Авторский блог Василий Шахов 12:06 15 февраля 2017

Данилевский,Путин,Михеев и национальная идея-1

Дистанционные экспозиции Московско-Троицкого общественного дистанционного университета Знаний

ВАСИЛИЙ Ш А Х О В

ДАНИЛЕВСКИЙ, ПУТИН, МИХЕЕВ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ -1

…………………………………………………………………………………………………

· ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Из откликов на морю статью о «немарксистском социализме»:

·

· Николай Перепёлкин

14 февраля 2017 в 11:49

Здравствуйте уважаемый Василий Васильевич!

Вы прав, когда пишете: " Гражданское общество всерьёз озаботилось поисками «национальной идеи»...".

Только что закончил смотреть, по интернету, дебаты (от 13.02.17, "Вечер с Владимиром Соловьёвым) об этой самой «национальной идее».

Думается, что проблема всех интеллектуалов в том, что КАЖДЫЙ из них имеет СВОЁ видение этой самой «национальной идеи».

Нужен МЕХАНИЗМ претворения в жизнь любой национальной идеи.

Предлагаю следующий механизм формирования и реализации национальной идеи России:

1) В сердцевину всякой национальной идеи включить понятие «Справедливости».
Дело в том, что, о чём бы ни говорили интеллектуалы или простые граждане России, всё, так или иначе, сводится к понятию справедливости.

2) Принять за основу предлагаемое ниже определение понятия «Справедливость»:
"Справедливость" индивидуума - это отражение в сознании человека и гражданина его прав и обязанностей, в системе духовно-нравственных установок (принципов), выработанных всей историй человечества, и полученных им в процессе воспитания и формирования личности.
"Справедливость" социума (народа, государства) - это права и обязанности человека и гражданина, в рамках системы духовно-нравственных установок (принципов), выработанных всей историй человечества, изложенных в Конституции и заложенных в сущность Законов государства.

3) Сформулировать эту самую систему духовно-нравственных принципов, выработанных всей историй человечества.

4) Написать Новую Конституцию России на основе сформулированных духовно-нравственных принципов, выработанных всей историй человечества.
5) Вынести её на всенародное обсуждение
6) Предложить её всем парламентским партиям на рассмотрение.

7) Вынести её на всенародный референдум с ОДНИМ вопросом:
«Готовы ли Вы жить в России по предлагаемой Конституции».

Уважаемый Василий Васильевич, думается, что эту работу нужно было бы начать ещё года два назад, чтобы закончить её к 100-й годовщины Октябрьской революции. Но и сегодня ещё не поздно, если ВСЕ посетители сайта «Завтра», во главе с Прохановым Александром Андреевичем, дружно возьмёмся за эту работу.

Василий Васильевич, нужно сформулировать эти самые духовно-нравственные принципы, выработанные всей историей человечества, не только в религиозной интерпретации, но и опираясь на мысли выдающихся мыслителей России и всего мира.
Признаюсь, лично я этого сделать не смогу по той самой причине, что изучал всё, что угодно, но только не мысли выдающихся мыслителей России и мира. Мои познания в этой сфере, крайне ограничены. Здесь я смогу выступать лишь в качестве скромного «эксперта».

К слову сказать, многие соображения, высказанные в дебатах у В. Соловьёва, можно было бы сформулировать в качестве этих самых духовно-нравственных принципов, выработанных всей историей человечества.
Что Вы думаете относительно изложенных выше соображений?

С уважением.

·

· Василий Шахов

14 февраля 2017 в 14:18

...Весомые, глубокие, новаторски значимые предложения... Вот если бы сам А.А. Проханов бросил клич... "Сидельцы" ГосДумы бы встрепенулись... Администрация Президента бы озаботилась...

Поклон, глубокое уважение...

· Кир Третий

14 февраля 2017 в 14:46

"Классовая борьба пролетариата" - обсуждение на Красном ТВ

день 2-й

https://youtu.be/e6fiP4CrppU

· Василий Шахов

14 февраля 2017 в 15:41

...Признательность за информацию к размышлению.

2.

Михеев и Соловьёв, не обижайте

классика умолчанием!..

…Гражданское общество уже почти приучили к тому, что «главная власть» -

голубоватый экран, где безраздельно господствуют-преобладают аллы, филиппы, галкины, жванецие, всесильный, всевластный шоу-бизнес, рекламо-бизнес. Лучшее время – для них. А вот это самое «серьёзное» - ближе к глубокой полуночи. Вот и о НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕЕ Соловьёв «пытал» Михеева где-то во втором часу ночи. Михеев глубок, оригинален, интеллектуально стабилен, парадоксально-мудр. Вот таких бы – в помощники и советники Главы Государства… И на этот раз крепло желание «дослушать» его… Но после почти часовой беседы появилось недоумение: почему же

ищут то, что найдено и всемирно озвучено тем же НИКОЛАЕМ ДАНИЛЕВСКИМ?..

…………………………………………………………………………………………

Д А Н И Л Е В С К И Й… Это имя сегодня - в ряду имён величайших мыслителей. Уроженец села О б е р е ц (Орловщина, ныне - Измалковского района Липецкой области) Николай Яковлевич Данилевский (1822 - 1885) - выдающийся философ, естествоиспытатель, экономист, социолог, публицист, культуролог. Мировое признание получила его теория культурно-исторических типов. Всесветно известен его фундаментальный труд - «Россия и Европа».

«Солью земли русской», «солью славянских земель» называют его, подчёркивая значение его нравственно-философского наследия. «По личным своим качествам Николай Яковлевич представлял высокое явление. Это был человек огромных сил, крепкий телом и душою, и притом такой ясный, чистый, чуждый зла и малейшей фальши, что не любить его было невозможно…» (Н.Н. Страхов. «Жизнь и труды Н.Я. Данилевского»).

Исследования Данилевского в сфере биологии растений, биологии животных, в сфере естествознания вызвали полемический отклик в научной среде. Сошлёмся на отзывы академика Алексея Сергеевича Фамицына, классика физиологии растений, по определению К.А. Тимирязева, рациональной основы земледелия). Как и Данилевский, Фамицын успешно переходил от фундаментальной науки к запросам сельского хозяйства, нуждам земледельческой России. «Наука и просвещение народных масс – действительно два талисмана, перед которыми со временем преклонятся меч и золото»,- заявлял Фамицын. Как и Данилевский, Фамицын уделял внимание научному просветительству, популяризации естественнонаучных знаний. –«…Книгу Данилевского я считаю полезной для зоологов и ботаников… наука останется благодаря Данилевскому…». Соратник Фамицына, академик А.П. Карпинский солидаризируется с ним в высокой оценке Данилевского (как автора книги «Дарвинизм»): «…В авторе можно признать человека выдающегося ума и весьма разнообразных и значительных знаний…».

У Афанасия Фета есть стихотворение «Памяти Н.Я. Данилевского», написанное 3 - 5 июля 1886 года в связи с кончиной выдающегося учёного.

В Мшатке (южный берег Крыма) - могила великого мыслителя-гуманиста:

Если жить суждено и на свет не родиться нельзя.

Как завидна, о странник почивший, твоя мне стезя!

Отдаваяся мысли широкой, доступной всему,

Ты успел оглядеть, полюбить голубую тюрьму.

Постигая, что мир только право живущим хорош,

Ты восторгов опасных старался обуздывать ложь;

И у южного моря, за вечной оградою скал,

Ты местечко на отдых в цветущем саду отыскал.

ФИЛОСОФСКО - КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ

НИКОЛАЯ ЯКОВЛЕВИЧА ДАНИЛЕВСКОГО

«Это сильный, смелый ум, независимый и самостоятельный,

и притом какой-то особенный, честный ум»

И. С. А К С А К О В о Данилевском.

Определяя «общие разряды культурной деятельности», вычленяя «высшие категории деления», Данилевский прослеживает путь человека и человечества от «первичных культур» до современной ему реальности Х1Х столетия. «ч е т ы р е разряда культурной деятельности» определяли и определяют «содержание всемирной истории».

Д е я т е л ь н о с т ь р е л и г и о з н а я стала «живой основой всей нравственной деятельности человека» (отношение человека к Богу, по мысли Данилевского, формировало «понятие человека о судьбах своих, как нравственного неделимого в отношении к общим судьбам человечества и Вселенной»). Д е я т е л ь н о с т ь п о л и т и ч е с к а я включала в себя «отношения людей между собою как членов одного народного целого и отношения этого целого как единицы высшего порядка к другим народам». Д е я т е л ь н о с т ь о б щ е с т в е н н о - э к о н о м и ч е с к а я обусловливала «отношения людей между собою не непосредственно как нравственных и политических личностей, а посредственно - применительно к условиям пользования предметами внешнего мира, следовательно, и добывания, и обработки их». Д е я т е л ь н о с т ь к у л ь т у р н а я объемлет отношения человека к внешнему миру специфично; во-первых, выделяя теоретическое, сугубо научное; во-вторых, э с т е т и ч е с к о е, х у д о ж е с т в е н н о е ( к «внешнему миру», напоминает Данилевский, при этом причисляется и сам человек как предмет исследования, мышления и художественного воспроизведения); в-третьих, сюда же относится т е х н и ч е с к о е, п р о м ы ш л е н н о е (к культурной деятельности имеет прямое отношение «добывание и обработка предметов внешнего мира, применительно к нуждам человека и сообразно с пониманием как этих нужд, так и внешнего мира, достигнутым путем теоретическим»).

********************************************************

Счастлив тот, кто жизнью мир пленяет.

Но стократ счастливей тот, чей прах

Веру в жизнь бессмертную вселяет

И цветет легендами в веках!

Иван Бунин. «Гробница Софии».

«…Статьи, пожалуйста, пришлите и вашу,

и Данилевского… Я в своей глуши и тишине

чтец хороший…»

Л.Н. Толстой – Н.Н. Страхову. Ясная Поляна,

19 октября 1877 года.

19 марта 1885 года (будучи с тульским знакомым князем Леонидом Даниловичем Урусовым) Лев Николаевич Толстой отправился пешком из Симеиза в Мшатку. Семья Данилевских гостеприимно встретила дорогих гостей. Два дня самого дружеского общения… Возвратившись в Москву Лев Николаевич напишет Н.Н. Страхову: «Был в Крыму и поехал к Данилевскому. Он очень мне полюбился, и его жена… В нём такая задушевность, искренность, которой и вообразить нельзя…».

Данилевский и Лев Толстой… Автор «России и Европы» и создатель «Севастопольских рассказов», «Войны и мира», «Казаков»… «Самым сложным человеком среди крупнейших людей Х1Х столетия» считал его М. Горький. Доблестный офицер действующей армии, учитель сельской школы, редактор педагогического журнала, мировой посредник, издатель – много занятий, добровольных патриотических обязанностей было у этого необычного жителя Ясной Поляны на Тульщине. Он пахал землю, сеял, косил, рыбачил, бортничал, рыболовствовал, садовничал, но главная его привязанность – С л о в о, русский язык, волшебным мастером и хранителем был творец «Хаджи-Мурата», «Народных рассказов», «Азбуки»… Толстой серьезно размышлял о пробуждении самосознания человека труда. Самозабвенно, с энтузиазмом, как он делал все, за что брался, Лев Николаевич занимался проблемами народного просвещения: организует школу и учительствует в ней, издает педагогический журнал «Ясная Поляна». Живой отклик общественности вызвали его остро полемические статьи: «О народном образовании», «Воспитание и образование», «Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?», «Прогресс и определение образования». Просвещение, утверждает Толстой, есть единственная законная осознанная деятельность для достижения наибольшего счастья всего человечества. «…Надо учить человека жить, то есть меньше брать от других, а больше давать», - полагает он.

Что привлекло Толстого в личности Данилевского? О чём беседовали Лев Николаевич и Николай Николаевич в Мшатке, на черноморском прибрежье,

вслушиваясь в рокот и ропот морских волн? Они были земляками: толстовская Ясная Поляна – в нескольких десятках вёрст от селения Оберец, где в орловском имении матери появился на свет божий сын заслуженного генерала,

ставший впоследствии одним из корифеев отечественного естествознания и мировой философии. Отец его Яков Иванович Данилевский (1789 – 1855; кавалер многих орденов и медалей, включая орден Станислава 1 степени) был генеральным консулом в Белграде, командовал лёгкой артиллерией; при формировании Орловского ополчения единодушно избран его начальником.

В Отечественной войне 1812-го ранен, лечился в Париже.

Сын генерала от кавалерии и орловской дворянки (владелицы родового имения Оберец под Ливнами) Дарьи Ивановны Мишиной избрал стезю натуралиста, ботаника. Вместе с братьями Семёновыми (один из них станет легендарным путешественником Семёновым-Тяншанским) Николай Данилевский изучал флору и фауну Русского Подстепья, Рязанщины, Тульщины, Орловщины, Тамбовщины, всего Черноземья (результаты изысканий положены в основу его магистерской диссертации). В составе знаменитых экспедиций Бэра исследует он рыболовство на Волге и Каспии; в Астрахани он «присутствует» в комиссии рыбных и тюлених промыслов; причисленный к департаменту сельского хозяйства Данилевский изучает ресурсы Белого моря и побережья Ледовитого океана. Его направляют на Псковское и Чудское озёра «для разъяснения жалоб по правилам рыболовства». Возглавляет он несколько экспедиций на северо-западные озёра России. Особая сфера его научно-практической деятельности – борьба с филоксерой на Чёрном море; он председательствует в Крымской филоксерной комиссии; возглавляет группу для составления правил о пользовании проточными водами в Крыму. Данилевский выработал основы до ныне действующих законов по части рыболовства во всех водах России. Несколько десятилетий он отдаст проблемам, нашедшим воплощение в его фундаментальном, всемирно известном труде «Россия и Европа»…

“…для величия и культурного значения семьи славянских народов нужно, чтобы образ Славянского мира представлялся не в виде слияния славянских ручьев с русским морем, по выражению Пушкина, а в виде обширного океана, с самобытными, хотя и соединенными и соподчиненными, частями, то есть морями и глубокими заливами. Нужно не поглощение славян Россиею, а объединение всех славянских народов общею идеею Всеславянства как в политическом, так и культурном отношении, и в первом - главнейшее и преимущественно для возможности осуществления последнего…”

* * *

“…Главный поток всемирной истории начинается двумя источниками на берегах древнего Нила. Один - небесный, божественный, через Иерусалим и Царьград достигает в невозмущенной чистоте до Киева и Москвы; другой - земной, человеческий, в свою очередь дробящийся на два главные русла: культуры и политики, течет мимо Афин, Александрии, Рима - в страны Европы, временно иссякая, но опять обогащаясь новыми, все более и более обильными, водами. На Русской земле пробивается новый ключ: справедливо обеспечивающего народные массы общественно-экономического устройства… “

* * *

“…Между тем, богатство само по себе никогда в России не рассматривалось как высшая ценность. Наши предки всегда осуждали неправедные пути обогащения и в русском обществе всегда преобладала мысль о необходимости делиться своим богатством с малоимущими. Это делалось ради спасения души своей… …вообще не интерес составляет главную пружину, главную двигательную силу русского народа, а внутреннее нравственное сознание, медленно подготовляющееся в его духовном организме, но всецело охватывающее его, когда настанет время для его внешнего практического обнаружения и осуществления…”

Н.Я. ДАНИЛЕВСКИЙ: ИСТОРИЯ ВОСТОКА В КОНТЕКСТЕ

ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ

Автор «России и Европы» констатирует, что История говорит то же самое о народах: и они нарождаются, достигают различных степеней развития, стареют, дряхлеют, умирают - и умирают не от внешних только причин. Внешние причины, как и у отдельных лиц, по большей части только ускоряют смерть больного и расслабленного тела, которое в состоянии крепости сил, в пору юношества или мужества, очень хорошо перенесло бы их вредоносное влияние. Внешние причины помогают также разложению после смерти - как растительных и животных, так и политических организмов. Однако иногда, хотя в редких случаях, потому ли, что вредоносные внешние влияния действуют слабо, или организм успешно им противится, умирает он тем, что называется естественной смертью или старческой немочью. Китай представляет именно такой редкий случай. Тело столь однородно и плотно, так разрослось в тиши и уединении, что скопило огромную силу противодействия, как те старики, про которых говорят, что они чужой век заживают, что смерть их забыла. Живая, свежая деятельность давно заснула в них, но животная жизненность, или, скорее, растительная прозябаемость,- осталась. Что же удивительного, что в таких организмах остыл огонь юности, иссякла сила прогресса? И что дает право предполагать, что с ними всегда так было, вопреки очевидному свидетельству результатов трудов, некогда совершенных старцами? В таком же дряхлеющем состоянии находится и теперь Индия, находились долгое время Египет и Византия, прежде чем иноземные вторжения и вообще внешние влияния их доконали и разложили самые составные части их умершего тела.

Страны эти (замечает Данилевский) находились более или менее на «перепутье народов», да и не составляли таких огромных, плотных, компактных масс, как Китай, и поэтому процесс совершался скорее, и место одряхлевшего занимал новый, свежий народ. Только эта преемственность замещения одних племен другими придает истории более прогрессивный вид на Западе, чем на Востоке, а не какое-либо особенное свойство духа, которое давало бы западным народам монополию исторического движения. Прогресс, следовательно, не составляет исключительной привилегии Запада, или Европы, а застой исключительного клейма Востока, или Азии; тот и другой суть только характеристические признаки того возраста, в котором находится народ, где бы он ни жил, где бы ни развивалась его гражданственность, к какому бы племени он ни принадлежал. Следовательно, если бы и в самом деле Азия и Европа, Восток и Запад составляли самостоятельные, резко определенные целые, то и тогда принадлежность к Востоку и Азии не могла бы считаться какой-то «печатью отвержения».
Другая же и важнейшая причина, по которой отвергается мысль о какой-либо самостоятельной цивилизации вне германо-романских, или европейских, форм культуры, принимаемых за общечеловеческие, выработанные всей предыдущей историей, заключается (по мысли Данилевского) в неправильном понимании самых общих начал исторического процесса и в неясном, туманном представлении об историческом явлении, называемом прогрессом.

**********************************************************

Н.Я. Данилевский поясняет: дело в том, что во всех частях света есть страны очень способные, менее способные и вовсе не способные к гражданскому развитию человеческих обществ, что европейский полуостров в этом отношении весьма хорошо наделен, хотя не обделена и остальная Азия, которая абсолютно имеет больше годных для культуры стран, чем ее западный полуостров, и только в смысле относительном (ко всему пространству) должна ему уступить. Везде же, где только гражданственность и культура могли развиться, они имели тот же прогрессивный характер, как и в Европе. Возьмем самый тип застоя и коснения - Китай, выставляемый как наисильнейший контраст прогрессивной Европе. В этой стране живет около 400 миллионов народа в гражданском благоустройстве. Если бы имелись точные цифры о количестве производительности китайского труда, то перед ними, может быть, побледнели бы цифры английской и американской промышленности и торговли, хотя китайская торговля почти вся внутренняя. Многие отрасли китайской промышленности находятся до сих пор на недосягаемой для европейских мануфактур степени совершенства, как, например, краски, окрашивание тканей, фарфор, многие шелковые материи, лаковые изделия и т. д. Китайское земледелие занимает, бесспорно, первое место на земном шаре. Это единственное рациональное земледелие, ибо только оно одно возвращает почве все, что извлекается из нее жатвами, не прибегая притом ко ввозу удобрений из-за границы, что также должно, без сомнения, считаться земледельческим хищением. Китайское садоводство также едва ли не первое в свете. Китайские садовники делают с растением то, что английские фермеры с породами рогатого скота, то есть дают растению ту форму, которую считают наиболее выгодной или приятной для известной цели,- заставляют его приносить изобильные цветы и плоды, не давая увеличиваться его росту и т. д. В разведении садов китайцы достигли замечательных результатов, даже в отношении изящества, к которому этот народ вообще оказывает мало склонности. Ландшафтные сады их составляют, по словам путешественников, верх прелести и разнообразия. Китайская фармация обладает, вероятно, драгоценными веществами, и только гордость или странная невнимательность европейской науки до сих пор еще не воспользовалась ими. Искусственное рыбоводство давно известно Китаю и производится в громадных размерах. Едва ли могут другие страны представить, по громадности размеров, что-либо подобное китайским каналам. Во многих отношениях китайская жизнь удобствами не уступает европейской, особливо - если сравнить ее не с настоящим временем, а хоть с первой четвертью нынешнего столетия…

Аргументы Данилевского весомы, убедительны…Порох, книгопечатание, компас, писчая бумага давно уже известны китайцам и, вероятно, даже от них занесены в Европу. Китайцы имеют громадную литературу, своеобразную философию, весьма, правда, несовершенную в космологическом отношении, но представляющую здравую и возвышенную, для языческого народа, систему этики. Когда на древних греков кометы наводили еще суеверный страх, китайские астрономы, говорит Гумбольдт, наблюдали уже научным образом эти небесные тела. Науки и знания нигде в мире не пользуются таким высоким уважением и влиянием, как в Китае. Неужели же эта высокая степень гражданского, промышленного и в некотором отношении даже научного развития, которое во многом оставляет далеко за собою цивилизацию древних греков и римлян, в ином даже и теперь может служить образцом для европейцев,- вышла во всеоружии из головы первого китайца, как Минерва из головы Юпитера, а все остальные четыре или пять тысяч лет своего существования этот народ пережевывал старое и не подвигался вперед?..

Полемические утверждения Н.Я. Данилевского подкрепляются всё новыми и новыми аргументами… Риторические вопросы… Не были ли эти успехи, добытые на крайнем востоке Азиатского материка, таким же результатом постепенно накоплявшегося умственного и физического, самостоятельного и своеобразного труда поколений, как и на крайнем его западе - на европейском полуострове? И что же это такое, как не прогресс? Правда, что прогресс этот давно прекратился, что даже многие прекрасные черты китайской гражданственности (как, например, влияние, предоставляемое науке и знанию) обратились в пустой формализм, что дух жизни отлетел от Китая, что он замирает под тяжестью прожитых им веков. Но разве это не общая судьба всего человечества и разве один только Восток представляет подобные явления?..

…Читателя всё более и более увлекают логика, мотивация, пафос автора «России и Европы»…Не в числе ли прогрессивных западных, как говорят, европейских, народов считаются древние греки и римляне; и, однако же, не совершенно ли то же явление, что и Китай, представляла греческая Византийская империя? С лишком тысячу лет прожила она после отделения от своей римской, западной сестры; каким же прогрессом ознаменовалась ее жизнь после последнего великого дела эллинского народа - утверждения православной христианской догматики? Для обыкновенного историка такое явление, как, например, Китай, есть нечто неправильное и пустое, какая-то ненужная бессмыслица. Поэтому о Китае и не говорят, его выкидывают за пределы истории. По Данилевскому, Китай есть столь же законное и поучительное явление, как греко-римский мир или гордая Европа…

Так же, как в солнечной системе каждая планета (полагает Данилевский) имеет свою собственную орбиту, так и в истории человечества каждая цивилизация имеет свой собственный путь развития. И как астроном, наблюдая движение планеты по орбите, не станет думать, что оно определяет направление, в котором движется вся солнечная система в целом так и историк, изучая развитие отдельных цивилизаций, не должен принимать ход развития какой-то одной из них за на правление всей истории человечества «Человечество» —э то, по убеждению Данилевского, не более чем абстрактное собирательное понятие: в реальности нет человечества как целого, а есть отдельные народы, представляющие собою разные воплощения «идеи человека». Нет и никакого общего процесса развития который охватывает человечество, взятое в целом; есть лишь особые культурно-исторические типы развития разных народов, которые порождают существующие отдельно друг от друга цивилизации…

*****************************************************************

…Москва и град Петров, и Константинов град –

Вот царства русского заветные столицы…

Но где предел ему? И где его границы –

На север, на восток, на юг и на закат?

Грядущим временам судьбы их обличат…

Семь внутренних морей и семь великих рек…

От Нила до Невы, от Эльбы до Китая,

От Волги до Евфрат, от Ганга до Дуная…

Вот царство русское… и не прейдет вовек,

Как то провидел Дух и Даниил предрек.

ФЁДОР ТЮТЧЕВ.

«Русская география». 1848-1849.

ВАСИЛИЙ Ш А Х О В

ДАНИЛЕВСКИЙ, ПУТИН, МИХЕЕВ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ -1

…………………………………………………………………………………………………

· ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Из откликов на морю статью о «немарксистском социализме»:

·

· Николай Перепёлкин

14 февраля 2017 в 11:49

Здравствуйте уважаемый Василий Васильевич!

Вы прав, когда пишете: " Гражданское общество всерьёз озаботилось поисками «национальной идеи»...".

Только что закончил смотреть, по интернету, дебаты (от 13.02.17, "Вечер с Владимиром Соловьёвым) об этой самой «национальной идее».

Думается, что проблема всех интеллектуалов в том, что КАЖДЫЙ из них имеет СВОЁ видение этой самой «национальной идеи».

Нужен МЕХАНИЗМ претворения в жизнь любой национальной идеи.

Предлагаю следующий механизм формирования и реализации национальной идеи России:

1) В сердцевину всякой национальной идеи включить понятие «Справедливости».
Дело в том, что, о чём бы ни говорили интеллектуалы или простые граждане России, всё, так или иначе, сводится к понятию справедливости.

2) Принять за основу предлагаемое ниже определение понятия «Справедливость»:
"Справедливость" индивидуума - это отражение в сознании человека и гражданина его прав и обязанностей, в системе духовно-нравственных установок (принципов), выработанных всей историй человечества, и полученных им в процессе воспитания и формирования личности.
"Справедливость" социума (народа, государства) - это права и обязанности человека и гражданина, в рамках системы духовно-нравственных установок (принципов), выработанных всей историй человечества, изложенных в Конституции и заложенных в сущность Законов государства.

3) Сформулировать эту самую систему духовно-нравственных принципов, выработанных всей историй человечества.

4) Написать Новую Конституцию России на основе сформулированных духовно-нравственных принципов, выработанных всей историй человечества.
5) Вынести её на всенародное обсуждение
6) Предложить её всем парламентским партиям на рассмотрение.

7) Вынести её на всенародный референдум с ОДНИМ вопросом:
«Готовы ли Вы жить в России по предлагаемой Конституции».

Уважаемый Василий Васильевич, думается, что эту работу нужно было бы начать ещё года два назад, чтобы закончить её к 100-й годовщины Октябрьской революции. Но и сегодня ещё не поздно, если ВСЕ посетители сайта «Завтра», во главе с Прохановым Александром Андреевичем, дружно возьмёмся за эту работу.

Василий Васильевич, нужно сформулировать эти самые духовно-нравственные принципы, выработанные всей историей человечества, не только в религиозной интерпретации, но и опираясь на мысли выдающихся мыслителей России и всего мира.
Признаюсь, лично я этого сделать не смогу по той самой причине, что изучал всё, что угодно, но только не мысли выдающихся мыслителей России и мира. Мои познания в этой сфере, крайне ограничены. Здесь я смогу выступать лишь в качестве скромного «эксперта».

К слову сказать, многие соображения, высказанные в дебатах у В. Соловьёва, можно было бы сформулировать в качестве этих самых духовно-нравственных принципов, выработанных всей историей человечества.
Что Вы думаете относительно изложенных выше соображений?

С уважением.

·

· Василий Шахов

14 февраля 2017 в 14:18

...Весомые, глубокие, новаторски значимые предложения... Вот если бы сам А.А. Проханов бросил клич... "Сидельцы" ГосДумы бы встрепенулись... Администрация Президента бы озаботилась...

Поклон, глубокое уважение...

· Кир Третий

14 февраля 2017 в 14:46

"Классовая борьба пролетариата" - обсуждение на Красном ТВ

день 2-й

https://youtu.be/e6fiP4CrppU

· Василий Шахов

14 февраля 2017 в 15:41

...Признательность за информацию к размышлению.

2.

Михеев и Соловьёв, не обижайте

классика умолчанием!..

…Гражданское общество уже почти приучили к тому, что «главная власть» -

голубоватый экран, где безраздельно господствуют-преобладают аллы, филиппы, галкины, жванецие, всесильный, всевластный шоу-бизнес, рекламо-бизнес. Лучшее время – для них. А вот это самое «серьёзное» - ближе к глубокой полуночи. Вот и о НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕЕ Соловьёв «пытал» Михеева где-то во втором часу ночи. Михеев глубок, оригинален, интеллектуально стабилен, парадоксально-мудр. Вот таких бы – в помощники и советники Главы Государства… И на этот раз крепло желание «дослушать» его… Но после почти часовой беседы появилось недоумение: почему же

ищут то, что найдено и всемирно озвучено тем же НИКОЛАЕМ ДАНИЛЕВСКИМ?..

…………………………………………………………………………………………

Д А Н И Л Е В С К И Й… Это имя сегодня - в ряду имён величайших мыслителей. Уроженец села О б е р е ц (Орловщина, ныне - Измалковского района Липецкой области) Николай Яковлевич Данилевский (1822 - 1885) - выдающийся философ, естествоиспытатель, экономист, социолог, публицист, культуролог. Мировое признание получила его теория культурно-исторических типов. Всесветно известен его фундаментальный труд - «Россия и Европа».

«Солью земли русской», «солью славянских земель» называют его, подчёркивая значение его нравственно-философского наследия. «По личным своим качествам Николай Яковлевич представлял высокое явление. Это был человек огромных сил, крепкий телом и душою, и притом такой ясный, чистый, чуждый зла и малейшей фальши, что не любить его было невозможно…» (Н.Н. Страхов. «Жизнь и труды Н.Я. Данилевского»).

Исследования Данилевского в сфере биологии растений, биологии животных, в сфере естествознания вызвали полемический отклик в научной среде. Сошлёмся на отзывы академика Алексея Сергеевича Фамицына, классика физиологии растений, по определению К.А. Тимирязева, рациональной основы земледелия). Как и Данилевский, Фамицын успешно переходил от фундаментальной науки к запросам сельского хозяйства, нуждам земледельческой России. «Наука и просвещение народных масс – действительно два талисмана, перед которыми со временем преклонятся меч и золото»,- заявлял Фамицын. Как и Данилевский, Фамицын уделял внимание научному просветительству, популяризации естественнонаучных знаний. –«…Книгу Данилевского я считаю полезной для зоологов и ботаников… наука останется благодаря Данилевскому…». Соратник Фамицына, академик А.П. Карпинский солидаризируется с ним в высокой оценке Данилевского (как автора книги «Дарвинизм»): «…В авторе можно признать человека выдающегося ума и весьма разнообразных и значительных знаний…».

У Афанасия Фета есть стихотворение «Памяти Н.Я. Данилевского», написанное 3 - 5 июля 1886 года в связи с кончиной выдающегося учёного.

В Мшатке (южный берег Крыма) - могила великого мыслителя-гуманиста:

Если жить суждено и на свет не родиться нельзя.

Как завидна, о странник почивший, твоя мне стезя!

Отдаваяся мысли широкой, доступной всему,

Ты успел оглядеть, полюбить голубую тюрьму.

Постигая, что мир только право живущим хорош,

Ты восторгов опасных старался обуздывать ложь;

И у южного моря, за вечной оградою скал,

Ты местечко на отдых в цветущем саду отыскал.

ФИЛОСОФСКО - КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ

НИКОЛАЯ ЯКОВЛЕВИЧА ДАНИЛЕВСКОГО

«Это сильный, смелый ум, независимый и самостоятельный,

и притом какой-то особенный, честный ум»

И. С. А К С А К О В о Данилевском.

Определяя «общие разряды культурной деятельности», вычленяя «высшие категории деления», Данилевский прослеживает путь человека и человечества от «первичных культур» до современной ему реальности Х1Х столетия. «ч е т ы р е разряда культурной деятельности» определяли и определяют «содержание всемирной истории».

Д е я т е л ь н о с т ь р е л и г и о з н а я стала «живой основой всей нравственной деятельности человека» (отношение человека к Богу, по мысли Данилевского, формировало «понятие человека о судьбах своих, как нравственного неделимого в отношении к общим судьбам человечества и Вселенной»). Д е я т е л ь н о с т ь п о л и т и ч е с к а я включала в себя «отношения людей между собою как членов одного народного целого и отношения этого целого как единицы высшего порядка к другим народам». Д е я т е л ь н о с т ь о б щ е с т в е н н о - э к о н о м и ч е с к а я обусловливала «отношения людей между собою не непосредственно как нравственных и политических личностей, а посредственно - применительно к условиям пользования предметами внешнего мира, следовательно, и добывания, и обработки их». Д е я т е л ь н о с т ь к у л ь т у р н а я объемлет отношения человека к внешнему миру специфично; во-первых, выделяя теоретическое, сугубо научное; во-вторых, э с т е т и ч е с к о е, х у д о ж е с т в е н н о е ( к «внешнему миру», напоминает Данилевский, при этом причисляется и сам человек как предмет исследования, мышления и художественного воспроизведения); в-третьих, сюда же относится т е х н и ч е с к о е, п р о м ы ш л е н н о е (к культурной деятельности имеет прямое отношение «добывание и обработка предметов внешнего мира, применительно к нуждам человека и сообразно с пониманием как этих нужд, так и внешнего мира, достигнутым путем теоретическим»).

********************************************************

Счастлив тот, кто жизнью мир пленяет.

Но стократ счастливей тот, чей прах

Веру в жизнь бессмертную вселяет

И цветет легендами в веках!

Иван Бунин. «Гробница Софии».

«…Статьи, пожалуйста, пришлите и вашу,

и Данилевского… Я в своей глуши и тишине

чтец хороший…»

Л.Н. Толстой – Н.Н. Страхову. Ясная Поляна,

19 октября 1877 года.

19 марта 1885 года (будучи с тульским знакомым князем Леонидом Даниловичем Урусовым) Лев Николаевич Толстой отправился пешком из Симеиза в Мшатку. Семья Данилевских гостеприимно встретила дорогих гостей. Два дня самого дружеского общения… Возвратившись в Москву Лев Николаевич напишет Н.Н. Страхову: «Был в Крыму и поехал к Данилевскому. Он очень мне полюбился, и его жена… В нём такая задушевность, искренность, которой и вообразить нельзя…».

Данилевский и Лев Толстой… Автор «России и Европы» и создатель «Севастопольских рассказов», «Войны и мира», «Казаков»… «Самым сложным человеком среди крупнейших людей Х1Х столетия» считал его М. Горький. Доблестный офицер действующей армии, учитель сельской школы, редактор педагогического журнала, мировой посредник, издатель – много занятий, добровольных патриотических обязанностей было у этого необычного жителя Ясной Поляны на Тульщине. Он пахал землю, сеял, косил, рыбачил, бортничал, рыболовствовал, садовничал, но главная его привязанность – С л о в о, русский язык, волшебным мастером и хранителем был творец «Хаджи-Мурата», «Народных рассказов», «Азбуки»… Толстой серьезно размышлял о пробуждении самосознания человека труда. Самозабвенно, с энтузиазмом, как он делал все, за что брался, Лев Николаевич занимался проблемами народного просвещения: организует школу и учительствует в ней, издает педагогический журнал «Ясная Поляна». Живой отклик общественности вызвали его остро полемические статьи: «О народном образовании», «Воспитание и образование», «Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?», «Прогресс и определение образования». Просвещение, утверждает Толстой, есть единственная законная осознанная деятельность для достижения наибольшего счастья всего человечества. «…Надо учить человека жить, то есть меньше брать от других, а больше давать», - полагает он.

Что привлекло Толстого в личности Данилевского? О чём беседовали Лев Николаевич и Николай Николаевич в Мшатке, на черноморском прибрежье,

вслушиваясь в рокот и ропот морских волн? Они были земляками: толстовская Ясная Поляна – в нескольких десятках вёрст от селения Оберец, где в орловском имении матери появился на свет божий сын заслуженного генерала,

ставший впоследствии одним из корифеев отечественного естествознания и мировой философии. Отец его Яков Иванович Данилевский (1789 – 1855; кавалер многих орденов и медалей, включая орден Станислава 1 степени) был генеральным консулом в Белграде, командовал лёгкой артиллерией; при формировании Орловского ополчения единодушно избран его начальником.

В Отечественной войне 1812-го ранен, лечился в Париже.

Сын генерала от кавалерии и орловской дворянки (владелицы родового имения Оберец под Ливнами) Дарьи Ивановны Мишиной избрал стезю натуралиста, ботаника. Вместе с братьями Семёновыми (один из них станет легендарным путешественником Семёновым-Тяншанским) Николай Данилевский изучал флору и фауну Русского Подстепья, Рязанщины, Тульщины, Орловщины, Тамбовщины, всего Черноземья (результаты изысканий положены в основу его магистерской диссертации). В составе знаменитых экспедиций Бэра исследует он рыболовство на Волге и Каспии; в Астрахани он «присутствует» в комиссии рыбных и тюлених промыслов; причисленный к департаменту сельского хозяйства Данилевский изучает ресурсы Белого моря и побережья Ледовитого океана. Его направляют на Псковское и Чудское озёра «для разъяснения жалоб по правилам рыболовства». Возглавляет он несколько экспедиций на северо-западные озёра России. Особая сфера его научно-практической деятельности – борьба с филоксерой на Чёрном море; он председательствует в Крымской филоксерной комиссии; возглавляет группу для составления правил о пользовании проточными водами в Крыму. Данилевский выработал основы до ныне действующих законов по части рыболовства во всех водах России. Несколько десятилетий он отдаст проблемам, нашедшим воплощение в его фундаментальном, всемирно известном труде «Россия и Европа»…

“…для величия и культурного значения семьи славянских народов нужно, чтобы образ Славянского мира представлялся не в виде слияния славянских ручьев с русским морем, по выражению Пушкина, а в виде обширного океана, с самобытными, хотя и соединенными и соподчиненными, частями, то есть морями и глубокими заливами. Нужно не поглощение славян Россиею, а объединение всех славянских народов общею идеею Всеславянства как в политическом, так и культурном отношении, и в первом - главнейшее и преимущественно для возможности осуществления последнего…”

* * *

“…Главный поток всемирной истории начинается двумя источниками на берегах древнего Нила. Один - небесный, божественный, через Иерусалим и Царьград достигает в невозмущенной чистоте до Киева и Москвы; другой - земной, человеческий, в свою очередь дробящийся на два главные русла: культуры и политики, течет мимо Афин, Александрии, Рима - в страны Европы, временно иссякая, но опять обогащаясь новыми, все более и более обильными, водами. На Русской земле пробивается новый ключ: справедливо обеспечивающего народные массы общественно-экономического устройства… “

* * *

“…Между тем, богатство само по себе никогда в России не рассматривалось как высшая ценность. Наши предки всегда осуждали неправедные пути обогащения и в русском обществе всегда преобладала мысль о необходимости делиться своим богатством с малоимущими. Это делалось ради спасения души своей… …вообще не интерес составляет главную пружину, главную двигательную силу русского народа, а внутреннее нравственное сознание, медленно подготовляющееся в его духовном организме, но всецело охватывающее его, когда настанет время для его внешнего практического обнаружения и осуществления…”

Н.Я. ДАНИЛЕВСКИЙ: ИСТОРИЯ ВОСТОКА В КОНТЕКСТЕ

ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ

Автор «России и Европы» констатирует, что История говорит то же самое о народах: и они нарождаются, достигают различных степеней развития, стареют, дряхлеют, умирают - и умирают не от внешних только причин. Внешние причины, как и у отдельных лиц, по большей части только ускоряют смерть больного и расслабленного тела, которое в состоянии крепости сил, в пору юношества или мужества, очень хорошо перенесло бы их вредоносное влияние. Внешние причины помогают также разложению после смерти - как растительных и животных, так и политических организмов. Однако иногда, хотя в редких случаях, потому ли, что вредоносные внешние влияния действуют слабо, или организм успешно им противится, умирает он тем, что называется естественной смертью или старческой немочью. Китай представляет именно такой редкий случай. Тело столь однородно и плотно, так разрослось в тиши и уединении, что скопило огромную силу противодействия, как те старики, про которых говорят, что они чужой век заживают, что смерть их забыла. Живая, свежая деятельность давно заснула в них, но животная жизненность, или, скорее, растительная прозябаемость,- осталась. Что же удивительного, что в таких организмах остыл огонь юности, иссякла сила прогресса? И что дает право предполагать, что с ними всегда так было, вопреки очевидному свидетельству результатов трудов, некогда совершенных старцами? В таком же дряхлеющем состоянии находится и теперь Индия, находились долгое время Египет и Византия, прежде чем иноземные вторжения и вообще внешние влияния их доконали и разложили самые составные части их умершего тела.

Страны эти (замечает Данилевский) находились более или менее на «перепутье народов», да и не составляли таких огромных, плотных, компактных масс, как Китай, и поэтому процесс совершался скорее, и место одряхлевшего занимал новый, свежий народ. Только эта преемственность замещения одних племен другими придает истории более прогрессивный вид на Западе, чем на Востоке, а не какое-либо особенное свойство духа, которое давало бы западным народам монополию исторического движения. Прогресс, следовательно, не составляет исключительной привилегии Запада, или Европы, а застой исключительного клейма Востока, или Азии; тот и другой суть только характеристические признаки того возраста, в котором находится народ, где бы он ни жил, где бы ни развивалась его гражданственность, к какому бы племени он ни принадлежал. Следовательно, если бы и в самом деле Азия и Европа, Восток и Запад составляли самостоятельные, резко определенные целые, то и тогда принадлежность к Востоку и Азии не могла бы считаться какой-то «печатью отвержения».
Другая же и важнейшая причина, по которой отвергается мысль о какой-либо самостоятельной цивилизации вне германо-романских, или европейских, форм культуры, принимаемых за общечеловеческие, выработанные всей предыдущей историей, заключается (по мысли Данилевского) в неправильном понимании самых общих начал исторического процесса и в неясном, туманном представлении об историческом явлении, называемом прогрессом.

**********************************************************

Н.Я. Данилевский поясняет: дело в том, что во всех частях света есть страны очень способные, менее способные и вовсе не способные к гражданскому развитию человеческих обществ, что европейский полуостров в этом отношении весьма хорошо наделен, хотя не обделена и остальная Азия, которая абсолютно имеет больше годных для культуры стран, чем ее западный полуостров, и только в смысле относительном (ко всему пространству) должна ему уступить. Везде же, где только гражданственность и культура могли развиться, они имели тот же прогрессивный характер, как и в Европе. Возьмем самый тип застоя и коснения - Китай, выставляемый как наисильнейший контраст прогрессивной Европе. В этой стране живет около 400 миллионов народа в гражданском благоустройстве. Если бы имелись точные цифры о количестве производительности китайского труда, то перед ними, может быть, побледнели бы цифры английской и американской промышленности и торговли, хотя китайская торговля почти вся внутренняя. Многие отрасли китайской промышленности находятся до сих пор на недосягаемой для европейских мануфактур степени совершенства, как, например, краски, окрашивание тканей, фарфор, многие шелковые материи, лаковые изделия и т. д. Китайское земледелие занимает, бесспорно, первое место на земном шаре. Это единственное рациональное земледелие, ибо только оно одно возвращает почве все, что извлекается из нее жатвами, не прибегая притом ко ввозу удобрений из-за границы, что также должно, без сомнения, считаться земледельческим хищением. Китайское садоводство также едва ли не первое в свете. Китайские садовники делают с растением то, что английские фермеры с породами рогатого скота, то есть дают растению ту форму, которую считают наиболее выгодной или приятной для известной цели,- заставляют его приносить изобильные цветы и плоды, не давая увеличиваться его росту и т. д. В разведении садов китайцы достигли замечательных результатов, даже в отношении изящества, к которому этот народ вообще оказывает мало склонности. Ландшафтные сады их составляют, по словам путешественников, верх прелести и разнообразия. Китайская фармация обладает, вероятно, драгоценными веществами, и только гордость или странная невнимательность европейской науки до сих пор еще не воспользовалась ими. Искусственное рыбоводство давно известно Китаю и производится в громадных размерах. Едва ли могут другие страны представить, по громадности размеров, что-либо подобное китайским каналам. Во многих отношениях китайская жизнь удобствами не уступает европейской, особливо - если сравнить ее не с настоящим временем, а хоть с первой четвертью нынешнего столетия…

Аргументы Данилевского весомы, убедительны…Порох, книгопечатание, компас, писчая бумага давно уже известны китайцам и, вероятно, даже от них занесены в Европу. Китайцы имеют громадную литературу, своеобразную философию, весьма, правда, несовершенную в космологическом отношении, но представляющую здравую и возвышенную, для языческого народа, систему этики. Когда на древних греков кометы наводили еще суеверный страх, китайские астрономы, говорит Гумбольдт, наблюдали уже научным образом эти небесные тела. Науки и знания нигде в мире не пользуются таким высоким уважением и влиянием, как в Китае. Неужели же эта высокая степень гражданского, промышленного и в некотором отношении даже научного развития, которое во многом оставляет далеко за собою цивилизацию древних греков и римлян, в ином даже и теперь может служить образцом для европейцев,- вышла во всеоружии из головы первого китайца, как Минерва из головы Юпитера, а все остальные четыре или пять тысяч лет своего существования этот народ пережевывал старое и не подвигался вперед?..

Полемические утверждения Н.Я. Данилевского подкрепляются всё новыми и новыми аргументами… Риторические вопросы… Не были ли эти успехи, добытые на крайнем востоке Азиатского материка, таким же результатом постепенно накоплявшегося умственного и физического, самостоятельного и своеобразного труда поколений, как и на крайнем его западе - на европейском полуострове? И что же это такое, как не прогресс? Правда, что прогресс этот давно прекратился, что даже многие прекрасные черты китайской гражданственности (как, например, влияние, предоставляемое науке и знанию) обратились в пустой формализм, что дух жизни отлетел от Китая, что он замирает под тяжестью прожитых им веков. Но разве это не общая судьба всего человечества и разве один только Восток представляет подобные явления?..

…Читателя всё более и более увлекают логика, мотивация, пафос автора «России и Европы»…Не в числе ли прогрессивных западных, как говорят, европейских, народов считаются древние греки и римляне; и, однако же, не совершенно ли то же явление, что и Китай, представляла греческая Византийская империя? С лишком тысячу лет прожила она после отделения от своей римской, западной сестры; каким же прогрессом ознаменовалась ее жизнь после последнего великого дела эллинского народа - утверждения православной христианской догматики? Для обыкновенного историка такое явление, как, например, Китай, есть нечто неправильное и пустое, какая-то ненужная бессмыслица. Поэтому о Китае и не говорят, его выкидывают за пределы истории. По Данилевскому, Китай есть столь же законное и поучительное явление, как греко-римский мир или гордая Европа…

Так же, как в солнечной системе каждая планета (полагает Данилевский) имеет свою собственную орбиту, так и в истории человечества каждая цивилизация имеет свой собственный путь развития. И как астроном, наблюдая движение планеты по орбите, не станет думать, что оно определяет направление, в котором движется вся солнечная система в целом так и историк, изучая развитие отдельных цивилизаций, не должен принимать ход развития какой-то одной из них за на правление всей истории человечества «Человечество» —э то, по убеждению Данилевского, не более чем абстрактное собирательное понятие: в реальности нет человечества как целого, а есть отдельные народы, представляющие собою разные воплощения «идеи человека». Нет и никакого общего процесса развития который охватывает человечество, взятое в целом; есть лишь особые культурно-исторические типы развития разных народов, которые порождают существующие отдельно друг от друга цивилизации…

*****************************************************************

…Москва и град Петров, и Константинов град –

Вот царства русского заветные столицы…

Но где предел ему? И где его границы –

На север, на восток, на юг и на закат?

Грядущим временам судьбы их обличат…

Семь внутренних морей и семь великих рек…

От Нила до Невы, от Эльбы до Китая,

От Волги до Евфрат, от Ганга до Дуная…

Вот царство русское… и не прейдет вовек,

Как то провидел Дух и Даниил предрек.

ФЁДОР ТЮТЧЕВ.

«Русская география». 1848-1849.

1.0x