Авторский блог Марина Струкова 10:04 1 июня 2017

Донской туризм - праздник без пиара

Прежде всего Дон должен открыться России, чтобы привлечь гостей из других регионов

Развитие туризма становится одним из основных направлений ростовской экономической политики. Вкладываются деньги в музеи, парки, город благоустраивают, отели проходят классификацию. Но мне, жителю Черноземья, а ранее - столицы, заметно, что Ростовская область для других регионов остаётся землёй неизведанной. Отзывы иностранных туристов о Ростовской области тоже поражают безразличием.
Гость апрельского конгресса, посвящённого туротрасли, «Россия вдохновляет» сопредседатель Европейской комиссии по кино Эльза Мартинез отметила: «Многие иностранцы не знают, что такое Россия, её образ скрыт за множеством стереотипов. Путешествие – это, прежде всего мечта, эмоции, и нужно заразить этими эмоциями людей, чтобы они захотели сюда приехать. Нужно создать образ России, Ростова, который бы пробуждал определенные эмоции и ассоциации».
На этом же мероприятии задумали составить календарь лучших событий Юга России.
Думаю, Ростовской области в нём отведут немало страниц.

двойной клик - редактировать изображение


Событийный туризм на Дону наиболее развит. Это массовые праздники, благодаря которым туроператоры формируют экскурсионные программы. Вспомним некоторые из них.
Недавно ст. Вёшенская Шолоховского района провела Литературно-этнографический праздник «Конь казаку всего дороже». А ст.Старочеркасская - конный фестиваль «Донские шермиции», посвящённый воинскому искусству казаков.
В Таганроге на фестивале исторической реконструкции вспомнили оборону местного казачьего гарнизона против англо-французских войск в 1855 году.
В начале июня в Мясниковском районе проходят пятнадцатые гонки на тракторах «Бизон Трек Шоу». Думаю, что в смысле экстремального туризма степной простор располагает не только к тракторным гонкам, но и соревнованиям байкеров, автомобилистов.
В июле на х.Курган Азовского района праздник «Донская уха» способствует развитию гастрономического туризма. А винные туры в регионе популярны круглый год.
В августе Азов отмечает очередную годовщину обороны местной крепости от турок. Главное событие праздника - масштабная костюмированная реконструкция сражения.
В сентябре х.Недвиговка вспоминает Древнюю Грецию в местном музее-заповеднике. Театрализованный праздник «День Танаиса» разработан по мотивам античного торжества. Этот же месяц славен этнографическим фестивалем «Донская лоза». В центре внимания: донские вина и другие плоды осеннего урожая.
На х.Кружилинский Шолоховского района проходит литературно-этнографический праздник «Кружилинские Толо́ки». Он рассказывает о мирной жизни казаков, о традиционных формах хозяйствования, традициях и промыслах. Кстати, последним трендом в казачьем сообществе стал отход от милитаризма, заявления о том, что казаки не более воинственны, чем прочие этносы России, что заинтересованы в спокойном созидательном труде, а не в бесконечных сражениях.
Это только часть запланированных мероприятий.
Спортивный туризм в провинции связан с соревнованиями всероссийского или международного масштаба. Сейчас для Дона главное - грядущий Чемпионат мира-2018, когда рассчитывают принять немало иностранных и российских гостей. Также проходят соревнования по пейнтболу, бои на мечах, куда приезжает молодёжь СНГ.
На мой взгляд, Ростовская область перспективна для международных конно-спортивных мероприятий. Это органично для казачьего края. Здесь есть свои конезаводы, конно-спортивные клубы и организации. Но необходимы ипподромы соответствующего уровня.
Промышленный туризм в Ростовской области достаточно заметен. Уже около десяти предприятий охотно показывают свою работу группам любопытствующих граждан.
Для школьников и студентов экскурсии носят развлекательный характер, но и помогают с выбором профессии. Для взрослых – характер практический: присмотревшись к предприятию, можно наладить партнёрство.
«Ростсельмаш», принимающий экскурсионные группы 12 лет, таким образом, рекламирует себя. На завод приглашают фермеров и руководителей сельских хозяйств. Рассказывают о преимуществах своей техники.
«Группа АГРОКОМ» собственным сотрудникам предлагает посмотреть разные предприятия группы и обменяться опытом. А потенциальных партнёров стремится заинтересовать продукцией.
Ростовский завод «Coca-Cola» встречает гостей почти ежедневно. Знакомит с этапами производства известных напитков. Показывает экспозицию «Мир Coca-Cola», в которой более 5000 экспонатов.
На заводе «Юг Руси» туристы наблюдают труд пекарей. В ЗАО «Аксинья» любуются, как мастера расписывают керамику. Завод «Балтика-Ростов» знакомит гостей с искусством пивоварения. А «Ростшампанкомбинат» открывает тайны виноделия.
Рекреационный и потребительский туризм - охота, рыбалка интересны жителям соседних регионов. Вниманию местных жителей и приезжих предлагают экскурсионный туризм - прогулки, автобусные туры выходного дня от 1500 рублей. По городским улицам или к природным достопримечательностям региона. Например, «Над рекою Калитвою», «Скалы донских степей», «Этюды древних гор».
Увы, не развит религиозный туризм. Но святыни Дона могут представлять интерес для иностранцев православного вероисповедания, для потомков донских белоэмигрантов, для россиян.
Нет лечебного туризма. Нет шопинг-туризма, который обычно зависит от развития лёгкой промышленности - в некоторые страны ездят за одеждой.
Но нельзя объять необъятное.
Недавно шёл спор чиновников о том, нужно ли делать акцент на казачьем колорите донского туризма. При этом ростовский градоначальник отметил, что «не все хотят казаков», что казаки это «шашка, рюмка, нагайка». Но я думаю, Дон без казаков это всё равно, что Индия без индийцев, Китай без китайцев и т.д. Именно этническая составляющая придаёт прелесть знакомству с любой страной. Конечно, каждая область в России многонациональна, но всегда есть нация регионообразующая, которой тот или иной край обязан большинством культурных памятников, исторических воспоминаний, песен, обычаев. Как вы могли заметить, самые яркие события на Дону объединяет казачья компонента. Она есть и в литературных праздниках, и в исторических, и в спортивных.
В череду этнографических мероприятий можно было бы добавить посвящённые ряду крупных диаспор на Дону. Тем, кто обосновался здесь давно: украинцам, армянам, белорусам.

Чего не хватает иностранцам в Ростове?
В наше время большинство туристов не энтузиасты-исследователи, а потребители готового туристического продукта. Они предпочитают путешествия, где подготовлено всё от и до. И маршрут, и встреча, проводы в аэропорту, и гид-переводчик, и гостиничный сервис, и мероприятия.
Зарубежные гости отмечают как недостаток отсутствие в Ростове информации на иностранных языках. Здесь нет англоязычных гидов, в музеях таблички только на русском, обслуживающий персонал отелей английским не владеет. Один англоязычный блоггер рассказывает, что перед поездкой в РФ выучил ряд фраз на русском языке. Это выручило его в Ростове. Он хвалит отзывчивость местных жителей, которые охотно объясняли, как найти нужный адрес. Но не все гости из-за рубежа ознакомятся с «великим и могучим» перед визитом на донскую землю.
Проблему только начинают решать. Катализатором служит грядущий ЧМ-2018. Ряд турфирм стал пополнять штат гидами-переводчиками. В ДГТУ начали готовить экскурсоводов, говорящих на иностранных языках.
В городе три туристическо-информационных центра, будет создан ещё один. Но, кажется, это мало. Что представляет собой такое учреждение? В центре, расположенном в парке им.Горького, есть бесплатный Wi-Fi; бесплатный доступ к базам гостиниц, ресторанов, турагентств. За 3 месяца работы он принял 2000 гостей, 500 из которых иностранцы.
Отелей в Ростове пока хватает. К ЧМ-2018 подготовили достаточно комфортных номеров. Но их нужно будет заполнять и после соревнований. Значит, нужны новые интересные проекты в течение всего года.
Турфирмы федерального уровня, работающие с региональными принимающими компаниями, во-первых, критикуют низкую технологичность. Невозможно забронировать тур автоматически, нужно звонить, писать принимающей стороне. Во-вторых, невозможность квотирования, работу под запрос. Нерегулярные и редкие завезды. Слабое описание туров, отсутствие стандартов их проведения.
Роман Романов, руководитель проекта «Неизвестный Ростов» и организатор путешествий по региону, рассказывает: «Ростов и область интересны смешением менталитетов и культур. Привлечь зарубежных туристов, я думаю, можно, если сделать ставку на бюджетный сегмент - то есть туристы из Индии, Китая и т.д. Интересно в Ростове будет и любителям экзотики из Японии, Южной Кореи. Среднего европейца в Ростове удивить нечем. Туристов из России наш город может привлечь спокойствием и теплом, а также экскурсиями в Азов и Таганрог. Не стоит забывать и о конгресс-туризме.
Если говорить о гостиницах, обеспеченных европейцев ростовские средства размещения вряд ли порадуют. Но средний уровень комфорта и сервиса (по европейским меркам) некоторые отели нашего города могут обеспечить.
Большой популярностью у гостей региона и местных жителей пользуются туры в Вёшенскую и Старочеркасск. Есть позитивный опыт проведения фестивалей на открытом воздухе (Шолоховская весна), но потенциал полностью не используется. Этнографическим праздникам не хватает размаха, стоит увеличить их финансирование. Тогда уже существующие мероприятия выйдут на новый уровень.
К сожалению, у нас нет известных на всю страну музыкальных фестивалей, хотя есть все условия для их проведения, особенно летом. Этот вид туризма сейчас популярен в России, особенно среди молодежи.
Сами ростовчане любят бюджетные пешеходные обзорные экскурсии, так как многие интересуются историей и культурой родного города. Пользуются спросом необычные экскурсионные программы - поездки по мистическим местам Ростова и области. Последнее время популярны квесты. Есть такая тенденция - квесты "выходят" из помещений. Если 3-4 года назад повсюду открывались квеструмы, то сейчас такие организации все чаще проводят мероприятия прямо на улицах города, разбрасывая локации по разным районам».
Думаю, в Ростовской области стоит создать туристический кластер, межотраслевой комплекс, который оптимизирует предоставление рекреационных услуг. Где турфирмы, отели, автоперевозчики будут работать в едином ритме, дополняя друг друга. Где будут лучшие гиды.
Также необходима широкая рекламная компания Ростовской области в федеральных СМИ. Прежде всего, Дон должен открыться России, чтобы на его берега устремились гости из других регионов. Это даст богатый опыт ростовской туриндустрии. Потом наступит черёд Зарубежья.
Предстоит большая работа.

©Марина Струкова

1.0x