Авторский блог Леонид Иванов 15:27 7 августа 2017

Долина Мзаба. Африканская история.

Догматизм нередко упрощает окружающую действительность. Коллективизм и общинность вовсе не отрицают структурализм и иерархичность.

Долина Мзаба. Африканская история.

Бесчисленные религиозные войны на арабском Востоке бушевали на всем протяжении его истории. Порабощение, уничтожение или изгнание целых народов или приверженцев определенного вероисповедания рано или поздно становились неизбежными следствиями самых невинных и изящных теологических диспутов. Нередко крепкие духом, но побежденные силой оружия бежали на тысячи километров, унося с собой лишь пламень драгоценных убеждений. Так поступили и приверженцы мусульманской секты ибадитов, переправившиеся в Африку и растворившиеся в раскаленных песках Сахары. В VIII-IX вв. они создали на территории современного Алжира ибадитское государство Рустамидов, павшее затем под ударами исмаилитов-фатимидов.

Вновь ибадитам пришлось спасаться бегством. Скитальцам повезло найти в бесконечной пустыне долину реки Мзаба, покрытую скудной растительностью. Надежды оправдались - всего в нескольких метрах от поверхности обнаружилась вода. Но и здесь, вдалеке от караванных путей, безопасная безвестность оказалась недолгой и вскоре поселения беглецов подверглись набегам сахарских пиратов. Тогда беглецы-ибадиты возвели пять городов, окруженных высоченными крепостными стенами, и в дополнение к ним – цепь сторожевых башен, окружавших поля и пальмовые плантации оазиса.

Вступив в любой из пяти городов свозь низкие и узкие ворота, путник попадал в лабиринт узеньких щелей-улиц и крохотных площадей, зажатых со всех сторон домиками, словно растущими вверх, отвоевывая единственным доступным способом немного пространства для своих обитателей. Низкие двери и редкие окна – не столько оборонительная мера. Эта выработанная веками архитектурная специфика, восхитившая самого Корбюзье – оптимальный способ обеспечить прохладу в окружающем океане солнечного марева. И вся эта запутанная вереница улочек в любом ибадитском городе обязательно имеет свой центр, ось, вокруг которой вращается в раскаленном воздухе - минарет мечети, в которой не прекращается чтение Корана.

Жизнь феллахов мало менялась на протяжении столетий. Главной заботой каждой семьи из поколения в поколение было углубление колодца, который при помощи примитивного блока и ослика был способен обеспечить водой людей, домашний скот и два-три десятка финиковых пальм. Пальмы – основное богатство ибадитских общин - поили в первую очередь. При строительстве домов их не срубали, а обстраивали вокруг. Поэтому нередко посреди комнаты в доме здесь можно встретить ствол плодоносящего дерева.

Потомки ибадитов, называемые уже мозабитами, столкнувшись с объективными ограничениями развития такого хозяйства, нашли применение своему трудолюбию, упорству и изобретательности в сфере коммерции, постепенно монополизировали всю торговлю в своей области Сахары и проникли в приморские города Алжира. В древности они торговали рабами, кожами, шерстью и скотом. В наши дни мозабиты играют ключевую роль в торговле текстильными и бакалейными товарами в Тунисе и Алжире.

Подобно своей уникальной системе земледелия посреди пустыни, они выработали и свою систему проникновения на рынки. Она основывается на всё том же общинном принципе, сочетающем возможность личного преуспевания с обеспечением интересов всего коллектива. Богатая верхушка общины ссужает молодого торговца, желающего открыть лавку в далеком городе, капиталом, помогает ему советами, страхует его в случае неприятностей. За это, преуспевший в торговле мозабит должен не только вернуть ссуду, но и в дальнейшем постоянно переводить солидную часть выручки в кассу общины.

Устойчивость этой системы обеспечивается тем, что каждый мозабит воспринимает свою общину как священный ковчег. Уехавший торговать в далекие земли юноша, достигнув шестнадцати лет возвращается в Мзаб, чтобы взять себе жену, после чего снова уезжает на чужбину, раз в год возвращаясь на родину, делая щедрые пожертвования общине, мечети и школе.

Таким путем в руках мозабитской знати и духовных лидеров скопились огромные богатства, которые, однако, не тратятся на предметы роскоши или покупку заграничной недвижимости. Так поступают те, кто остался на далекой прародине - в нынешней Саудовской Аравии. Богатые же мозабиты вновь и вновь ссужают их молодым соплеменникам, желающим разбогатеть и при этом помочь общине. Поэтому своих общинников–миллионеров мозабиты уважают, при встрече останавливаются и почтительно кланяются.

Поклон и тебе, прочиташему эту немудреную сказку-быль.

1.0x