Сообщество «Учебный космос России» 16:13 7 июня 2017

Дни России:"В минуты музыки печальной..." Лекция (урок)-2

По новым программам. Цикл дистанционных лекций Московского общественного университета Знаний. МТОДУЗ проф. В.В. Шахова.

Цикл дистанционных ("оцифрованных") лекций-уроков Московско-Троицкого

общественного дистанционного университета Знаний (М Т О Д У З; Москва - Троицк)

ВАСИЛИЙ Ш А Х О В

ДНИ РОССИИ:«В МИНУТЫ

МУЗЫКИ ПЕЧАЛЬНОЙ…». Лекция (урок) - 2

«В минуты музыки печальной

Я представляю желтый плес…

И шум порывистых берез, И

первый снег под небом серым

Среди погаснувших полей,

И путь без солнца, путь без веры

Гонимых снегом журавлей…

Давно душа блуждать устала

В былой любви, в былом хмелю,

Давно понять пора настала,

Что слишком призраки люблю.

Но всё равно в жилищах зыбких –

Попробуй их останови! –

Перекликаясь, плачут скрипки

О жёлтом плёсе, о любви.

И всё равно под небом низким

Я вижу явственно, до слёз,

И желтый плёс, и голос близкий,

И шум порывистых берёз.

Как будто вечен час прощальный,

Как будто время ни при чём…

В минуты музыки печальной

Не говорите ни о чём».

Николай Рубцов.

«В минуты музыки».

…В «близкие» и «неблизкие» от Москвы местности направлялись фольклористы. Одним из увлечённых поклонников словесного и музыкального народно-поэтического образа был П.В. Киреевский. В золотой фонд культуры входит «Собрание народных песен П.В. Киреевского». Подмосковье и «близкие» к ней провинции были основательно изучены другим крупным фольклористом – П.И. Якушкиным. Сельские сказители хранили в памяти исторические песни, баллады («Что ж это в каменной Москве за тревоги?..»). Чаще всего пешком совершались фольклорные путешествия. Павел Иванович Якушкин придумал даже особый термин для подобных передвижений: «цуфускание» - русизм от немецкого «zu Fuss» (пешком).

В журнальных публикациях тех лет, альманахах, специальных сборниках увидели свет различные словесно-музыкальные жанры, зафиксированные в фольклорных экспедициях под Подольском, Тёплым Станом, Зарайском, Бронницами, Коломной, Серпуховым, Богородском, Орехово-Зуевом, Наро-Фоминском. Сошлёмся хотя бы на художественно-документальный цикл «Владимирка и Клязьма» В.А. Слепцова (начало 1860-х годов).

Песенно-музыкальное Подмосковье «подпитывалось» из Рязанщины, Тульщины, Орловщины, Поочья, Подонья, Поволжья… Пролисходило «взаимообогащение» фольклорных и литературных жанров ( См.: Справочник: Русская поэзия в отечественной музыке. Сост. Г.К. Иванов. М., 1966).

Одним из даровитых знатоков словесно-музыкального фольклора Москвы и

Подмосковья был Александр Иванович Левитов (1835-1877). Левитовский цикл «московских» очерков – один из весомых источников краеведческой (в частности, музыкально-региональной) культурологи. Ждёт своих исследователей тема «И.З. Суриков и суриковский кружок в Москве и Подмосковье». Талантливые литераторы, музыканты, этнографы во второй половине Х1Х – начале ХХ века сказали своё песенно-музыкальное с л о в о. «Наши песни» - «нацеленное» название суриковского сборника. «Чем трудней был путь, тем чаще Наши песни раздавались… Наши песни – не забава. Пели мы не от безделья… Для изнеженного слуха Наше пенье не годится; Наши песни режут ухо, - Горечь сердца в них таится! – выражал «кредо» своё и своих единомышленников Иван Суриков. – В этих песнях миллионы Мук душевных мы считаем; Наши песни, наши стоны Мы счастливым завещаем».

«Культурные гнёзда» Подмосковья (Большая Москва и её окрестности). Во многих из них – любительские концерты. Мемуары, эпистолярия воскрешают

«потревоженные тени» самодеятельных музыкантов из Тёплых Станов и Троицкого, Воронова и Александровского, Пущино и Пушкино, Люберец и Воробьево, Подольска и Остафьево.

Весьма популярны в провинции (а не только в столицах) было творчество

Алексея Николаевича Верстовского (1799-1862), автора шести опер, опер-водевилей, кантат, песен, романсов, баллад. В крупных городах, имениях Подмосковья слушали оперу Верстовского «Пан Твардовский»; были знакомы любители музыки Подмосковья с его «Аскольдовой могилой». «Тут развернулось все дарование композитора, призванного проложить русской оперной музыке прямой путь к истинной народности»,- говорил критик и композитор А.Н. Серов.

Занимая с 1825 года должность инспектора музыки при московских театрах, заведующего (с 1830 г.) репертуарной частью казённых московских театров, Верстовский способствовал развитию музыкальной жизни Подмосковья. Сам он не только писал ноты, но и часто выступал в роли исполнителя. С.Т. Аксаков вспоминал: «Слушали мы с наслаждением музыку и пение Верстовского. «Бедный певец», «Певец во стане русских воинов» из «Руслана и Людмилы», «Черную шаль» Пушкина и многие другие пьесы чрезвычайно нравились всем, а меня приводили в восхищение. Музыка и пение Верстовского казались мне необыкновенно драматичными. Говорили, что у Верстовского нет полного голоса, но выражение, огонь, чувства заставляли меня и других не замечать этого недостатка» (С.Т. Аксаков. Литературные и театральные воспоминания (1812-1830). – Полн. Собр. Соч., т. 1У, ПБ., 1913).

Мемуары свидетельствуют, что в Подмосковье как народные бытовали песни Верстовского на стихи Пушкина. Таков, например, его романс «Черная шаль». Одна из московских газет напоминала: «Песни Пушкина сделались народными: в деревнях поют его «Чёрную шаль». А.Н. Верстовский с большим искусством сделал на сию песню музыку, и доныне жители Москвы не наслушаются очаровательных звуков, выражающих силу стихов Пушкина».

…Одними из «культурных гнёзд» были имения князей Голицыных. А.С. Пушкин «сошёлся» с Николаем Борисовичем Голицыным. Участник войны 1812 года, ординарец П.И. Багратиона, прославившийся храбростью в сражениях под Смоленском, Бородином, Тарутином, Малоярославцем, Вязьмой, удостоенный за храбрость Золотой шпаги, он стал одним из крупных деятелей отечественной культуры. Николай Борисович переписывался с Бетховеном, пропагандировал бетховенское творчество в России. Великий

композитор посвятил Голицыну три струнных квартета; по заказу Голицына Бетховен написал увертюру «Освящение дома». В России по инициативе Голицына впервые прозвучала «Торжественная месса» Бетховена (за двадцать лет до исполнения её на родине автора). «Можно сказать, что Ваш гений опередил век, и что теперь, может быть, не найдется ни одного слушателя, который был бы достаточно просвещен, чтобы насладиться всей красотой Вашей музыки. Но потомки будут благоговеть перед Вами и благословлять Вашу память более, чем это доступно Вашим современникам» (А.Тарасюк. Шпага Николая Голицына. – «Музыкальная жизнь», 1967, № 2, с. 21). В Под-московье успешно проходили выступления капеллы Голицыных и хора Голицына-младшего.

…На музыку были положены многие стихотворения Евдокии Ростопчиной.

Глинка, Даргомыжский, А. Рубинштейн вдохновлялись лирико-психологическими образами талантливой «москвитянки». В подмосковном Воронове , подворонежском имении Анна грустит юная лирическая героиня ростопчинского стихотворения «Искушение»(1839) о музыкальных вечерах, балах в столице («Красавицы летят, красавицы порхают, Их вальсы Ланнера и Штрауса увлекают Неодолимою игривостью своей…»). В различные песенники входило стихотворение Е. Ростопчиной «Слова для музыки» (это стихотворение, посвященное Меропе Александровне Новосильцевой, положено на музыку А.И. Дюбюком, П.И. Чайковским («И больно, и сладко, Когда, при начале любви, То сердце забьётся украдкой, То в жилах течет лихорадка, То жар запылает в крови… И больно, и сладко.. Пробьет час свиданья, - Потупя предательский взор, В волненьи, в томленьи незнанья, Боясь и желая признанья, - Начнешь и прервешь разговор… И в муке свиданье!..»).

…Известная поэтесса Надежда Сергеевна Теплова (родилась в Москве, умерла в Звенигороде) браза уроки музыки у известного пианиста Шпревица. И в Москве, и в Звенигороде в её семье, имевшей интерес к музыке, часто устраивались песенно-музыкальные вечера. В своей «Флейте» (1835) Теплова повествует о своём пристрастии («Люблю луны волшебное сиянье, И запах лип, и легкий шум ветвей, Люблю забот людских молчанье, Люблю безмолвие страстей. Люблю в час вечера унылой флейты звуки И слушаю их нежный перелив, Склонив главу, скрестивши руки, В груди дыханье притаив»). В «Сонете» (1837) своеобразно раскрыта «музыкальная» тема («Брось, лиру, брось, и больше не играй, И вдохновенные, прекрасные напевы Ты в глубине души заботливо скрывай: Поэзия – опасный дар для девы!»). Музыкальное, осердеченно-психологическое, романтически-сентиментальное начало – в её «Свирели» (1838): «Свирель, унылая свирель! Буди, буди пастушек рано! Пусть кинут мирную постель Они с денницею румяной, Услыша раннюю свирель. Свирель, унылая свирель, Сзывай пастушек в полдень знойный, В приют тот свежий и покойный, Где бук растет, густеет ель, Где в травке ландыши белеют, Семьей березки зеленеют И трелит нежная свирель!»).

Свирель, унылая свирель!

Сзывай младых пастушек в поле!

Храни в беспечной, ясной доле,

Гони все мрачное отсель,

Чтобы тоски они не знали

И с тайной грустью не взывали:

Свирель, унылая свирель!

11

В музыкальных сферах Москвы и Подмосковья пользовались уважением имя и литературные опыты Юлии Валериановны Жадовской (1824-1883); несколько стихотворений её были положены на музыку: «Ты скоро меня позабудешь…» (М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский), «Я все еще его, безумная, люблю!..» (А.С. Даргомыжский). Романс «Я всё ещё его, безумная, люблю!..» полюбился певице Полине Виардо; она исполняла его на русском языке.

Я всё еще его, безумная люблю!

При имени его душа моя трепещет;

Тоска по-прежнему сжимает грудь мою,

И взор горячею слезой невольно блещет.

Я всё ещё его, безумная, люблю!

Отрада тихая мне душу проникает,

И радость ясная на сердце низлетает,

Когда я за него создателя молю. 1846.

Композиторы С.В. Рахманинов, М.М. Ипполитов-Иванов, Р.М. Глиэр

также обращались к её психологически-сокровенной лирике.

Полночь глухая. Ты думаешь: всё уж уснуло,

Все тихо, и мир, как кладбище, безмолвен.

Неправда! Прислушайся: шепчут впросонках деревья, Кузнечик в высокой траве распевает.

Прислушайся к сердцу: безмолвно ль оно?

Прислушайся к думам своим: молчит ли твой ум?

Мой друг! В нашей жизни нет тишины совершенной; Безмолвна лишь смерть; но и в этом безмолвье

Отыщешь ты нечто такое, что страшно

И сладко, и чудно душе говорит!

«Ноктюрн». 1844-1847.

… С годовалого возраста провела детство своё в Москве будущая известная поэтесса Каролина Карловна Павлова (1807 – 1893). Литературный салон Павловых считался одним из самых представительных и многолюдных в Москве и Подмосковье. Здесь бывали Аксаковы, Гоголь, Грановский, Григорович, Герцен, Баратынский, Киреевские, Фет, Полонский. Каролине Павловой посвятили свои стихи Баратынский, Вяземский, Языков, Мицкевич. Она дружила с А.К. Толстым. «Алмазный» стих Каролины Павловой заметил Белинский; «лирика женского сердца» получила в её поэзии талантливое и оригинальное воплощение.

Тема Москвы и Подмосковья – одна из ведущих в её творчестве. «И суетных желаний бремя Я с сердца сбросила давно. И примирилась я с Москвою, С отчизной лени и снегов… Москве сравненьем не вредя, Стихи здесь русские пишу я При шуме русского дождя. Покинув скромную столицу Для полугородских полей, Шлю из Сокольников я в Ниццу Дань благодарности моей» (Н.М. Языкову. Ответ». Июнь.1840. С о к о л ь н и к и).

«Июнь. 1841. Г и р е е в о» - означено под стихотворением «Огонь». «Июнь.

1847. Г и р е е в о – под стихотворением «Дума». О Москве размышляет она в стихотворении 1847 года «Мы современницы, графиня, Мы обе дочери

Москвы…». «1844. Б у т ы р к и» - означено под стихотворением «Москва».

Об «улицах Первопрестольной», о том, чем «тешится Москва» с добродушной иронией повествует она в «музыкальной» поэме «Кадриль»(между 1843 и 1859).

…Объявления о благотворительных, просветительских концертах в Подольске, Теплом Стане, Коломне, Серпухове, Можайске, Волоколамске, Сергиевом-Посаде с участием Константина Николаевича Игумнова (1873-1948), выдающегося пианиста и педагога, профессора Московской консерватории. «В чём смысл моей жизни? – спрашивал себя Игумнов незадолго до кончины. – Играть…».

…Рекламы концертов в Волоколамске, Подольске, Коломне, Химках, Пушкино, Чехове, Раменском, Бронницах, многих других местах ближнего и дальнего Подмосковья с участием уроженки Москвы Надежды Андреевны Обуховой (1886-1961), замечательной представительницы русской вокальной школы, артистки оперы (меццо-сопрано) и камерной певицы. В 1941-1945 годах она выступала в госпиталях, клубах, на радио.

Её камерный репертуар насчитывал более 300 произведений. Всенародной популярностью пользовались в её исполнении романс М.Глинки «Сомнение», А. Даргомыжского «Я всё ещё его, безумная, люблю»,

С. Рахманинова «В молчанье ночи тайной».

…По Москве-реке и Оке плавали – «ходили» теплоходы «Александр Пирогов» и «Григорий Пирогов». Московско-окские пристани, московско-окские острова и плёсы помнят знаменитых певцов Александра Степановича Пирогова (1899-1964) и Григория Степановича (1885-1931). Григорий Степанович, обладая мощным, полнозвучным басом «виолончельного» тембра, особенно славился кантиленой (певучестью) звука; его считали вторым русским великим басом после Фёдора Шаляпина. Народный артист СССР Александр Пирогов отличался незаурядной сценической одаренность, неуемным артистическим темпераментом, мощным высоким басом неповторимого «пироговского» тембра…

(продолжение следует)

1.0x