Сообщество «Учебный космос России» 07:00 9 июня 2017

Дни России:"Сильна ли Русь?"-6

Дистанционная ("оцифрованная") лекция проф. В.В. Шахова. МТОДУЗ (Москва-Троицк). В помощь школе и вузу.

Василий Шахов.

ДНИ РОССИИ: "Сильна ли Русь?" Лекция-урок 6

…Сильна ли Русь? Война, и мор,

И бунт, и внешних бурь напор

Её, беснуясь, потрясали –

Смотрите ж: всё стоит она!..

А.С. Пушкин.

«Бородинская годовщина».

И современники и тени

В тиши беседуют со мной

Сильнее стало ощущенье

Шагов Истории самой…

Ярослав Смеляков.

МЕГАПОЛИС ЖАЖДЕТ: туризмововедение

и «подвиг души».

«Краеведческая культура – одна из основ корневой культуры человека, а следовательно, и его нравственности, гражданственности. Такой она остаётся и в век высокой технической цивилизации и даже тогда, когда он насыщен социальным реформаторством. Со времени распространения в России собственно научных знаний и понятий об источниках таких знаний можно говорить уже и о том, что мы называем теперь

м о с к в о в е д е н и е м, и соответственно о его роли и развитии краеведения и науки в целом», - говорил один из видных и компетентных знатоков истории Москвы и Подмосковья профессор С. О. Ш м и д т, председатель Археографической комиссии Академии наук России, председатель правления Союза краеведов России.

Великий русский поэт в «Борисе Годунове» рисует образ мудрого летописца Пимена («Ещё одно, последнее сказанье И летопись окончена моя…Недаром стольких лет Свидетелем Господь меня поставил И книжному искусству вразумил… …Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу».

Историческое краеведение имеет значительные и весомые традиции. Отошлём читателей к монографии «Историческое краеведение. Основные источники истории родного края. Пособие для студентов педвузов» ( авторский коллектив: Н.П. Милонов, Ю.Ф. Кононов, А.М. Разгон, М.Н. Черноморский, А.С. Завадье; Москва, «Просвещение», 1969). В своё время вышли (теперь они стали библиографической редкостью) полезные издания: сборник «Подмосковье»(1956), пособие по краеведению для учащихся школ («Из истории Москвы и Московской области»; авторы – А.И. Казанский, А.К. Казанская, Н.А. Сундуков; «Просвещение», 1964).

Под краеведением понимается всестороннее изучение (школьниками или студентами на занятиях и во внеурочное время) какой-либо определённой территории, проводимое на научной основе. А.С. Барков в монографии «Вопросы методики и истории географии» (М., 1961) констатирует: «Краеведение есть комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края». Различают краеведение по формам его организации: государственное, школьное (вузовское), общественное.В школьном же краеведении различают

у ч е б н о е (его методология, методика, характер и содержание мотивируются учебными программами) и н е п р о г р а м м н о е

( его структура, содержание, формы и методика определяются планами воспитательной работы каждого конкретного учебного заведения). Один из талантливых художественных летописцев древней Московии Иван Бунин

создаёт собирательный образ города с великой историей («Самый город тоже гордился своей древностью и имел на то право, он и впрямь был одним из самых древних городов… принадлежал к тем важнейшим оплотам Руси, что, по слову летописцев, первыми вдыхали бурю, пыль и хлад из-под грозных азиатских туч, то и дело заходивших над нею, первыми видели зарева страшных ночных и дневных пожарищ, ими запаляемых, первыми давали знать Москве о грядущей беде и первыми ложились костьми за неё…»

Бунинское стихотворение «В орде»: «Над степью, в приволжских песках, Широкое, алое солнце тонуло. Ребёнок уснул у тебя на руках, Ты вышла из душной кибитки, взглянула На кровь, что в зеркальные соли текла, На солнце, лежащее точно на блюде,- И сладкой отрадой степного, сухого тепла Подуло в лицо твоё, в потные смуглые груди». Бунинский исторический эпос («Великий был стан за тобой: Скрипели колёса, верблюды ревели, Костры, разгораясь, в дыму пламенели И пыль поднималась багровою тьмой. Ты, девочка, тихая сердцем и взором, Ты знала ль в тот вечер, садясь на песок, Что сонный ребёнок, держащий твой тёмный сосок, Тот самый Могол, о котором Во веки веков не забудет земля? Ты знала ли , Мать, что и я Восславлю его, - что не надо мне рая, Христа, Галилеи и лилий её полевых, Что я не смиреннее их – Аттилы, Тимура, Мамая, Что я их достоин, когда, Наскучив таиться за ложью, Рву древнюю хартию божью, Насилую, режу, и граблю, и жгу города? - Погасла за степью слюда, Дрожащее солнце в песках потонуло. Ты скучно в померкшее небо взглянула И, тихо вздохнувши, опять опустила глаза… Несметною ратью чернели воза, В синеющей ночи прохладой и горечью дуло».

Суммированные, прокомментированные материалы «Энциклопедии Подмосковья» могут послужить основой факультатива «Роль археологии в краеведении.

Краеведческая археология. Археологическое краеведение Подмосковья». Примерная программа такого факультатива: - Содержание, трактовка понятий, дефиниций, терминов. Включение в научный и учебно-воспитательный обиход сведений, материалов, фактов археологического характера; - Археология как составная часть исторической науки, изучающая вещественные памятники (первобытные, древние и средневековые), занимающаяся реконструкцией по ним далёкого прошлого человеческого общества. Вещественные памятники: орудия производства и созданные с их помощью материальные блага (одежда, предметы роскоши, украшения, частные и общественные архитектурные постройки, произведения изобразительного искусства, монеты, оружие и т.д.); - Краеведческий, «региональный компонент» археологии. Использование в краеведении археографии, археологической датировки, археологических методов. Археологическая культура. Ахеологические памятники. Археологические раскопки.

Статьи «Энциклопедии Подмосковья» помогут учащимся, всем интересующимся краеведческими проблемами сориентированься в следующей проблематике: - Специалисты-археологи, выдающиеся учёные, исследовавшие территорию Подмосковья; - Культурологический обзор памятников древнейшего периода в Подмосковье; - Палеолит (эпипалеолит, протонеолит, мезонеолит), «детство человеческого рода». Хронологически: древний (нижний) – с 600 до 30 тысячелетия до н.э.; верхний (поздний) палеолит – с 30 до 14 тысячелетия до н. э.; - Мезолит, эпоха каменного века, переходная между палеолитом и неолитом (от 14 тыс. лет назад до 7 тыс. лет назад, т.е. от 12 тысячелетия до н.э. – до 5 тысячелетия до н.э.) Археологические находки на реках Ока,Москва, Клязьма, Истра, Волга; - Неолит, позднейшая эпоха каменного века, сменившая мезолит. Появление глиняной посуды, возникновение земледелия, проявления прогресса в общественных отношениях. Основные признаки неолита: заточка камня, его пиление и шлифование, появление нового типа орудия – топора, появление керамики с ленточным (или жгутовым) способом изготовления глиняной посуды, появление металла. Находки боевых топоров, их типы на реках Оке, Волге, Москве, Доне; - Энеолит, «меднокаменная» эпоха; расцвет материнского рода, зачатки патриархата. Исследования абашевской культуры; - Городецкая культура. Срубная культура. Борщевская культура. Роменско-борщевская культура. Изучение археологических памятников Подмосковья и «смежных» регионов, «московских украйн»; - Железный век. Распространение металлургии железа, изготовление железных орудий, оружия в Подмосковье. Применение железа – мощный импульс-стимул развития производства, ускорения общественного развития.

Под курганами и поселениями обнаруживают ямы и катакомбы. На лесистых берегах Верхней Волги, Оки, Москвы и их притоков сохранились следы маленьких крепостей, обнесённых земляными валами, следы г о р о д и щ, относящихся (по свидетельству Птолемея) во 2 веку н.э. Волжско-окские первобытные городища получили название д ь я к о в с к и х от обнаруженного археологами городища у села Д ь я к о в о на Москве-реке.

Старшие школьники могут принять участие в археологических экспедициях. Конечно же, перед этим они должны получить необходимые знания в к р у ж к а х, где обстоятельно осмыслили необходимые вопросы

( местонахождение и условия расположения памятников; виды и наименование памятников; приёмы описания памятника; описание находок около памятника или на нём.

Для изучения эпохи бронзы в Подмосковье имеются классические памятники ф а т ь я н о в с к о й культуры. Обнаружены в Подмосковье и следы палеолитических стоянок.

В программах школ, гимназий, колледжей, училищ, лицеев есть вопросы, предусматривающие связь о с н о в н о г о материала с «региональным компонентом». Программы составляются таким образом, чтобы предусмотреть соответствующее время на изучение необходимого краеведческого материала. Вопрос о целесообразности использования этого материала в той или иной теме, характере его привлечения (в тематическорй связи с изучаемыми на соответствующих уроках событиями или же на специально выделенных уроках) решается самим учителем, исходя из конкретного содержания материала краеведения.

Опыт лучших педагогов и воспитателей позволяет выявить основные формы и методы подготовки учителя к уроку с использованием краеведческого материала. Прежде всего – и с т о ч н и к и краеведческих сведений. Учитель составляет библиографию статей и книг по истории Подмосковья; знакомится с монографической и научно-популярной литературой по истории края или города; привлекает учебные пособия по истории края и методические работы учителей-земляков; необходимо знакомство с экспозициями и фондами местного краеведческого музея; просматриваются комплекты местных газет с краеведческими эссе, очерками.

Занятия с элементами краеведения (с частичным использованием «регионального компонента») и занятия, целиком посвящённые истории «малой родины», строятся на тех же дидактических и методических принципах, которые применяются в обучении истории.

«МОЙ ПОДМОСКОВНЫЙ ЗЯБЛИК, НАЧНИ, НАЧНИ…»

Вместе с тем целенаправленное и систематическое привлечение краеведческих материалов придаёт данным урокам специфические черты и порождает особые требования к ним.

…Вон зеленя прозябли.

Продуты ветром дни.

Мой подмосковный зяблик,

Начни, начни…

Э д у а р д Б а г р и ц к и й.

История «малой родины», данного края или местности – часть истории Отечества; «местные» исторические события при всей их специфике, своеобразии – проявление общего исторического процесса. В методическом плане следует не забывать, что «местные», региональные факты и события не должны быть лишь механическим «привеском» к основному курсу. Необходима тесная связь краеведения с курсом отечественной истории. Чем глубже, основательнее, аргументированнее, разветвлённее будет данная связь, тем выше эффективность изучения и общего курса, и истории края ( в частности, Подмосковья).

История края – это самостоятельная тема или проблематика курса истории, имеющая право на существование (как и любая тема или проблема курса) в силу своей познавательно-воспитательной значимости, а не потому лишь, что она выполняет полезную служебную роль по отношению к другим темам или проблемам курса, помогая их осмыслению. История края – составная и обязательная часть учебного курса; изучение исторического краеведения должно проводиться по определённой системе. Опыт лучших педагогов и воспитателей свидетельствует о большой эффективности, психолого-педагогической значимости с б л и ж е н и я учебной и внеклассной работы, об их органической взаимосвязи и диалектическом взаимопроникновении. Обращение к краеведческой тематике и проблематике играет при этом особую познавательно-воспитательную роль. Полученные в процессе внеклассной работы сведения ( образы и метафоры жанров прозы, лирики, публицистики, эссеистики, мемуаристики, эпистолярии, бытовые детали, цифровой материал, биографические сведения и т. п.) позволяют эффективнее и рациональнее проводить основные уроки.

Определяя и конкретизируя дидактические основы школьного (или вузовского) краеведения, методисты и практики-педагоги используют различные приёмы включения элементов краеведения в уроки по истории России. Во-первых, краеведческое вступление к уроку или к одному из рассматриваемых на уроке вопросов; во-вторых, краеведческая конкретизация основных вопросов урока; в-третьих, краеведческое дополнение к основному материалу; в-четвёртых, краеведческий материал – как основа изучения темы урока или некоторых его вопросов.

Билет – картонный символ веры –

На Ярославском обрести –

И вот оно:

Раздолье, поле,

Леса в мятежном забытьи…

Дмитрий Голубков.

Планирование уроков с «краеведческим компонентом» определяется особенностями историко-культурного развития региона, изученностью его истории, значением того или иного периода для исторических судеб как самого региона, так и всего государства и, конечно же, в значительной степени совпадением краеведческих тем с вопросами основного курса.

Планирование и реализация запланированного усложняются, когда вопросы общего курса совпадают с историей края.

Педагоги-практики рекомендуют: если речь идёт о строго локализованных событиях общественно-политической истории, то следует принять следующее решение – события, относящиеся к прошлому «малой родины», изучаются более подробно (и для этого даже выделяется дополнительное учебное время или же дополнительный урок, непосредственно следующий за уроком основного курса). При этом оба урока оказываются «основными» и «краеведческими».

Сложнее определить и реализовать содержание урока краеведения при рассмотрении фактов экономической (или культурной) жизни общеисторического значения, относящихся по локальному признаку к истории данного края или региона. В качестве примера можно назвать изучение темы «Развитие русской культуры в 16-17 столетиях». Содержание её в основном касается Москвы, и

тема эта может рассматриваться в московских школах ( и школах Подмосковья) как краеведческая. Здесь же – «краеведческий компонент», а также мотивация и дидактическая реализация «связей» с другой темой – «Наш край в 14 – начале 17 вв.»

Несколько замечаний по планированию уроков «москвоведения» и «краеведения Подмосковья».

Поившая своей волною

Давно минувшие века,

Там вьётся светлой полосою

Смиренная Москва-река…

Пётр Вяземский

1-й урок. Население района Москвы и Подмосковья в древности. (Соответствует теме «Наш край в древности. Первые сведения из истории нашего края»).

Природа Подмосковья. Смена археологических культур на территории современного Подмосковья. Славяне-вятичи.

2-й урок. Возникновение Москвы. Для учебных заведений Подмосковья эта тема «укладывается» в рамки краеведческой темы «Наш регион в период средневековья, до 14 столетия».

Возникновение и первичный рост города. Первые летописные сведения о Москве. Результаты раскопок. Вопрос об основании Москвы Юрием Долгоруким.

3-й урок. Москва и Подмосковье в 14 – 16 столетиях. На этом уроке знания учащихся расширяются и углубляются за счёт исторических деталей, связанных с «московскими украйнами» (окраинами).

4-й урок. Москва и Подмосковье в 17 веке. Основное и «краеведческое» преплетается, перекликается: разорение Москвы и Подмосковья после изгнания польских интервентов; «медный бунт», «соляной бунт». Здесь же – обзор памятников каменного и деревянного зодчества (церковная архитектура, жилые здания).

5-й урок. Москва и Подмосковье в 18 веке. Учитель (по своему усмотрению) делает акценты на тех или иных фактах: влияние реформ на жизнь и облик столицы и Подмосковья, возникновение новых мануфактур.

Последующие занятия продолжат знакомство учащихся с важнейшими событиями истории Москвы и Подмосковья в 19- 21 вв.

…Шумит великая столица,

Шуршит машинами над ней,

И что же ей, Неглинке, снится

Среди подземных кирпичей?

Кувшинка, синие стрекозы,

Чуть розоватый свет зари?

Луга, песчаные откосы

И на быстринке пескари?..

Владимир Солоухин

Туризм. Историческое краеведение и краеведение литературное, художественное, архитектурное, музыкальное. Историческое

краеведение и краеведение географическое, естественно-научное, экономическое. Словесно-образное восприятие минувшего и настоящего:

…Московский герб: герой пронзает гада.

Дракон в крови. Герой в луче. - Так надо.

Во имя Бога и души живой

Сойди с ворот, Господень часовой!..

Марина Цветаева

(продолжение следует)

1.0x