Авторский блог Александр Андрух 20:14 27 октября 2018

Девять дней одной трагедии

"Конфликт цивилизованного и социализированного человека с своим подсознательным есть основной конфликт, порождающий неисчислимые последствия…"

Написать эту статью побудило произошедшее совсем недавно в Керчи трагическое происшествие (сегодня как раз девять дней – Царство Небесное принявшим мученическую смерть!)*, когда как бы "ни с того, ни с сего" молодому парню вздумалось уйти из жизни, прихватив при этом с собой два десятка человек, расстреляв их! Но такое ли уж это "ни с того, ни с сего"? Что вообще может побудить кого-нибудь на такое? Вероятно, что у каждого из нас в связи с этим может возникнуть соблазнительная мысль, что, дескать с ним-то, с его родными и близкими такое вряд ли могло бы случиться, что он-то де вряд ли мог и может оказаться на месте того несчастного, кто взял на душу столь тяжкий грех. В связи с этим, сегодня, по прошествии времени, достаточного для того, чтобы страсти улеглись, дабы максимально хладнокровно судить о столь непростых вещах, хотелось бы вспомнить некоторые психологические воззрения столетней давности выдающегося философа Н.А. Бердяева и ещё раз удивиться тому, насколько в то время знания о нас самих были выше и обширнее того, что мы знаем об этом в наши дни. Это является лишним подтверждением мысли Рене Генона, который утверждал, что "постепенно истины, ранее доступные всему человечеству, становятся все более сокрытыми и недосягаемыми. Число тех, кто ими владеет, со временем уменьшается, и, хотя сокровища "нечеловеческой" предвечной мудрости никогда не могут быть утрачены окончательно, они окружают себя непроницаемым покрывалом, таящим их от человеческих глаз и затрудняющим к ним доступ. Именно по этой причине повсюду, хотя и в разных формах, мы встречаемся с одной и той же проблемой: нечто оказалось утраченным, по крайней мере, для внешнего восприятия, – нечто такое, что стремящийся к истинному знанию должен отыскать заново"1.

Так может, невзирая на то, что нам знания даются сложнее и тяжелее, чем современникам Бердяева и Генона, попробовать "отыскать заново" некоторые ответы на будоражащие вопросы! И пусть нам в этом поможет сам корифей отечественной философии, которая в самых потаённых своих изгибах может смыкаться с психологией!

Итак, (далее будут приводиться выдержки из работы Н.А. Бердяева "О назначении человека", здесь и далее выделенные слова - мною):

"Ошибочно было предположение старой психологии, что человек есть существо здоровое, по преимуществу сознательное и интеллектуальное и что в таком качестве его нужно изучать. Человек есть существо больное, с сильной подсознательной жизнью, и потому психопатологии принадлежит решающее о нем слово, хотя и не самое последнее. И это открытие психопатологии вполне согласуется с христианским учением о первородном грехе. Человеческая душа раздвоена, в ней происходит мучительное противоборство противоположных элементов. В современном человеке, которого наблюдает и изучает психология, есть не только современное сознание и современный строй души, в нем есть также древний архаический человек, есть дитя с инфантильными инстинктами, есть неврастеник и сумасшедший…Болезнь человеческой души определяется конфликтом сознания и подсознательного… Человек защищается от хаоса своего подсознательного цензурой сознания. И эта цензура была так строга, что человек потерял способность исследовать и понимать свое подсознательное. Он пережил длительный период диктатуры сознания. Человек есть существо страстное и легко опрокидывающееся и проваливающееся в бездну… Корни человеческого существа уходят в добытийственную бездну, …и в борьбе за личность, за Божью идею человек должен был вырабатывать сознание с его границами, освещать тьму, проводить через цензуру сознания подсознательные влечения и инстинкты. В человеке есть демоническое начало, потому что в нем есть бездна, есть бездонная свобода, и человек может эту бездну предпочесть Богу".

Не правда ли, любопытные сведения о человеческом естестве! И притом такие, которые заставляют воскликнуть, глядя в зеркало: "Так вот ты какой, человек XXI-го века!"…Но дальше – ещё интереснее!

"Сознание есть интуитивный акт человеческого "я" относительно самого себя, после которого пережитое входит в память, и вместе с тем различение "я" от "не я", от окружающего мира. Сознание есть единство "я" и различие его от "не я"… Сознание лично и вырабатывает личность, но оно также соборно, сверхлично, социально в метафизическом смысле слова. Сознание возникает от встречи и взаимодействия душ, оно порождено потребностью различения и вместе с тем единения и взаимного понимания, т. е. генезис сознания социален… Сознание сплошь и рядом не просветляет, не преображает, не сублимирует подсознательное, а утесняет, вытесняет внутрь и этим порождает бесконечные конфликты в человеческой душе… Обратившись к изучению подсознательного, мы находим там libido, с рождения присущее человеку, и неудовлетворенное половое влечение, находим постоянно терпящее поражение в жизни стремление к преобладанию и власти, больное самолюбие, всю жизнь получающее уколы, порождающее обиду и зависть. Человек болен потому, что он не может вынести, что он живет не так, как ему хотелось бы, не в той среде, не с такими людьми, не в тех направлениях, которые совпадают с его подсознательными влечениями. Человек сплошь и рядом вымещает на невинных людях то, что жизнь его не удалась так, как бы он хотел, что подсознательное его влечение не реализовалось и оказалось вытесненным. Вытесненные из сознания подсознательные влечения и делают человека больным и раздвоенным. …Человек компенсирует себя за поражение, которое он претерпел. Он защищается при помощи неврозов… человек есть существо, мучающее себя и других, ему свойственны мазохизм и садизм".

Вот таким вот приговором звучит ещё не самая строгая психологическая оценка наших с вами сокрытых нравственно-психических ресурсов! Тут и сам чёрт ногу сломит и не разберётся, сколько там, по словам незабвенного Саввы Игнатовича из "Покровских ворот", в "голове всего понапихано"!

Но обратите внимание на выделенные слова "генезис сознания социален", которые вроде бы согласуются с марксистским утверждением "бытие определяет сознание", дающее как бы право обосновывать на этом базисе большой спектр неблаговидных деяний и даже преступлений: дескать среда заела, несправедливость общества доконала – вот и сформировался из хорошего умного мальчика закоренелый рецидивист (как утверждала здесь в недавней своей статье одна из уважаемых авторов, без обиняков заявившая, что это "вовсе не так загадочно и необъяснимо")! Однако утверждение сие, о бытии, якобы определяющем сознание, лишь в малой части справедливо, да и то, если это самое определяемое сознание принадлежит какому-нибудь Шарикову или, на худой конец, Швондеру – то есть тем индивидуумам, у которых не сформировались ещё личностные качества, кто стоит на начальном пути духовного развития, где всё видится через мутные стёкла полу-животного эгоизма и эгоцентризма! Ибо, когда нет ещё в наличии внутренней духовной работы (к примеру, у животных), наружная среда действительно оказывает подавляющее влияние на формирование инстинктов и поведенческих привычек. Но человек по своему предназначению не призван выполнять функцию лабораторной мыши, над которой нависла громада отчуждённого мироздания, давящая и вынуждающая к ней приноравливаться! Человек призван быть со-творцом Создателя, т.е. помощником в устроении, да и по большому счёту устроителем всего и вся! В этом и состоит истинный смысл его существования! В этом состоит смысл познания ним вселенского порядка и замысла Творца, за которое каждому приходится платить высокую цену страдальческого пути! В этом состоит смысл и цель эволюции (коллективной и индивидуальной) – от определяемого к определяющему, от индивидуума к личности, от человека плотского (ветхого) к человеку-богу! По мере прохождения этих ступеней, происходит и корректировка, когда от почти 100% влияния внешней среды на сознание оно уменьшается до почти нулевого, т.е. такого, когда не среда помыкает человеческим естеством, а, наоборот, человек является повелителем и формирователем окружающей его среды! Но это будет лишь в завершающей стадии человеческой эволюции, после долгого духовного его возрастания и становления. Теперь же…

Последуем дальше.

"Гармоничность и дисгармоничность связаны с соотношением сознательного и бессознательного в человеке. Конфликт цивилизованного и социализированного человека с своим подсознательным есть основной конфликт, порождающий неисчислимые последствия…". Иными словами, если вышеуказанное соотношение "сознательного и бессознательного в человеке", его внутренний мир не подвергнется упорядочиванию, а будет всё также колобродить, то напрасно ожидать нам упорядочивания и стройности в жизни внешней, общественной! Ибо в этом случае "человеческая душа больна, личность человеческая постоянно подвергается процессам распада от напора того, что находится в бессознательном, и человек хочет скрыть свою болезнь и происходящее в нем распадение". Скажем, "бессознательные сексуальные инстинкты выражаются в сознании в самых неожиданных и несоответственных формах… Школа Фрейда подтверждает ту истину, которую когда-то философски высказал Вл. Соловьев: человек сходит с ума, жертвует интеллектом вследствие невозможности разрешить нравственные конфликты и задачи жизни… Достоевский гениально показал, что человек есть существо иррациональное и стремящееся к страданию, а не непременно к счастью. И это подтверждается современной психологией и психопатологией. Мазохизм и садизм глубоко присущи человеческой природе. Человек есть существо, мучащее себя и других и испытывающее от этого мучения наслаждение. Человек совсем не обязательно стремится к счастью… Также неверно, что человек есть всегда и прежде всего существо, любящее себя. Человек есть существо эгоцентрическое и эгоистическое, но это не значит, что он любит себя. Человек сплошь и рядом совсем не любит себя, даже питает к себе отвращение… Нужно "любить ближнего, как самого себя". Значит, нужно и самого себя любить, почитать в себе образ Божий. Эта любовь противоположна эгоизму и эгоцентризму, т. е. помешательству, ставящему себя в центре вселенной. Нелюбовь к себе, недостаточное почитание в себе образа Божьего, Божьего творения, делает человека существом раздвоенным, вечно рефлектирующим, накопляет в человеке подпольные состояния. Самые самолюбивые люди - это люди, не любящие себя…".

Вот эта-то самая бездна противостояния и конфликта сознательного и бессознательного в человеке и порождает чудовищ, стремящихся вырваться на поверхность, объективироваться. И, увы, иногда им это удаётся! И не в этой ли самой "нелюбви к себе" коренятся побудительные мотивы того кошмара, который керченский стрелок вылил нам всем на головы?..

P.S. Вообще-то, по большому счёту из всего этого многословия можно было бы остановиться на одной фразе, что "здоровых психически людей не существует", в особенности, в наших условиях адских низин, где происходит возня и борьба тёмных и жутких страстей и устремлённостей, временами переходящая в великую битву, сродни Маха Бхарате, жестокую и кровавую… Но, не обессудьте, не удержался – уж слишком неравнодушен к философии Бердяева…

________________________________________

* Данная статья планировалась быть размещённой вчера (26.10.2018г), но, по независящим от автора причинам, этого не произошло;

1 Рене Генон "Кризис современного мира";

1.0x