!
Перед началом спектакля «Концерт по случаю конца света» худрук «Содружества актеров Таганки» Николай Губенко предложил почтить минутой молчания погибших на пожаре в Кемерово.
И затем почти каждый эпизод происходящего на сцене действия уже воспринимался как актуальнейшее поучение дню сегодняшнему.
«Голосование за царя» в сцене из «Бориса Годунова» вызывало аплодисменты публики, ещё не вполне остывшей от событий 18 марта.
В Перестройку Николай Губенко блистательно сыграл Бориса Годунова.И это было не менее актуально, чем сегодня:проблема престолонаследия и затянувшееся безмолвие народа.
А нынче народному артисту России в силу возраста под силу разве что роль Пимена-летописца. С печальным блеском сегодняшний «Пимен» виртуозно перемешивает в своей сценической «летописи» все мыслимые и немыслимые жанры :декламацию стихов, фрагменты из дневников Николая 1го и Николая 2го,оценки личности Сталина, данные западными лидерами…и варьете с зажигательной чечеткой.
Французское слово «варьете» переводится, как «разнообразие».
А разнообразие в нашей стране долгие годы не поощрялось .Если ты «не как все» - ты подозрительная личность.
Но Губенко и в те годы ухитрялся быть разнообразным.
А иначе не стоит и жизнь тратить!.
Вот вышедший из баньки царь Петр принимает жалобщиков-крестьян, пробует разгрызть кусок хлеба, которым кормят строителей «Северной Пальмиры, после чего возвращается в баню и яростно хлещет губернатора Питера князя Меньшикова веником по всем уязвимым местам: «Не воруй, скотина!»
Недремлющая память сразу же подсказывает похожий случай с участием ветеранов ленинградской блокады .Старики пожаловались Путину , что столь мерзкого хлеба не едали даже в войну. И главу Минсельхоза никто не отхлестал даже веником. А после его «пожарного» выезда в Питер качество тамошнего хлеба не очень-то улучшилось
.Губенко и его театр напоминают нам не только о хлебе насущном.
В дни, когда на художественной выставке можно увидеть громадные картины с обнаженными Ахматовой, Цветаевой, Толстым,Гоголем ,Маяковским, когда «реформаторы» рвутся выбросить Достоевского и Толстого из школьной программы, а аспирант-филолог в ходе телевизионого опроса заявляет, что Лермонтова на дуэли убил Булгаков – «Содружество актеров Таганки» выводит на сцену целый отряд русских и советских классиков.
Чтение стихов и исполнение песен регулярно прерываются аплодисментами.
Вроде бы вполне традиционными методами Мастер вытаскивает из подсознания обывателя его мнимые и реальные страхи. Он подсказывает – чего бояться стоит, а чего не стоит.
И когда юные нравственные уроды в сюжете телехроники бесстрашно жарят яичницу на «Вечном огне» -это сулит в самом ближайшем будущем куда более страшные перспективы, чем какой-нибудь вулкан в США Вулкан ещё может быть и не зафонтанирует в ближайшие лет сто. А двуногие зверушки у «Вечного огня» уже готовы на всё.
Я полвека наблюдаю за актером Губенко.С тех пор, как летом 1966 года в подмосковной деревне Городок (ныне снова ставшей Радонежем!) снимали «Дальний Восток» для фильма «Пароль не нужен» - первого, где появляется молодой Штирлиц.
Переламывая настроения партизан, военный министр Дальневосточной республики Василий Блюхер (его играл Николай Николаевич!) словно лихой ковбой укрощает подведенного ему непокорного коня.
И партизаны уже готовы идти в бой за новым командиром, лихо укрощающим не одних лишь коней.
Правда, «дальневосточные» куски фильма на следующее лето пришлось переснимать из-за не вполне адекватного состояния массовки..
Но Блюхер в исполнении Николая Николаевича был великолепен.
А вспомнил я уже подзабытый фильм из-за того, что творчество замечательного актера и режиссера вселяет надежду, что и нашу сегодняшнюю реальность ещё не поздно «переснять», как не вполне удачные кадры.
двойной клик - редактировать изображение