Авторский блог Марина Алексинская 12:57 16 декабря 2016

Дворец и «вертлявые пострелы»

Верхи не могут, низы не хотят. К скандалу вокруг Эрмитажа

Время от времени вокруг институций культуры вспыхивают скандалы. Сегодня пламя бушует вокруг Ельцин-центра. А ведь не залит бензином еще скандал вокруг Эрмитажа. Тлеет скандал вокруг театра Райкина&МХТ имени Чехова, отлит в граните «хоррор» вокруг Большого театра, в ретроспективе -скандалы вокругТретьяковской галереи, Сахаровского центра, музея Рериха, музея Рублева… А это значит, музеи и театры вышли из «застойных 80-х», являют собой институции нового типа, места коммуникаций и шоппинга с GPS-навигацией. Искусство продолжает свое «стадиальное развитие». И как знать, пройдет еще лет десять-двадцать, и не извлекут ли еще и еще раз ФСБ со Следственным комитетом финансовые схемы институций культуры и их патронов в случае, конечно, если последниеуцелеют в огне. Скандалов.

«Шаг вперед, два шага назад», под такой «шапкой» состоялось памятное для меня выступление Владимира Мединского в передаче «Право голоса» (ТВЦ, 19 ноября 2016). Поначалу министр культуры РФ едва не подвел себя под монастырь, заявив опасно:

Явление - пляски непотребных девиц в храме, рисование фаллоса на мосту и представление такого как выдающегося произведения искусства, достойного государственных премий, не имеет отношения к художественному процессу, а есть злостное хулиганство.

Но одумался… Так совпало, что потрясение в обществе от 17-летних живодерок из Хабаровска совпало с открытием выставки Яна Фабра. И министра культуры попросили прокомментировать уместность эстетического воспитания - вздернутых на крючки чучел собак и кошек в залах Эрмитажа. Разговор тогда влился в свое привычное русло:

Выставку Яна Фабра в Эрмитаже невозможно комментировать, не побывав в Эрмитаже: какая-то идея у выставки есть и нужно почитать просто, что автор имел в виду.

В сущности, Владимир Мединский воспроизвел постулат «актуального искусства». Когда Авдей Тер-Оганьян после рубки православных икон в Манеже свалил на Запад из-за возможности открытия на него уголовного дела, то от знакомого, знатока «актуального искусства», услышала: «во придурки! у Тер-Оганьяна рубка икон что-то значила!». Дела давно минувших дней. Сегодня в лидеры«актуального искусства» пытается вырваться Ян Фабр. Выставка «Ян Фабр: рыцарь отчаянья - воин красоты» - в Эрмитаже.

Манкировать красотой оказалось свыше моих сил. Не побывать в Эрмитаже – тоже.

И вот - Петербург. Дворцовая набережная. Эрмитаж.

N.B.«Рисование фаллоса на мосту», в миру - «Х*й в плену у ФСБ» от арт-группы «Война», как наивысшее достижение в номинации «Произведение визуального искусства» отмечено премией «Инновация», 2011 год. Учредители премии – Государственный центр современного искусства (руководитель Борис Миндлин), Федеральное агентство по культуре и кинематографии (руководитель Михаил Швыдкой).

***

«Современный Государственный Эрмитаж представляет собой сложный музейный комплекс, - цитирую «Википедию» с ударением на ключевое слово «современный». - Основная экспозиционная часть музея занимает пять зданий, расположенных вдоль набережной Невы, главным из которых принято считать (sic!) Зимний дворец. Коллекция музея насчитывает около трех миллионов произведений искусства…»

Можно представить себе масштабы полигона для реализации пакта Швыдкого-Пиотровского с Музеем Гуггенхайма! Парадные галереи Зимнего дворца, исполненные в стилистике позднего барокко и будто бы звенящие хрусталем подвесок люстр и жирандолей, с шедеврами живописи Франции, Испании, Германии после интервенции Джейка и Диноса Чепменов, вторжения «Манифесты» за счет городской казны, недостачи икон, церковной утвари из золота и серебра в запасниках музея, ждут продолжения банкета. Вот зал Рембрандта, к примеру, великого голландца. Картина «Даная». Прямо-таки напрашивается инсталляция: на канапе из спального гарнитура Екатерины Великой возлежит перед «Данаей» труп женщины от художника Гюнтера фон Хагенса(Германия), а рядом собака-Кулик (Россия), задирая заднюю лапу на «Красный вагон» Ильи Кабакова (США)….

А пока так.

В зал Питера Пауля Рубенса, художника тоже небезызвестного, я вошла в сопровождении служительницы Эрмитажа. Взгляд упал на кусок ткани насыщенно синего цветапод полотном «Пир у Симона Фарисея».

- На выставку картина ушла? – полюбопытствовала, решив, что этой тканью задекорировали возникшую брешь.

- Нет, это Фабр.

К Фабру, практически академическому, признаться, готова я не была. При ближайшем рассмотрении ткань оказалась пластиной, только не «Черным квадратом», а прямоугольной формы. Но! не без нано-технологий. При всматривании можно угадать «вшитое» в пластинуизображение, если верить тексту экспликации. Стайка девушек, резвясь на фоне Фабра, делала селфи... Яже продолжила осмотр зала Рубенса.

Весь зал – метаморфозы. Пластины, большего или меньшего формата, размещены вразбивку с уцелевшими полотнами Рубенса. Названия, из тех, что запомнились, тоже нетривиальны: «Появление и исчезновение Антверпена II», «Появление и исчезновение Христа I».

И еще о синем.

Но для начала вообразитесебя в зале Эрмитажа, камерном, но тоже сзолотым фризом и колоннами пышного коринфского ордера. Вообразили? Открываете глаза, и…по периметру зала на стендах размещены шедевры, графика старых мастеров Германии, Голландии, XVI-XVII век. Напротив – графика Яна Фабра, жанр Вic-art. Портреты «синяков», бомжеватого типа граждан, шариковой ручкой Bic синего цвета. Кто-то со звездой Давида, кто-то с подвеской в виде серпа на груди. «Бегство художника» - название серии.

«Тема метаморфозы развивается в рисунках синей ручкой «Bic», - цитирую фрагмент экспликации - которые соотнесены с образами ангелов в произведениях старых мастеров. Для Фабра ангелы – это особые существа, появляющиеся в сумерках, в «синий час» на рубеже ночи и дня, существа к уподоблению которым стремится человек».

Сам художник выбор ручек Bic объясняет проще: «Это дешево и удобно; я мог взять их где угодно и украсть их где угодно». Рисует Фабр, еще с 70-х годов, и кровью. Кроме того, он мастер перформанса XXI века, пишет театральные тексты, ставит балеты, спектакли, один из грандиозных - «Гора Олимп», где на фоне Олимпа раскрываются, если верить редким счастливцам-очевидцам, «древнегреческие мифы» и «цветы в промежности».

И все же, графика (см. иллюстрации) – не конек «воина красоты». Ян Фабр, он тонкий колорист, игра цвета оперений дохлых птиц, конфликт света и тени в шерсти шкур мертвых животных, пожалуй, его «фишка». Чучела собак и кошек на крючках и на крестах, чучела лебедя, павлина, попугая, как бы кричащих в зубах скелетов собак, видимо, доставляет особо рода наслаждение. А чучела кротов и зайцев - словно агнцы в зубах как бы смеющихся черепов - из свода «Правила джунглей». Манифестируют социал-дарвинизм, не чуждый определенной страты людей, что мнит из себя еще «соль земли» или «интеллигенцию». Палитра черепов и скелетов для «колхозников». Зеленые-бронзовые краски с отливом в желтизну мух и жуков, ползающих в жаркий июльский полдень по навозным кучам. И все это – в залах Зимнего дворца, главной резиденции русских Императоров. Если взглянуть в окно Эрмитажа на шпиль Петропавловской крепости, то в туманной дымке сумерек – силуэты прогуливающихся вдоль Невы Державина и Ломоносова, Пушкина и Гоголя, Чайковского и Мусоргского….

N.B. «В Париже есть Лувр. И есть Центр Помпиду, в котором только паутина висит, туда никто не ходит. Пожалуйста, кто хочет, тот своё и смотрит. И это выбор без всякого насилия. Естественный выбор! Но так сегодня не интересно. Интересно находиться среди великих, чтобы под прикрытием имён гениев скрыть свое неумение и нахальство. Чтобы сказать: мы тоже великие, просто вы ещё не доросли до нас, ведь наши работы висят под одной крышей с великими именами в музеях, известных во всём мире». Александр Шилов, Народный художник СССР.

***

«Я анализирую кости, мускулы, кровь, сперму, мочу и слезы», - Ян Фабр, из интервью для culturecongress.eu. Одержимость новизной для «актуального искусства» всё равно что героин для наркомана,и признание за 2010 год художника с аналитическим складом ума, увы, даже не снег вчерашний. Что уж говорить о трупах и черепах, с которыми… когда это еще? Дэмиен Хёрст схватил бога за бороду.

Был 1990 год. Идет война за лидерство на географической карте «актуального искусства» между Великобританией и США. Дэмиен Хёрст, британец, представляет «художественную диораму». Разлагающаяся голова коровы, облепленная мухами под стеклянной витриной. Чарльз Саатчи, его называют «чародеем рекламы», автор слогана «Труд не работает» для избирательной кампании Маргарет Тэтчер, приобретает «диораму», и не хуже царя Мидаса, превращает ее в золото. Искусствоведы подтягивают к художественному процессу новый жанр - «невротический реализм», формулируют его принципы и особенности. В 2007-м Дэмиен Хёрст снова срывает сенсацию! Цена черепаиз платины, бриллиантов и человеческих зубов взлетает под $ 100 миллионов! Опустим теневую сторону – игру со спекуляциями на рынке «актуального искусства», важно: Дэмиен Хёрст - самый-самый. Дорогой, влиятельный, таинственный. В России арт-коллекция джентльменабыла представлена вМультимедиа Арт Музее, в рамках выставки «Свобода не гениальность», 2014 год.

«Много званых, да мало избранных». И хотя тренд «насилие, секс, смерть» непоколебим как цветок лотоса, всё же «дары смерти» от Яна Фабра несколько уступают аналогам предшественника. Пусть даже в силу фурнитуры. Но и Чарльз Саатчи – не Михаил Пиотровский.

А пока… Пока выставка «Ян Фабр: рыцарь печали - воин красоты» продолжает раскалывать общество.

Жители Петербурга требуют закрыть выставку.На имя директора Эрмитажа в интернете появилась петиция с требованием очистить залы Рубенса и ванн Эйка от трупов и могильных плит. В сознании русского человека, монархическом и религиозном, не укладывается возможность надругательств над коллекцией Зимнего дворца. Таких жалобщиков принято называть сегодня «душевнобольными» или просто - «деградантами».

А теперь о здоровых.

… Вгоды детства и юности мне часто приходилось слышать пересказы про революционные «массы». Богатырского здоровья революционные «массы». Якобы в 1917-м они ворвались в Зимний двореци со здоровой ненавистью к малахольным царям-душегубам мочились в вазы из малахита и мрамора, тушили папиросы о шпалеры и гобелены. Кто эти варвары? – долго оставалось для меня загадкой.

И вот канун 2017 года, мистическое время. И – «массы». Не чуждые ни «Культурной революции», ни «Культурного шока», влиятельные игроки на шахматной доске «актуального искусства».

Александр Боровский,заведующий Отделом новейших течений Государственного Русского музея. «В.И. Ленин, кто помнит, написал статью «Толстой как зеркало русской революции». Впору писать – «Петиции как зеркало русской любви к искусству». Петиция за петицией… Оказывается, зритель наш настолько Христолюбив, что любой намек на обращение к религиозной теме вызывает шквал негодований. Настолько высоконравственен, что жанр ню вызывает просто-таки истерику с изливанием мочи на экспонаты. <…>Естественно, настолькозверолюбив, что пригвоздил эрмитажников за Фабра к позорному столбу: смакуете таксидермизм, зверюшек вам не жалко».

Дмитрий Озерков, руководитель Отдела современного искусства Эрмитажа: «Сложно гадать о том, что хотел сказать автор, глядя на картины в Интернете. Нужно прийти на выставку и понять, о чем эта выставка. Автор хотел сказать много чего, разговор о смысле искусства старого, разговор об эрмитажной коллекции, разговор о социальных проблемах, которые есть во всем мире. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, как всегда это бывает. Дело в том, что когда вы говорите «трупы», вы сразу говорите другую историю. Есть слово «чучела», есть слово «мягкая игрушка» и совершенно разные слова».

Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа: «Мы на это (призывы закрыть выставку – М.А.) не реагируем. У нас действует целая просветительская программа вокруг Фабра, которая охватывает соцсети, приложения к мобильным устройствам, включает проведение круглых столов. Но она, конечно, рассчитана на людей, которые хоть немного интересуются, на людей думающих. Конечно, такие мероприятия у нас есть и будут еще, потому что оказалось, что публика у нас менее образованная, чем мы предполагали».

Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты. Спонсоры выставки «Ян Фабр: рыцарь печали – воин красоты» - титаны гламура, «агенты влияния»:LVMH, РБК Стиль, Vogue, Сноб. «Актуальное искусство», оно не для дружка, что «свыше сапога».

N.B. Однажды по телеканалу «Культура советская писательница Зоя Богуславская, жена поэта Андрея Вознесенского, буквально заворожила рассказом о Маяковском. Не дословно, но передаю рассказ: Маяковский он был, конечно, груб, не достаточно образован, из бедной семьи, и слишком провинциален; без огранки, которую он получил в семье Лили Брик и Осипа Брика,Маяковский как поэт, конечно бы, не состоялся.

И был еще некто Александр Керенский. Ученый муж, прогрессивных взглядов, эстетствующий либерал. Свидетельство его вторжения в Зимний дворец таково:

Дворец

не думал

о вертлявом постреле,

не гадал,

что в кровати,

царицам вверенной,

раскинется

какой-то

присяжный поверенный…

Владимир Маяковский.

На главном фото: Эрмитаж представляет. "Ян Фабр: рыцарь печали - воин красоты"; в слайдере картинки с выставки

двойной клик - редактировать галерею

9 апреля 2024
1.0x