Авторский блог Аслан Рубаев 16:02 19 июня 2017

Экономическая политика Сирии после 1991 года

С распадом Советского Союза сирийское правительство столкнулось сразу с несколькими экономическими проблемами. Во-первых, исчез один из ключевых торговых партнеров Сирии. Между Москвой и Дамаском были наложены тесные контакты в аграрной сфере, поэтому руководство Сирии всерьез беспокоилось по поводу потери важного рынка сбыта.

Второй проблемой являлось то, что современное оборудование и техника, поставщиком которой являлся Советский Союз, перестала поступать по низким ценам. Если раньше Асаду удавалось умело маневрировать между партийными противоречиями в Москве, получая благодаря этому льготные кредиты и поставку товаров по заниженным ценам, то теперь приходилось надеяться только на себя.

Более того, советские специалисты и инженеры играли важную роль в поддержке жизненно важной инфраструктуры Сирии. Их скорый отъезд поставил местное правительство перед фактом того, что местные специалисты недостаточно квалифицированы и их профессиональные навыки крайне низкого качества. Для поддержания работы ключевых объектов промышленности было необходимо приглашать специалистов из-за рубежа. Это было достаточно проблематично, так как в условиях финансового кризиса сирийское правительство не могло предоставить конкурентоспособную зарплату.

Окончательно ситуацию усугубляла общая политическая обстановка в регионе. В лице Советского Союза Сирия имела сильного покровителя, который мог в случае опасности заступиться за страну. Стоит напомнить, что именно в начала 90-х годов случилось ирако-кувейсткая война, результатом которой стала оккупации земель Кувейта.

Асад не поддерживал дружественных отношений с Саддамом Хусейном, поэтому пришлось, невзирая на близкую к катастрофе экономическую ситуацию, искать средства для увеличения оборонного бюджета страны. Еще одной потенциальной проблемой был Израиль, который также не поддерживал теплых дипломатических контактов с Сирией. Наконец, Х.Асада сильно беспокоило вмешательство Соединенных Штатов и их союзников в вышеупомянутый конфликт между Кувейтом и Ираком.

Постоянное нарушение прав человека, коррупция, преследование людей и политические репрессии достигли в Сирии такого уровня, что у США появилась возможность использовать предлог "демократизации" для вооруженного свержения правящего режима.

В условиях новой экономической и политической реальности Х.Асад осознал, что ему придется отказаться от прежней доктрины управления государством, иначе он рискует потерять власть. Ему пришлось перейти к коренным экономическим преобразованиям.

Сирия постепенно начала переход к рыночному способу ведения хозяйства. Речь шла о либерализации экономики, о поощрении системы единоличного хозяйствования и приватизации государственной собственности.

Либерализация экономики, начатая было в 70-е годы, застыла тогда на стадии декларирования. Только в 90-е годы она материализовалась в четких и ясных законах, обеспечивающих повышение частной инициативы.

Разгосударствление собственности в Сирии имело существенную особенность. Согласно законодательству, процесс приватизации должен был распространяться только на крупные государственные предприятия.

В разъяснениях утверждалось, что частный сектор получит мощный толчок к развитию, но только рядом с госсектором, но никак не за его счет. Речь шла о поощрении системы единоличного хозяйствования, опирающегося на поддержку государства.

Примером законодательного обеспечения процессов перехода к рыночной экономике стал закон № 10 1991 года "О гарантиях иностранных инвестиций" и закон "О капиталовложениях", создающий условия повышения активности национального и иностранного капиталов.

В 1994 году был принят закон № 21 "О государственном секторе", который предоставил предприятиям значительную самостоятельность в решении производственных вопросов.

Позитивные результаты такой либерализации экономики появились очень скоро. За начало 1990-х годов сирийская экономика выросла на пять—семь процентов: увеличились объём экспорта (в том числе нефтепродуктов) и торговое сальдо. При этом уровень инфляции был достаточно высоким - 15-18%.

К западным предпринимателям по-прежнему относились с подозрением и их роль в экономики Сирии была незначительной. С Российской Федерацией значимых финансовых проектов также не предусматривалось, так Х.Асад полагал, что Москва предала Сирию, когда решила провести перестроичные реформы.

Главными иностранным инвесторами стали бизнесмены с Ближнего Востока, в основном из стран-монархий Персидского Залива. Несмотря на то, что между алавитами и суннитами существовали определенные религиозные и идеологические противоречия, Саудовская Аравия, Катар и ОАЭ были активными спонсорами режима Х.Асада. Роднило их то, что все без исключения арабские страны придерживались негативной политики по отношению к Израилю и видели в Сирии возможный вариант для вторжения.

Экономические перемены и общее смягчение режима позволило ненадолго перейти к развитию страны. С каждым годом рос ВВП и уровень жизни в Сирии повышался. Тем не менее, в середине 1990-х годов страна вновь впала в рецессию.

Экономический рост сначала приостановился, а потом и вовсе ушел в минусь, достигая 1,5%. При этом все 90-е годы XX века шел бурный демографический рост населения, что явно не способствовало улучшению экономики. По подсчетам демографов, всего за последнее десятилетие XX века количество жителей Сирии увеличилось на 3-3,5 %.

Это вынудило правительство Х.Асада проводить более масштабную социальную политику, на которую все чаще не хватало ни денег, ни необходимых ресурсов. В таком случае Асад решает перейти к беспрецедентным по его убеждениям мерам. Он начинает открыто просить государственные займы у европейских стран и США, что шло в прямой разрез с его антизападной политикой. Более того, начинаются торговые контакты с Израилем, хотя ранее Асад не раз утверждал, что ни за что не будет сотрудничать с израильским правительством.

Иностранные кредиты и займы не смогли коренным образом изменить ситуацию ввиду того, что они были крайне незначительными. Объясняется такое нежелание западных партнеров помогать правительству Асада несколькими причинами.

Из-за недостаточной модернизации, либерализации и открытости экономики переговоры о торговом соглашении с Европейским союзом провалились: руководство государства отказывалось реформировать банковскую систему, разрешить существование частных банков и открыть фондовую биржу.

Пока все страны бывшего социалистического лагеря активно изменяли политическую и экономическую конъюнктуру, Сирия все сильнее консервировала свой государственный режим.

Экономические реформы невозможны без реформ политических, с которыми у Асада были большие проблемы. Он не желал менять состав парламента или видеть хоть какие-то намеки на политическую оппозицию. Европейские страны были готовы выделить транш Сирии при условии, что будут послабления в законах о выборах и самоуправлении, но Асад отказался что-либо изменять. После этого последовал отказ от сотрудничества, что стало поводом для нападок в сирийской государственной прессе на европейских партнеров. Ситуацию усугублял и отказ США снимать экономические санкции, действовавшие с 1979 года.

Вдобавок, в 90-х годах по всему миру прокатилась волна финансовых кризисов. Так, в течение 90-х годов XX в. острым финансовым потрясениям подверглись десятки стран мира. В 1991 г. валютный кризис охватил Индию, в 1992-1993 гг. — еще двенадцать стран, в частности Францию, Германию и Великобританию.

Период 1994 — 1995 гг. характеризовался масштабными финансовыми кризисами, охватившими Аргентину, Польшу, Мексику, Бразилию и страны Юго-Восточной Азии. В 1997-1999 гг. от финансовых кризисов пострадали Индонезия, Япония, Таиланд, Филиппины, Чехия, Россия, Бразилия.

В таких условиях обострилась борьба за новые финансовые вливания и на кредиты со стороны богатых европейских стран. Сирия не имела никаких козырей, которые бы она могла предложить кредиторам. Вдобавок, мало кто хотел сотрудничать с ближневосточным авторитарным лидером.

Главным гарантом поступлений в сирийский государственный бюджет была продажа нефтепродуктов. Благодаря тому, что крупнейшие месторождения Ирака и Кувейта оказались либо разгромлены, либо повреждены, Сирия получила кратковременное преимущество среди своих региональных соседей. Асад полагал, что высокие цены на нефть помогут ему удержать власть в своих руках, но эти надежды обрушил начавшийся нефтяной кризис.

Цена на нефть марки Brent (основная на международном рынке для определения стоимости нефти, в том числе сирийской) долгое время оставалась относительно стабильной на уровне около 18 долларов США за баррель.

Серьезные скачки наблюдались только в 1990 г. и 1998 г. Из-за вторжения Ирака в Кувейт в период с июля по октябрь 1990 г. цена резко выросла с 15 долларов за баррель до 41,15 доллара.

После окончания операции США и союзников "Буря в пустыне", в результате которой иракские войска покинули Кувейт, к февралю 1991 г. цена снова упала до уровня 17-18 долларов за баррель.

Азиатский финансовый кризис 1998 г. привел к падению цены на нефть: в июне до уровня 10,77 доллара за баррель, а затем, после непродолжительного периода стабилизации, в ноябре стоимость Brent опустилась ниже уровня в 10 долларов.

В частности, это стало одним из факторов объявления дефолта в России 17 августа 1998 г. Дефолт могло объявить и сирийское правительство, но этого не последовало исключительно из-за политического решения Х.Асада, боявшегося продемонстрировать слабость своего режима. Дешевле всего за десятилетие нефть марки Brent торговалась 10 декабря 1998 г.: 9,1 доллара.

Главным фактором падения мировых цен на нефть в 1998 г., как неоднократно отмечали эксперты, явилось значительное увеличение производства и поставок нефти странами-членами ОПЕК, на которые приходится основная часть мирового нефтяного экспорта.

Быстрый рост добычи нефти странами ОПЕК, наблюдавшийся в 1997 г., был подкреплен их решением о десятипроцентном увеличении экспортных квот и фактически продолжался весь первый квартал 1998 г. В то же время спрос на нефть и нефтепродукты находился под негативным влиянием кризиса в Юго-Восточной Азии, замедления темпов экономического роста в некоторых промышленно развитых странах, а также аномально теплой зимы в северном полушарии.

Результатом явились перепроизводство нефти, разбалансировка мирового нефтяного рынка и обвал цен.

С целью восстановления предкризисного уровня цен страны ОПЕК предприняли усилия по ограничению объемов добычи, которые были поддержаны рядом других стран-экспортеров нефти.

Однако произведенное сокращение производства, несмотря на сезонное повышение спроса на нефть, обусловленное началом отопительного периода, не позволило восстановить предкризисный уровень цен.

Это было связано, во-первых, с недостаточностью и неполным выполнением странами ОПЕК принятых на себя обязательств по сокращению добычи. По оценкам Международного энергетического агентства, их выполнение составило лишь 75%.

Во-вторых, резко увеличилось производство нефти Ираком, экспортная квота которого на июнь-ноябрь прошлого года в соответствии с решением Совета Безопасности ООН была увеличена с 2 до 5,25 млрд долларов на шесть месяцев, что в значительной степени нейтрализовало усилия других стран ОПЕК по сокращению объемов добычи.

В-третьих, продолжался рост производства нефти за пределами ОПЕК, прежде всего в Северном море, Южной Америке и Африке.

В-четвертых, понижающее влияние на динамику цен оказывали накопленные в промышленно развитых странах избыточные запасы нефти и нефтепродуктов. Так, в США к началу второго полугодия они достигли 1 073 млн баррелей, что на 8,4% выше среднемноголетнего значения данного показателя для этого времени года. Кроме того, Соединенные Штаты придерживались спекулятивной нефтяной политики. В конце 90-х годов XX века американское правительство объявило о разработке сланцевых месторождений с целью увеличения добычи сырой нефти. Это было сделано не только для усиления давления на ключевых экспортеров нефти, но и для подрыва экономики главных геополитических противников.

В-пятых, крайне негативно сказалось замедление роста мирового спроса на нефть, прежде всего, в результате его ослабления в странах Юго-Восточной Азии и Японии. Если в 1997 г. прирост мирового спроса на нефть составил 2,4%, то в 1998 г. он увеличился лишь на 1,1%.

Сирия не являлась членом ОПЕК, поэтому она не могла повлиять на прекращение роста добычи нефтепродуктов. Х.Асад совершал неоднократные поездки в Саудовскую Аравию, ОАЭ, Ирак и Кувейт с целью сокращения добычи нефти, но всякий раз следовал отказ.

Конкуренцию Сирии на рынке нефти составляли также и бывшие страны Советского Союза, обладавшие значительными запасами. Российская Федерация, Казахстан и Азербайджан стали важными игроками на нефтяном рынке, экономическую угрозу которых правительство Х.Асада рассчитало не верно.

По всем этим причинам роль государства во внешней торговле увеличилась. Благодаря изменению цен на рынке, в июле она достигла 18 долларов за баррель, то есть впервые превысила уровень конца 1997 г. Это помогло предотвратить окончательно крушение режима Х.Асада.

При этом тяжелая ситуация оставалась и в других отраслях экономики. В 1999 году из-за тяжёлой засухи урожай сельскохозяйственных культур сократился на 25—30 процентов по сравнению с урожаем 1997—1998 годов. В качестве мер помощи, имевших ограниченный характер и не оказавших заметного влияния на экономику Сирии, фермерам были выданы компенсации и займы, организована бесплатная раздача фуража.

Это еще раз ударило по сирийскому бюджету и страна была вынуждена не только принимать инвестиции от арабских монархий, но и стать их крупнейшим должником. С идеологической точки зрения произошла переориентация с просоциалистического курса на панарабистский.

Х.Асад согласился принять негласную должность символа арабского оружия и обязался помогать другим странам Персидского Залива в случае возможных военных конфликтах. В тоже самое время происходит потепление отношений с режимом Саддама Хусейна, так как последний также находился в не самых лучших отношениях со странами Европы.

Таким образом, во второй главе было выяснено, что с распадом Советского Союза сирийское правительство столкнулось сразу с несколькими экономическими проблемами. Исчез один из ключевых торговых партнеров Сирии.

Второй проблемой являлось то, что современное оборудование и техника, поставщиком которой являлся Советский Союз, перестало поступать по низким ценам

Все это подтолкнуло режим Асада к экономическим преобразованиям, которые на первых порах давали достаточно позитивные результаты. Из-за недостатка политической решимости и страхом потерять власть итоговые реформы были половинчатыми и неспособными коренным образом поменять вектор развития страны. Низкие цены на нефть и засуха привели к тому, что к концу правления Х.Асада Сирия превратилась в бедную страну с чрезмерными региональными амбициями.

1.0x