Сообщество «Символ веры» 17:06 22 августа 2018

Да созиждутся стены!.. 

редкому столичному приходу вместе с храмом возвращается и прочая его собственность 
3

В Москве уже несколько лет кряду осуществляется масштабное строительство православных храмов в спальных районах — так называемая Программа-200. За это время, действительно, сделано необыкновенно много: в иных густонаселённых районах столицы воздвигаются прямо-таки натуральные громады благолепные. И их уже десятки! Как правило, при новом храме появляются одновременно и прочие приходские строения: воскресные школы, дома причта, иконные и книжные лавки и т.д. Земля на окраине города в куда меньшем дефиците, нежели в старой Москве, оттого и новые приходы там можно обустраивать, не особенно-то сдерживаясь в метраже и кубатуре. 

Всё совсем не так в приходах, которые возрождаются в центральной части столицы после десятилетий запустения. Едва ли среди таковых найдется хоть один, которому была бы возвращена вся «секуляризованная» некогда его собственность. Храм, естественно, возвращён верующим. Некоторые строения — тоже. Но чтобы всё прежде отнятое было сполна передано — большая редкость. 

А ведь приход — не только место сбора верующих для совместной молитвы. Приход вообще — это маленькое государство. Со многими присущими государству атрибутами: верховным правителем, администрацией, своим производством, торговлей, системой образования и социальным обеспечением. И зачастую всё это реализуется в самых стеснённых условиях, потому что большая часть приходской недвижимости так и остаётся в собственности  посторонних, не имеющих отношения к Церкви,   организаций. Например, у Троицкого храма в Старых Садех когда-то в самой ограде церковной был трёхэтажный (!) дом причта. После революции храм с упомянутым домом был отнят у верующих, в девяностые годы — возвращён. Но… из всего грандиозного дома приходу был передан лишь полуподвал. 

Бывают же случаи куда как более впечатляющие. В Басманном районе столицы находится приход Святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. Судьба этого храма довольно необычна. Построен он был в 1899 году как домовая церковь епархиального свечного завода. Представлял собою двухэтажный строго прямоугольный храм,  причём второй этаж целиком занимало молельное помещение, а на первом находилось церковное училище для детей работников упомянутого завода. 

В советское время, после изъятия и изгнания из него общины, здание было «реконструировано» (надстроено третьим этажом) и использовалось в качестве клуба одного из ближайших предприятий. Таковым храм оставался вплоть до двухтысячных годов.  Но далее с ним произошло то, что сделало его самым необычным в столице. Первый и третий этажи здания в девяностые оказались кем-то приватизированы, а затем — перепроданы новым владельцам. Второй этаж, состоящий целиком из молельного помещения, был передан Русской православной церкви, и там, на втором этаже,  около десяти лет существует приход. За это время он, благодаря усердной деятельности настоятеля, сделался довольно многолюдным. В нём выросло уже новое поколение прихожан: те, кто в первые годы существования прихода были детьми, теперь уже — молодые люди; те же, кто приходил в храм в юности, теперь крестят в храме своих детей. Жизнь идёт… 

Но существование прихода в одном только молельном помещении — это такая же нелепость, как если бы больница состояла из одной операционной или театр — единственно из зрительного зала. Жизнь православного прихода не исчерпывается  молитвенными собраниями прихожан. Так, приход Святителей Московских, при всех своих «территориальных» проблемах, занимается социальной, просветительской, образовательной деятельностью, не уступая в этом многим другим московским храмам, не имеющим подобных трудностей. Приходской совет храма неоднократно обращался во властные муниципальные структуры с просьбой помочь  решить эту проблему и найти возможность передать приходу хотя бы что-то из его прежней собственности. Но в ответ от этих самых структур следовали лишь эзоповы отказы. 

В прежние времена во дворе, за храмом  Святителей московских, имелся свой дом причта. Возведённое до революции здание просуществовало довольно долго: на карте Москвы 1952 года оно ещё было соответствующим образом обозначено. По воспоминаниям старожилов района, в этом доме уже и после закрытия прихода жил настоятель храма. Впоследствии здание снесли. Причём (любопытно!)  место, где находился этот дом и по сей день  свободно: оно словно ждёт возвращения утраченного прежде строения. 

Иногда некоторым приходам государственная и муниципальная власть содействует в возвращении или восстановлении потерянной прежде собственности. Так, например, недавно  в столице было принято решение восстановить аналогичный дом: «Градостроительно-земельная комиссия города Москвы (ГЗК),  — как сообщает сайт столичного комитета по обеспечению и реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства, —  одобрила проект градостроительного плана земельного участка по адресу: улица Покровка, владение 13А, строение 1 (Центральный округ), — для восстановления дома причта храма Троицы Живоначальной». Ведь могут же, когда захотят,  навстречу пойти! 

Но приходу Святителей Московских отказано и в этом. По существу, эти самые наши «властные структуры», отнекиваясь от просьб общественности быть милосердными и справедливыми, демонстрируют, что они не желают или не в силах исправлять преступления  прошлого. Эта позиция напоминает знаменитый чиновничий ответ страждущим ветеранам Афганской войны: мы вас туда не посылали! Почти так же отвечают и на просьбы прихожан храма Святителей Московских: мы у вас ничего не отбирали, и не нам, следовательно, этой проблемой заниматься! 

В таких условиях существуют некоторые московские приходы. Но насколько же лицемерной в связи с этим выглядит разрекламированная «Программа-200». И сам «городничий», и все его «попечители богоугодных заведений» с удовольствием позируют перед камерами на фоне вновь освящённого гиганта где-нибудь на окраине столицы, но при этом отнюдь не замечают того, на фоне чего им позировать совсем не интересно, не лестно, не почётно. 

Фото Александра Качалина

Cообщество
«Символ веры»
4 0 14 180
Cообщество
«Символ веры»
0 0 10 648
Комментарии Написать свой комментарий
22 августа 2018 в 17:54

"храм (Троицкий - А.Е.) с упомянутым домом был отнят у верующих"
- вот об этом бы поподробнее.
На деле-то очень часто оказывается, что НИКТО НИ У КОГО НИЧЕГО НЕ ОТБИРАЛ, а просто верующих оказалось ничтожно мало, и содержать огромное здание с постройками стало невыгодно. Чуть ниже о другом храме так и сказано: "мы у вас ничего не отбирали".
Вывод такой, что РПЦ без госдотаций СВОИ проблемы решить не в состоянии.

23 августа 2018 в 00:15

Ежинственная причина, влекущая попов в центр Москвы - дороговизна земли и строений. То-есть - откровенное БАБЛО и ЖАДНОСТЬ влекут РПЦ и других "бизнесменов от веры". Откройте карту Москвы и посмотрите, сколько народа в историческом центре ПРОЖИВАЕТ: на их долю с ИЗБЫТКОМ бы хватило того, что есть. Но главное у церкви - нахапать недвижимости. Уверен, что уже через три-пять лет эти здания будут служить для проведения религиозных (и не только) шоу, а так же для сдачи в аренду. При этом "добрые действия" чиновников по "возврату" имущества церкви - повальная коррупция.

23 августа 2018 в 02:01

"главное у церкви - нахапать недвижимости"
- Да уж! Хотя и не всегда у них это получается. К примеру, Нижегородской епархии не удалось "захапать" бывший дом Нижегородского Митрополита, в котором уже много лет находится Консерватория с уникальным органом. Пытались (но не получилось) "захапать" трёхэтажное здание бывшего Вдовьего дома, подаренного городу нижегородскими купцами-меценатами более ста лет назад. Предлог был "веским" - в одном из многих помещений этого Дома была Домовая церковь. Кстати, Домовые церкви были во многих казённых зданиях, и тут соблазнительный простор для претензий Церкви. На здании Нижегородской областной научной библиотеки уже красуется примечательная маковка с крестом, напоминающая, что когда-то в одном из помещений в этом здании - - бывшем образовательном учренждении - тоже была такая церковь. На одной из городских площадей Нижнего Новгорода недавно возник семиметровый памятник Воздвижения Креста Господня. А когда-то здесь стояло более полезное сооружение - схема транспортной развязки. Её сдвинули, и теперь она почти незаметна. На арке, пристроенной к 4-х этажному общежитию, построенному после войны, тоже появилась маковка с крестом и надписью "Крестовоздвиженский монастырь". Восстановленный после перестройки монастырь находится за общежитием, но непосвящённый прохожий вполне может подумать, что и оно принадлежит Епархии. Впрочем, дело времени?