Авторский блог Татьяна Воеводина 12:38 27 июня 2019

Электронное портфолио и крыловский мишка

«цифра» может  помочь в образовании

Продолжаю о выступлении Ольги Четвериковой об «электронной школе».

Замена учителя на дивайс – это однозначно «нет». А вот электронное портфолио – дело, на мой взгляд, недурное.

Сегодняшние бумажные портфолио, которые ведут школьники и часто студенты – это симулякр, говоря по современному, и показуха, выражаясь по-советски. «Творческие достижения» школьника в нынешнем их виде – это чаще всего достижения взрослых: родителей, учителей. Теперь никто не заботится, чтобы дети делали ЭТО сами; есть даже теория, что совместное с родителями «творчество» укрепляет семейные узы и продвигает семейные ценности.

Вот как это функционирует в реальности. Дочке моей сотрудницы – первокласснице, было задано нарисовать плакат, пропагандирующий здоровый образ жизни. Мама, педагог по образованию, придумала сюжет, а папа, профессиональный художник, исполнил. Плакат занял первое место на каком-то конкурсе и, надо понимать, улучшил показатели школы, формирующие какой-то там рейтинг. Это, конечно, дурь.

А вот учёт всех оценок по всем предметам за все годы – дело вполне полезное. Потому что сегодня многие школьники при поощрении родителей учатся только по «нужным» предметам, а на ненужные – «забивают». Возможно, было бы полезно иметь какой-то интегральный показатель школьной успеваемости, составленный из текущих оценок по всем предметам. Тут открылось бы много нового и интересного.

Нужно ли учитывать достижения во внешкольном образовании и деятельности? Да, это полезно. Собственно, неэлектронным способом это делали и раньше. Моя знакомая поступала в областной пед на факультет, готовящей учительниц начальных классов. Экзамены сдала неважно, но сам декан обратил внимание на то, что девочка несколько лет ежегодно работала вожатой, в том числе в пионерских лагерях – и её приняли: такие люди нужны. Что ж дурного, если всё это будет в электронной форме?

В вузе была бы полезна система отслеживания текущего обучения студента, например, посещения лекций, семинаров, оценки за текущие контрольные. Хорошие показатели по этим «нудным» параметрам свидетельствуют о серьёзности намерений и планомерности занятий студента. Работодателю это может быть очень интересно, ему же хочется получить серьёзного работника, склонного к систематическому труду. Потому что подлинные знания достигаются не предъэкзаменационными бдениями, а регулярными занятиями. Регулярные занятия нельзя имитировать, а вот экзамен можно. Вспоминая свой опыт обучения в двух, можно сказать, элитных вузах, могу сказать, что на экзаменах получала нередко оценки выше, чем были реальные знания: грамотная речь, убедительные интонации, интересные примеры… - пятёрка, конечно, пятёрка! Такие студенты были всегда; в знаменитой повести И.Грековой «Кафедра», написанной опытным вузовским преподавателем, таким был персонаж Олег Раков.

Совершенно очевидно, что подобные инновации студенты будут категорически отвергать под вывеской свободы и прав человека. Но работодателю посмотреть доступное портфолио претендента было бы полезно.

Борцы с «электронным концлагерем» боятся, что с помощью «цифры» учеников разделят на «спасённых»и «обречённых на вечные муки», т.е. направят по разным образовательным траекториям. И ничего с этим в дальнейшем сделать будет нельзя. Это настолько страшно, что вспоминаются осуждённые в 30-е годы педология и даже троцкизм.

Мне кажется, если бы кто-то сумел увидеть, к чему способен ребёнок и направил его по соответствующему пути – этот человек сделал бы большое благодеяние всему человечеству. Ещё Аристотель говорил, что счастье человека заключается в полноте использования его способностей. К этому, похоже, и стремилась педология. Но, к сожалению, пока тут больших достижений нет. Способности к музыке, рисованию проявляются рано, а к чему-то другому – гораздо позже, но это не значит, что попытки их определить и направить ребёнка по верному пути – опасны и бессмысленны. Очень полезны и осмысленны! Но нужны серьёзные исследования. И помочь в них могут данные, полученные от огромного числа школьников. «Цифра» в перспективе может позволить отследить судьбы школьников и ответить на такой, например, увлекательный вопрос: влияют ли школьные успехи на общую социальную успешность человека? Если да, то как?

О.Четверикову беспокоят попытки передать образование в руки «бизнеса». Ну, сколь я могу судить, бизнес не очень-то к этому готов и стремится. При этом идея не так однозначно плоха. Иметь гарантированное рабочее место – это золотая грёза всех нынешних студентов, которые нынче учатся «в никуда». В лучшие времена Советского Союза заводы имели свои ПТУ и техникумы, областные политехи готовили инженеров для областных предприятий; были прямо-таки ведомственные вузы, например, МИИТ принадлежал железной дороге.

Разумеется, базовая школа, а также образование по теоретическим наукам – может контролироваться только государством.

«Цифра» может помочь в образовании, только не надо, по нашему милому обычаю, второпях «гнуть дуги» наподобие крыловского медведя.

1.0x