Сообщество «Символ веры» 17:06 22 августа 2018

Да созиждутся стены!.. 

редкому столичному приходу вместе с храмом возвращается и прочая его собственность 
3

В Москве уже несколько лет кряду осуществляется масштабное строительство православных храмов в спальных районах — так называемая Программа-200. За это время, действительно, сделано необыкновенно много: в иных густонаселённых районах столицы воздвигаются прямо-таки натуральные громады благолепные. И их уже десятки! Как правило, при новом храме появляются одновременно и прочие приходские строения: воскресные школы, дома причта, иконные и книжные лавки и т.д. Земля на окраине города в куда меньшем дефиците, нежели в старой Москве, оттого и новые приходы там можно обустраивать, не особенно-то сдерживаясь в метраже и кубатуре. 

Всё совсем не так в приходах, которые возрождаются в центральной части столицы после десятилетий запустения. Едва ли среди таковых найдется хоть один, которому была бы возвращена вся «секуляризованная» некогда его собственность. Храм, естественно, возвращён верующим. Некоторые строения — тоже. Но чтобы всё прежде отнятое было сполна передано — большая редкость. 

А ведь приход — не только место сбора верующих для совместной молитвы. Приход вообще — это маленькое государство. Со многими присущими государству атрибутами: верховным правителем, администрацией, своим производством, торговлей, системой образования и социальным обеспечением. И зачастую всё это реализуется в самых стеснённых условиях, потому что большая часть приходской недвижимости так и остаётся в собственности  посторонних, не имеющих отношения к Церкви,   организаций. Например, у Троицкого храма в Старых Садех когда-то в самой ограде церковной был трёхэтажный (!) дом причта. После революции храм с упомянутым домом был отнят у верующих, в девяностые годы — возвращён. Но… из всего грандиозного дома приходу был передан лишь полуподвал. 

Бывают же случаи куда как более впечатляющие. В Басманном районе столицы находится приход Святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. Судьба этого храма довольно необычна. Построен он был в 1899 году как домовая церковь епархиального свечного завода. Представлял собою двухэтажный строго прямоугольный храм,  причём второй этаж целиком занимало молельное помещение, а на первом находилось церковное училище для детей работников упомянутого завода. 

В советское время, после изъятия и изгнания из него общины, здание было «реконструировано» (надстроено третьим этажом) и использовалось в качестве клуба одного из ближайших предприятий. Таковым храм оставался вплоть до двухтысячных годов.  Но далее с ним произошло то, что сделало его самым необычным в столице. Первый и третий этажи здания в девяностые оказались кем-то приватизированы, а затем — перепроданы новым владельцам. Второй этаж, состоящий целиком из молельного помещения, был передан Русской православной церкви, и там, на втором этаже,  около десяти лет существует приход. За это время он, благодаря усердной деятельности настоятеля, сделался довольно многолюдным. В нём выросло уже новое поколение прихожан: те, кто в первые годы существования прихода были детьми, теперь уже — молодые люди; те же, кто приходил в храм в юности, теперь крестят в храме своих детей. Жизнь идёт… 

Но существование прихода в одном только молельном помещении — это такая же нелепость, как если бы больница состояла из одной операционной или театр — единственно из зрительного зала. Жизнь православного прихода не исчерпывается  молитвенными собраниями прихожан. Так, приход Святителей Московских, при всех своих «территориальных» проблемах, занимается социальной, просветительской, образовательной деятельностью, не уступая в этом многим другим московским храмам, не имеющим подобных трудностей. Приходской совет храма неоднократно обращался во властные муниципальные структуры с просьбой помочь  решить эту проблему и найти возможность передать приходу хотя бы что-то из его прежней собственности. Но в ответ от этих самых структур следовали лишь эзоповы отказы. 

В прежние времена во дворе, за храмом  Святителей московских, имелся свой дом причта. Возведённое до революции здание просуществовало довольно долго: на карте Москвы 1952 года оно ещё было соответствующим образом обозначено. По воспоминаниям старожилов района, в этом доме уже и после закрытия прихода жил настоятель храма. Впоследствии здание снесли. Причём (любопытно!)  место, где находился этот дом и по сей день  свободно: оно словно ждёт возвращения утраченного прежде строения. 

Иногда некоторым приходам государственная и муниципальная власть содействует в возвращении или восстановлении потерянной прежде собственности. Так, например, недавно  в столице было принято решение восстановить аналогичный дом: «Градостроительно-земельная комиссия города Москвы (ГЗК),  — как сообщает сайт столичного комитета по обеспечению и реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства, —  одобрила проект градостроительного плана земельного участка по адресу: улица Покровка, владение 13А, строение 1 (Центральный округ), — для восстановления дома причта храма Троицы Живоначальной». Ведь могут же, когда захотят,  навстречу пойти! 

Но приходу Святителей Московских отказано и в этом. По существу, эти самые наши «властные структуры», отнекиваясь от просьб общественности быть милосердными и справедливыми, демонстрируют, что они не желают или не в силах исправлять преступления  прошлого. Эта позиция напоминает знаменитый чиновничий ответ страждущим ветеранам Афганской войны: мы вас туда не посылали! Почти так же отвечают и на просьбы прихожан храма Святителей Московских: мы у вас ничего не отбирали, и не нам, следовательно, этой проблемой заниматься! 

В таких условиях существуют некоторые московские приходы. Но насколько же лицемерной в связи с этим выглядит разрекламированная «Программа-200». И сам «городничий», и все его «попечители богоугодных заведений» с удовольствием позируют перед камерами на фоне вновь освящённого гиганта где-нибудь на окраине столицы, но при этом отнюдь не замечают того, на фоне чего им позировать совсем не интересно, не лестно, не почётно. 

Фото Александра Качалина

10 сентября 2018
Cообщество
«Символ веры»
48 1 8 369
Cообщество
«Символ веры»
17 0 5 394
Cообщество
«Символ веры»
23 1 12 421
Комментарии Написать свой комментарий
22 августа 2018 в 17:54

"храм (Троицкий - А.Е.) с упомянутым домом был отнят у верующих"
- вот об этом бы поподробнее.
На деле-то очень часто оказывается, что НИКТО НИ У КОГО НИЧЕГО НЕ ОТБИРАЛ, а просто верующих оказалось ничтожно мало, и содержать огромное здание с постройками стало невыгодно. Чуть ниже о другом храме так и сказано: "мы у вас ничего не отбирали".
Вывод такой, что РПЦ без госдотаций СВОИ проблемы решить не в состоянии.

23 августа 2018 в 00:15

Ежинственная причина, влекущая попов в центр Москвы - дороговизна земли и строений. То-есть - откровенное БАБЛО и ЖАДНОСТЬ влекут РПЦ и других "бизнесменов от веры". Откройте карту Москвы и посмотрите, сколько народа в историческом центре ПРОЖИВАЕТ: на их долю с ИЗБЫТКОМ бы хватило того, что есть. Но главное у церкви - нахапать недвижимости. Уверен, что уже через три-пять лет эти здания будут служить для проведения религиозных (и не только) шоу, а так же для сдачи в аренду. При этом "добрые действия" чиновников по "возврату" имущества церкви - повальная коррупция.

23 августа 2018 в 02:01

"главное у церкви - нахапать недвижимости"
- Да уж! Хотя и не всегда у них это получается. К примеру, Нижегородской епархии не удалось "захапать" бывший дом Нижегородского Митрополита, в котором уже много лет находится Консерватория с уникальным органом. Пытались (но не получилось) "захапать" трёхэтажное здание бывшего Вдовьего дома, подаренного городу нижегородскими купцами-меценатами более ста лет назад. Предлог был "веским" - в одном из многих помещений этого Дома была Домовая церковь. Кстати, Домовые церкви были во многих казённых зданиях, и тут соблазнительный простор для претензий Церкви. На здании Нижегородской областной научной библиотеки уже красуется примечательная маковка с крестом, напоминающая, что когда-то в одном из помещений в этом здании - - бывшем образовательном учренждении - тоже была такая церковь. На одной из городских площадей Нижнего Новгорода недавно возник семиметровый памятник Воздвижения Креста Господня. А когда-то здесь стояло более полезное сооружение - схема транспортной развязки. Её сдвинули, и теперь она почти незаметна. На арке, пристроенной к 4-х этажному общежитию, построенному после войны, тоже появилась маковка с крестом и надписью "Крестовоздвиженский монастырь". Восстановленный после перестройки монастырь находится за общежитием, но непосвящённый прохожий вполне может подумать, что и оно принадлежит Епархии. Впрочем, дело времени?