Авторский блог Евпраксия Макошева 19:39 12 июня 2019

Две недели московского мая и жаркий июнь

Этот год богат на культурные юбилеи. М.Глинка, М.Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, А, Пушкин отметились в нём и в мероприятиях к юбилейным торжествам. Но всё же, главным культурным событием остаётся приближающийся XVI международный конкурс им.П.И.Чайковского


Две недели московского мая и июнь

Московская культурная жизнь кипит и бурлит тем сильнее, чем ближе конкурс им. П.И.Чайковского. Да и не только поэтому. Выставочная и премьерная оперная афиши тоже оживили жизнь города в последние недели мая.

В музыкальном театре им.Станиславского и Немировича-Данченко 30 и 31 мая прошла премьера вердиевского "Отелло", дирижёром и художественным руководителем которого стал главный дирижёр театра Феликс Коробов, а режиссёром - Андрон Кончаловский, известный миру режиссёр и не окончивший в своё время консерваторию пианист, который, тем не менее, прекрасно работает с оперной партитурой. В партии Дездемоны блистала Хибла Герзмава, на которую, казалось, и был поставлен спектакль,- так хорошо была впета и так уверенно прозвучала в её исполнении роль убитой мужем юной героини. Тенор, он же бывший баритон, порадовал меньше.
Страсти, кипевшие на сцене, казалось, отражали и другие страсти, которые кипят нынче в закулисье этого театра и раскалывают его, как в давние времена, надвое. Когда-то в 90-е оркестр и часть солистов покинули свой театр, уходя за выдающимся Евгением Колобовым, не сумевшим побороть рутину, а некоторые из постановок какое-то время вынужденно шли под рояль. Прошли годы и театр Станиславского снова лихорадит. Часть труппы категорически не согласна продолжать работу с нынешним руководителем. Как разрешится этот конфликт мы все узнаем очень скоро, когда станет ясно, продлит ли государство контракт с директором.

30 мая закончилась очередная выставка работ Фаберже, а уже 7го июня в подмосковном музее Нового Иерусалима открылась новая выставка картин и набросков Марии Башкирцевой, известной во всём мире русской художницы и писательницы XIX в., сто пятьдесят творений которой были утрачены нашими музеями во время Великой Отечественной войны, некоторые, уже после противостояния двух великих держав в войне Холодной, были обнаружены в музеях, библиотеках и частных коллекциях в США, а судьба остальных по-прежнему остаётся неизвестной в то время, как уцелевшие радуют глаз посетителей в главных музеях и частных коллекциях мира,- Метрополитен Музее и МЭМО (Нью-Йорк), Лувре (Париж), Прада ( Мадрид), Пинакотеке ( Милан), Русском музее ( Санкт-Петербург), Третьяковской галерее (Москва) и других..

В другом московском театре,- "Новая Опера им.Е.В.Колобова" прошёл уникальный концерт в честь юбилея со дня рождения Н.А.Римского-Корсакова, в программу которого были включены редко исполняемые романсы и арии, как из почти нигде не идущих в настоящее время сказочных опер, так и из известных каждому репертуарных постановок великого русского оперного классика. Это и Кащеевна, и Лель, и Любаша, и Садко, и Левко... Богатая красками и фольклорными мотивами музыка оркестра Римского-Корсакова и сегодня во многом остаётся новаторской, поскольку композитор применил не используемые ранее приёмы звуковедения, сочетания групп и составов инструментов оркестра и вставил в партитуру атональные куски при изображении инфернальных персонажей.
Большая заслуга успеха данного мероприятия - прочтение произведений обладателями выдающихся и редких по красоте тембров и силе голосов, профессионалами высокого класса меццо-сопрано Маргаритой Некрасовой и тенором Михаилом Губским, которые сегодня много гастролируют в мире. И хоть один этот московский концерт в память великого русского композитора - слишком малая толика, но, тем не менее, это достойный ответ Мариинской эстафете по постановке всех опер Николая Андреевича Римского- Корсакова труппой Санкт- Петербургского театра под управлением Гергиева Валерия Абисаловича, выступившего в данном случае настоящим "Чемберленом" и подвижником.
"Новая опера" представила также четыре спектакля на юбилейном пушкинском фестивале. Классические "Евгений Онегин" и "Руслан и Людмила" в колобовской редакции порадовали прекрасным составом и неизменным успехом. А вот две новые постановки,- написанный С.С.Прокофьевым к спектаклю театра Таирова "Евгений Онегин", показанный на открытых подмостках Сада Эрмитаж, и англоязычный спектакль "Пушкин" новоиспечённого в лихие 90е британца и композитора К.Боярского, альтиста с корнями из московской ЦМШ, играющего в оркестре Ковент Гарден, где периодически за свою жизнь дирижировал сегодняшний главный дирижёр "Новой оперы" Ян Латам Кёниг,- нельзя однозначно назвать успешными. Ничем не выдающееся либретто на английском от одной из потомков самого поэта, проживающей в Англии, совершенно не сообразуется с всенародным праздником поэзии в России, да и постановку трудно назвать интересной. Скупые стандартные театральные средства, ничем не примечательная сценография, как будто из других спектаклей взятые костюмы, обычный некачественный и рутинный концертный свет. Никаких находок, никакой интересной мысли. Как классическую, эту музыку рассматривать вряд ли возможно, в ней также нет ничего свежего и вдохновляющего и совершенно непонятно, для чего авторы писали это творение, музыка и литературная канва которого явно не зажигали их самих. Как непонятно и то, какими неисповедимыми путями такое творение попало на подмостки московского оперного театра. Все возможные версии отношений между персонажами, как и версии исторических реалий были гораздо более талантливо описаны и профессионально исследованы за последние двести лет. Сюжетами пушкинских драм были увлечены по-настоящему великие поэты, спектаклей по произведениям которых мы пока не знаем. Это и Ахматова, и Цветаева, и Мандельштамом, и Пастернак и другие, не говоря уже о композиторах... Так что, спектакль "Пушкин", скорее, можно назвать провалом и забыть навсегда. А вот прокофьевская музыка к таировскому "Онегину" могла бы всех очень порадовать, если попала бы в хорошие режиссёрские руки.

Но главная изюминка этих дней - концерты под названием "Навстречу конкурсу им.П.И.Чайковского", проходившие в БЗК и на других площадках, сыгранные будущими участниками в самый решающий, предконкурсный, период подготовки к выступлениям.
Десять будущих участников конкурса из России в этих концертах частично представили свои программы первого тура, примеривая их к роялям и залу, расчитывая силы, выстраивая звуковой баланс для грядущих ответственных выступлений.
На сцене БЗК состоялось два концерта, в первом из которых частично свои программы показали Андрей Гугнин (класс В.В.Горностаевой), Алексей Мельников (класс профессора С.Л. Доренского и ассистентов Н.Луганского и др.) и Константин Емельянов (класс профессора С.Л.Доренского), а во втором - Анна Генюшене (класс профессора Е.И.Кузнецовой), Арсений Тарасевич-Николаев (класс профессора С.Л.Доренского), Филипп Копачевский (класс профессора С.Л.Доренского) и Антон Яшкин (класс профессора Н.В.Трулль). Все российские участники - выпускники Московской консерватории (за исключением питерского Арсения Муна), представители современного поколения талантливых пианистов, взявших всё самое лучшее у своих прославленных педагогов - носителей пианистических традиций великой русской школы. Эти молодые пианисты открыли сегодня новую эру в музыкальном исполнительстве и, все без исключения, показывают совершенно невероятные для своего возраста результаты, побеждая почти с самого раннего возраста в российских и мировых конкурсах, заключая контракты с организациями-устроителями фестивалей и концертов, успешно концертируя с самыми прославленными оркестрами страны и мира и записывая профессиональные альбомы. Они с помощью своих концертов и гастролей уже сейчас пропагандируют русские музыкальные традиции в мире.
Первым на сцену БЗК вышел Алексей Мельников. Он блистательно играл сонату Бетховена. Напористо, мощно, неотвратимо... И его Чайковский был не просто пьесой "Октябрь" из "Времён года". Так мыслят зрелые мастера, так просто говорят мудрецы, знающие всё, ни с кем не вступающие в спор и никому ничего не доказывающие. Его Мелодия слышала всю ткань гармонии, ценила безмерно каждую ноту вне себя самой.
Мне удалось поговорить с Алексеем после концерта за сценой, как и с игравшим в этот вечер последним, Константином Емельяновым. Они показались мне не только очень яркими талантливыми музыкантами, но и сильными личностями, способными выдержать все волнения и трудности конкурсной гонки.
Во второй день в БЗК играли ещё двое студентов из класса профессора С.Л. Доренского, Арсений Тарасевич-Николаев и Филипп Копачевский. Арсений выбрал для себя новый подход в прочтении этюда Листа "Метель", где "ткань" вьюги предложил выделить, как почти что главную мысль, а мелодию, наоборот, сделал побочной в этом этюде. Возможно, он хотел добиться равноправия между ними, но получилось то, что получилось. Бах в прелюдии и фуге ми бемоль минор прозвучал в исполнении Арсения полным той самой выверенной гармонии и красоты, ради которой всё в этом мире создано и написано. Наверное, тут работали ещё и гены бабушки, Татьяны Петровны Николаевой, одной из лучших исполнительниц музыки И.С.Баха.
Поразительно мощно и выразительно прозвучал Антон Яшкин, исполнявший "Картинки с выставки" М.Мусогского. Очень неординарный исполнитель, от которого можно ждать самых интересных сюрпризов. Нужно сказать, что этот молодой пианист и выглядит человеком будущего. Он очень высок, более двух метров, как мне показалось, а его растяжка превышает растяжку Рахманинова в квинту через октаву. Я это воочию увидела после концерта.
Филипп Копачевский, как впрочем всегда в последние годы, был спокоен, техничен и музыкален. Опыт частых выступлений, в том числе с известными дирижёрами и оркестрами, даёт возможность пианисту чувствовать себя очень уверенно. Ну и, кроме того, этот конкурс им. П.И.Чайковского тоже уже не первый для Филиппа.
На концертной площадке Третьяковской галереи, чуть ранее, свою программу первого тура играл Дмитрий Шишкин (выпускник класса профессора Э.К.Вирсаладзе), известный с четырёхлетнего возраста челябинский, а позже московский, вундеркинд, последними победами которого были конкурсы им. Бузони, им.Шопена и им.Листа. Он оказался также прекрасным интерпретатором музыки Моцарта и Скарлати. Звук исполняемых им прокофьевских сонат очень бодрил, а скрябинские будто действительно были расцвечены разными красками и очень экспрессивны. Дмитрий уже сейчас имеет славу серьёзного и искусного музыканта, способного своим звукоизвлечением взволновать даже требовательного Михаила Плетнёва.
Впрочем, к этому конкурсу, все исполнители технически очень хорошо подготовлены. И отрадно понимать, что главная борьба в нём развернётся именно за красоту звука. Лучшего и слушателям, и требовательному жюри и пожелать невозможно.
Наш самый юный, семнадцатилетний участник, пианист Александр Малофеев обыграл свою программу, будучи участником Китайского фортепианного конкурса. Он взял второй приз и теперь, как и все остальные, будет дома бороться за первый. С Китайским конкурсом организаторам нашего конкурса теперь, пожалуй, придётся меряться и финансовыми мышцами, ради культурного и государственного престижа. А всё потому, что устроители конкурса рванувшего вперёд в мировой экономической, политической и культурной гонке Китая, объявили размер главного приза победителю в сто пятьдесят тысяч долларов, что сильно превысило размер вознаграждения конкурса Чайковского. Резонанс события был широк, это, нужно сказать, сразу возымело действие и поток конкурсантов в Пекин в этом году был очень велик. Приехали и американцы, которые тоже оказались в финале. Но пока ни китайцам, ни американцам не удаётся обогнать нас в главном, - в искусстве музицирования. Во-первых, русская школа пианизма - это не случайный мировой брэнд, а столетняя история успеха и величия русской музыки, а -во-вторых, именно китайцы все последние десятилетия поступают в наши консерватории, а не наоборот. Хоть первую премию Малофеев и не взял (ему досталась вторая), мы понимаем, что вопрос главного приза в Пекине был больше политическим. Так что, А.Малофеева в любом случае можно поздравить с этой победой.

К нам же в этом году приедут участники из США, Японии, Германии, Великобритании, Франции... Возможно, именно с конкурсом можно связать огромное количество наводнивших вдруг Москву французов. На концертах в зале БЗК со всех сторон раздавалась именно французская речь. Люка Дебарг, наверное, подстегнул в прошлый раз их национальные чувства. Это несколько необычно, потому что мы уже попривыкли к речи английской и китайской. И в городе, и на московских культурных мероприятиях подобного рода.
Итак, десять наших пианистов смогли поставить отметины в сердцах слушателей, сети уже рвутся в спорах от впечатлений. То ли ещё будет, когда на днях развернутся конкурсные баталии.

Ну что же, пожелаем удачных выступлений всем участникам из прекрасного нового поколения талантливых музыкантов. Сегодня можно быть абсолютно уверенными в том, что нынешнее культурное состязание обещает быть ярким и запоминающимся, а год XVI конкурса, - 2019й ,- ещё долго будут вспоминать, потому что на одной площадке, на время утратившей и, наконец, с блеском вернувшей свой безусловный престиж мирового Конкурса номер один, окажутся те самые яркие ребята, которые радовали нас своими выступлениями, начиная с первых шагов в ЦМШ, и выступлений которых на этом конкурсе мы так ждали, пока они подрастали.

Материал подготовила Евпраксия Макошева

1.0x