Авторский блог Александр Ермошин 17:35 17 июля 2018

ДЛИННЫЕ НОГИ ПАТРИАРШЕГО СЛОВА

У лжи короткие ноги. Но не всегда...

двойной клик - редактировать изображение

двойной клик - редактировать изображение

двойной клик - редактировать изображение



Сто – цифра магическая, она вошла в язык в виде поговорок («Сто бед – один ответ» и другие). Из всех значительных промежутков времени сто лет занимают особое место и даже получили своё собственное обозначение – ВЕК. Сто лет сравнимы с продолжительностью человеческой жизни, а некоторые люди вполне успешно преодолевают этот рубеж. Период этот в русском языке используется и просто для значительного периода, скажем, «Серебряный век» русской поэзии, насчитывающий на самом деле около пятидесяти лет. Поэтому неудивительно, что в нашей жизни столетний юбилей обычно является значительным поводом для объективного осмысления того или иного события. В силу разных причин некоторые события, произошедшие в начале двадцатого века, получили мощный общественный резонанс, а некоторые промелькнули мимолётно, не удостоившись общественного внимания.

Среди ряда «столетних» юбилеев, недавно отмеченных или тех, которые ожидаются, значительное место принадлежит печальному событию, произошедшему в Екатеринбурге сто лет назад. Этому событию Русская православная церковь сразу придала особое значение. Патриарх Тихон уже через три дня после расстрела бывшего императора Николая Второго отозвался на его смерть в одном из московских храмов. Не возьмусь судить, какой общественный резонанс получили произнесённые им слова в то время, скажу лишь, что с тех пор его речь была неоднократно опубликована и получила достаточную известность. При внимательном прочтении этой речи возникают разные впечатления. Кто-то сделает вывод о неправомерности действий советской власти, кто-то – об особенном значении, придаваемом Церковью последнему российскому монарху.

Я остановлюсь всего лишь на одном слове, произнесённом Тихоном. Оно стало ключевым в его фразе. которую я приведу полностью; «…». Слово это – «одобрили».

Некоторое время назад Елена Польгуева в «Советской России» писала: «Ни один нормальный человек не станет ликовать по поводу убийства или расстрела ближнего, если, конечно, этот ближний не какой-нибудь исключительный изверг. Поэтому никто и никогда не устраивал праздника по случаю расстрела семьи последнего императора и его приближенных. Но не стоит и забывать, что расстрел произошел в разгар Гражданской войны, что по всей стране в ту пору гибли люди, всего же за время конфликта погибли миллионы людей». Косвенной причиной этой войны послужила Первая мировая война, в развязывании которой не последнюю роль сыграл и сам Николай Второй.

В житейском смысле слово «одобрить» означает – сделать ДОБРОЕ дело.

Судя по тому, что Патриарх отозвался на смерть бывшего Царя уже через три дня после этого события, он пользовался официальным сообщением, размещённым в центральных газетах Советской России того времени. Вряд ли у него были свои, столь оперативные информаторы.

Вообще-то удивительно, что именно это событие удостоилось внимания представителя РПЦ столь высокого ранга. Насколько я понимаю, все предыдущие печали, произошедшие с царской семьёй после отречения Николая Второго от престола с последующей реакцией РПЦ, и отмечавшие вехи, касающиеся бывшего Божиего Помазанника, внимания РПЦ не удостаивались. Арест Николая Второго и его семьи Временным правительством, содержание под стражей в Царском Селе и последующая ссылка в далёкий Тобольск, как и многие другие его злоключения, не входили в заботы священнослужителей. А ведь каждый из них в своё время приносил присягу Лично Николаю Второму и его наследнику.

Наш разговор не о равнодушии подчинённых бывшего Главы Российской церкви. Наш разговор всего лишь об одном слове из речи Патриарха: «одобрили». Есть основания, что слово это именно из речи Патриарха стало обозначением (в церковном варианте) официального отношения Советской власти к екатеринбургской трагедии. Это слово вошло в мемуары современников, из которых можно назвать «Дневник» В. П. Милютина, присутствовавшего на заседании Совнаркома РСФСР, на котором прозвучала соответствующая информация. Оно, это слово вошло в авторитетные издания советского времени, из которых можно назвать «Биографическую хронику В. И. Ленина», изданную в 1970-е годы. Именно это слово в том же значении и по этому же поводу встречается в современных описаниях страшного события столетней давности.

Несколько отвлекшись от сути обсуждения давнишнего события, хочу отметить огромный авторитет патриарха в общественной жизни нашей страны. Ниже я отмечу другие примеры этого. А пока, чтобы завершить обсуждение давнишней трагедии, приведу фрагмент из официального сообщения Советской власти, размещённого в центральных «Правде» и «Известиях»:

«Президiум Центральнаго Исполнительнаго Комитета, обсудив всѣ обстоятельства, заставившiя Уральскiй Областной Совѣт принять решенiе о разстрѣлѣ Николая Романова, постановил:

Всероссiйскiй Ц. И. К., в лицѣ своего президiума, признает рѣшенiе Уральскаго Областного Совѣта правильным».

Выделение в тексте и орфография источника сохранены.

Как видим, Советская власть расстрел Николая Второго «признала правильным» и именно - «обсудив все обстоятельства». Наверное, надо быть «благодарным» Патриарху за то, что он, говоря об отношении Советской власти, не употребил, скажем, слово «приветствовали» или даже словосочетание «с восторгом отнеслись…». Учитывая авторитет Церкви, наверное, оно бы прижилось столь же «успешно».

А о ситуации того момента кроме слов нашей современницы, приведённых в начале нашей заметки, свидетельствует и оценка Я. М. Свердлова в его речи на заседании Петроградского Совета рабочих и красноармейских депутатов 23 февраля 1919 года:

«Вспомните, товарищи, летние месяцы – июнь, июль 1918 года, когда один город за другим отбирали у нас белогвардейцы и чехословаки… Все дрогнули, повсюду пронесся ужас. Нам казалось, что мы стоим на краю пропасти, что мы едва сможем собрать силы для того, чтобыотстаивать ту, хотя и значительную, но значительно урезанную часть Советской России…».

Авторитет Церкви и её Патриарха, играющий столь же дезинформационную роль, проявляется и в таком часто употребляемом словосочетании, как «богоборческая советская власть». Вспоминается моё посещение передвижной выставки «Преодоление», подготовленной Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом и размещавшейся в кафедральном соборе Нижнего Новгорода в декабре 2013 года. Перед этим экспозиция побывала в Москве и в Римини (Италия). В сопутствующей аннотации, идущей от Патриарха, это словосочетание употреблялось несколько раз. Дождавшись окончания одной из немногочисленных экскурсий по экспозиции, я обратился к экскурсоводу с вопросом, не мог бы он подсказать какой-либо конкретный документ от Советской власти, в котором бы говорилось о «борьбе с Богом». Идеально вежливый и интеллигентный мужчина с внушительным бейджигом на лацкане воздел руки к потолку и, широко разведя их в стороны, опустил: «Вот всё ЭТО и говорит о её «богоборчестве».

Я настаивал на своём недоумении: «Информацию о разрушенных церковных зданиях, о судах над священниками, их ссылках и даже о расстрелах по суду я встречал и раньше. Но нигде не увидел даже упоминания о «борьбе с Богом». Действительно, я не считал Советскую власть ни мягкой, ни нерешительной. Известны призывы и лозунги Советской власти: «Все на борьбу с Деникиным!», «Все на борьбу с Колчаком!» и т.п. Но «борьба с Богом»?..

Известно о лояльном отношению большевиков к избранию Патриарха – в отличие от позиции Временного правительства, при котором церковники два месяца не смогли решить этого вопроса. Кстати, одним из документов, принятых при новоизбранном Патриархе, было Определение РПЦ, которым, в частности, декларировалась религиозная принадлежность первого и некоторых других персон нового Правительства. Видимо, этот документ Церковь собиралась предложить предстоящему Учредительному собранию.

В последующие годы во взаимоотношениях Церкви и Советской власти наблюдались разные периоды. Сейчас особенно заметно, что Церковь не утратила своего отрицательного, по сути, воинственного отношения к ней, Особое сожалеиие вызывают непрекращающися ложь и клевета по отношению к видным советским деятелям. Со стороны ведущих деятелей РПЦ можно встретить «информацию», что Ленин и Сталин «насиловали монахинь». Новый этап подобной активности начался с недавнего подписания Акта «О каноническом общении» РПЦ с РПЦЗ. Вслед за канонизацией царской семьи Актом РПЦЗ, состоявшейся в 1981 году, в порядке не иначе как этого «общения» в 2000 аналогичный Акт был принят и РПЦ.

Аналогичная последовательность произошла и в отношении советского дипломата Войкова. РПЦЗ вдруг озаботилась излишним с её точки зрения количеством переулков и даже станции метро в Москве с его именем. То же мнение проявило и руководство Московского патриархата.

Мне не удалось проследить происхождение информации из календаря советской истории, а именно следующего сообщения, опубликованного в церковных СМИ: «15 мая 1932 г. В этот день Сталин подписал Декрет о безбожной пятилетке. К 1937 году имя Бога должно быть забыто». Это лживо-клеветническое сообщение транслировалось не только типографским способом, но и в многочисленных сайтах Интернета. Можно предположить, что сие сообщение зародилось под сенью РПЦЗ в эмигрантской среде с её мифологизированным представлением об отечественной истории и ДЛЯ распространения в ЭТОЙ среде, а в отечественные СМИ попало по ошибке.

Известны мракобесные представления РПЦЗ о значении Великой Отечественной войны в нашей истории, так или иначе оказывающие влияние на паству Московского Патриархата в условиях «канонического» общения этих мощных организаций.

Столь же чуждые действительности схемы привносятся «из-за бугра» от долгое время бывшей оторванной от отечественной среды в отношении самого Николая Второго. В головах мифологизаторов как-то уживаются прославление в чине святых не только его самого, но и тех, кто был в одной связке с теми, кто добивался его отстранения от активной политической жизни.

К концу своего правления и, можно сказать, славы Николай Второй обладал тремя ипостаси власти: государственной (он назначал губернаторов, вёл международные переговоры и пр. – то, что сам он называл быть «хозяином земли русской»), военной (он был Верховным главнокомандующим Российской армии, в его непосредственном подчинении находились высшие военные чины империи) и церковной (согласно законам империи он был главой Русской церкви). Его первыми словами после отречения были «Кругом измена и трусость и обман». Относились эти слова и к церковным чинам, предавшим его. И прославленным современными церковниками.

Можно понять всю церковную иерархию, после принятия Закона об отделении Церкви от государства лишившуюся привычной государственной кормушки. Большинство из церковнослужителей как правило имело по много детей, а их жёны не работали. Но понять – не значит оправдать.

Закончить свои заметки хочется надеждой на достойное осмысление служителями РПЦ своего прошлого и будущего предназначения.

двойной клик - редактировать изображение

двойной клик - редактировать изображение

двойной клик - редактировать изображение


двойной клик - редактировать изображение

двойной клик - редактировать изображение



1.0x