Авторский блог Константин Луговой-Давыдов 13:35 15 декабря 2018

Дополнение к статье про Патриарха Алексия II. В преддверии Украинского лжесобора.

В предыдущей статье, посвящённой памяти Патриарха Алексия II мной была допущена серьёзная ошибка. Настоящая статья исправляет её, а также продолжает тему «Украинского раскола» в преддверии т.н. «объединительного собора».

Как было написано в предыдущей статье, только два иерарха Русской православной церкви признали факт сотрудничества с КГБ СССР. Одним из них был Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который сделал это очень аккуратно и почти незаметно для окружающих – в интервью. Вторым же был вовсе не митрополит Эстонский и Таллинский Корнилий, а Владыка Хризостом (Мартишкин), 1934 г.р., архиепископ Вильнюсский, с 1990 г. – митрополит Виленский и Литовский, ныне находящийся на покое.

Он публично признал (в 1992 году) факт сотрудничества с КГБ (в 1972—1990 годах под псевдонимом «Реставратор»). Объяснял это своё решение необходимостью защиты интересов церкви: «Если я что-то и делал, работая с ними, то исключительно в стратегических целях, спасая церковь». Кроме того, со своими связями в центральном аппарате КГБ он мог не опасаться интриг со стороны региональных чекистов во время служения в Курске и Иркутске. По словам владыки Хризостома, в качестве одного из руководителей ОВЦС он предоставлял «органам» информацию внешнеполитического характера. Так, после посещения Эфиопии в составе официальной церковной делегации в январе 1974 года, он на основании общения с местными религиозными деятелями пришёл к выводу о непрочности монархического режима и возможности революции в этой стране (которая вскоре и произошла). Прекратил связи с КГБ после перевода в Вильнюс в начале 1990 года.

На Архиерейском соборе в 1992 году он выступил с предложением создать церковную комиссию по расследованию контактов священнослужителей со спецслужбами, предложил официально от имени Русской православной церкви запросить соответствующие документы с Лубянки, с тем, чтобы поставить в этом болезненном вопросе точку раз и навсегда.

В 2002 году ещё раз подчеркнул, что не использовал свои связи с КГБ в ущерб Церкви и верующим:

«Что касается меня, то я входил в контакт с КГБ, но не был стукачом. Например, я, как епископ, получал согласие КГБ на назначение на приход священников. Я доказывал «сотрудникам» правоту своих действий и не пел те песни, которых они от меня ждали: про справедливость строя и мудрость правителей».

Обращаю внимание, что ныне ссылки на оригиналы статей в сети «Интернет» на тему выступлений Владыки Хризостома недоступны.

На 15 декабря 2018 г. в Константинополе (ныне – Стамбул) было назначено открытие т.н. «объединительного собора» по созданию «Православной Поместной Церкви в Украине».

Глава Украинского раскола, бывший епископ МП РПЦ, бывший митрополит Киевский и всея Украины Филарет (Денисенко) – известен в органах КГБ СССР, как агент «Антонов». Не став Патриархом Московским и всея Руси в июне 1990 г., вскоре ушёл в раскол и самопровозгласил себя «патриархом Киевским и всея Украины».

Именно Филарет (Денисенко) организовал травлю священника (впоследствии протоиерея) Павла (Адельгейма), трагически погибшего в 2013 году. Благодаря Денисенко-Антонову отец Павел на несколько лет оказался в местах «не столь отдалённых» за т.н. «антисоветскую деятельность».

В заключении хочу привести один исторический документ. Я не высказываю своего личного отношения к нему, в чём-то я не согласен (особенно про Б.К.Пуго, которого считаю порядочным человеком), но этот документ сохранился и пока ещё доступен.

Частное определение Комиссии президиума Верховного Совета РФ по расследованию причин и обстоятельств ГКЧП

Руководителям, иерархам Русской Православной Церкви:

Комиссия обращает внимание руководства РПЦ на антиконституционное использование Центральным комитетом КПСС и органами КГБ СССР ряда церковных органов в своих целях путем вербовки и засылки в них агентуры КГБ. Так, по линии Отдела внешних церковных сношений выезжали за рубеж и выполняли задания руководства КГБ агенты, обозначенные кличками "Святослав", "Аламант", "Михайлов", "Топаз", "Нестерович", "Кузнецов", "Огнев", "Есауленко" и другие. Характер исполняемых ими поручений свидетельствует о неотделенности указанного Отдела от государства, о его трансформации в скрытый центр агентуры КГБ среди верующих.

Через посредство агентуры держались под контролем международные религиозные организации, в которых участвовала и РПЦ: Мiровный Совет Церквей, Христианская Мирная Конференция, Конференция Европейских Церквей, Политбюро ЦК КПСС, председатель КГБ СССР Ю.Андропов докладывал ЦК КПСС о том, что КГБ держит под контролем отношения РПЦ с Ватиканом.

Такая глубокая инфильтрация агентуры спецслужб в религиозные объединения представляет собой серьезную опасность для общества и государства... Как показал государственный переворот 19-21 августа 1991 года, возможность использования религии в антиконституционных целях была реальной.

Глубокую обезпокоенность вызывает визит митрополита Питирима (Нечаева) к объявленному Президентом России вне закона государственному преступнику Б.К.Пуго 21 августа 1991 года. На дипломатическом языке – это признание "де-факто". Питательной средой для такого визита явилось то обстоятельство, что Издательский отдел Московской Патриархии контролировался агентурой КГБ. В отчетах 5 управления КГБ СССР по линии Издательского отдела постоянно упоминаются агенты "Аббат" (из иерархов) и "Григорьев", часто ездившие за рубеж и, очевидно, занимавшие (занимающие) высокие посты в этом учреждении.

Несомненная вина в сложившемся положении – на КПСС и подотчетных ей органах государства. Но несомненно и то, что сами религиозные объединения не знают всей правды о своих сотрудниках. Люстрация церковной агентуры могла бы быть жестким, даже жестоким актом по отношению к Церкви, и без того много пострадавшей. Комиссия считает, что лучше если верующие сами найдут способ очищения от привнесенных, антиконституционных элементов.

Но, к сожалению, руководство Церкви до сих пор не высказало официального отношения к проблеме своей деполитизации. Референт Патриарха Алексия II, диакон Андрей Кураев, объявил публикации о материалах Комиссии гонением на Церковь и даже "триумфом" самого КГБ ("Московские новости" № 10 за 1992 год). Однако архиепископ Вильнюсский Хризостом по существу опроверг диакона Кураева и рассказал о своем 18-летнем (!) сотрудничестве с КГБ ("Российская газета" № 52/388 за 1992 год, стр. 7).

В виду отсутствия официальной точки зрения руководства Церкви Комиссия рекомендует внести в канонические и гражданские уставы запреты на тайное сотрудничество ответственных работников Церкви с органами государства, а также изучить предшествующую деятельность своих органов управления и международных отделов в свете соответствия этой деятельности конституционному принципу отделения Церкви от государства. Со своей стороны, для устранения опасности использования Церкви в антиконституционных целях (бывает и такое! – ред.), Комиссия предложила внести поправки в действующее законодательство, воспрещающие привлекать священнослужителей к оперативно-розыскной деятельности. Однако добиться практического исполнения этого положения можно только при запрете с обеих сторон – и со стороны государства, и со стороны самой Церкви.

Комиссия выражает надежду, что РПЦ сможет преодолеть тяжелое наследие прошлого.

Председатель Комиссии, народный депутат П.Пономарев. 1992 г.

По теме «Украинского раскола» предполагаю писать и дальше.

На фото – Владыка Онуфрий, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины – единственный законный предстоятель Украинской Православной Церкви (МП РПЦ).

1.0x