Дорога в г. Александровск к особочтимой Казанской иконе Божией Матери (в черте города Луганска)
Авторский блог Светлана Тишкина 10:13 29 июля 2019

Дорога в г. Александровск к особочтимой Казанской иконе Божией Матери (в черте города Луганска)

2

 

 
 

На празднование Казанской иконы Божией Матери большинство луганчан устремилось в Луганский Свято-Казанский храм, что было совершенно логично. Настоятель этого прихода архимандрит Тихон (Ильгов) всегда с особой торжественностью отмечает престольный праздник. Это и яркая Божественная Литургия, которую обычно возглавляет митрополит Луганский и Алчевский Митрофан, и крестный ход в честь Царицы Небесной, и длинные накрытые трапезой столы для всех прихожан и гостей храма.

Но в этот день моя дорога лежала в другую сторону, в Свято-Вознесенский трёхпрестольный собор г. Александровска, что в черте города Луганска находится. Но в черте – это только по документам, а на самом деле – поездка больше на загородную похожа. Хотя за город у нас общественный транспорт по расписанию как часы с автовокзала ходит. А вот в Александровск по воскресеньям на службу в храм разве что на такси можно добраться. Там таксисты беду эту знают. Цены взвинчивают будь здоров! Сколько не жаловались прихожане храма, только хуже становится. Многие из-за проблем с транспортом ездить в этот старинный храм, который старец Филипп Луганский вторым Иерусалимом называл, перестали.

Но обещала настоятелю храма, благочинному Александровского округа Иакову Лобову кое-какие бумаги привезти, вот и поехала. 250-й маршрут уже и не ждала, бесполезно. С пересадкой доехала до посёлка Юбилейный. Там – жуку-таксисту 200 рублей дала – и доехала по Александровского храма.

Вот он старинный, семикупольный шедевр архитектуры. История прихода во времена освоения Донбасса восходит. Сама её восстанавливала, по сохранённым крупицам собирала материалы для исторической книги «Тайны Александровска». А потому – дорого мне это место и более чем дорог Свято-Вознесенский храм. Как только вошла в круглый церковный двор, в иконной лавке мне Геннадий Гвоздев сообщил, что сегодня настоятеля не будет. Его пригласили на архиерейскую службу в Свято-Казанский храм.

– Ну вот, надо было всё-таки в Казанский ехать сегодня, – согрешила мыслью я, вспоминая с какими сложностями добиралась в Александровск.

Я поднялась по ступеням храма, трижды перекрестилась и переступила его древний порог. Как раз заканчивали читать часы, приглашая прихожан на елеепомазание. Когда в цепочке других я приблизилась к иконе праздника, лежащей на центральном аналое, меня словно жаром обдало. Это же та самая Казанская икона Божией Матери, которая была возвращена по благословению архимандрита Зосимы Сокур!

В День празднования икону достали из резного киота и перенесли на аналой. Я с трепетом приложилась к особочтимому образу Богородицы и, скрестив руки на груди, подставила лоб протоиерею Константину для помазания елеем.

Я стояла в храме Господнего Вознесения на Божественной литургии в честь Казанской иконы Божией Матери и вспоминала, с какой радостью настоятель храма сообщал новость о том, что сбылось-таки благословение схиархимандрита Зосимы (Сокур).

***

Ровно в полдень 29 ноября 2014 года Свято-Вознесенский храм г. Александровска обрёл значимую для всей Святой Церкви старинную Казанскую икону Божией Матери.

А дело было так.

В 1908 году преподобный отец Иоанн Кронштадтский с обратной стороны Казанской иконы Божией Матери поставил штамп, извещающий о том, что этой иконой благословлена одна из сестёр основанного его трудами монастыря. Позднее, каким-то образом, эта икона оказалась в Свято-Успенском Николо-Васильевском монастыре у почитаемого в народе старца – схиархимандрита Зосимы (Сокур).

В 1989 году батюшка Зосима благословил этой иконой священника Евгения, клирика Петро-Павловского собора г. Луганска. Позже, в Киеве отец Евгений принял постриг с именем Зинон. Затем иеромонах Зинон навсегда уехал в Америку, а Казанскую икону Божией Матери оставил своей сестре, проживающей в Луганске. В результате святыня на долгое время оказалась в невоцерковленной семье, без должного почитания.

Когда же схиархимандрит Зосима узнал об этом, то преподал благословение протоиерею Иакову Лобову, настоятелю Свято-Вознесенского храма г. Александровска забрать икону в храм и предупредил, что если семья не отдаст эту святыню, то будут скорби. И ещё сказал, что когда Казанская икона Божией Матери обретёт достойное место в храме, то проявит много чудес и прославит храм.

Протоиерей Иаков поспешил исполнить наказ своего духовного отца и поехал забирать икону, но, несмотря на предупреждение, встретил сопротивление. Долгих тринадцать лет родственники иеромонаха Зинона не решались расстаться со старинной иконой, имеющей большую ценность.

Смутное время, великие скорби, обрушившиеся на народ Донбасса в 2014 году, заставили многие семьи сорваться с обжитых мест в поисках убежища. Не миновала эта участь семьи, в которой хранилась старинная Казанская икона Божией матери. Когда последние родственники семьи Зинона собрались бежать из Луганска, они сами привезли старинную Казанскую икону Божией Матери в Свято-Вознесенский храм. Так 29 ноября 2014 года ровно в полдень сбылось давнее предсказание и благословение схиархимандрита Зосимы (Сокур).

Радости служителей трёхпрестольного Свято-Вознесенского собора не было предела! После Воскресной службы, перед молебном о здравии настоятель Свято-Вознесенского храма вынес из алтаря икону и с амвона возвестил о возвращении в лоно канонической Церкви великой святыни, поведав прихожанам и саму историю обретения иконы.

 В течение всего декабря возле обретённой иконы совершались ежедневные молебны с акафистом Казанской иконе Божией Матери. Немного позже этот святой образ Божией Матери обрёл своё постоянное место в храме в подобающем резном киоте.

***

Пять лет прошло с того дня. По окончании Божественной литургии, которую возглавлял сегодня младший сын настоятеля – протоиерей Константин Лобов, ещё один всеми любимый батюшка-исповедник, который с молодого возраста служит в этом святом месте – протоиерей Дмитрий Шершун совершил молебен с акафистом перед чтимым образом Пресвятой Богородицы.

В завершение праздника молящихся пригласили разделить общую трапезу, приготовленную работниками храма. Поблагодарив Матушку Галину Лобову за внимание к прихожанам, я пошла на остановку.

Увидев, что на остановке нет ни одного человека поняла, что на единственную маршрутку, которая ещё ползала в эти края, я опоздала. Кто ездит чаще, тот знает, а я давно не была в храме. Вот и наказание. Следующая маршрутка могла быть часа через два, и то – не гарантировано.

Через двадцать минут моего одинокого ожидания на центральную площадь города Александровска, напоминающую в этот жаркий день раскаленную сковородку, приехало одинокое такси. Ещё минут через десять я решилась подойти к водителю и правильно сделала. Он уже собирался уезжать, так и не дождавшись пассажиров. Вспомнив, что сегодня большой праздник, я попросила его довезти меня прямо до дома, минуя все пересадки.

Когда ехали, разговорились. Водитель был не из тех, кто, пользуясь транспортными проблемами александровцев, взвинчивал цены. В Александровск он попал выполняя очередной заказ и был очень удивлён его безлюдьем. Я ему сказала, что это безлюдье – кажущееся, потому что Свято-Вознесенский храм с утра был полон прихожан. А вот после службы в честь прославляемой сегодня Казанской иконы Божией Матери, видимо, люди поспешили спрятаться по домам от жары. Спряталась под крышей такси и я, пообещав водителю, что обязательно напишу о проблемах жителей города Александровска, а ещё я рассказала по дороге к какой необыкновенной иконе Божией Матери «Казанская» я сподобилась приложиться в этот благодатный праздничный день.



Потому и жизнь в воскресные дни в Александровске замирает, что общественный транспорт не хочет возить прихожан в храм. Из Луганска люди практически перестали ездить сюда. Нет транспорта – нет пассажиров, а не наоборот. И жара в этом не виновата. Пресвятая Богородица, моли Бога о нас!

***
 

Свято-Вознесенский собор г. Александровска (Луганск)

История возведения Свято-Вознесенского храма восходит к событиям середины ХVIII века, во времена освоения правого берега реки Северский Донец, который мешали заселять частые набеги кочевников – крымских татар и ногайцев. Для охраны и заселения этих мест Российское правительство Елизаветы Петровны привлекало выходцев из балканских стран православного вероисповедания. Они принимали российское подданство, присягу и в составе двух конных гусарских полков под командованием И. Шевича и Р. Депрерадовича образовывали шанцы, вокруг которых разрастались поселения.

Образовал слободу Александровка бригадир гусарского полка Константин Юзбаш. Слобода была названа по имени сына, также служившего в полку Шевича, и подарена ему, как ранговая дача. Правительственной инструкцией предусматривалось в каждой слободе построить церковь и возле нее открыть школу. В 1783 году Константин Юзбаш, заручившись поддержкой господина Синельникова – правителя Екатеринославского наместничества, ходатайствует перед преосвященным Никифором, архиепископом Словенским и Херсонским о благословении на строительство в слободе Александровка деревянной церкви во имя Вознесения Христова. Святительская храмо-зданная благословительная грамота на закладку церкви в 1785 году была выдана, после чего Бахмутский протоиерей Петр Расевский соборно освятил место под церковь.

В 1790 году церковь была возведена, а 25 марта 1791 года Бахмутский протоиерей Петр Расевский освятил новоустроенную деревянную Свято-Вознесенскую церковь и открыл в ней богослужения.

Сербы помимо храмов строили школы, заводы и, в целом, сыграли немалую роль в превращении «Дикого поля» в цивилизованный край. Роскошь панского дворца, построенного Александром Юзбашем в 1772 году привлекла в эти края богатого помещика Сомова и его жену княгиню Ширински-Шахматову. Они поселяются в слободе Александровка и жертвуют деньги на постройку каменного храма, да такого, чтобы не хуже, чем в столицах!

Каменный храм был возведён в 1840-1849 годы.

Построенное из кирпича, квадратная в плане, крестово-купольное черырех-столбовое семибанное сооружение с квадратной апсидою и небольшим выступом с боку. Церковь выполнена в стиле классицизма и неожиданными элементами псевдорусских и готических стилей. В интерьере сохранились фрагменты росписи и лепки XIX-го столетия. Сооружение опоясывает карниз, на южном фасаде которого сохранились барельефы.

На службы в храм ходили и последующие владельцы имения Александровка, такие исторические личности, как принц Мюрат – внук сестры Наполеона Бонапарта Каролины и короля Неаполя Иоахима Мюрата, женившегося на княгине Сомовой (дочери помещика Сомова), а позже – известный общественный деятель, благотворитель, Камергер двора Его Императорского Величества, почетный мировой судья Уездного съезда, коллежский асессор Лев Голубев, который был женат на дочери прославленного адмирала Макарова.

В 1920-30-е годы Свято-Вознесенская церковь, как и многие храмы Луганщины, испытала тяжкие удары судьбы: грабёж и уничтожение икон, фресок, утвари из драгоценных металлов. Были разрушены колокольни, разбиты колокола, изъяты серебряные чаши и наиболее ценные иконы.

И все же Александровскому Свято-Вознесенскому храму повезло более других. Это единственный храм в области, который не был закрыт советской властью в послереволюционные годы.

В предвоенные годы (1937 – 1940) Вознесенская церковь так оставалась единственным действующим храмом в Ворошиловградской области. Службы в ней не проводились лишь 1940 – 1941 годах. Община вновь возродилась в 1942 году, хотя официально зарегистрирована была 31 октября 1944 года в количестве 637 человек. В 1955 году храм был включен в список сакральных сооружений области, открытых для посещения иностранными делегациями.

Несмотря на прошедшие войны, разгул атеизма и годы гонений на православие, храм претерпел мало внешних изменений и по праву является памятником архитектуры. Внутреннее убранство храма вызывает восхищение прихожан своим великолепием.

Многие иконы в лихие годы были спасены верующими, а затем возвращены в храм.

Приходской совет старался поддерживать храм и церковные строения в благопристойном состоянии. При настоятельстве Иакова Лобова на пожертвования благотворителей был произведен капитальный внутренний ремонт храма, построены трапезная и иконная лавка, отреставрированы бывшая роспись.

Священнослужители Свято-Вознесенского собора вели и ведут активную общественную деятельность. Ежедневно в храме устраивались благотворительные обеды, особенно — в служебные и праздничные дни. Регулярно совершались паломнические поездки по святым местам.

Когда в 2014 году в ворота храма постучалась война, никто из духовенства не стал беженцем. Не разбежался и церковный хор, много лет возглавляемый регентом храма Аллой Грантовной Дядус.

Не смотря на то, что в течении трех месяцев Александровск находился под интенсивным обстрелом со всех сторон (со Счастья стреляли по южным кварталам, с Металлиста и Сабовки доставали до центра города, с Юбилейного летели «обратки» по направлению к Счастью и т.д., все это, вместе взятое, пролетало над Александровском), в самом Александровске разрушено было всего несколько домов. 13 июля один из снарядов разорвался на территории Панской усадьбы, не причинив большого ущерба, хотя осколки в большом количестве находили и в церковном дворе, второй снаряд упал возле храма, он мог натворить бед, но, слава Господу, не взорвался. После его обезвредили и вывезли саперы.

Благодаря тому, что у настоятеля протоиерея Иакова Лобова большая и дружная семья, он с матушкой Галиной, сыновьями протоиереем Марком, протодиаконом Константином, госслужащим Василием, сестрами монахинями Минадорой и Митродорой смогли организовать в условиях блокады на церковной территории пункт помощи населению.

С восьми утра здесь включали электрогенератор, качалась вода, которую раздавали всем нуждающимся. Работал пункт зарядки мобильных телефонов и фонарей. Каждое утро протоиерей Марк привозил полную легковую машину хлеба из Луганска.

А когда встал вопрос о том, что кому-то нужно взять на себя доставку и раздачу гуманитарной помощи из России, отец Марк, не раздумывая, надел бронежилет и поехал за продуктами. Гуманитарная помощь также раздавалась на территории храма, который стал неким оазисом жизни посреди разрушительных действий Украинского правительства. Тогда же была организована благотворительная столовая для обездоленного населения.

В военной полевой кухне готовили кулеши, борщи и супы, варили каши, заваривали чаи. Помощники настоятеля Андрей, Владимир следили за работой генератора, заготавливали дрова для полевой кухни. Татьяна, Таисия, Ирина, Евдокия и другие под грохотом артиллерийских дуэлей самоотверженно трудились до седьмого пота, чтобы успеть все приготовить, накормить людей и привести в порядок церковную территорию.

Службы в храме проходили в обычном режиме, разве что прибавилось молебнов и отпеваний. Не прекращала работу и просфорная. Без всего этого александровцам было бы на много труднее выживать в условиях блокады, тем более что официальная власть оставила выполнять свои обязанности. Здание Александровского горсовета стояло пустое.

В Александровске же в трудную минуту ярко проявились организаторские способности, а также практичность и предусмотрительность настоятеля и благочинного Александровского округа протоиерея Иакова Лобова.

 

Загрузка...

Комментарии Написать свой комментарий
29 июля 2019 в 20:44

Светлана, твоё очередное паломничество по Святым местам порадовало.

Напомнило мне нашу поездку в Казань к знаменитой Казанской иконе Божией Матери. Она тогда находилась в Церкви монастырского комплекса.
Воссоздаваемый для неё Собор должен открыть двери для прихожан в 2020 году.
https://inkazan.ru/news/society/19-03-2019/proyavlenie-very-kak-vosstanavlivayut-sobor-kazanskoy-ikony-bozhiey-materi
Мы загадали поехать туда после открытия.

Сейчас Икона, по информации, -- уже в ещё востанавливаемом Соборе в Святых воротах.
Тебе за твоё неравнодушие к окружающему миру -- низкий поклон.

29 июля 2019 в 21:19

Спасибо, Алина. Приятно, что и ты любишь паломничать по святым местам.