Авторский блог Надежда Диас 08:43 13 сентября 2017

"Декабрист без декабря"

225-летие Петра Андреевича Вяземского

«Декабрист без декабря»

В молодости Вяземский часто писал стихи, носящие антисамодержавное, антикрепостническое направление, но «в протоколах Следственного комитета по делу декабристов мы не найдем имени Петра Андреевича. И, тем не менее, его нередко зовут «декабристом без декабря». Вяземский много общался с декабристами и их родственниками, бывал в салоне Зинаиды Волконской, где читал свои стихи, слушал других литераторов, вместе со всеми провожал в Сибирь Марию Волконскую. Он посылает с ней «деньги нуждавшемуся декабристу Шаховскому, позднее хлопочет за декабриста И.Горсткина, чтобы ему разрешили после истечения срока наказания вернуться в Москву» (Русские писатели в Москве. Сборник. Москва, «Московский рабочий», 1977, стр.211).

Для того, чтобы помочь осужденным, Вяземскому и Дельвигу удается опубликовать стихи декабриста Одоевского, а тот, в свою очередь, стихотворения «Бал» и «Анакреон» посвящает Петру Андреевичу.

Вяземский тяжело переживал разгром восстания, и писал своей жене после казни декабристов следующее: «Для меня Россия теперь опоганена, окровавлена; мне в ней душно нестерпимо ...» (А.Гессен. »...Москва, я думал о тебе!». Пушкин в Москве. Москва. Издательство «Детская литература», 1968, стр.70).

Исследователь литературы Я.Л.Левкович пишет о том, что среди участников декабрьского восстания «было много литераторов, в том числе и крупных для своего времени поэтов и писателей (К.Ф.Рылеев, В.К.Кюхельбекер, А.А.Бестужев, А.И.Одоевский, Ф.Н.Глинка, П.А.Катенин, В.Ф.Раевский).

В то же время идеологический фронт движения не ограничивался участниками тайных обществ, захватив широкий круг прогрессивных литературных деятелей. В сфере влияния освободительных идей в той или иной степени было почти все значительное в русской литературе: Гнедич и Вяземский, Пушкин и Грибоедов, Дельвиг и Баратынский» (Е.Н.Купреянова. История русской литературы. Том второй. От сентиментализма к романтизму и реализму. В четырех томах. Ленинград. «Наука» Ленинградское отделение, 1981, стр.150).

Кстати, Вяземский очень ценил Рылеева, как литератора и видел в нем ««цель» и «намерение» как непременное условие поэтической зрелости» (Е.Н.Купреянова . История русской литературы. Том второй. От сентиментализма к романтизму и реализму. В четырех томах. Ленинград. «Наука» Ленинградское отделение, 1981, стр.164).

У Вяземского много произведений, содержащих идеи декабризма, в частности, к ним, например, относится стихотворение «К кораблю», с характерным для этой идеологии сочетанием вольнолюбия и патриотизма.

«Пловцов ты приведи на тот счастливый брег,

Где царствует в согласии с законом

Свобода смелая, народов божество;

Где рабства нет вериг, оков немеют звуки,

Где благоденствуют торговля, мир, науки,

И счастие граждан - владыки торжество» (П.А.Вяземский. Стихотворения. Библиотека поэта. Ленинград. Советский писатель.1958, стр.124).

А литератор В.Э.Вацуро считает, что «поэзия Вяземского была едва ли не самым ярким примером проникновения гражданских мотивов в традиционные жанры «легкой поэзии» (Е.Н.Купреянова . История русской литературы. Том второй. От сентиментализма к романтизму и реализму. В четырех томах. Ленинград. «Наука» Ленинградское отделение, 1981, стр.334).

Центральное место среди вольнолюбивых произведений Вяземского занимает стихотворение "Негодование" (1820), широко распространявшееся в списках. «В "Негодовании" Вяземский говорит о бесчеловечных формах крепостного гнета, о деспотизме власть имущих:

Он загорится, день, день торжества и казни,

День радостных надежд, день горестной боязни!

Раздастся песнь побед вам, истины жрецы,

Вам, други чести и свободы!

Вам плач надгробный! вам, отступники природы!

Вам, притеснители! вам, низкие льстецы!

В то же время в "Негодовании" ясно видно, сколь умеренны были политические требования Вяземского, его практическая программа. С. Ланда пишет по этому поводу: "...В написанных почти одновременно стихотворениях "Негодование" и "Табашное послание" Вяземский - пламенный обличитель всех язв современной ему России, трибун, возвещающий неизбежное торжество свободы над силами невежества и рабства, и вместе с тем осторожный и умеренный политик, рекомендующий обращаться лишь к легальным формам борьбы". {Ланда С. С. Дух революционных преобразований. М., 1975. С. 226.} В "Негодовании" поэт обращается к свободе:

Ты разорвешь рукой могущей

Насильства бедственный устав

И на досках судьбы грядущей

Снесешь нам книгу вечных прав,

Союз между граждан и троном,

Вдохнешь в царей ко благу страсть,

Невинность примиришь с законом,

С любовью подданного - власть» (lomonosov.com.ua/russian_classic/vy..., Л.Я.Гинзбург. П.А.Вяземский. Весеннее утро. , 01.02.2014).

«Мой Аполлон - негодованье!» (П. А. Вяземский. Стихотворения. Библиотека поэта. Ленинград. Советский писатель. 1958, стр.136), - восклицает в стихотворении Петр Андреевич и начинает задавать тяжелые и страшные вопросы.

«Хранители казны народной,

На правый суд сберитесь вы;

Ответствуйте: где дань отчаянной вдовы?

Где подать сироты голодной?» (П.А. Вяземский. Стихотворения. Библиотека поэта. Ленинград. Советский писатель.1958, стр.137), - в этих строчках болит душа поэта о своих нищих соотечественниках.

Но никто из подданных царя не хочет думать о нищих - они только подданные, но не граждане отечества. Вяземский верит в то, что когда-нибудь наступит свобода, и тогда ее глас

«Нагие степи утучнит,

Промышленность распустит крылья

И жизнь в пустыне водворит;

Невежество, всех бед виновник,

Исчезнет от твоих лучей...» (П.А.Вяземский. Стихотворения. Библиотека поэта. Ленинград. Советский писатель.1958, стр.140).

Сам поэт писал об этом стихотворении А.Тургеневу: «Кажется, нигде столько души моей не было, как тут» (П.А.Вяземский. Стихотворения. Библиотека поэта. Ленинград. Советский писатель.1958, стр.443).

«В своей «Исповеди», представленной Николаю Первому в 1829 г., Вяземский пытался смягчить политическую остроту «Негодования» и «Петербурга», утверждая, что в них «отзывается везде желание законной свободы монархической»» (П.А.Вяземский. Стихотворения. Библиотека поэта. Ленинград. Советский писатель.1958, стр.443).

В гражданской лирике Петра Андреевича я хотела бы отметить еще несколько стихотворений, которые мне наиболее понравились. Это «Ухаб», стихотворение, написанное в 1818 году.

В нем поэт осуждает пороки высшего света. И мне особенно легло на душу вот это четверостишие:

«Хоть выровнен паркет придворный,

Но встретишь ямы и на нем;

Простяк в них сядет, а проворный

Готов вскарабкаться ползком» (П.А.Вяземский. Стихотворения. Библиотека поэта. Ленинград. Советский писатель.1958, стр.110).

Второе стихотворение называется «Когда? Когда?». И хоть оно написано в 1815 году, читая последнее четверостишие, думаешь, что это о современной нам желтой прессе:

«Когда газета позабудет

Людей морочить без стыда,

Суббота отрицать не будет

Того, что скажет середа?

Когда, когда?» (П.А.Вяземский. Стихотворения. Библиотека поэта. Ленинград. Советский писатель.1958, стр.73).

Говоря о гражданской лирике Вяземского, по-моему, нельзя пропустить его стихотворение «Сибирякову», во-первых, потому что с ним связана интересная история из жизни поэта, и, во-вторых, потому что в нем много интересных строчек, много афоризмов.

Адресат послания - Иван Семенович Сибиряков, крепостной поэт-самоучка. Сибиряков был кондитером у своего господина, предводителя дворянства Маслова. «Мечтая об освобождении от крепостной зависимости, Сибиряков подносил свои стихи разным высокопоставленным лицам» (П.А.Вяземский. Стихотворения. Библиотека поэта. Ленинград. Советский писатель.1958, стр.439) и ему удалось привлечь к себе внимание. Судьбой крепостного поэта заинтересовались многие литераторы, и, в первую очередь, Вяземский. А генерал-губернатор Петербурга Милорадович предложил Маслову в письме дать согласие на выкуп Сибирякова. В ответ Маслов запросил колоссальную сумму - 10 000 рублей, но она была собрана по подписке, и крепостной получил свободу. Вяземский принимал участие в подписке, чем еще раз продемонстрировал, что он не только поэт, но и гражданин. В стихотворении же Петр Андреевич создавал образ крепостного поэта и «стремился выразить отрицание крепостнической системы в целом» (П.А.Вяземский. Стихотворения. Библиотека поэта. Ленинград. Советский писатель.1958, стр.440). Хочется процитировать несколько ярких фраз из этого творения Вяземского. Это: «И первый из вельмож последний из людей», «Кто мыслит, тот могущ, а кто могущ - свободен» (П.А.Вяземский. Стихотворения. Библиотека поэта. Ленинград. Советский писатель.1958, стр.128), «Не за перо берись: поди, надень передник; Нам леденцы вкусней державинских стихов» (П.А.Вяземский. Стихотворения. Библиотека поэта. Ленинград. Советский писатель.1958, стр.127).

Вяземский был смелым человеком, и одно из его стихотворений, похожее на басню, направлено против Аракчеева. Это «Доведь». Слово в наше время мало кому понятное, а в 19 веке - известное, так как тогда многие играли в шашки. И слово означало шашку, прошедшую в дамки. Особенно здорово звучит последнее четверостишие, вывод:

«О доведи-временщики

На шахматном паркете!

Не забывайте, что на свете

Игрушки царской вы руки» (П.А.Вяземский. Стихотворения. Библиотека поэта. Ленинград. Советский писатель.1958, стр.103).

Петр Андреевич Вяземский никогда не забывал о том, что он гражданин, и поэтому даже в поздравлении Василию Львовичу Пушкину с Новым годом, он все равно пишет о политике, о своей заветной мечте, о том, чтобы скорее закончилось на Руси крепостное право. Вот эти строчки:

«Пусть белых негров прекратится

Продажа на святой Руси» (П.А.Вяземский. Стихотворения. Библиотека поэта. Ленинград. Советский писатель.1958, стр.145).

Говоря о Вяземском, как о гражданине, не надо забывать о том, что именно ему мы обязаны термином «квасной патриотизм», то есть не настоящий - нарядились в национальные одежды, поют национальные песни и думают, что они патриоты. А патриотизм - это совсем иное, это, когда у человека душа болит за Родину.

Гражданская лирика Вяземского связана не только с политическими темами, он пишет и о любви к своей Родине, о любви к родному городу Москве.

Любви к родным местам посвящены стихотворения «Родительский дом» и «Приветствую тебя...» (об имении Остафьево).

В «Послании к Жуковскому» поэт с болью пишет о людском горе, которое принесла его Родине война с Наполеоном, с болью пишет о своей любимой Москве:

«И скорби сын, развалин сих жилец,

Склоня чело, объятый думой гений,

Гласит на них протяжно: нет Москвы!

И хладный прах, и рухнувшие своды,

И древний Кремль, и ропотные воды

Ужасной сей исполнены молвы!» (П. А. Вяземский. Стихотворения. Библиотека поэта. Ленинград. Советский писатель.1958, стр.62-63).

По свидетельствам современников Вяземский очень переживал пожар Москвы.

Друзья - Пушкин и Вяземский - очень хорошо понимали друг друга. Идеалы и кумиры у них были одинаковые. Одним из таких общих кумиров для них был царь Петр Первый. Пушкинскую «Полтаву» и «Медный всадник» как бы продолжает стихотворение Вяземского «Петербург». Да, это стихотворение, насыщенное политическими мыслями, и в «Полярной звезде» побоялись печатать его полностью, но кроме своего высокого политического голоса, оно имеет еще мысль о возвеличивании Петра, о восхищении этим человеком, его деяниями. Петр Андреевич говорит о «державном духе Петра», называет град Петров наследным памятником «его могущей славы» (П.А.Вяземский. Стихотворения. Библиотека поэта. Ленинград. Советский писатель.1958, стр.111), связывает с Петром рассвет страны:

«Дух творческий парил над юною Россией

И мощно влек ее на подвиг бытия.

Художеств и наук блестящая семья

Отечеством другим признала нашу землю» (П.А.Вяземский. Стихотворения. Библиотека поэта. Ленинград. Советский писатель.1958, стр.112).

Фраза «Здесь мыслил Петр о нас» (П.А.Вяземский. Стихотворения. Библиотека поэта. Ленинград. Советский писатель.1958, стр.112), наверное, ключевая в этом стихотворении. Вяземский хочет, чтобы каждый царь думал о своем народе, как Петр Первый, тогда и страна будет великой, и народ будет счастливым.

«С благоговеньем ждет, о царь, твоя страна,

Чтоб счастье давший ей дал и права на счастье!» (П.А.Вяземский. Стихотворения. Библиотека поэта. Ленинград. Советский писатель.1958, стр.113).

Петру Первому поэт посвятил и одно из лучших, на мой взгляд, стихотворений - «Петр Первый в Карлсбаде».

(продолжение следует)

1.0x