Авторский блог Владимир Шумсков 08:35 3 марта 2017

Экономика СССР с 1921 года по 1941 год. Статья четвертая. Окончание.

Я думаю, читатель, не погрешу против истины, если скажу, что эти три способа производства фактически явились тремя этапами развития производительных сил и производственных отношений нового, зарождающегося, социалистического общественно-экономического уклада.

Беспартийные, но сознательные сельчане не вдавались в «тонкости» построения социализма и коммунизма, как большевики, но они понимали одно. Советская власть стоит на их стороне. Всех фабрикантов и заводчиков, помещиков и кулаков, власть не только на словах, но и на деле «ликвидирует, как класс». Поэтому они поверили, что при упрочении Советской власти не надо будет «горбатиться и гнуть спину» на «проклятых мироедов и паразитов», а честно трудиться на пользу общества.

Вот такие люди и приняли активное участие в строительстве не капиталистического, а социалистического способа производства, противопоставив буржуазной кооперации – социалистическую.

Социалистическая кооперация пошла по двум линиям развития. С одной стороны, путем создания торгово-закупочной потребкооперации (потребительских кооперативов), а с другой, путем производственного кооперирования отдельных хозяйств (колхозов).

Постановление ЦИК и СНК СССР от 22 августа 1924 г. «О сельскохозяйственной кооперации» определило сельскохозяйственное кооперативное объединение как «объединение, ставящее своей целью совместное ведение сельскохозяйственного производства, снабжение своих членов, сбыт и переработку их продуктов, совместную мелиорацию и машинизацию».

Социалистическая потребительская кооперация развивалась на основе общедолевой собственности пайщиков (дольщиков). Целью этого вида деятельности стало не создание прибыли, а удовлетворение потребностей членов кооператива.

Социалистическая кооперация отличалась от буржуазной (коммерческой) кооперации тем, что использовала принципы натурального хозяйства и хозяйственного расчёта. При этом не использовала наёмный труд и производила или покупала продукты для непосредственного удовлетворения потребностей членов кооперации или для нужд Советской власти, т.е. для удовлетворения потребностей всех граждан общества. По формуле: «Т – Д – Т».

Основным законодательным актом того периода по колхозному строительству явилось постановление ЦИК и СНК СССР от 16 марта 1927 г. «О коллективных хозяйствах».

Формы колхозов были различными, но в основном это были «производственные кооперативы» (артели), коммуны и «товарищества по обработке земли» (ТОЗы).

Колхозная (общественная, коллективная долевая) собственность складывалась в результате добровольного обобществления крестьянами своих средств производства, ранее принадлежавших им на праве частной (личной) собственности. Субъектом этой собственности являлось общее собрание колхозников. Оно выбирало Правление колхоза во главе с Председателем, которое и управляло этой коллективной собственностью. Так как колхоз становился, если можно так выразиться, «деревнеобразующим предприятием», то, как правило, жители деревни на общем собрании (сходе) избирали членов Правления колхоза в орган Советской власти, т.е. в Сельский совет. Председатель колхоза становился одновременно и председателем Сельского совета. Здесь царил социалистический (коллективный) способ управления на принципах «демократического централизма» и «прямой демократии». Сельский совет с одной стороны подчинялся «решениям общего собрания колхозников», с другой стороны – «решениям вышестоящих Советов». Обмен и распределение продуктов производства осуществлялось по принципу: «От каждого по способности, каждому по труду». Мерой оценки и формой учета количества и качества труда выступал трудодень или пай. Оплата производилась продуктами производства, или товарами повседневного спроса, или деньгами.

Таким образом, во времена НЭПа в сельском хозяйстве зародился не коммерческий, а социалистический сектор экономики, который включал в себя три социалистических способа производства:

1. Частнохозяйственный кустарный способ производства, который впоследствии был переименован в «индивидуально-трудовую деятельность».

2. Коллективно-хозяйственный способ производства.

3. Советская (социалистическая) потребкооперация.

Производительные силы: владельцы личных подсобных хозяйств, индивидуалы, кустари-одиночки.

Производственные отношения и формы организации: колхозы, артели, ТОЗы, сельские потребительские кооперативы на основе общественной социалистической (колхозной и кооперативной) собственности.

Я думаю, читатель, не погрешу против истины, если скажу, что эти три способа производства фактически явились тремя этапами развития производительных сил и производственных отношений нового, зарождающегося, социалистического общественно-экономического уклада.

При этом, надо заметить, что Советская власть в то время, поставив своей целью обеспечить господство государственно-монополистического способа производства, тем не менее находила возможность оказывать всевозможную помощь колхозам и сельским потребительским кооперативам, т.е. социалистическому укладу.

Третье направление – государственно-монополистическое и сознательное.

Это направление для Советской власти считалось в то время главным и решающим, ибо противостоять коммерческой стихии в экономике могли только государственные предприятия, а не колхозы и потребительские кооперативы, не имеющие соответствующей материальной базы.

Советское государство, при поддержке сознательных рабочих и крестьян, осознанно развивала и насаждала третий и четвертый этапы в развитии капитализма – монополистический и государственно-монополистический способы производства.

На селе на основе государственной (общей) собственности Советское государство создавало советские хозяйства (совхозы) и машинно-тракторные станции (МТС), предоставляющие сельскохозяйственную технику совхозам и колхозам.

Было принято постановление ЦИК и СНК СССР «О советских хозяйствах», где, в частности, указывалось: «Социалистическое строительство в сельском хозяйстве выдвигает, наряду с проведением мероприятий по перестройке крестьянского хозяйства, в качестве одной из важнейших задач, необходимость дальнейшего укрепления и развития советских хозяйств как последовательно социалистических предприятий в сельском хозяйстве. В соответствии с этим дальнейшее строительство советских хозяйств должно идти по линии действительного превращения их в крупные индустриализованные сельскохозяйственные предприятия, ведущие хозяйство на основе хозяйственного расчета и рентабельности».

При этом Советская власть предупреждала, что нельзя государственную организационно-административную систему управления фабриками, заводами и совхозами переносить на колхозы. Ибо в отличие от совхоза, фабрики и завода, являющихся государственными предприятиями, созданными на средства государства, колхоз является добровольным общественным объединением крестьян, созданным на средства самих крестьян.

Государственная (общая) собственность возникла в результате национализации и конфискации заводов, фабрик и земель, принадлежавших ранее капиталистам и помещикам. Управляла этой общей собственностью «администрация или дирекция», т.е. чиновно-бюрократический аппарат, который назначался партийными органами и утверждался Советской властью. Управление осуществлялось с помощью «бюрократического централизма», т.е. единоначалия. Способ распределения осуществлялся по принципу: «От каждого по способности, каждому по занимаемой должности».

В колхозах, повторим, была коллективная долевая собственность, и здесь царил социалистический (коллективный) способ управления на принципах «демократического централизма» и «прямой демократии». Сельский совет с одной стороны подчинялся «решениям общего собрания колхозников», с другой стороны – «решениям вышестоящих Советов». Способ распределения: «От каждого по способности, каждому по труду».

В городе Советское государство восстанавливало или строило на основе государственной (общей) собственности новые советские предприятия (фабрики, заводы).

При объединении нескольких мелких фабрик или заводов в единое целое Советское государство создавало государственные тресты и государственные объединения (синдикаты), которые тоже действовали на началах не коммерческого, а хозяйственного расчета.

Коммерческий расчет осуществлялся коммерческим предприятием с целью получения прибыли. И такие предприятия развивались в коммерческом секторе экономики.

В государственном секторе осуществлялся хозяйственный расчет с целью удовлетворения потребностей, как трудового коллектива, так и общества в целом.

На практике хозрасчет выступал как метод ведения хозяйства и управления, сущность которого состоит в том, что каждое предприятие (завод или фабрика) в денежной форме соизмеряет затраты на производство и результаты своей хозяйственной деятельности, покрывает свои расходы денежными доходами от реализации продукции и обеспечивает рентабельность производства.

Самоуправление, самофинансирование и самоокупаемость – три особенности хозрасчета.

В. Ленин по поводу хозрасчета писал: «Перевод госпредприятий на хозяйственный расчет неизбежно и неразрывно связан с новой экономической политикой, и в ближайшем будущем неминуемо этот тип станет преобладающим, если не исключительным» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 44, с. 342—43).

Созданные до революции синдикаты (сахарный, угольный, нефтяной) и национализированные в ходе революции, уже представляли собой государственно-монополистические объединения (отрасли), а потому всецело тоже перешли на «административно-бюрократическую систему управления» и хозрасчет.

Некоторые государственные синдикаты и отрасли продолжали работать на коммерческом расчете. Здесь формировался новый для России способ производства, которые в Европе называли «государственно-частным партнерством».

Таким образом, во времена НЭПа в экономике СССР зародился государственный сектор экономики (государственно-монополистический капитализм) который включал в себя три государственных способа производства:

1. Государственная кооперация.

2. Государственно-частное партнерство.

3. Государственно-монополистический капитализм.

Производительные силы производства:

- наёмные рабочие (труженики совхозов, фабрик, заводов, трестов);

- наемные инженерно-технические работники и служащие (представители производственной администрации совхозов, фабрик, заводов, трестов);

- советские служащие (представители чиновно-бюрократического аппарата местного самоуправления);

- бюрократы (командно-административный аппарат партийной, хозяйственной и военной государственной власти).

Производственные отношения и формы организации в производстве:

- советские (территориальные) органы местного самоуправления на основе общей (государственной) собственности;

- союзные (межтерриториальные) органы коллегиального самоуправления и государственные (производственные) ведомственные, отраслевые и межведомственные и межотраслевые органы управления на основе общей (государственной) собственности.

Вот так в России во времена НЭПа родился уникальный Советский строй, который включал в себя три общественно-экономических уклада, три сектора экономики с различными производительными силами и различными производственными отношениями и формами организации труда и производства.

Первый сектор был чисто капиталистический, второй – чисто социалистический, а третий – смешанный, т.е. государственно-монополистический.

Последний соединял в себе как капиталистические элементы (наемный труд и коммерческий расчет), так и социалистические (свободный, творческий труд и хозяйственный расчет).

Теперь, читатель, давай посмотрим, как, опираясь на марксизм, на материалистическое понимание истории и на диалектическую логику большевики и эсеры в то время создавали новое Советское государство, которое должно было управлять и руководить такой смешанной, многоукладной экономикой.

Другими словами, давай, читатель, разберемся, чем «госкап при господстве Советской власти (народовластия)» отличается от «госкапа при господстве буржуазии (олигархического госкапа)»?

На какие политические, экономические и организационные (чиновно-административные) принципы должно была опираться новое Советское государство?

Многие революционеры того времени, опираясь на диалектический закон отрицания отрицания, теоретически понимали – социализм, как первый этап коммунистического строя, есть позиция первого отрицания. И в первую очередь – отрицания не частной собственности вообще, а именно частнокапиталистической собственности и класса капиталистов (кулаков, торговцев-спекулянтов и акционеров). Следовательно, и социалистические принципы планирования и управления должны быть, согласно диалектике, прямо противоположны капиталистическим принципам.

Например, если при капитализме господствует «наемный труд», то при социализме его не должно быть ни в какой форме. Здесь должен господствовать «свободный и творческий труд, как главная потребность человека».

Если при капитализме господствует «стихия рынка», т.е. неплановое производство, то при социализме производство должно быть плановым не только в каждой монополии, как при капитализме, но и в масштабе всей страны.

Если при капитализме чиновно-бюрократический аппарат существует в форме «парламентаризма», при котором торжествует принцип «разделения властей» (разделяй и властвуй), то при социализме административно-бюрократический аппарат должен существовать в форме «советской власти», в которой законодательная, исполнительная и судебная ветви власти должны быть соединены.

Помните, читатель, у К. Маркса? «Коммуна должна быть законодательной и работающей одновременно».

Если «буржуазный парламентаризм» строится на принципах «представительной демократии», то народовластие должно осуществляться на принципах «прямой демократии».

Однако, к тому времени не только большевики, но и левые эсеры уже поняли, что между феодализмом и социализмом (первой ступенькой коммунизма) существует ещё «переходная ступень» - государственно-монополистический капитализм. Поэтому вставал вопрос: «Какие главные объективные функции должна выполнять Советская власть в этот переходный период?».

С точки зрения диалектики, каждому этапу развития производительных сил соответствуют определенные, присущие этому этапу, производственные отношения, а, значит, и форма публичной власти. (Советская власть – форма публичной власти).

При этом производительные силы имеют внутри себя противоречие между средствами производства и живым человеческим трудом. Это противоречие возникает в процессе неуклонного развития науки и техники. Технический прогресс вынуждает людей постепенно овладевать новыми средствами производства.

Поэтому внутри всей системы производительных сил, с одной стороны, происходит разделение, раздроблением человеческого труда (специализация), а с другой –обобществление, объединение (кооперация) средств производства.

Таким образом, разделение труда и кооперация – это и есть главное внутреннее противоречие, которое становится источником саморазвития производительных сил.

Это тот самый движитель, посредством которого и совершается объективный и неизбежный ход производительных сил. Или «беспристрастный и неумолимый ход Истории!». Или, говоря поэтическим языком, «неумолимый рок событий»!

Причем в рамках кооперации, т.е. обобществления средств производства, производительные силы порождают вертикальные (отраслевые) производственные отношения. Вертикальные органы власти.

А в рамках разделения труда производительные силы порождают горизонтальные (территориальные) производственные отношения. Горизонтальны органы власти.

Поэтому внутри всей системы производственных отношений возникает внутреннее противоречие между вертикальными (отраслевыми) органами управления общественным производством и горизонтальными (территориальными) органами управления.

Это противоречие есть движитель производственных отношений, а, значит, и публичной власти, т.е. объективного строительства государственной системы управления.

И ещё! В переходный период от феодализма к социализму при обобществлении средств производства государство, т.е. чиновно-бюрократическая государственная система, в конце концов, превращается в организацию, выполняющую функции управления экономикой страны. Государство, как «идеальный совокупный капиталист», становится не только главным субъектом собственности, но и субъектом хозяйствования в масштабе всего общества как его представитель, поскольку непосредственное управление экономикой со стороны общества (трудовых коллективов) в переходный период от капитализма к коммунизму ещё невозможно из-за низкого уровня производительных сил.

При господстве капиталистов (олигархов) «буржуазный парламентаризм», как форма государства имеет две функции.

Политическую – обеспечить господство олигархов.

И экономическую – обеспечить господство акционерно-монополистического способа производства.

Советская власть, как форма народовластия (самоуправления) получает в придачу ещё одну функцию – организационную.

В эту функцию входит: планирование общественного производства; управление общественным производством; контроль и учет за обменом и распределением продуктов общественного производства.

Если управлению, контролю и учету Советская власть могла поучиться у капиталистов, то планированию производства и управлению им в масштабах всей страны, она должна была учиться (и учится до сих пор) у самой себя. Путем проб и ошибок. Посредством административно-директивных государственных программ (типа НЭПа, ГОЭЛРО).

По этому поводу большевики и левые эсеры в то время и ломали копья.

Главной политической функцией Советской власти большевики считали «установление диктатуры рабочих и крестьян».

Левые эсеры по-прежнему справедливо настаивали на «главенствующей роли крестьян».

Главной экономической функцией Советской власти большевики считали «обеспечение господства государственно-монополистического способа производства», а значит и «господство государственного сектора экономики».

Левые эсеры по-прежнему настаивали на том, чтобы после победы над «коммерческим сектором экономики», Советская власть обязана обеспечить ГОСПОДСТВО «социалистическому сектору экономики», а не «государственному».

Главной организационной функцией большевики считали «наладить вертикальную (отраслевую) административно-бюрократическую систему управления и планирования».

Левые эсеры настаивали на том, чтобы «наладить горизонтальную (территориальную) административно-бюрократическую систему управления и планирования».

Ситуацию в сфере государственного строительства усугубляло то положение, что система Советской власти, как система самоуправления (народовластия) зарождалась и укреплялась после двух революций СНИЗУ, а не СВЕРХУ.

Основную массу населения России в то время составляли крестьяне. Это дало левым эсерам право считать, что главной движущей силой при построении социализма должны стать крестьяне. Кстати, сказать, на практике так и получалось. Поэтому левые эсеры и помогали создавать не только территориальные органы Советской власти (сельсоветы и комбеды, городские, районные, областные советы и исполкомы), но и территориальные Советы по управлению народным хозяйством (совнархозы).

И ещё. СССР был создан в 1922 году. А до этого большевики и левые эсеры помогали рабочим, крестьянским и солдатским депутатам снизу формировать органы РСФСР.

Большевики главным образом помогали организоваться в Советы фабрично-заводским комитетам. Национализировав тресты и синдикаты после Октябрьской революции, большевики во главе отраслей и ведомств ставили Народных Комиссаров.

Затем в ноябре 1917 года на 2-ом съезде Советов был принят Декрет «Об учреждении Совета Народных комиссаров». Так было создано первое Российское Правительство (СНК или Совнарком) во главе с В.Лениным. Один из главных элементов вертикальной Советской власти, как результат рождения власти советов снизу.

Право контролировать деятельность Народных Комиссаров и смещать их имели Всероссийский Съезд Советов и его исполнительный орган – ВЦИК.

Я. М. Свердлов, выступая на заседании ВЦИК, сказал: «Разделение власти законодательной и исполнительной не соответствует деятельности Советской республики. Совет Народных Комиссаров — это непосредственный орган власти как таковой: и законодательный, и исполнительный, и административный».

Против такой марксистской точки зрения не возражал и В. Ленин. Ещё в работе «Удержат ли большевики государственную власть?» он писал: «Советы суть новый государственный аппарат…даёт возможность соединять выгоды парламентаризма с выгодами непосредственной и прямой демократии, т.е. соединять в лице выборных представителей народа и законодательную функцию, и исполнение законов. По сравнению с буржуазным парламентаризмом это такой шаг вперед в развитии демократии, который имеет всемирно-историческое значение».

А левые эсеры в декабре 1917 года добились, чтобы при Совнаркоме образовали Высший Совет народного хозяйства (ВСНХ или Совнархоз), для руководства местными совнархозами, Создали главный элемент горизонтальной Советской власти, как результат рождения власти совнархозов снизу.

Таким образом, сначала в РСФСР, а потом и в СССР сложилось «вертикально-горизонтальное двоевластие» в лице ВСНХ и СНК.

Оно порождало организационное и политическое противоречие.

Первоначально эти высшие органы власти формировались из представителей профессиональных революционеров (так называемой «ленинской гвардии»).

После смерти В. Ленина И. Сталину пришла идея, снять (разрешить) данное противоречие путем создания над этими двумя органами Высшей власти единого руководящего органа в лице Политбюро ЦК РКП(б) во главе с Генеральным секретарем, каковым являлся он сам. Только для этого надо было провести «чистку партийных рядов».

Идеология у всех коммунистов тогда была одна – марксизм, а вот мышление… Все, кто мыслил диалектически, сразу попадал в лагерь «эсеров и врагов народа».

Метафизически мыслящие коммунисты, которые не понимали, что движущей силой любой системы является внутреннее противоречие, легко поддержали И. Сталина.

Только коммунисты-диалектики понимали, что любая система, лишившись внутреннего противоречия, перестает «саморазвиваться» и попадает рано или поздно в «стадию застоя и саморазрушения».

Осенью 1923 года секретариат ЦК РКП(б) направил всем наркомам и руководителям государственных учреждений перечень должностей, назначения на которые осуществлялось исключительно за постановлением ЦК. Этому нововведению никто возражать никто не стал. С этого момента началось «очищение партии от оппозиционеров и врагов народа», т.е. начались репрессии против всех коммунистов-диалектиков, какие бы должности они не занимали, и какие бы награды от Советской власти не имели. Борьба велась не с идеологией, а с инакомыслием.

Метафизики, как известно, одержали в этом противостоянии победу, и, опираясь на своё понимание организационной функции Советского государства, начали коллективизацию и индустриализацию в стране.

В результате чего ВСНХ СССР был преобразован в 1932 году в Народный комиссариат тяжелой промышленности. Местные совнархозы были преобразованы в отделы исполкомов. Сам Совет народных комиссаров был в конце концов переименован в Совет министров СССР. Таким образом, все ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная) были сосредоточены не в законодательных органах власти, как о том писали К. Маркс, Ф. Энгельс и В. Ленин, а в исполнительных органах. От парткомов, исполкомов до Совета министров и Политбюро ВКП(б). Вот с этого момента, можно с уверенностью сказать, что постепенно в Советской республике стал формироваться и совершенствоваться «государственный капитализм в условиях господства партийной бюрократии», а не «господства Советской власти».

Таким образом, в СССР коммунисты-метафизики во главе со Сталиным построили новую форму государственного капитализма, не описанного даже в марксизме-ленинизме – «госкап в условиях господства советской партийной бюрократии».

Советская бюрократия, построив госкап в экономике и выстроив «командно-административную систему» в политике, «забыла», что должна была после этого передать в управление «Землю – крестьянам!», а «Фабрики и заводы – рабочим!». Ну, правильно! Это же главный эсеровский лозунг! А советская бюрократия всю жизнь с ними боролась! У неё с рождения были и остаются до сих пор только две идеологические функции – уничтожить частную собственность (неважно какую) и диалектически мыслящих людей.

Каковы основные принципы существования госкапа при господстве бюрократии? Бюрократы-метафизики, объединившись в единую социальную прослойку, заняв все руководящие посты в системе управления, никому не давали права объективно изучать этот строй. «Подправив марксизм-ленинизм под себя», они государственную собственность назвали «социалистической», советское полугосударство назвали «социалистическим государством», а полусоциалистический строй, несмотря на то, что в нём процветал наёмный труд, назвали «развитым социализмом».

И только сегодня, когда официально почти снят запрет на диалектическое мышление, на материалистическое понимание истории и на диалектическую логику, можно объективно проследить, как развивалась экономика нашей страны с 1941-го года по 1988-й год.

1.0x