Авторский блог Василий Шахов 14:34 23 апреля 2018

Дыханте космизма: ленинско-сталинская галактика

Святыни человечества: ленинско-сталинская галактика

ДЫХАНИЕ КОСМИЗМА: ЛЕНИНСКО-СТАЛИНСКАЯ ГАЛАКТИКА

Вновь и вновь «ловцы душ» вызывают «потревоженные тени» Владимира Ильича и Иосифа Виссарионовича… Судьба Мавзолея… Судьба упокоения великих деятелей русской державности, государственности…

Что могут предпринять немногочисленные «сидельцы» в Госдуме? Лишь «отбиваться» от оголтелого лая ленинопадцев, сталиноненавистников, СССР-хулителей? Изгнанную идеологию перехватили, приватизировали коварные «ловцы душ» заокеанской выучки, вскормленные допинг-долларовыми грантами…

А не пора ли всем, кому дорога история Государства Российского, сказать своё слово?

К Р А С Н У Ю П Л О Щ А Д Ь нужно оставить в покое пока не найдётся достойное решение о П А Н Т Е О Н Е…

Не объявить ли всемирный конкурс на цивилизационно-культурологическое, историко-этическое, ландшафтно-эстетическое решение проблемы возведения П А Н Т Е О Н А?

Не отдельным персонам, а всенародно, многомиллионно решать: КАКИМ, ГДЕ, КОГДА быть П А Н Т Е О Н У?

ОДИН ИЗ ВАРИАНТОВ: ПРОЕКТ ИОФАНА

Борис Михайлович Иофа́н (1891—1976) — советский архитектор, один из ведущих представителей сталинской архитектуры, автор неосуществлённого проекта дворца Советов. Народный архитектор СССР (1970). Лауреат Сталинской премии второй степени

Б. М. Иофан родился 16 (28) апреля 1891 года в Одессе. Окончил в 1911 году Одесское художественное училище, работал в Петербурге помощником архитектора А. И. Таманяна и своего брата Д. Иофана. Затем учился в Риме в институте изящных искусств у известного архитектора Армандо Бразини (закончив институт в 1916 году).

Биография Бориса Михайловича изобиловала событиями, коллизиями, которые могли быть объектом самого причудливого историко-психологического эпоса. Он - сын одесского швейцара, она - итальянская герцогиня по отцу и русская княжна по матери. Борис Иофан и Ольга Сассо-Руффо могли никогда не встретиться. Но у них была общая мечта - сделать мир лучше, совершеннее, справедливее.

Автор Дома на Набережной и знаменитого Советского павильона на Всемирной выставке в Париже был основательно возвышен властью, а затем низвергнут в опалу. Но она - его жена, супруга, подруга, муза - была всегда неразлучно с ним рядом (как в минуты триумфа, так и в трудные моменты быта и бытия).

Иофанова избранница Ольга – дочь итальянского герцога Фабрицио Сассо-Руффо и русской княжны Натальи Александровны Мещерской. Ольга была замужем за Борисом Огаревым (внучатым племянником друга Герцена, Николая Огарева). Они венчались в 1908 году в Санкт-Петербурге; после рождения двоих детей переехали во Францию, в Париж. Развод. Забрав детей, Ольга перебралась на свою итальянскую виллу, где ей хотелось открыть бесплатную школу для бедных детей. Участие в пассионарно-просветительских акциях. Знакомство Ольги и Бориса; взгляды их во многом совпадали. Совместные поездки по изучению архитектурных ансамблей в окрестностях Рима и Тоскане окончательно сблизили их…

Когда Рафаэль вдохновенный
Пречистой девы лик священный
Живою кистью окончал:
Своим искусством восхищенный
Он пред картиною упал!
Но скоро сей порыв чудесный
Слабел в груди его младой,
И утомленный и немой
Он забывал огонь небесный.

Таков поэт: чуть мысль блеснет,
Как он пером своим прольет
Всю душу; звуком громкой лиры
Чарует свет, и в тишине
Поет, забывшись в райском сне,

Вас, вас! души его кумиры!
И вдруг хладеет жар ланит,
Его сердечные волненья
Всё тише, и призра́к бежит!
Но долго, долго ум хранит

Первоначальны впечатленья

…В 1918-ом они стали семьей… В России гремели революционные грозы… Итальянские энтузиасты-пассионарии по-своему понимали, по-своему оценивали судьбоносные события. Ольга познакомила Бориса со своими давними друзьями-социалистами Антонио Грамши и Пальмиро Тольятти. Оппоциционно настроенные молодые романтики, конечно же, ничуть не сомневались, что именно Россия станет тем государством, о котором мечтал Кампанелла, что именно в России будет построен несказанно-желанный город Солнца.

Пламенно-романтическая утопия Томмазо Кампанеллы… Мысль, устремлённая в космос мироздания… - «Критерием истины является опыт… Истинно лишь то, что соответствует разуму и природе… Не существует ни ада, ни рая, ни дьяволов, так как их никогда и никому не приходилось видеть… Не подобны ли священнослужители пользующимся особым почетом жонглерам, призывающим нас взирать на небо, опустошая тем временем наши карманы?»...

И вот в далёкой России мечте-утопии Томмазо Кампанеллы (так полагали молодые романтики) суждено было сбыться… Таинственно-притягательная северная страна… Мать Ольги - Наталья Александровна Мещерская, выйдя за состоятельного венецианского герцога Сассо-Руффо, редко наведывалась в Россию… …Герцогиня Ольга Сассо-Руффо и сын одесского швейцара Бориса Иофан… Судьба, фактически случайное стечение обстоятельств приведут их самих в революционную Россию…

В 1924 году в Италию приехал (на лечение после инфаркта) председатель Совнаркома Алексей Иванович Рыков с женой Ниной Семеновной. К этому моменту Иофан вместе с Ольгой уже вступили в Итальянскую компартию…

ВТОРОЙ ЧЕЛОВЕК В СОВЕТАХ ПОСЛЕ ЛЕНИНА.

ВАЛУЕВО. КИТАЙ. ИОФАН.

(Сенсация для Поднебесной и друзей Китая)

………………………………………………………………………………….

Тайны и загадки о месте проведения Великого Шестого Форума Компартии Китая до сих пор будоражат воображение прогрессивного человечества, с уважением (а кто и с опаской) взирающего на поистине Триумфальное шествие «китайского чуда», «экономического чуда Поднебесной». Архивы раскрывают эти тайны и загадки того,

г д е и к а к проходил судьбоносный, всемирно значимый Шестой СЪЕЗД КПК. «Дача Рыкова». «Дача Бухарина». Валуево. Воскресенское. Первомайское. Птичное…

Несомненно, столь трепетно относящиеся к своей Истории наши соседи многомиллиардно почтят Мемориал Великого ФОРУМА, ПАНТЕОН ВЕЛИКОГО ФОРУМА.

……………………………………………………………………………

Валуевские прозрения архитектора Иофана

БОРИС МИХАЙЛОВИЧ И О Ф А Н… Архитектор с мировым именем. Одна из наиболее значительных и ярких фигур в архитектуре ХХ века. Его имя с уважением называют среди достойных имен основоположников советского монументального классицизма. Всесветную славу принесли ему проектыСоветских павильонов на Международных выставках в Париже и Нью-Йорке. Борис Михайлович – среди ведущих разработчиков неосуществлённого проекта Дворца Советов. Его «лебединая песня» - замысел комплекса МГУ им. М.В. Ломоносова на Ленинских (Воробьевых) горах.

«Семья Иофанов в Валуеве» - увлекательная тема для регионоведов и культурологов. Борис Иофан был сопровождающим прибывшему инкогнито в Рим «красному предсовнаркома» Рыкову с супругой. После перенесенного инфаркта в 1924-ом Алексей Иванович неофициально прибыл для поправки здоровья в Италию.

Иофан имел уже несколько реализованных проектов, и А.И. Рыков предложил талантливому соотечественнику возвратиться на родину.

Иофаны часто гостевали в Валуеве, тем более, что их с рыковской семьей связывали родственные отношения: жена Рыкова была двоюродной сестрой Иофана. Много раз в «карамзинском гроте» шли беседы о строительном деле и архитектуре.

…Вспоминали об Италии… Веселый остроумный Рыков, «человек-шутка», как звали его товарищи, веселиться любил и умел. Раздобыли тогда балалайку, Алексей Иванович играл и пел народные русские и итальянские песни, не забывал и рассказывать о том, что делается в России… всё - в стремительном движении, в вулканическом бурлении, в будоражащей переделке. И, кстати, революционная держава весьма нуждается в архитекторах — надо же строить дома будущего, созидать дворцы будущего, возводить города будущего. Один из вождей той самой Революции вознамерился убедить талантливого зодчего; обещал в Москве свое покровительство и даже полную творческую свободу…

…Обмен мнениями о социально-цивилизационных утопиях… Томмазо Кампанелла. Социалистические утопияии и движения древности, Средневековья и Нового времени. Томас Мор, его «Утопия». Платон «Государство». Катары (ересь), Восстание Дольчино, Табориты и их учение, Мюнстерская коммуна, Сенсимонизм, Идеи Луи Блана

Через сто лет после «Утопии» англичанина Томаса Мора итальянец Томмазо Кампанелла создаст свой «Город Солнца», где принципы социализма и насильственного подавления личности во имя коллектива проведены гораздо более радикально. Все обязаны в Городе Солнца трудится по 4 часа в день. (Как и Мор, Кампанелла считает, что при всеобщей обязанности трудиться этого достаточно, чтобы обеспечить государство всем необходимым). Но, думается, здесь имеется в виду лишь физическая работа, так как дальше констатируется:«остальное время проводится в приятных занятиях науками, собеседовании, чтении...».

Обсуждали особенности трудовой повинности в Городе Солнца:

«Но вот что у них превосходно и достойно подражания: никакой телесный недостаток не принуждает их к праздности, за исключением преклонного возраста, когда, впрочем, привлекаются они к совещаниям: хромые несут сторожевую службу, так как обладают зрением; слепые чешут руками шерсть, щиплют пух для тюфяков и подушек; те, кто лишен и глаз и рук, служат государству своим слухом и голосом и т. д. Наконец, ежели кто-нибудь владеет всего одним каким-либо членом, то он работает с помощью его в деревне, получает хорошее содержание…».

БУДЕТ ЛИ ГОРОД СОЛНЦА В РОССИИ?..

— Ты поедешь со мной? — это был главный и самый-самый трудный вопрос в жизни Бориса Иофана, предназначенный герцогине Сассо-Руффо. Иофан был готов ехать. Его не обременяла собственность, он был практически равнодушен к роскоши, единственное же богатство — библиотеку (её собрал за последние годы) недавно продал; деньги же передал голодавшим в Поволжье детям. Ольга этот поступок супруга поддержала.

…Рыков свое обещание сдержал – у Иофана в Москве сразу появились заказы…

Один из самых известных проектов Иофана (в соавторстве с В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейхом) — неосуществлённый дворец Советов в Москве, гигантское здание высотой 420 метров, венчать которое должна была статуя В. И. Ленина высотой 70 метров. Под строительство дворца было отведено место, на котором прежде стоял Храм Христа Спасителя. Строительство дворца было прервано с началом Великой Отечественной войны и более не возобновлено.

1.0x