Сообщество «Форум» 11:43 21 июня 2018

Дать возможность пенсионерам самим соизмерять свои силы!

Простое предложение по вопросу «пенсионной реформы», гарантирующее соблюдение прав пенсионеров

Дать возможность пенсионерам самим соизмерять свои силы!

Простое предложение по вопросу «пенсионной реформы», гарантирующее соблюдение прав пенсионеров

Из всего официально заявляемого по поводу т.н. «пенсионной реформы» можно подумать, что правительство озабочено снижением уровня бедных, повышением доходов и благополучия граждан. «Повышая пенсионный возраст, мы ставим одну задачу - повысить жизненный уровень граждан», - как мантру повторяют члены Правительства, что Силуанов, что Голикова, что сам Медведев. Хотя абсолютно всем невооруженным взглядом видно, что реформы приведут к прямо обратным, по сравнению с декларируемыми, результатам.

Третье лицо государства, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, призвала не затягивать с внесением изменений в пенсионное законодательство. По ее мнению, закон о повышении пенсионного возраста должен быть принят осенью текущего года. То есть ажиотаж по скорейшему принятию «пакета законов» продолжается. Но в случае принятия закона – общественное возмущение такому акту на порядок возрастет.

Вообще поражает невысокий уровень взвешенности исполнительной и значительной части представительной власти. Неужели не могли знать, что этим воспользуются и всякого рода политические спекулянты. Вот Навальный, в обычных своих целях раскачивания ситуации в стране, пытается воспользоваться навязчивыми и непродуманными действиями власти и призвал выйти на акцию протеста против пенсионной реформы. Профсоюзы, совершенно справедливо, отказались от какого-либо сотрудничества с ним и готовят свои акции протеста. Своё однозначное неприятие реформе высказывают парламентские партии (кроме ЕР, разумеется). Если бы эти вопросы решались в нормальном ритме, без спешек и при широком общественном обсуждении, то и вопросов общественной дестабилизации не возникало бы.

Но сейчас не об этом. Итак, совершенно очевидно, что заявленные «планы» правительства об увеличении продолжительности жизни до 80-ти лет в 2030 году и увеличение жизненного уровня граждан России входят в противоречие с самой пенсионной реформой. Ухудшение прав лиц пенсионного возраста напрямую снизит среднюю продолжительность жизни и средний жизненный уровень в стране. И еще косвенно – нарушит привычную добротную социальную среду, сложившуюся за долгие годы по многим вопросам (об этом подробнее писал в предыдущем материале).

Хорошо, когда солидный человек, достигший, скажем 60-ти летнего возраста, чувствует в себе уверенные силы поработать еще 5, а то и 10 лет. И основным мотивом продолжения работы для таких людей является не столько получение пенсии, как прибавки к заработной плате, сколько возможность получать саму заработную плату (у многих достаточно высокую и несопоставимую с пенсией) и чувствовать себя востребованным на работе и в целом для общества.

Так сегодняшняя схема в целом, не мешает пенсионерам продолжить работать. Работник пенсионного возраста не может быть уволен, если он не даёт на то своего согласия. Есть, правда, серьезные нюансы по отношению к таким людям. Часто они заявляют о своем желании и возможности продолжать трудовую деятельность, но работодатель настаивает на прекращении их работы, вступают в силу психологические обстоятельства, мол, «нужно и честь знать, у нас дорога молодым» и т.д. Нередко и напрямую нарушается закон, под эгиду достижения пенсионного возраста подводится увольнение. Но эта проблема относится не к вопросу реформы, а к правоприменению. Государство не в достаточной степени использует возможности морального стимулирования для работодателей и самих пенсионеров в продолжении работы лиц, достигших пенсионного возраста.

Но не все пенсионеры такие крепкие. Кому-то после 60-ти по состоянию здоровья просто тяжело работать. Жалко и его, но и не только. Такой человек не просто не полезен на работе, но и представляет некоторую опасность или обузу. Реформа вводит потогонную систему для 60-ти летних немолодых и не всегда здоровых людей. Многим из них как раз в этом возрасте (55-60 лет) нужно озаботиться поправкой своего здоровья, но их будут заставлять тянуть груз еще 5-8 лет! Или, следующий вариант – работодатель будет стремиться уволить такого человека, который с удовольствием раньше сам ушел бы на пенсию, но новое законодательство не позволило. И в возрасте, скажем, в 61 год он окажется безработным. Его просто к этому подведут по основаниям, формально не относящимся к его возрасту. То есть, такой пожилой уволенный работник будет в нищете ждать наступления пенсионного возраста. Если и доживет в переживаниях и мытарствах по этому поводу до 65 (63) лет, то встретит пенсию безработным, а потому и размер пенсии у него будет существенно ниже, чем при уходе с основного места работы…

… Сам правительственный проект закона можно посмотреть по ссылке. Главному, что нас практически интересует, повышению собственно пенсионного возраста, посвящена статья 4 законопроекта, вносящая изменения в действующий закон «О страховых пенсиях».

Предложение состоит в том, чтобы не вносить никаких изменений ни в закон о страховых пенсиях, ни в другие указанные законы (кроме возможных нюансов), относящихся к гарантированному пенсионному возрасту.

Смысл состоит в том, чтобы оставить прежним юридический возраст выхода на пенсию по старости мужчинам, достигшим возраста 60 лет, и женщинам, достигшим возраста 55 лет. Но в тот же закон «О страховых пенсиях» и/или в Трудовой кодекс РФ и подзаконные правовые акты внести положения, предусматривающие, что исключительно по желанию работника, достигшего пенсионного возраста (60 и 55 лет), ему гарантируется продолжение работы, скажем, на 5 лет (или на более значительный срок), но с особыми условиями выплаты пенсии. В чем «особые условия выплаты пенсии»? Логично, если оставить только часть пенсионного обеспечения для продолжающих работать, таким образом, пенсионеров, скажем, в размере 75 или 50 процентов от суммы начисленной пенсии. То есть, произвести сокращение пенсионных выплат работающим пенсионерам по сравнению с сегодняшним уровнем. Логично будет полностью не выплачивать пенсионное содержание, если зарплата пенсионера достигает какого-либо достаточно высокого уровня, скажем, в 100 тысяч рублей и более. Пенсия для таких работников – несущественная сумма.

Параллельно с этим целесообразно принять государственную программу по пропаганде и стимулированию продолжения работы лицам, достигшим пенсионного возраста.

Таким образом, юридически пенсионный возраст останется прежним (55 и 60 лет), но фактический пенсионный возраст для огромного числа пенсионеров (по их желанию) увеличится на 5 лет (или более).

Каждый пенсионер сам, исходя из своего состояния здоровья, перспектив на работе, жизненных проблем, интересов своей семьи принимает решение о фактическом увеличении своего пенсионного возраста.

Практически это и будет увеличение пенсионного возраста на 5 – 8 лет, так проталкиваемое правительственной реформой.

Вот в этом случае, да, будет реальное увеличение средней продолжительности жизни и жизненного уровня в стране! И в целом можно будет говорить о сохранении высокого уровня социальной справедливости. Кстати, и произойдет в этом случае во многом решение того, чем так декларативно озабочены реформаторы в правительстве – снижение нагрузки на пенсионный фонд. Выплаты работающим пенсионерам существенно сократятся. И в любом случае, такой подход позволяет решать вопросы не «через колено», заставляя, как по нынешней «реформе», работать всем до 65 (мужчинам) и 63 (женщинам), а оставляет на личное усмотрение лиц, достигших пенсионного возраста (60 и 55 лет), продлевать свой фактический пенсионный возраст на 5 (или более) лет или нет. Вопросы будут решаться по личному желанию лиц, достигших пенсионного возраста. А таковых окажется большинство. Ведь по статистике и сейчас более 50 процентов граждан продолжают трудовую деятельность в течение пяти лет после достижения пенсионного возраста. А в случае такого законодательного регулирования, когда государством будет пропагандироваться и поощряться нахождение на работе лиц пенсионного возраста, их число возрастет, а пенсионные выплаты им уменьшатся.

Но и это предложение лучше рассматривать на среднесрочную перспективу. Лучший вариант именно на сегодня – вообще ничего не менять в вопросах пенсионного обеспечения в ближайшие несколько лет. Правительству отозвать свой законопроект. В спокойном режиме в ближайшие 2-3 года провести реальные широкие консультации с общественностью, профсоюзами и экспертным сообществом. Так что, вопреки призывам Валентины Матвиенко – спешить ни в коем случае нельзя. Ведь речь идет не только о пенсионерах, но и о членах их семей. Значит – о всех гражданах России, о всей стране.

Андрей Сошенко

1.0x