каждое в отдельности, постановление о создании единого государства СССР и о вхождении в него. 30 декабря того же года состоялся объединенный съезд, который положил нача­ло существованию многонационального союз­ного советского социалистического государства, приняв декларацию и договор об образовании СССР. На съезде присутствовало 2.215 деле­гатов, в том числе 548 с совещательным голо­сом. Съезд избрал ЦИК СССР (центральный исполнительный комитет) в составе 371 члена и 138 кандидатов.

31 января 1924 года второй съезд СССР принял и утвердил Первую Союзную Конституцию, послужившую основой для Конституций всех Союзных и Автономных Республик. Так что, каждая из союзных и автономных республик имели свою Конституцию. Так по Конституции Белорусской Республики государственными языками в Республике были четыре языка: белорусский, русский, польский и еврейский. В остальных Республиках Конституции разработаны в соответствии с местными и национальными условиями. По Конституции СССР высшим органом власти является Съезд Советов Союза, в Республиках - Съезд Советов, как союзной Республики, так и автономной республики, в областях, районах съезды депутатов.

Разница между Советами и Съездами заключается в том, что депутаты Советов избираются на опреде­ленный срок (1 год), в течение которого они собирают­ся на заседания, сессии; делегаты же съезда избираются только на каждый съезд, т. е. на одну сессию и, расходясь, теряют свое звание, оставляя после Съезда, лишь избранный ими Исполком. Ни те, ни другие депутаты и делегаты не в праве передавать кому-либо свои полномочия и каждый из них подотчетен своим избирателям.

Кроме очередных съездов, допускаются и внеочередные, созываемые по предложению выше стоящих съездов или их исполкомов, или соответственным исполнительным органом Советской власти, как по собственному почину, так и по требованию Советов. В истории умалчиваются Республиканские съезды и съезды автономных Республик. Так 8-й Чрезвычайный съезд СССР принял 5 декабря 1936 г. новую Конституцию СССР. С января по апрель 1937 г. состоялись съезды Советов: 17-й - Всероссийский, 11-й - Украинской ССР, 12-й - Белорусской ССР, 9-й – Азербайджанской ССР, 8-й – Грузинской ССР, 9-й Армянской ССР, 5-й Туркменской ССР, 6-й Узбекской ССР, 6-й Таджикской ССР, 10-й Казахской ССР, 5-й Киргизской ССР.

Республиканские съезды выбирали свои Исполнительные органы управления, формировали самостоятельно органы правопорядка и прокуратуры, контролировали выборы судейского корпуса. 99% налоговых сборов оставались в распоряжении местных Совнаркомов, руководители которых выбирались из национальных кадров. Рассмотрим в отдельности съезд СССР. Союзный съезд избирает ЦИК Союза, состоящий из двух равноправных Советов: Союзного Совета и Совета Националь­ностей, о которых речь будет дальше.

Верховными этапами власти Союза признаются: Съезды Советов Союза, а в период между Съездами - Централь­ный Исполнительный Комитет Союза (ЦИК) и его Президиум, состоящий из Союзного Совета и Совета Национальностей и, как высший орган управления - Совнарком. Так вопрос и решается конституцией. ЦИК Союза является новым учреждением и состоит из Союз­ного Совета и Совета Национальностей. Это введение националь­ного момента вы­звало много толков и недоумений, ибо в нем видели подражание буржуазной двухпалатной системе. Но это сходство чисто внеш­нее, и нечто подобное, но иного классового содержания, мы ви­дим лишь в буржуазных федеративных республиках. Но и внешнее сходство далеко не полное:

а) Союзный Совет состоит из представителей союзных республик пропорционально населению каждой из них. Их всех избирает Съезд Союза.

б) Совет Национальностей образуется из предста­вителей союзных и автономных советских социалистических республик, по 5 представителей от каждой, и из представителей (по 1 представителю) автономных областей РСФСР и прочих союз­ных республик. Он в целом утверждается тем же Съез­дом Советов Союза.

Значит, оба Совета, какого бы различного происхожде­ния они ни были, свои полномочия получают от единого источника - Съезда Союза, пред которым они оба и ответственны. В своей работе они равноправны. Они, под общим названием ЦИКа Союза, издают кодексы, декреты, постановле­ния и распоряжения, объединяют работу по законодательству и управлению Союза и определяют круг деятельности Президи­ума ЦИКа и Совнаркома Союза. Все декреты, постановления и распоряжения ЦИКа Союза обязательны к исполнению по всей территории Союза. Так как ЦИК Союза собирается лишь на сес­сии, то в период между сессиями высшим законо­дательным, исполнительным и распорядитель­ным органом власти Союза является Президиум ЦИКа. Но все декреты и постановления, определяющие общие нор­мы политической и экономической жизни Сою­за, а также вносящие коренные изменения в суще­ствующую практику государственных органов Союза ССР, обязательно должны восходить на рассмотрение и утверждение самого ЦИКа Союза.

Итак, ЦИК Союза, это — Совет Союзный и Совет Националь­ностей, вместе взятые; заседают они хотя и одновременно, но отдельно, и также отдельно обсуждают и решают все вопросы. Но по особому постановлению, как это ввела практика, они могут выслушивать доклады совместно и даже прения вести совместно. Но голосуют они всегда отдельно.

Каждый из них имеет свой президиум в числе 9 человек. Они созываются одновременно на сессии, не менее трех раз в год, и одновременно разъ­езжаются по домам. Они рассматривают все декреты, кодексы и постановления, поступающие к ним от Президиума ЦИКа и Совнаркома Союза, наркоматов Союза, ЦИКов союзных рес­публик, а также возникающие по собственной их инициативе. Законопроекты получают силу закона лишь при условии принятия их как Союзным Сове­том, так и Советом Национальностей и публи­куются от имени ЦИКа Союза ССР. В случае разногла­сия между обоими Советами вопрос передается в создавае­мую ими согласительную комиссию, а при недости­жении соглашения в согласительной комиссии вопрос передается на рассмотрение совместного заседания Союзно­го Совета и Совета Национальностей. Но если и тут, при отдель­ном голосовании, не будет большинства в том или другом Совете, вопрос, по требованию одного из них, может быть передан на раз­решение очередного или чрезвычайного Съезда Советов Союза.

В период между сессиями ЦИКа Союза высшим орга­ном власти является Президиум ЦИКа, образуемый ЦИКом в составе 27 членов, в том числе 18 человек от двух пре­зидиумов — Союзного Совета и Совета Национальностей. Вы­боры остальных 9 членов Президиума происходят на совместном заседании Союзного Совета и Совета Национальностей, при­чем каждый Совет голосует в отдельности. Тем же путем выбираются ЦИКом Союза из состава его Президиума председатели ЦИКа Союза, по количеству союзных республик, которые свои обязанности исполняют по очереди. До 1936 года их 6 по числу Республик.

Исполнительным и распорядительным органом ЦИКа Союза является СНК Союза (Совнарком). СНК Союза состоит из председателя Совнаркома Союза, его за­местителей (число их зависит от ЦИК) и десяти наркомов, а именно: пяти общесоюзных — по иностранным делам, по военным и морским делам, по внешней и внутренней торговле, путей сообщения и почт и телеграфов, причем Наркомторг отно­сительно регулирования внутренней торговли пользуется лишь правами объединенного Комиссариата, — и пяти объединен­ных— Рабоче-Крестьянской инспекции (Рабкрин), Высшего Совета Народного Хозяйства (ВСНХ), труда, финансов и упра­вляющий центральным статистическим управлением. Кроме этих членов, имеющих решающий голос, в СНК Союза участвует с совещательным голосом председатель ОГПУ (Объединен­ного Государственного Политического Управления).

Совнарком Союза на первый взгляд как будто толь­ко исполнительная власть, но, поясняет конститу­ция, в пределах, предоставленных ему ЦИКом Союза, он из­дает и декреты, обязательные к исполнению на всей тер­ритории Союза. Проекты декретов и постановлений на рассмотре­ние СНК Союза поступают как от отдельных наркомов Союза, так и от ЦИКов союзных республик и их президиумов.

Одного перечня наркоматов достаточно, чтобы убедиться, на­сколько преобладающею должна быть роль этого цент­рального правительства. Пять комиссариатов общесоюзных, пять общереспубликанских и шесть союзных и автономных республик. Власть Народных Комиссаров очень велика, однако же их нельзя и сравнивать с министрами. Во-первых, Народные Комис­сары—избранники самого народа, рабо­чих и крестьян, которые выбирают ЦИКи союзные, республиканские, во-вторых - Народные Комиссары действуют на местах не через каких-нибудь чиновников, а через местные Советы депутатов или Исполнительные Ко­митеты, которые сами избираются рабочим населением из своей среды; наконец, в-третьих - Народные Комиссары дают посто­янно отчеты в своей работе и деятельности не только перед ЦИКами и Съездами, но также прямо перед рабочим населением столицы, где они выступают с публичными отчетами на открытых для всех митингах- собраниях, где всякий может задавать им вопросы и высказывать свое недовольство.

Каждый гражданин может обжаловать в суд любого из Комиссаров, членов Исполни­тельного Комитета, членов Советов, и депутатов любого уровня. Должность не освобождает от от­ветственности, а, наоборот, чем выше долж­ность, тем больше и ответственность. Было уже несколько случаев, что судили без вся­ких стеснений и Народных Комиссаров, когда они нарушали долг своей службы и звания.

Коллегиальность принятия решений наглядно демонстрирует Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ), который регулирует и организует все производ­ство и распределение и управляет всеми предприятиями Республики. Пленум ВСНХ формируется в следующем составе:

а) от Республиканского Центрального Исполнительного Комитета Советов - 10;
б) от Республиканского Профессионального Производственного Объединения – 30, (в том числе от Всесоюзного Совета Профессиональных Союзов 1):
в) от областных Советов Народного Хозяйства (2 X 10) - 20;
г) от Республиканского Совета Союзов Рабочей Кооперации - 2;
д) от Народного Комиссариата Продовольствия – I;
е) от Народного Комиссариата Путей Сообщения - 1:
к) от Народного Комиссариата Труда - 1;
в) от Народного Комиссариата Земледелия - 1;
и) от Народного Комиссариата по Финансовым Делам - 1;
к) от Народного Комиссариата Торговли и Промышленности - I;
л) от Народного Комиссариата по Внутренним Делам - 1;
Итого . . . 69.человек.

Примечание. Народные Комиссариаты, не поименованные выше, имеют право посылать на заседание Пленума Высшего Совета Народного Хозяйства своих представителей с правом совещательного голоса. Все члены Пленума Высшего Совета Народного Хозяйства получают свои полномочия на полугодичный срок и привлекаются к регулярной работе по поста­новлению Президиума. Пленум собирается не реже 1 раза в месяц.

Руководство работой Высшего Совета Народного Хозяйства возлагается на Президиум в количестве 9 лиц, из коих 8 избираются Пленумом Высшего Совета Народного Хозяйства н утверждаются Советом Народных Комиссаров, а Председатель избирается Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов н пользуется правами Народного Комиссара, Основные законы автономных советских социалистиче­ских республик принимаются их съездами Советов и предста­вляются на утверждение ВЦИК, а окончательно утвер­ждаются Всероссийским Съездом Советов.

Конституция 1925 г. определяет и законодательную власть каждой автономной республики. По общему правилу, на террито­рии ее обязательны: общесоюзные законы, а равно и кодексы РСФСР с изменениями, вносимыми с разрешения ВЦИК (ст. 3 вводного закона к Земельному Кодексу, ст. 9 вводи, за­кона к Граждайскому Кодексу, ст. 4 вводи, закона к Угоновн. Кодексу и т. д.). Наконец, в области ведения самостоятельных наркоматов допускаются местные обязательные поста­новления, не противоречащие общереспубликанским законам. Для автономных областей конституция заменяется «Положе­нием об автономной области», принимаемым ее съездом Советов и утверждаемым окончательно ВЦИК.

Прокуратура является организацией в пределах союзной республики, общесоюзного прокурора до 1934 года не было, а есть лишь прокурор при Верховном Суде Союза для надзора за законностью конституционной. Прокурором Республики по закону состоял Наркомюст, его заместитель и помощники. На местах - местные губернские (областные) прокуроры и их помощники, назначаемые Прокурором Республики, т. е. из центра.

Автономные республики имеют своих прокуроров республики, не подчиненных Проку­рору Республики. Так что все судебные дела, описываемые в современной историографии, были внутренним делом автономных Республик, где роль следователей, прокуроров и судей исполняли лица выбранные и подчиненные местной власти (городским или районным) Исполкомом, им же формировался также штат милиции.

В работу советов массы втяги­ваются в различных формах: путем избрания своих депутатов в советы; отозвания депутатов, не оправдавших доверия своих избирателей, и замены их новыми, выборами депутатами членов исполнительной власти. Избиратель участвует в обсуждения отчетов об работе депутатов и работе совета в целом, совместно с депутатами выслушивают отчеты членов Совнаркома и другие категории выборных должностей.

Обсуждает через посред­ство заседаний пленумов советов, через орга­низацию секций при советах и депутатских групп на предприятиях, созданием актива из трудящихся, не состоящих членами совета, но работающих в секциях и депутатских группах. Но в работу советов, в работу всего государ­ственного аппарата в целом вовлекаются и все другие массовые организации трудящихся: профсоюзы, комсомол, кооперация, доброволь­ные общества и т. и. Все они под руководством партии осуществляют работу по управлению государством, по перестройке общества, по строительству социализма.

«Буржуазный государственный аппарат стоит над массами, в виду чего он отделен от населе­ния непроходимым барьером и, по самому сво­ему духу, чужд народным массам. Между тем как советский государственный аппарат сли­вается с массами,... ибо он не может быть чужд этим массам, если он действительно хо­чет охватить миллионные массы трудящих­ся. В этом одно из принципиальных отличий советского государственного аппарата от ап­парата буржуазного государства» (Сталин, Вопросы и ответы, см. Вопросы ленинизма, 9 изд., стр. 148).

Чрезвычайно важным принципиальным от­личием советской государственной системы от буржуазной является полное уничтожение разделения властей законодатель­ной и исполнительной. Это разделение было «символом веры» европейской теории го­сударства в период роста капитализма. Оно представляет собой теоретическую основу пар­ламентского строя, который долгое время пропа­гандировался буржуазными теоретиками как одно из важнейших условий «свободы».

Эта теория возникла в начале XVIII века, когда средняя буржуазия потребовала от короля участия в управлении государством. Это был период реформации в церкви, опасаясь революции, король отдал управление среднему классу буржуазии: - «Я пишу законы, вы их исполняете». Немного упрощено, но точно. Теорию разделения властей развил Монтескье (на законодательную, исполнительную и судебную), на которую главным образом опи­раются все демократы.

Известно, что Монтескье был против­ником революции бедноты, он сторонник короля. Он и теорию разделения властей выдвинул в целях спасения хотя бы частицы королевской власти. Он не строит теории мирного развития; он, напротив, исходит от «всеобщей, как внутренней, так и внешней, войны людей», ибо, по его теории, «соединение людей в общество и порождает войну». Напугав своего читателя этой общей войной, Монтескье и объясняет, что важен не вопрос о том, в чьих руках власть, всех ли, некоторых или одного, но в том, как она организована и обставлена. А демократы, впоследствии, из нее создали средство примирения всех классов.

А народ как был в феодальной зависимости, крепостничестве, так и остался у корыта, ведь законы пишутся для власти. Первая французская революция 1795 г. наглядно продемонстрировала всю эволюция разделения власти.

Советская власть писала законы для Гражданина своего государства, невзирая ни на должности и звания и сама же контролировала исполнение этих законов. Наша действительность: освободив нас от коммунистического «ига», сразу ограничили манифестации и выражение чувств. C’est la vie. Такова… демократия!

Второй вопрос, который всегда на слуху: одно партийность или многопартийность? Вернемся опять к XVIII веку, когда землевладельцы и промышленники боролись за первенство в парламенте, мелкобуржуазная возня, а народ опять остался за пределами внимания. С тех пор "идея" многопартийности остается как способ отвлечения масс от основной задачи депутата: "Защита избирателя".

Упрекают в одно партийности Советскую Власть и мне захотелось закончить первую часть статьи, словами Владимира Ильича Ленина:

«Когда нас упрекают в диктатуре одной партии ... мы говорим: «Да, диктатура одной партии! Мы на ней стоим и с этой почвы сойти не можем . . . Эта партия слилась с рабочим классом, и она одна только могла его вести на глубокое и коренное изменение старого общества» (Ленин, XVI, стр. 296).

Но, — прибавляет Ленин в другом месте: «В народной массе мы все же капля в море, и мы можем управлять только тогда, когда правильно выражаем то, что народ сознает. Без этого Коммунистическая Партия не будет вести про­летариата, а пролетариат не будет вести за собою масс, и вся машина развалится» (Ленин, XVIII, 2, стр. 56).

«Политика большевиков в вопросах местного самоуправления и на­циональных меньшинств - это шедевр изобретательности и изящества. Никто из талантливых государственных деятелей современности в дру­гих странах не может соперничать с ними в методах удовлетворения при­тязаний национальных меньшинств» (Э. Д. Диллон, Россия сегодня и завтра, 1928, стр. 228, на англ, языке).

1.0x