Авторский блог Алексис Палеолог 20:30 30 января 2019

ДВОРЯНСКАЯ ВЛАСТЬ И МУЖИЦКАЯ ВОЛЬНОСТЬ

К выходу в свет книги Георгия Павленко «Зима на Сенатской площади»

Не секрет, что большинство материалов на страницах наших блогеров – «текучка», нечто «на злобу дня», а то и просто – от злобы… Но есть и такие авторы, которые работают с прицелом на книжные публикации, а то и на целые книги. Именно так поступает Георгий Павленко. Половина его очерков и статей из авторского «подвала» «Завтра» уже вышли в виде двух книг, и готовится третья. В этой его загрузке и основная причина снижения активности непосредственно на сайте. Причём, сотрудничает Георгий с очень разборчивым и придирчивым издательством, специализирующимся на выпуске не шаблонной, «прорывной» литературы, и при небольших тиражах, каждая книга чуть ли не сразу становится библиографической редкостью.

В очередную годовщину декабрьского вооружённого восстания 1825 года увидела свет книга очерков Георгия Павленко «Зима на Сенатской площади» (Москва, 2019. – 184 с.; УДК 613.2; ББК51.230; П 11). Те, кто предположил, что цель этой работы – ниспровержение «идолов» тайных обществ, несколько погорячились. Автор поставил перед собой совсем другую задачу – показать, что делало само Правительство Империи в целях облегчения положения крестьянства, имея в виду его дальнейшее полное освобождение. Вот лишь некоторые примеры…

«Уже Павел I подготовил и частично провел в жизнь целый ряд реформ, направленных на улучшение положения крестьян. Была облегчена рекрутская повинность - Указом от 10 ноября 1796 г. был отменен набор, объявленный Екатериной (подобная отмена произошла и в 1800 г.). Армия с 500 тыс. сократилась до 350 тыс. человек. И это при Императоре, про которого до сих пор говорят, что он был помешан на армии, парадах и муштре! 12 ноября 1796 г. на Совете Его Императорского Величества был принят Указ о замене хлебного сбора 1794 года, "по причине неудобств в приеме", умеренной денежной податью, "считая по 15 коп. за четверик"… Вслед за этим была понижена цена на соль. Далее последовало прощение недоимок подушной подати на сумму в 7 млн. руб., что составляло 1/10 часть годового бюджета. Вы вдумайтесь в эти цифры!!

Целая серия указов была направлена на устройство хлебных магазинов на случай неурожаев. Была проведена реформа удельных крестьян. Указом от 2 марта 1798 г. было установлено выдавать промежуточные паспорта удельным крестьянам, что не только значительно облегчало уход селян на заработки, но и выход их в купечество, в чём было усмотрено "согласие общественной пользы с приращением дохода". А посему Указом от 22 октября 1798 г. велено было увольнять удельных поселян в купечество "по праву" за выплату выкупной суммы, назначенной мирским приговором и утвержденной департаментом (а не по усмотрению помещика – С.С.). Целый ряд указов и постановлений касался казенных крестьян, в частности указ об освобождении от заводских работ крестьян и замена их профессиональными мастеровыми и т.д. Наконец, главным делом Павла Первого стал Манифест от 5 апреля 1797 года об ограничении барщины 3-мя днями в неделю…

Это при Павле. Простой же перечень всеподданнейших записок, проектов, указов, постановлений по крестьянскому вопросу от момента воцарения Александра I до Манифеста Александра II занял бы не один десяток страниц. От деятельности Негласного комитета до проекта Государственной уставной грамоты Российской Империи 1820 года Новосильцева-Вяземского. От Указа о вольных хлебопашцах («Указ об отпуске помещиками своих крестьян на волю по заключении условий, на обоюдном согласии основанных» от 20 февраля 1803 г., (к моменту восстания Указ действовал уже почти 23(!) года, а освобождено по нему было в Российской империи от крепостной зависимости всего-то около 1,5 % крестьян, и это при том, что Государь сам постоянно контролировал ход своего Указа и всегда имел перед собой соответствующие списки освобожденных… Среди будущих декабристов лишь единицы воспользовались этим Указом для освобождения своих рабов!..) по которому помещики получали право освобождать крепостных крестьян поодиночке и селениями с обязательным наделением их землей. За свою волю крестьяне выплачивали выкуп или исполняли повинности. Если оговорённые обязательства не выполнялись, они возвращались к помещику. Крестьян, получивших таким образом волю, называли свободными или вольными хлебопашцами, а с 1848 года их стали официально именовать государственными крестьянами) до Закона 1841 года, запрещавшего продавать крестьян поодиночке и без земли (всего же в царствование Николая I по крестьянскому вопросу было принято 108 законодательных актов!). От реформ М.М. Сперанского до реформ П.Д. Киселева – всё это долгий и тяжелый путь решения самого больного российского вопроса. И если бы решение его было бы главным для деятелей тайных обществ, то и следовало бы им сосредоточиться на его решении, оказывая правительству посильную помощь, действуя личным примером в деле освобождения собственных крепостных, предлагая порой более решительные шаги, но в рамках существующего порядка. Но главными задачами декабристов были свержение самодержавия и установление республики, причем республики дворянской, ибо другой она быть просто не могла».

«Начну со своего главного тезиса – пишет в связи с этим Г. Павленко, - Основной целью дворянского революционного движения было свержение самодержавия и установление сперва дворянской диктатуры, а впоследствии – либо конституционной монархии, подконтрольной аристократии, либо дворянской республики. В обоих случаях крестьянский вопрос решался в «рабочем порядке» и решение его переносилось на весьма отдаленную перспективу. Отмена крепостного права рассматривалась как необходимый шаг для осуществления «равенства перед законом». В.И. Ленин был абсолютно прав, утверждая, что основной вопрос, решаемый любой революцией, – это вопрос о власти. Не будем же пересматривать этот постулат в отношении декабристов - не мужицкая вольность, а дворянская власть, не стесняемая самодержавием, была главной целью дворянского выступления».

Далее Автор переходит к рассмотрению двух Основных документов тайных обществ – «Русской Правды» Павла Пестеля и «Конституции» Никиты Муравьёва. Он пишет: «Наиболее «левым», крайним документом декабристов является «Русская Правда», разработанная Павлом Пестелем, и ставшая программой Южного тайного общества. Уничтожение крепостного права Пестель рассматривал именно как основной шаг на пути уничтожения сословий. Нет крепостного права – нет ни дворянства, ни крестьянства.

И по объёму (несколько страниц из сотни), и по детализации (Пестель предлагает более подробно разрабатывать проекты на местах) вопрос освобождения крестьян в сумме пестелевских идей занимает не самое важное место. Тем не менее, он пишет, что рабство в России должно быть «совершенно уничтожено». Но! «Но поелику таковое важное Предприятие требует зрелаго обдумания и весьма большую в Государстве произведет перемену, то не может оное иначе к успешному окончанию приведено быть как введением Постепенным. О сем предмете должно Верьховное Правление потребовать Проекты от Грамотных Дворянских Собраний и по оным меропринятия распорядить, руководствуясь следующими тремя Главными Правилами:

1). Освобождение Крестьян от Рабства не должно лишить Дворян дохода ими от Поместий своих получаемых.

2). Освобождение сие не должно произвезти Волнений и Безпорядков в Государстве, для чего и обязывается Верьховное Правление безпощадную строгость употреблять противу всяких Нарушителей общаго спокойствия.

3). Освобождение должно Крестьянам доставить лутчее положение противу теперешняго, а не мнимую свободу им даровать».

Георгий Павленко замечает при этом: «Примерно так же и в то же время, что и Пестель, рассуждал на эту тему и граф Аракчеев, тот самый, который мракобес и цепной пёс самодержавия...»

Но тогда, может быть, правительству и не следовало так строго судить декабристов, раз уж его собственные планы и планы дворян-революционеров по уничтожению крепостного права почти совпадали? Но ведь дело то именно в том, что не крестьянский вопрос, по которым выявляются общие позиции, а вопрос о власти был для декабристов главным. А в этом случае существующая государственная власть обязана была себя защищать! А что касается конкретно пестелевского видения решения вопроса о судьбе Императора, то он предлагал либо убийство и самого Императора, и его Наследника, либо в отношении Наследника – бессрочную ссылку. Тут он радикально расходился с идеями т.н. «Конституции», разработанной капитаном Гвардейского штаба Никитой Михайловичем Муравьёвым (1796-1843). Автор работал над ней в 1821-25 годах и по существу наполнил её наиболее популярными формами преобразований, планировавшимися в начале Александровой эпохи. Сохранились несколько вариантов конституций – это экземпляры С.П. Трубецкого, И.И. Пущина, Следственного Комитета. Большинство содержащихся в них предложений имело гласное хождение при дворе, а многие исследователи и вовсе считают, что основная часть «Конституции» повторяет положения Государственной уставной грамоты Российской Империи 1820 года Новосильцева-Вяземского, разработанной согласно воле Императора, после того как ее автор – Н.Н. Новосильцев, член Негласного комитета, в будущем президент кабинета министров (1832 г.) и председатель Государственного Совета (1834 г.), представил Государю Хартию Царства Польского. В Уставной грамоте крестьянский вопрос не рассматривался, в этом, разумеется, его принципиальное отличие от Конституции Муравьёва, но свои взгляды по этому вопросу Николай Николаевич изложил годом позже в т.н. Записке Воронцова, составленной совместно с М.С. Воронцовым и А.С. Меншиковым. По Муравьёву Император рассматривался как Глава Исполнительной власти Империи и это право передавал по наследству. А вот стать Гражданином в государстве Муравьёва было очень непросто – для этого нужно было быть весьма и весьма состоятельным человеком.

Нет нужды пересказывать здесь содержание очерков книги, тем более, что многое можно посмотреть и в архивах сайта «Завтра». Добавлю лишь, что в продаже время от времени она появляется в магазине редкой книги «Родная деревня» на Рождественке, 12…

1.0x