Авторский блог Ян Серебрянский 20:27 7 мая 2017

Европейский музей года

Как вложить в этих людей, "мейкеров"- по современному, понимание того, что - о своем, о сокровенном, о самом ценном - так снимать нельзя? Как пояснить им это, если их души закрыты для тех чувств, которые приводят человека к пониманию этого? Они, эти чувства, в них не взращены, они блокированы чем-то другим. Можем мы винить их за это? Разумеется, нет.

Сегодня в СМИ прошла информация, что Ельцин-центр получил награду премии "Европейский музей года" (EMYA). Конечно, "не моего киевского ума это дело", но все же, хотел бы заметить, что в отношении этого многогабаритного и ультратехнологичного здания моя позиция с самого начала была промихалковской. Никита Сергеевич боролся долго и отважно, но, по-видимому, его усилий оказалось недостаточно...

Я наблюдал за всеми перипетиями этого противостояния (Михалков vs представители центра и его многочисленные почитатели), вплоть до заключительного похода Никиты Сергеевича, где он подтвердил свою позицию, будучи уже в самом центре. И вот сейчас хотел бы представить свои размышления на этот счет. Разумеется, все изложенное - субъективная точка зрения автора.

Говорить о русской духовности, о патриотизме сознательном, который базируется на любви и чувственности, о специфике того интеллектуального, исконно русского мироощущения с этими людьми, представляющими Ельцин-центр, - увы, как мне кажется, бессмысленно. Их глаза, к сожалению, пусты; в их речах читается единое: "Мы делаем свой бизнес". Поднимать подобные вопросы в обществе людей, которые сами являются творцами эпохи глобализма (общемировой и сжатой псевдокультурной площадки), которые въехали в нее самым капитальнейшим образом, - дело пустое. Они функционируют совсем иначе, эти люди. У них другие ценности, они воспитывались в условиях другого времени, их мировосприятие гораздо ближе к западному... Они глядят на родину Другими глазами. У них, скорее, практическое отношение к русской истории, в сущности, как и к людям - великим деятелям и полководцам былого, чьи имена звучат сквозь столетия. Листая страницы русской истории, они делают для себя практические выводы (что, в принципе, неплохо). Но они не отождествляют себя с самою эпохой и ее людьми. Они не испытывают особых сокровенных чувств по отношению к - этому человеку, этому событию, этому краю... Многим из них недоступны те мгновения, когда бережно, с тревогою в глазах, с переживанием в сердце, ты проходишь по гражданской войне, эпохе Петра или Александра. И Достоевского, Бунина, Горького люди эти тоже читают и воспринимают по-своему. И при прочтении для них представляют большую важность совсем другие моменты. Например, логико-смысловые. Ведь читать разумом и читать душой (при участии разума) - две большие разницы. И не каждый на это способен. И им невдомек почему русскую историю нельзя изобразить такой, какою она представлена на экранах в Ельцин-центре. Я даже допускаю, что построено и запущено все это с самыми светлыми намерениями. Поскольку иначе эти люди чувствовать - не умеют, не могут, и им кажутся подобные ролики чем-то вполне целесообразным, даже солидным... с общеобразовательной точки зрения.

Но нам, тем, кто видит иначе, ведь известно, что существует и другой взгляд... Взгляд, который открывается под воздействием неких незримых духовных каналов, через которые мы, во время прочтения книги или создания того же исторического проекта, соприкасаемся с чувствами и мыслями людей давно ушедших , но оставивших для нас свое бессмертное творческое наследие. Как вложить в этих людей, "мейкеров"- по современному, понимание того, что - о своем, о сокровенном, о самом ценном - так снимать нельзя? Как пояснить им это, если их души закрыты для тех чувств, которые приводят человека к пониманию этого? Они, эти чувства, в них не взращены, они блокированы чем-то другим. Можем мы винить их за это? Разумеется, нет. "Каждый ощущает по-своему". Пускай. Но почему именно эти - практичные, деловые люди - должны создавать образовательные проекты для молодежи? Может, именно поэтому у нас сегодня и не рождаются Пушкины, Достоевские и Горькие... потому, что с самых ранних лет, с подрастающим поколением начинают работать крупные "мейкеры", для которых духовная составляющая (в истории, в художественной литературе, в патриотизме) - является чем-то неопределенным и непрактичным, а потому - необязательным.

1.0x