Сообщество «Форум» 07:14 22 декабря 2018

Эхо 1905 года

Не знание истории – это бич нашего времени.

Газета The Guardian цитирует слова Путина с пресс-конференции о том, что Тереза Мэй должна «выполнить волю народа» после исторического голосования. А про Россию прозвучали такие слова Путина: «Реставрация социализма невозможна».

Здесь уместно напомнить про революцию 1905 года, которая поднималась от аграрного движения крестьян. Это было мощнейшим движением крестьян, на что монарх России, вынужден был умилостивить крестьян «Манифестом 17 октября».

Сущность Манифеста изложена в следующих пунктах:

«На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной На­шей воли:

1. Даровать населению незыблемые ос­новы гражданской, свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов;

2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную Думу, при­влечь теперь же к участию в Думе... те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив за сим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодатель­ному порядку,

и 3. Установить, как незыблемое пра­вило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государ­ственной Думы и чтобы выборными от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от Нас властей».

Через неделю, 24 октября, состоялось в селе Бекове, Сердобский уезда, Саратовской губернии состоялось большое собрание (более 400 человек), которым была вынесена следующая резолюция:

«Страна русская, приведенная в полное расстройство произволом чиновников, задавленная бесправием, массой обременительных налогов, не может далее оставаться при старом полицейско-государственном режиме, который последним манифестом не устраняется. Обсудивши тяжелое положение России и в частности крестьянства, мы, граждане с. с. Нарышкина, Бекова и других, считаем, что главной причины неустройства, которые нужно немедленно устранить, следующие:

1) неправильное владение землей;

2) народ не образован;

3) налоги, распределяются несоразмерно доходности, бедный платит непропорционально много, богатый непропорционально мало;

4) у подданных нет прав, одни обязанности;

5) пред законом и судом не все равны;

6) в управлении страной царит произвол чиновников;

7) суд не скорый, неправый и немилостивый;

8) народ не знает, на что и как тратятся собираемые в казну деньги;

9) расходы на войско, флот, чиновников и полицию непомерно велики, на удовлетворение же народных нужд остаются крошки;

10) никаких способов заявить свое неудовольствие чиновничеством у населения нет, т.к. всякое такое неудовольствие считается государственным преступлением, а его проявления подавляются военной силой.

Для устранения указанного мы единогласно решили необходимым установить следующее:

1) Так как земля не есть творение рук человеческих и не должна поэтому быть чьей либо частной собственностью, так же как воздух, вода и тепло, то пользоваться ею должен тот, кто в ней нуждается, и в таком количестве, сколь­ко необходимо для пропитания себя и своей семьи, при условии личного труда. Для это­го вся земля, какая есть, должна стать об­щей собственностью, собственностью госу­дарства без какого бы то ни было выкупа в пользу теперешних владельцев.

2) На­чальное образование детей обоего пола дол­жно быть всеообщее, обязательное, бесплатное (за государственный счет). Для взрослых везде по желанию должны быть устроены вечерние курсы, также на счет государства. Все учащиеся имеют свобод­ный доступ во все средние и высшие учеб­ные заведения, где, кроме образования, дол­жно быть за счет государства также и содержание учащихся, если семья не в состоянии сама содержать их. Также по же­ланию населения везде должны открываться и всякого рода профессиональные школы.

3) Уничтожить немедленно выкупные плате­жи; уничтожить косвенные налоги и пошлины на те предметы производства, кото­рые потребляются в крестьянстве (ситец, сахар, керосин, железо, табак, водка и проч.), вообще на предметы первой необхо­димости; на предметы роскоши косвенные налоги сохранить. Отменить действующую теперь систему прямых налогов. Устано­вить взамен всего этого подоходный про­грессивный налог, причем известное ко­личество дохода (установленное Думой) дол­жно быть совсем освобождено от всяких налогов.

4) Уничтожение казенного чиновничества и полиции и замена всех должностных лиц лицами по выбору на­селения, причем высшие государственные должности - министры, губернаторы - заме­щаются Государственной Думой, остальные местными самоуправляющимися единицами.

5) Уничтожение всех сословий и сословных преимуществ. Отсюда уничтожение всякой опеки над крестьянами и в част­ности уничтожение института земских начальников.

6) Уничтожение паспортов.

7) Установление духовенству определенного жалованья, сверх которого оно не имеет права ничего требовать.

8) Установление бесплатной врачебной помощи.

9) Бесплатный суд.

10) Отмена смертной казни.

11) Сокращение срока военной службы до 2 лет с обязательством более целесообразного, чем в данное время, обучения рекрутов. Рекруты должны отбывать по­винности в пределах, по крайней мере, своей губернии.

12) Осуществить эти наши требования может только такая Государ­ственная Дума, в которую будут посла­ны настоящие народные представители, по­чему должно быть введено немедленно-же всеобщее избирательное право с равной, прямой и тайной подачей голосов всеми гражданами Poccийcкоro государства без различия веры, национальности и пола.

13) В данный момент мы собрались свободно и говорим свободно, - это наше право. Так как в борьбе за это право пострадало много людей русских, то мы считаем не­обходимым немедленное освобождение всех лиц, пострадавших за свое убеждение и боровшихся за наши права, о чем послать телеграмму председателю комитета министров графу Витте.

14) Немедленное удаление казачьих отрядов, как способствующих в большой мере беспорядку и отнюдь не помогающих сохранению поряд­ка.

15) Считаясь с манифестом, как с таковым, и констатируя, что вмешатель­ство полиции никогда не способствовало порядку, мы сами берем на себя обяза­тельство охранять порядок.

16) Все наши постановления опубликовать в газете».

Этой резолюцией, безграмотная, лапотная Россия выразила многовековую мечту русского народа на социальное обустройство своей жизни, основанную на общинности, которую не смогли искоренить трехсотлетнее правление монархии Романовых. Народ вовсе не так прост, как многие думают. Он в 1905 году, еще не впитал никакой идеологии, никаких социалистических и коммунистических идей. У него за плечами целая тысячелетняя история, и тайну его души надо искать в прошлом. Ее скорее можно найти в древних былинах, чем в «Капитале» Маркса. У народа есть свой этикет, о котором еще в былинах говорилось: «Он и крест кладет да по писанному, он поклон ведет да по ученому».

Народовластие в его прямой, непосредст­венной форме было возможно лишь в ста­рину. Тогда все полноправные граждане государства сходились и обсуждали важнейшие дела: они выбирали должностных лиц, назначали налоги и вырабатывали законы. Так было более тысячи лет тому назад у наших предков славян, о чем имеются указания у иностранных писателей того времени.

Например, писатель VI века ви­зантиец Прокопий, наблюдавший жизнь современных ему славян, говорит, что они «не управляются одним лицом, но издав­на живут при народоправлении», и вместе с тем упоминает о народных собраниях. Другой писатель того же времени, византий­ский император Маврикий отмечает в сла­вянском характере любовь к свободе, и неприязненное чувство к неограниченной влас­ти; по его словам, их трудно склонить к рабству или повиновению. Позднейшие писа­тели тоже свидетельствуют, что славяне не терпят в своей среде господина или повелителя, а совещаются о делах своих и решают их единогласно. Таковы свиде­тельства византийских и других писателей, рисующие нам наших предков славян свободолюбивым и самоуправляющимся на­родом!..

Так было и в древней Руси. По словам летописца, «новгородцы, смоляне, киевляне и полочане и все области, как, на думу, на вече сходятся». Русские источники уже прямо говорят о вече (так называлось народное собрание в древней Руси), как о политическом учреждении и тоже отмечают его древность и распространенность.

Не знание истории – это бич нашего времени.

Крестьянское дви­жение 1905 года принимало характер массо­вого выступления целыми селения­ми и более обширными районами, по сговору, организованно, с соста­влением «приговоров», причем в движение явилось прямой угрозой для самых основ самодержавно-крепостнического государства.

Поэтому царь умилостивил народ Манифестом 17 октября в одной руке и казацкими нагайками в другой. И помогали царскому самодержавию в подавлении революции 1905 года западно-европейские империалисты. Иностранные капиталисты боялись за свои вложенные в России капиталы и огромные доходы. Кроме того, они опасались, что в случае победы русской революции под­нимутся на революцию и рабочие других стран.

Поэтому западно-европейские империалисты помогли царю-палачу. Французские банкиры дали большой заем царю на подавление рево­люции. Германский царь держал наготове мно­готысячную армию для интервенции в помощь русскому царю.

Так что деревня сделала огромный шаг вперед в смысле своего революцион­ного и политического воспитания и раз­вития, она все же смогла занять по­зиции главной движущей силы русской революции, и сыграть главную роль фактиче­ского союзника пролетариата и партии большевиков в строительстве социализма в России.

Мысли изложенные в резолюции крестьян, пропитаны кровью предков, наверно они и являются главной причиной русофобии всего западного мира.

1.0x